Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:48, реферат
Особенности приватизации в России.
Приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок. Поэтому я считаю необходимым изучить и проанализировать допущенные ошибки, а также по мере изучения сравнить с опытом, результатами, механизмом приватизации в других странах.
1. Малая приватизация, распространяемая на мелкие и средние предприятия в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном на аукционах, коммерческих конкурсах и предусматривала полный выкуп.
2. Большая приватизация, распространяемая на крупные предприятия, предполагала их акционирование с последующей продажей акций.
В середине 90-х гг. приватизация осуществлялась с помощью различных финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки вывести предприятия из государственной формы собственности и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческой основе.
Говоря об этапах приватизации в России, следует различать два основных: первый - это этап ваучерный (или точнее массовой приватизации в России, так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек (или ваучер)). По длительности этот этап продолжался в России около 3-х лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон, который определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в РФ путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально-ориентированной рыночной экономики.
1. Введение
2.Особенности приватизации в России, понятие приватизации в России
3.Цели российской приватизации
4.Госсударственная программа приватизации
5.Денежный этап приватизации
6.Итог приватизации. Проблема воссоздания института собственности
7.Заключение
8.Список источников и литературы
Институт
управления
Тема:
Особенности приватизации
в Российской Федерации
Выполнил: Студент 1 курса заочного отделения
Группа ЭМШЗ-11/11 ССБ1-2
Научный
руководитель: Мороз В.Д.
2012
Содержание:
1. Введение
2.Особенности приватизации в России, понятие приватизации в России
3.Цели российской приватизации
4.Госсударственная программа приватизации
5.Денежный этап приватизации
6.Итог приватизации. Проблема воссоздания института собственности
7.Заключение
8.Список
источников и литературы
Особенности приватизации в России.
Приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок. Поэтому я считаю необходимым изучить и проанализировать допущенные ошибки, а также по мере изучения сравнить с опытом, результатами, механизмом приватизации в других странах.
1. Малая приватизация, распространяемая на мелкие и средние предприятия в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном на аукционах, коммерческих конкурсах и предусматривала полный выкуп.
2. Большая
приватизация, распространяемая на
крупные предприятия,
В середине 90-х гг. приватизация осуществлялась с помощью различных финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки вывести предприятия из государственной формы собственности и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческой основе.
Говоря
об этапах приватизации в России, следует
различать два основных: первый -
это этап ваучерный (или точнее массовой
приватизации в России, так как процесс
приватизации собственности начался раньше,
чем появился приватизационный чек (или
ваучер)). По длительности этот этап продолжался
в России около 3-х лет. Если говорить о
правовом аспекте первого этапа приватизации,
то нормативным актом, свидетельствующим
о начале процесса разгосударствления
и приватизации в РФ, явился Закон, который
определял и устанавливал организационно-правовые
основы преобразования отношений собственности
на средства производства в РФ путем приватизации
государственных и муниципальных предприятий
в целях создания эффективной социально-ориентированной
рыночной экономики.
Особенности
приватизации в России,
понятие приватизации
в России
Понятие приватизация государственных и муниципальных предприятий было дано в Законе РФ «О приватизации» от 3 июля 1991 г., где сказано, что «приватизация государственных и муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений, предприятий».
Что касается приватизации земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного населения, то она регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в РФ были установлены государственной программой приватизации.
Официальная
приватизация связана с двумя
очень важными
Принятия официального решения о приватизации была в тех условиях явно недостаточным для реализации самого решения. Сложилось крайне неблагоприятная обстановка: развал старых союзных органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золото-валютных резервов, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, утрата старых идейных и идеологических опор во всех слоях общества, бедность населения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа – вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью.
С другой стороны, всем этим сложностям противостояли два фактора, сыгравшие решающую роль. Во-первых, налицо было стремление ранее господствующего класса номенклатуры в условиях быстрого крушения старых ограничений приватизировать де-факто, а затем и де-юре объекты государственной собственности, созданные тяжким трудом многих поколений. Именно уникальная историческая возможность в кратчайшие сроки захватить и юридически оформить государственную собственность в собственность частную – причина быстрого, относительно легкого и бескровного краха отжившего (умирающего) строя. Большинство правящего класса предпочло законно «переодеться» и в считанные исторические мгновения появиться в облике частного собственника того, что принадлежало ему раньше лишь как классу в целом. Во-вторых, наличие огромного экспортного потенциала (прежде всего нефтегазового комплекса) – вот спасательный круг российской экономики, палочка-выручалочка и старых, и новых властей.
