Разгосударствление и приватизация в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

По моему мнению, тема приватизации более чем актуальна в нашей стране, т.к. в своё время затронула каждого. В своей работе я попытался проанализировать ход и результаты приватизации в России, а также сравнить их с международными примерами. В ходе работы над курсовой, я пришёл к неутешительному выводу о практически полном провале разумного на первый взгляд приватизационного плана в России.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..…….......... 3
I. Общий обзор разгосударствления в России. …………………………………………...…4
1. Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы……......... 4
2. Основные концепции приватизации............................................................................ 5
3. Экономическое содержание приватизации................................................................. 6
4. «Плюсы» и «минусы» приватизации........................................................................... 8
5. Реальные проблемы приватизации.............................................................................. 9
II. Приватизация ВПК.....................................................................................................................12
1. Особенности приватизации ВПК в России..................................................................12
2. Этапы приватизации, их содержание и основные результаты...................................13
3. Организационные формы приватизации......................................................................14
4. Последствия ваучерного этапа приватизации оборонных предприятий……….......16
5.Направления нейтрализации отрицательных последствий ваучерной приватизации...................................................................................................................................19
III. Современный этап приватизации в России..............................................................................20
1.Итоги приватизации государственного имущества в 2003 г..........................................20
2.Итоги приватизации государственного имущества в 2003 г..........................................21
3.План приватизации на 2005 г.............................................................................................21
4.Итоги приватизации за 2005 г. и план на 2006 г………………………………..……....22
5.План приватизации на период 2007 - 2009 г.г………………………………….….……28
4.Общий вывод по современному периоду российской приватизации...........................30
Заключение........................................................................................................................................31
Список использованной литературы...............................................................................................33

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

 

2. Итоги приватизации государственного имущества в 2004г.

 

В 2004 году Президентом было поручено  Правительству рассмотрение следующих вопросов:

- осуществление структурных преобразований в экономике, включая создание вертикально-интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе;

- уточнение условий приватизации объектов инфраструктурного значения, в том числе находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ и предприятий воздушного транспорта.

- порядка приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ "Новороссийский морской торговый порт" (г. Новороссийск, Краснодарский край) и "Владивостокский морской торговый порт" (г. Владивосток) с учетом обеспечения интересов государства.

Среди приватизированных в 2004 г. предприятий можно выделить: открытое  акционерное общество "Кирово-Чепецкий комбинат имени Б.П.Константинова» (г. Кирово-Чепецк, Кировская область), "Морской порт Санкт-Петербург" (г. Санкт-Петербург), открытое акционерное общество «Инвестиционная компания связи» (г. Москва) и другие предприятия.

Правительство поручило Российскому фонду федерального имущества разработать комплекс мер по своевременному информированию потенциальных инвесторов о федеральном имуществе, предлагаемом к приватизации, в том числе обеспечить публикацию извещений о проведении торгов по его продаже в международной сети Интернет.

Министерству юстиции было поручено завершить подготовку проекта федерального закона "О Российском международном реестре судов" и до 1 августа 2003 г. представить его в Правительство Российской Федерации.

 

3. План приватизации на 2005 год.

 

 

По заявлению заместителя министра экономического развития и торговли РФ Андрея Шаронова в 2005 г.: "Сейчас есть 1670 предприятий <подготовленных к приватизации>, которые согласованы с ведомствами, и более 300, по которым имеется документация, но есть разногласия". 

По словам Шаронова, изначально разногласия вызывали 389 предприятий, по 50-ти предприятиям их удалось урегулировать.

Замминистра также сообщил, из общего числа предприятий, подлежащих приватизации в 2005 году, около 1100 перейдут с 2004 года.

Общая сумма доходов от приватизации госимущества, запланированная в 2005 году, составляет 40 миллиардов рублей. По словам Шаронова, основная ее доля будет получена за счет крупных продаж.

Позже, по словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, в  список предприятий, которые должны быть добавлены к программе приватизации, включены 42 ФГУП и 63 акционерных общества.

Всего в документе, одобренным правительством, значится свыше 500

федеральных государственных унитарных предприятий и свыше 600

государственных пакетов акций в акционерных обществах.

По предложению министра промышленности и энергетики Виктора Христенко правительство согласилось проработать дополнительно вопрос о внесении в программу приватизации текущего года областных газовых компаний.

