Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:41, курсовая работа
По моему мнению, тема приватизации более чем актуальна в нашей стране, т.к. в своё время затронула каждого. В своей работе я попытался проанализировать ход и результаты приватизации в России, а также сравнить их с международными примерами. В ходе работы над курсовой, я пришёл к неутешительному выводу о практически полном провале разумного на первый взгляд приватизационного плана в России.
Введение ……………………………………………………………………………..…….......... 3
I. Общий обзор разгосударствления в России. …………………………………………...…4
1. Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы……......... 4
2. Основные концепции приватизации............................................................................ 5
3. Экономическое содержание приватизации................................................................. 6
4. «Плюсы» и «минусы» приватизации........................................................................... 8
5. Реальные проблемы приватизации.............................................................................. 9
II. Приватизация ВПК.....................................................................................................................12
1. Особенности приватизации ВПК в России..................................................................12
2. Этапы приватизации, их содержание и основные результаты...................................13
3. Организационные формы приватизации......................................................................14
4. Последствия ваучерного этапа приватизации оборонных предприятий……….......16
5.Направления нейтрализации отрицательных последствий ваучерной приватизации...................................................................................................................................19
III. Современный этап приватизации в России..............................................................................20
1.Итоги приватизации государственного имущества в 2003 г..........................................20
2.Итоги приватизации государственного имущества в 2003 г..........................................21
3.План приватизации на 2005 г.............................................................................................21
4.Итоги приватизации за 2005 г. и план на 2006 г………………………………..……....22
5.План приватизации на период 2007 - 2009 г.г………………………………….….……28
4.Общий вывод по современному периоду российской приватизации...........................30
Заключение........................................................................................................................................31
Список использованной литературы...............................................................................................33
Начало разгосударствления собственности и приватизации в оборонном комплексе можно отнести к 1990-1992 гг., когда появились альтернативные формы собственности в рамках многоукладной социалистической экономки, а приватизация и разгосударствление собственности не были узаконены и осуществлялись в соответствии с отдельными решениями на уровне властных структур. В 1993-1994 гг. была реализована крупномасштабная программа приватизации, происходило наращивание критической массы количественных преобразований. 1995- 1996 годы - период глубокой структурной перестройки экономики ООП, в это время быстрыми темпами формируются холдинговые и акционерно-промышленные компании (АПК), финансово-промышленные группы (ФПГ), а также федеральные научные и научно-производственные центры.
Существенное ускорение процесса приватизации предприятий ООП наблюдалось после вступления в силу Указа президента РФ "О коммерциализации государственных предприятий с одновременным их преобразованием в акционерные общества открытого типа" (№721 от 1 июля 1992 г.).
Стихийная приватизация, происходившая в ряде отраслей народного хозяйства, не должно была распространяться на ООП, так как могла привести к их полному развалу. Однако только 19 августа 1993 г. был подписан Указ президента РФ № 1267 "Об особенностях приватизации и дополнительных мерах государственного регулирования деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности", а 11 декабря 1993 г. было принято постановление правительства РФ № 1285 "О предприятиях и организациях оборонных отраслей промышленности, не подлежащих приватизации в 1993-1994 годах, а также преобразуемых в акционерные общества", которые позволили перевести процесс приватизации в оборонном комплексе в цивилизованное русло, Этими документами предусматривалось:
- отступление для предприятий ООП от стандартных приватизационных процедур, предусмотренных государственной программой приватизации;
- составление перечня предприятий, находящихся в федеральной собственности и не подлежащих приватизации, по обязательствам которых отвечает государства (обеспечение выполнения оборонного заказа и оборонных НИОКР, гарантия соответствующей оплаты труда, сохранение государственной тайны, содержание мобилизационных мощностей и т.д.);
- установление порядка управления государственными пакетами акций оборонных предприятий и использования дивидендов по указанным акциям;
- закрепление вхождения оборонных предприятий и организаций в перечни предприятий: а.) не подлежащих приватизации в 1993-1995 гг.; б.) подлежащих приватизации на основе специально разработанных для них концепций; в.) преобразуемых в акционерные общества с сохранением контрольного пакета акций на три года в федеральной собственности; г.) преобразуемых в акционерные общества с закреплением "золотой акции" сроком действия 3 года за государством; д.) приватизируемых без ограничений.
Темпы приватизации, особенно на начальной стадии, постоянно возрастали. Если в 1991-1992 гг. было приватизировано около 6,5% общего количества предприятий ООП, в 1993 г. - 25%, то в 1994 г. - 60%. В 1995 г. доля приватизированных предприятий ООП составила свыше 70 % общего их количества. Наиболее активно процесс приватизации проходил на предприятиях авиационной промышленности, радиопромышленности и электронной промышленности. Наиболее распространенным способом приватизации в ООП являлась продажа акций акционерных обществ открытого типа.
