Статус судей в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной мною темы не вызывает сомнений, так как существующая структура судебной власти в России фактически не отвечает этому принципу разделения властей. «Какими бы совершенными ни были материальные и процессуальные законы, они не способны обеспечить эффективность и доступность правосудия, если на судей будут возложены обязанности, которые отвлекают их от непосредственного осуществления правосудия. Призывая к повышению авторитета судебной власти, вместе с тем приходится констатировать, что правовая и социальная роль правосудия в России заметно и необоснованно снижена»

Оглавление

Введение
Глава 1 Понятие правового статуса судей в Российской Федерации, его элементы……………………………………………………………...6
Глава 2 Порядок отбора кандидатов на должность судьи………………...10
2.1. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи……………………………………………………………….....10
2.2. Особый порядок отбора кандидатов на должность судьи………..12
2.3. Наделение судей полномочиями………………………………... ..15
Глава 3 Гарантии независимости судей………………………………………17
3.1. Гарантии процессуальной независимости судьи…………………17
3.2. Организационно – правовые гарантии независимости судьи………………………………………………………………...18
3.3. Социально – правовые гарантии независимости судьи………………………………………………………………...18
Глава 4 Дисциплинарная ответственность судей…………………………. ..21
4.1. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности
судей …………………………………………………………………22
Глава 5 Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации…………………….. ...24
5.1. Реформа судебной власти…………………………………………..25
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая конституционное.doc

— 175.00 Кб (Скачать)
 
 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Филиал  «Московского психолого-социального института» в г. Красноярске 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине: 

Конституционное право России  

Тема: «Статус  судей в Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
Выполнила:

студентка 2 курса

группы Ю С/С 09

Власова В.А. 

Проверил: Щебляков Е.С.

 
 

2011 год

Содержание 

Введение

      Глава 1   Понятие правового статуса судей в Российской Федерации, его      элементы……………………………………………………………...6

Глава 2 Порядок отбора кандидатов на должность судьи………………...10

      2.1. Требования, предъявляемые к кандидатам на  должность           судьи……………………………………………………………….....10

      2.2. Особый  порядок отбора кандидатов на  должность судьи………..12

    2.3. Наделение судей полномочиями………………………………... ..15

Глава 3  Гарантии независимости судей………………………………………17

       3.1. Гарантии процессуальной независимости  судьи…………………17

      3.2. Организационно – правовые гарантии независимости   судьи………………………………………………………………...18

      3.3. Социально – правовые гарантии независимости судьи………………………………………………………………...18

Глава 4  Дисциплинарная ответственность судей…………………………. ..21

    4.1. Правовое  регулирование дисциплинарной ответственности 

           судей …………………………………………………………………22

      Глава 5 Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации…………………….. ...24

      5.1. Реформа судебной власти…………………………………………..25

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Конституция РФ провозгласила судебную власть одной из трех основополагающих и самостоятельных функций государственной власти. Понимая, что суд - гарант защиты прав и свобод граждан, государственного строя и режима, цивилизованные государства мира стремятся создать стабильную и мощную, независимую и хорошо оснащенную судебную систему. При этом все действия такого государства в первую очередь направлены на создание в обществе атмосферы уважения к суду. Чем цивилизованнее общество, тем больше почтения к судебной власти. Как же иначе: уважение закона - основа государственности.

     А что же происходит в нашем государстве. В современной России недостаточно эффективна судебная власть. И это притом, что ежегодно суды общей юрисдикции и арбитражные суды рассматривают около 5 млн. дел.

     Ведь в соответствии со ст. 10 Конституции РФ и ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" судебная власть самостоятельна, должна действовать независимо от законодательной и исполнительной властей и эффективно осуществлять правосудие.

      Актуальность выбранной мною темы не вызывает сомнений, так как существующая структура судебной власти в России фактически не отвечает этому принципу разделения властей. «Какими бы совершенными ни были материальные и процессуальные законы, они не способны обеспечить эффективность и доступность правосудия, если на судей будут возложены обязанности, которые отвлекают их от непосредственного осуществления правосудия. Призывая к повышению авторитета судебной власти, вместе с тем приходится констатировать, что правовая и социальная роль правосудия в России заметно и необоснованно снижена»./1/

_____________________________________________________________________________

1. Власов  А. А. Почему не эффективна  судебная власть, или Почему пробуксовывает  судебная реформа в России? // Российский судья. 2003. N 2. С. 15 – 17.

      Проблема состоит в том, что судебная система построена по принципу: судья отвечает не только за свои правосудные решения, но и одновременно организует и обеспечивает судебный процесс, несет ответственность за организацию работы суда в целом. Это отвлекает судей от выполнения своей непосредственной задачи по отправлению правосудия, а также дает возможность косвенно или прямо вмешиваться в процесс принятия судьей правосудных решений, несмотря на то, что ст. 10 Федерального закона "О статусе судей в РФ" запрещает какое-либо вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия.

      «Система организации работы судов привела к смешению и размыванию судебных и исполнительных функций, нарушению принципа независимости судей».

      Текущее состояние института дисциплинарной ответственности судей на монографическом уровне практически не изучено, а если исследования в данной области юридической науки все-таки и проводились, то лишь применительно к анализу отдельных норм и в совокупности с другими институтами. 
      Интерес к заявленной теме исследования обусловлен, с одной стороны, недостаточной разработанностью проблемы в юридической науке, с другой - необходимостью совершенствования действующего законодательства и повышения эффективности его применения.