Минэконоразвития России для реализации целей, задач и приоритетов, определенных основными направлениями приватизации федерального имущества до 2006 года, утвержденных Правительством Российской Федерации, предлагает ряд направлений совершенствования законодательства Российской Федерации о приватизации.
Представляется целесообразным совершенствование порядка приватизации федерального имущества в сочетании с реализацией комплекса кардинальных мер организационного характера, что позволит в соответствии с поставленными задачами плановых заданий по приватизации федерального имущества при сложившихся организации планирования и практике осуществления приватизационных процедур вывести темпы приватизации на необходимый_уровень.

 

4. Итоги приватизации за 2005 г. и план на 2006 г.

 

Целью прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2005 год, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 1124-р, являлось максимизация вклада приватизации федерального имущества в увеличение темпов роста и повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации. В соответствии с указанной целью решались следующие задачи:

- осуществление в 2005 - 2007 годах приватизации федерального имущества, которое не используется для обеспечения функций и задач государства;

- проведение структурных преобразований в соответствующих отраслях экономики;

- формирование доходов федерального бюджета.

В соответствии с Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества на 2005 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. № 1124-р (с учетом изменений и дополнений), в 2005 году подлежат приватизации акции (доли в уставном капитале) 1478 акционерных обществ, 1453 федеральных государственных унитарных предприятий, а также 15 долей в обществах с ограниченной ответственностью. Возможна приватизация 1 291 пакета акций (долей) хозяйственных обществ, из которых в настоящее время приняты решения об условиях по 1142 обществам. Не приняты решения об условиях приватизации акций по 207  обществам. В течение первой половины 2005 года Российским фондом федерального имущества предложены к продаже акции 534 акционерных обществ. Торги по продаже акций 114 акционерному обществу признаны состоявшимися. По результатам состоявшихся торгов в бюджет подлежит перечислению 5, 6 млрд. рублей. Кроме того, зачислению в федеральный бюджет в 2005 году подлежит 21, 9 млрд. рублей, вырученных по результатам проведенного 22 декабря 2004 г. аукциона по продаже 20% пакета акций ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». Таким образом, сумма поступлений в бюджет от приватизации составляет 27, 5 млрд. рублей или 68,5 % бюджетного задания.

Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2005 № 122 урегулирован вопрос о передаче приватизируемых акций победителям торгов. В соответствии с указанным порядком Росимущество оформляет и передает Российскому фонду федерального имущества оригиналы передаточных распоряжений на передачу приватизируемых акций не позднее 3-х рабочих дней со дня получения от РФФИ копий протоколов об итогах торгов и договоров о купле-продаже акций, продажа которых признана состоявшейся. В свою очередь, РФФИ оформляет передаточные распоряжения на передачу акций покупателям и осуществляет взаимодействие с лицами, ведущими реестры акционеров. При этом передаточные распоряжения на передачу акций Фонду направляются регистраторам одновременно с передаточными распоряжениями на передачу акций покупателям, что позволяет минимизировать срок владения акций лицом, не уполномоченным на осуществление прав акционера от имени Российской Федерации (фактически акции проходят через лицевой счет продавца транзитом). В целях совершенствования процедуры продажи приватизируемых акций,  настоящее время Минэкономразвития России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О Российском фонде федерального имущества». Проектом определяется, что с момента утверждения Правительством Российской Федерации прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на очередной период в реестре акционеров акционерного общества, включенного в прогнозный план (программу) приватизации, владельцем акций акционерного общества, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, указывается Российская Федерация в лице Росимущества и РФФИ. При этом Росимущество осуществляет права акционера в полном объеме, а РФФИ наделяется полномочиями в установленном порядке запрашивать информацию для проведения предпродажной подготовки и проведения оценки акций, а также наделяется полномочиями от имени Российской Федерации, как акционера, непосредственно передавать покупателю приватизированные акции после подведения итогов продаж, признанных состоявшимися, на основании заключенных в соответствии с законодательством о приватизации договоров купли-продажи. Кроме того, проект наделяет Росимущество полномочиями по определению начальной цены приватизируемого федерального имущества.

В настоящее время проект устава в установленном порядке внесен в Правительство Российской Федерации.

В соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества на 2005 год в текущем году подлежат приватизации 1453 федеральных государственных унитарных предприятия. На базе имущественного комплекса 41 предприятия планируется создание вертикально - интегрированных структур. В целях реализации указанных решений Правительства Российской Федерации Росимуществом издано 12 приказов, в соответствии с которыми 86 территориальным управлениям Росимущества и центральному аппарату поручено осуществить приватизацию указанных предприятий.