Среди других способов приватизации в порядке убывания по итоговым данным использовались выкуп арендованного имущества, продажа предприятий на коммерческом конкурсе и продажа имущества (активов) действующих и ликвидированных предприятий и объектов. Необходимо также отметить, что в первом полугодии 1995 г. наряду с продажей акций акционерных обществ открытого типа предпочтение отдавалось также продаже имущества действующих и ликвидированных предприятий и объектов.
Проведенный анализ работы 46 акционерных обществ, сгруппированных в соответствии с их численностью и использованием первого или второго варианта предоставления льгот трудовым коллективам, а также сравнение групп государственных и приватизированных предприятий показали, что после приватизации в рассматриваемых акционерных обществах в 1994 г., в 1 и во 2 кварталах 1995 г. ухудшились результаты деятельности по сравнению с соответствующими периодами предыдущих лет.
В то же время отдельные акционерные общества по некоторым показателям улучшили свои результаты. Наметилась также тенденция к повышению показателей деятельности групп, включающих предприятия с меньшей численностью (до 5 тыс. человек) и использующих второй вариант льгот, по отношению к группам с более крупными по численности предприятиями (свыше 5 тыс. человек) и избравшим второй вариант льгот, а также групп с большей численностью (более 5 тыс. человек), использующих первый вариант льгот, при производстве изделий как гражданского назначения, так и общего объема продукции.
С целью оценки эффективности приватизации проведено сравнение деятельности группы из 46 приватизированных предприятий и двух групп государственных предприятий, состоящих из 168 и 53 производств. Отдельно рассматривались показатели их деятельности применительно к производству общего объема продукции и изделий гражданского назначения. Анализ показал:
- все группы предприятий в той или иной мере ухудшили результаты
своей деятельности в 1 квартале 1995 г. по сравнению с 1 кварталом 1994г.;
- в то же время при производстве общего объема продукции на приватизированных предприятиях в меньшей степени ухудшились результаты деятельности, чем в обеих группах государственных предприятий. Однако при производстве гражданской продукции наблюдалась обратная картина, то есть приватизированные предприятия работали хуже, чем обе группы государственных предприятий.
Недавно правительством РФ было принято решение, в соответствии с которым заводы и КБ отраслей оборонной промышленности, выполняющие оборонный заказ, могут рассчитывать при получении статуса Федерального научно-производственного центра (ФНПЦ) на особую государственную поддержку. Позднее предполагается финансировать ФНПЦ также за счет средств Миннауки России - по статье расходов на фундаментальные исследования.
По разным оценкам, структурная перестройка предприятий оборонного комплекса, включающая модернизацию производства и конверсию оборонной промышленности, потребует от 150 млрд. до 300 млрд. долл. Адаптационной реакцией предприятий оборонного комплекса, тесно связанных между собой научными, производственными и кооперационными связями, явилось стремление к образованию различных интегрированных структур с преобладанием в последнее время акционерно-промышленных компаний и финансово-промышленных групп.
Создание разветвленной сети финансово-промышленных групп - одно из наиболее действенных путей привлечения внебюджетных источников финансирования для вывода ООП из кризиса, осуществления структурной перестройки, переориентации промышленных предприятий и научных организаций на самофинансирование. Образование ФПГ на базе предприятий ООП повышает устойчивость входящих в них предприятий к внешним воздействиям, способствует расширению самостоятельности предприятий во всех сферах деятельности, уменьшает вероятность банкротства, содействует перераспределению управленческих функций.
Возникновение ФПГ должно регламентироваться и регулироваться государством, особенно при объединении предприятий, оказывающих существенное влияние на обороноспособность России, так как в противном случае могут возобладать групповые интересы, идущие в разрез с государственной промышленной политикой в ООП. В то же время по другим, менее значимым направлениям деятельности ФПГ могут консолидировать предприятия на добровольной основе.
Процесс формирования и регистрации ФПГ в настоящее время определяется положением о ФПГ и порядке из создания (приложение к Указу президента РФ № 2096 от 8 декабря 1993 г.), программой содействия формированию ФПГ (утверждена постановлением правительства РФ № 48 от 16 января 1995 г.), а также постановлениями правительства РФ, касающимися порядка проведения экспертизы проектов ФПГ (№ 508 от 23 мая 1994 г.) и порядка ведения реестра ФПГ (№ 707 от 19 июня 1994 г).