   Предмет данной работы заключается в изучении и определении  правового статуса судей в Российской Федерации.

   Объектом данной работы является судебная власть в Российской Федерации, а общие проблемы и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации

      Цель данной работы заключается в определении почему в России нарушается статус судей и каким способом это можно решить.

      Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:

  • Определить понятие правового статуса и его элементов.
  • Изучить требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, рассмотреть особый порядок отбора и наделения судей полномочиями.
  • Рассмотреть гарантии независимости судей.
  • Изучить дисциплинарную ответственность судей.
  • Выявить общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации.

      Рост числа научных публикаций (монографий, книг и статей в специализированных юридических изданиях) за последнее десятилетие однозначно свидетельствует о неподдельном интересе ученых к проблеме определения правовой природы и статуса судьи в Российской Федерации. Вопросы правового статуса судей затрагивались во многих научных работах, посвященных истории государства и права, судебной власти, такими учеными, как А.А. Власов, В.М. Лебедев, Ю.И. Сидоренко, В.И. Радченко, В.И. Руднев и др.

      Исследованию также подвергались, в частности, следующие нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993.); Закон РФ от 26.06.1992. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» Постановление ВС РФ от13.05.1993 № 4960-1; Федеральный Конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФЗК «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996); «Кодекс чести судьи Российской Федерации» (утв. Постановлением Совета судей РФ от 21.10.1993) и др. 
 
 
 
 

      Глава 1 Понятие правового статуса судей, его  элементы 

     Правовой статус судей – это совокупность функций, полномочий, обязанностей, гарантий и ответственности, обуславливающих правовое положение судьи как государственного деятеля. Правовой статус судьи устанавливается статьями 119 по 122 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О статусе судей РФ», «О судебной системе Российской Федерации», являющимся основополагающим документом, регламентирующим все стороны осуществления судьями своих полномочий, а также гарантии их независимости.

Статус  судей слагается из многих элементов, предусмотренных законом:

  1. Судьями являются лица, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
  2. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности и других обстоятельств им присваиваются квалификационные классы (с 5-го по 1-ый и высший).
  3. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения:
    • соблюдать Конституцию РФ и законы;
    •   избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность при осуществлении правосудия (например, личных связей, которые могут причинить ущерб репутации);
    •   не может быть депутатом (одновременно с судейской работой), третейским судьей или арбитром;
    •   не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально, публично выражать свои политические взгляды, участвовать в политических акциях;
    • не вправе заниматься предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности (эта деятельность не может финансироваться только за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства).
  4. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Они никому не подотчетны, а вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность.
  5. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для исполнения.
  6. Судьи несменяемы, т.е. они не могут быть назначены на другую должность или переведены в другой суд без их согласия. «Согласно ст. ст. 121, 122 Конституции Российской Федерации судьи в Российской Федерации несменяемы и неприкосновенны, поэтому представляются принципиально неприемлемыми предложения, направленные на резкое снижение этих важнейших гарантий независимости судьи. Принятие в полном объеме предлагаемых норм может привести к утрате судами самостоятельности и к их зависимости от органов исполнительной власти всех уровней: от районного звена до федеральных округов»./3/
  7. Полномочия судей не ограничены определенным сроком, кроме случаев, предусмотренных законом, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе. Предельный возраст пребывания в должности – 70 лет.
  8. Судьи неприкосновенны. Это в основном связанно с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности. Следует иметь в виду, что судейская неприкосновенность является не личной привилегией судьи, а средством защиты публичных интересов, прежде всего правосудия.

    3. Ю.И.  Сидоренко. Совет судей о проектах  федеральных законов. Российская юстиция, № 8, 2001.

 
  1. Имеют право  на отставку, т.е. на почетный  уход или  почетное удаление  с должности.
  2. За совершение дисциплинарных проступков привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. «Многолетняя практика показала, что отсутствие для судей административной и дисциплинарной ответственности ни в коем случае не влияет отрицательно на состояние дел в правосудии. 
    В случаях совершения судьями на работе или в быту проступков, порочащих честь и достоинство судьи, квалификационные коллегии прекращают их полномочия, а если поступок незначителен, предупреждают о недопустимости таких действий, чем проблема исчерпывается»./4/
  3. Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты судей, а в целях защиты жизни, здоровья, имущества могут применятся меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.).
  4. Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией). Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений. Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, а в случаях ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ.

     Определив, что же такое статус судей и рассмотрев его элементы, можно сделать вывод, что в соответствии с Законом «О статусе судей в РФ»

 
 
 

 ____________________________________________

4. В.В.Кузнецов. Высшая квалификационная коллегия  судей. О проектах федеральных  законов. Российская юстиция №  8, 2003

судьи - носители судебной власти в государстве. Только судам в лице судей, принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации. Это налагает огромную ответственность на лиц, на которых законом возложено полномочие по осуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные не только с решением судьбы отдельных членов общества, но и самой жизни. Так же мы увидели, что согласно ст. 2 Закона «О статусе судей в РФ» «все судьи в Российской федерации обладают единым статусом и правовым положением, пользуются едиными, для всей территории России, правовыми гарантиями осуществления судебной деятельности, гарантиями

Информация о работе Статус судей в Российской Федерации