Приказами утвержден перечень мероприятий, последовательно осуществляемых при приватизации унитарных предприятий и сроки их завершения. В целях систематизации и единообразного применения Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части приватизации федеральных государственных унитарных предприятий Росимуществом урегулирован ряд принципиальных и системных вопросов. Подготовлено и направлено 10 инструктивно-методических писем, связанных с приватизацией федеральных государственных унитарных предприятий. Наиболее актуальны из них следующие.

1. Установлен единый порядок формирования органов управления и контроля создаваемых при приватизации открытых акционерных обществ.

2. Выработан и апробирован на практике алгоритм приватизации результатов интеллектуальной деятельности в составе имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности.

3. Выработан единый подход к изъятию имущества, не подлежащего приватизации в составе имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий.

4. Актуализирован механизм проведения аудиторских проверок промежуточных балансов подлежащих приватизации предприятий.

Вместе с этим при приватизации федеральных государственных унитарных предприятий Росимущество сталкивается с рядом проблем, которые серьезным образом тормозят процесс приватизации:

- отсутствие правоустанавливающих документов и документов технического учета на объекты федерального имущества, в том числе земельные участки;

- отсутствие у предприятий денежных средств, необходимых для оформления правоустанавливающих документов и документов технической инвентаризации;

- судебные разбирательства по вопросам принадлежности имущества;

- неисполнение руководителем предприятия законных требований по подготовке к приватизации, в том числе непредставление информации, затягивание сроков приватизации и т.д.

Росимушество провело анализ соотношения финансовых результатов деятельности и затрат приватизируемых предприятий на осуществление мероприятий по технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, землеустроительных работ, оформлению прав на объекты недвижимого имущества. По результатам проведенного анализа выявлено, что около 50 процентов от общего числа подлежащих приватизации предприятий не смогут оплатить необходимые работы, и, следовательно, их приватизация не завершится в текущем году.

Данную ситуацию усугубили вступившие в силу с 2005 года изменения Налогового кодекса, согласно которым утверждена величина сбора за государственную регистрацию права в размере 7,5 тыс. рублей за 1 объект недвижимости. Ранее указанная ставка была значительно меньше, поскольку устанавливалась решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В ряде регионов стоимость государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект федерального недвижимого имущества не превышала 100 рублей.

Реализация решений Правительства Российской Федерации о приватизации федеральных государственных унитарных предприятий в 2005 году затруднена также в связи с неисполнением рядом руководителей предприятий норм законодательства о приватизации.

Руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 739, Росимуществом за первое полугодие 2005 года направлено 30 поручений в территориальные органы о прекращении трудовых отношений с руководителями предприятий, препятствующими или сознательно затягивающими проведение приватизационных процедур.

Итоги приватизации федерального имущества показывают, что процесс совершенствования инструментария приватизации должен продолжаться. На заседании Правительства Российской Федерации 17 марта были обозначена необходимость совершенствования порядка приватизации государственного и муниципального имущества, в том числе в части расширения практики продажи имущественных комплексов унитарных предприятий без их преобразования в открытые акционерные общества, упрощения продажи единичных акций открытых акционерных обществ, прекращения института нормативной цены в процедуре приватизации, перехода на качественно новый уровень информационной прозрачности приватизации, а также законодательного перехода на среднесрочное планирование приватизации. Указанные предложения реализованы в проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», в настоящее время направленного на согласование в федеральные органы исполнительной власти. Проект федерального закона направлен на:

а) расширение практики продажи имущественных комплексов унитарных предприятий без их преобразования в открытые акционерные общества. Действующей редакцией Закона о приватизации установлено жесткое правило об обязательном создании акционерного общества, если балансовая стоимость подлежащего приватизации имущества предприятия (с учетом стоимости земельного участка, определенной расчетным путем) превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества (100 тыс. рублей). Для значительного количества таких предприятий это лишено экономического смысла, поскольку открытое акционерное общество как организационно-правовая форма больше подходит для ведения крупного и привлекательного для относительно большого количества инвесторов бизнеса, и в то же время не является привлекательной для малого бизнеса. Предлагается изменить пункт 2 статьи 13 Закона о приватизации, увеличив размер балансовой стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, при котором в обязательном порядке осуществляется преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных случаях приватизация унитарного предприятия будет осуществляется другими предусмотренными Законом о приватизации способами, в том числе посредством преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью ? организационно-правовую форму, в наибольшей степени подходящую для ведения малого и среднего бизнеса. Отказ от акционирования мелких и средних унитарных предприятий окажет положительное влияние на показатели исполнения программ приватизации федерального имущества и в целом ускорит темпы реформирования государственного сектора экономики.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация в Российской Федерации: проблемы и перспективы