Анализ действующих законодательных и нормативно-правовых актов по формированию ФПГ в ООП показал следующее:
- нормативно-правовой основой создания ФПГ является акционирование, но взаимоотношения в рамках ФПГ между головной компанией и ее участниками пока четко не определены;
- антимонопольное законодательство накладывает излишние ограничения на участие в ФПГ предприятий-монополистов, особенно выпускающих оборонную продукцию;
- недостаточно разработаны нормы создания ФПГ в рамках СНГ и с предприятиями стран дальнего зарубежья;
- положение о создании ФПГ должно предусмотреть смягчение действующих ограничений количественного состава их участников, численности работников входящих в них структур, доли государственной собственности в совокупном капитале ФПГ, возможности перекрестного владения акциями участниками ФПГ, системы льгот, предлагаемых ФПГ государством, и т.д.;
- требуются многочисленные согласования с центральными экономическими органами, Министерством обороны России, правительством РФ. В результате процесс формирования и регистрации ФПГ длится в ряде случаев более полугода, при этом объединившиеся в них предприятия получают лишь незначительные льготы.
В соответствии с программой содействия формированию ФПГ в ООП в 1996 г. предполагается создание не менее 20 промышленных групп. Уже во второй половине 1995 г. функционировали или находились в стадии оформления около 14 ФПГ, акционерно-промышленных и холдинговых компаний. Госкомоборонпром России может воздействовать на деятельность ФПГ через своих представителей в наблюдательных советах, а также контролируя выполнение государственного оборонного заказа и федеральных программ.
За счет создания ФПГ в ООП, обладающих высокими технологиями со значительным экспортным потенциалом (авиакосмическая и лазерная техника, судостроение, услуги по запуску спутников и др.), может быть обеспечен подъем как в области промышленного производства, так и накопления капитала. Банки заинтересованы в сотрудничестве с создателями подобной техники.
В то же время перевод промышленности России, в том числе и оборонного комплекса, на путь корпоратизации на основе сети ФПГ может привести к нежелательным последствиям, в частности:
- расширение системы льгот, предоставляемых участникам ФПГ, отрицательно скажется на состоянии федерального бюджета;
- формирование ФПГ может превратиться в очередную кампанию, если при этом не будет определенных ограничений;
- возникновение ФПГ усилит монопольные тенденции на региональных и федеральном рынках;
- возрастание роли финансовых учреждений в рамках ФПГ способно вызвать не приток инвестиций в промышленность, а их отток в более выгодные сферы;
- концентрация одним из участников ФПГ пакетов акций других участников в ряде случаев может привести к потере инвестиционной привлекательности проектов ФПГ для крупных инвесторов, заинтересованных в получении контроля над инвестируемыми предприятиями.
Эффективная деятельность ФПГ с целью оздоровления экономики ООП, осуществления ее структурной перестройки возможна при устранении уже наметившихся негативных явлений, связанных с приватизацией и образование ФПГ. Для этого необходимо:
- создать методическую базу, регламентирующую формирование и функционирование ФПГ;
- не допускать перепрофилирования предприятий, входящих в ФПГ, основная деятельность которых связана с производством продукции для государственных нужд или обеспечением безопасности России;
- контролировать соблюдение государственных интересов ФПГ через участие представителей Госкомоборонпрома России в наблюдательных советах;
- пресекать скупку пакетов акций при проведении аукционов коммерческими структурами, незаинтересованными в инвестициях;
- осуществлять регулярный анализ деятельности ФПГ, выявлять положительные или отрицательные аспекты их функционирования с целью учета накопленного опыта при формировании последующих ФПГ.
Приватизация предприятий ООП способствовала развитию новой системы прав собственности, направленной на эффективное ведение хозяйства.
Однако положительный результат от институциональных преобразований в ООП может быть достигнут только в комплексе с мерами по конверсии военного производства, его демонополизации, финансовой стабилизации, развитию финансовых рынков и т.д., а также при создании условий для возникновения конкурентной среды.
Переход к рыночной экономике предприятий отраслей оборонной промышленности проходил в условиях общего экономического кризиса, осложнившегося проводимой конверсией. Уже на начальном этапе приватизации предприятий ООП наряду с отдельными положительными моментами (реорганизация структуры управления предприятиями с выделением независимых подразделений и предоставлением им прав юридического лица, ослабление социальной напряженности и повышение эффективности работы отдельных предприятий) выявились и отрицательные, в том числе отказ от профильной продукции (ПО "Радиан", московский радиозавод "Геперон"), ухудшение контроля за деятельностью предприятий, переход отдельных предприятий в собственность иностранных юридических лиц (завод "Карат" в Пензенской области).
Информация о работе Разгосударствление и приватизация в Российской Федерации: проблемы и перспективы