Борьба
вокруг государственной программы
приватизации отражает борьбу различных
сил как внутри новой власти, так
и между новой и старой номенклатурами.
В то же время сложность разработки
и политического согласования вариантов
программ приватизации, создание необходимых
правовых и административных форм, ограниченность
во времени не могли не оказать влияния
на сроки подготовки и качество принятой
программы приватизации. В течение 1992
года период подготовки к государственной
приватизации завершился. Было принято
решение о двух этапах приватизации –
ваучерной (бесплатной) и денежной (платной).
Цели
российской приватизации.
Главными целями приватизации в 1992 г. были:
Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики;
Повышение эффективности деятельности предприятий;
Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
Содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ;
Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
Привлечение иностранных инвестиций.
Необходимо
отметить, что цели, поставленные перед
программой приватизации, во многом были
противоречивы и не учитывали сложившихся
макроэкономической ситуации и социального
положения.
Государственная
программа приватизации
Законом определялась государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась на три ближайших года, и состояла из задания на текущий год и прогноза на два последующих года. В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации (три группы - объекты, не подлежавшие и не подлежащие в ближайшее время приватизации. Сюда входят: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда же относится подавляющая часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий, которые уже переключились на производство гражданской продукции; объекты немедленной приватизации, где была рекомендована немедленная приватизация. Это: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т.п.; объекты, которые остались в собственности государства. К ним относятся: топливно-энергетический комплекс, структуроопределяющие гиганты индустрии, фармацевтическая промышленность, предприятия по выпуску детского питания и другие объекты особой значимости). В программе также были установлены требования к местным программам приватизации, задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества, предпочтительные способы приватизации и формы платежа, льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий, условия кредитования, условия использования при приватизации иностранных инвестиций, прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет РФ, бюджеты республик в составе РФ, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели, порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионов РФ, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или другие цели.
В программе
также устанавливался перечень государственных
предприятий, объединений или их подразделений,
не подлежавших приватизации. Организация
приватизационной компании по Закону
от 3 июля 1991 года возлагалась на Государственный
комитет Российской Федерации по управлению
государственным имуществом.
Денежный
этап приватизации
К началу 1994 г., было погашено около половины приватизационных чеков - примерно 90 миллионов. Но, в связи с тем, что до конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев, это потребовало от правительства создания новой программы приватизации на 1994 год. Это должно было подготовить почву для завершения этапа реформ 1991-1993 гг. и перехода к следующему, новому этапу - денежной приватизации, становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондового рынка в России. Нынешняя программа ставила своей целью, как и прошлая, формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений. Сохранены были все основные способы приватизации, прежние три варианта льгот (резко усилены стимулы третьего варианта) зафиксированы принципы бесплатной чековой приватизации, действующий механизм чековых аукционов и т.д. Программой было также ограничено применение Указа Президента о вексельном обращении: из сферы его действия исключены предприятия с государственной долей имущества свыше 25%. Имущество этих предприятий реализовывалось за ваучеры и лишь после завершения чековой приватизации могли действовать иные принципы. Через приватизацию должны были пройти и все предприятия - банкроты.
Новый раздел об иностранных инвестициях практически снял все ограничения для участия зарубежных предпринимателей в аукционах и при покупке акций как за деньги, так и за чеки.
Программа
также предусматривала
Нельзя было забывать о главном принципе приватизации - предотвращении банкротства. Таковую проблему двух параллельно действующих процессов - приватизации и банкротства, удалось решить когда были найдены ключевые идеи и принципы, позволяющие не только не наносить ущерба приватизации, но и решительно ускорить процесс смены собственности, причем именно через приватизацию избежать массовой ликвидации предприятий - банкротов. Было создано Федеральное управление, для того, чтобы привести в действие процесс банкротства.
Информация о работе Особенности приватизации в Российской Федерации