Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 21:22, реферат
История Российского государства выработала ряд особенностей, которые невозможно не принимать в учет при построении нового политического курса. Современные политики, пытаясь усвоить западную практику управления государства и уйти от советской системы управления, не принимают в расчет отличия формирования российской государственности.
Введение
1. Государственность: понятие и становление.
2. Особенности российской государственности.
3. Перспективы развития государственности в России.
Заключение
Список использованной литературы
План:
Введение 1. Государственность: понятие и становление. 2. Особенности российской государственности. 3. Перспективы развития государственности в России. Заключение Список использованной литературы |
Стр. 4
Стр. 5 Стр. 7 Стр. 13 Стр. 15 Стр. 16 |
Введение
Трудно
переоценить значение перемен, происходящих
ныне в сфере развития российской
государственности. Всякие перемены вдохновляются
тем новым, что признается важным,
решающим для такого развития. Новые
идеи и представления формируют
модель, реализуемую в ходе социального
процесса. Важно при этом, что
любая модель социального развития
с неизбежностью накладывается
на объективную реальность, характерную
для страны и ее народа. Все, что
происходило в прошлом
Политика
российского руководства
История
Российского государства
При
определении особенностей российской
государственности
Если государство представляет собой организацию политической власти в обществе, то государственность, по существу, олицетворяет глубину, широту и качество проникновения в общество идей и взглядов, освещающих реальную деятельность государства.
Государственность - это целостная система идей и взглядов, используемых в организации и деятельности самого государства.
В государствообразующем обществе исторически складывается определенное представление о роли, месте и назначении государства. Отсюда можно сказать, что в том или ином государствообразующем обществе может сложиться как ничтожное, так и высокое мнение о необходимости и ценности государства и государственных структур. Все это зависит от деятельности государства, его институтов, а также от того, на какие ценности государство опирается в процессе организации отправления своих функций. Поэтому в историческом плане были высказаны мнения относительно ненужности государства, вредности его деятельности, но и во многих странах складывалось и складывается вполне достойное отношение к деятельности государства, а поэтому в этих странах думают о совершенствовании государственных структур. В рамках государственности живут в основном культурные люди. Культурный человек не мыслим без государства. Поэтому культурные, цивилизованные люди должны всегда думать о совершенствовании государства и его институтов, о приближении деятельности государства к своим интересам.
В процессе формирования государственности в современных условиях принято опираться на общечеловеческие ценности, подходить к характеристике государства как объективно необходимого, культурно-ценностного явления. Да и, действительно, есть общечеловеческие, так называемые, вечные ценности, которые и должны быть положены в основу государственности. К ним, например, относятся: «источником суверенной власти в обществе является государствообрузующий народ»; «верховная функция государства - это защита жизни, безопасности и имущества своих граждан»; «что не защищено законом, то дозволено»; «в государстве должно быть обеспечено свободное выражение мыслей и мнений"; «каждый считается невиновным, пока его вина не установлена независимым судом»; «каждый имеет право требовать ответа по существу на свою жалобу» и т.д. Сюда же следует отнести положение о том, что «общество, где нет гарантии прав и не проведено разделение власти, не имеет Конституции». Основываясь на этих ценностях, государство всегда может приближать свою деятельность к интересам государствообразующего народа, повышать интерес общества к государственности.
Государственность сегодня следует рассматривать как осознанный процесс реализации государством, как организации политической власти определенного общества, своих функций. Государственность - это как бы реализованные в практические дела идеи и взгляды на государство. Государственность вообще складывается из практической деятельности государственных структур, институтов государства.
В
связи со сказанным, хотелось бы заметить,
что государство хотя и представляет
собой организацию политической
власти определенного общества, но
в реальной жизни оно состоит
из различных относительно автономных
друг от друга структурных
Институты
государства, которыми являются реально
функционирующие
В повседневной политической лексике и публицистике термин “государственность” часто используется как синоним понятия “государство”.
Государство - это важнейший социальный институт политической системы, призванный воплощать в себе исторический путь конкретного народа, его социально-экономическое и духовное наследие, осуществлять воспроизводство устоявшейся характерной жизни.
Как пишут В.Ильин и А.Ахиезер, «государство – легальный институт конструирования интересов целого». То есть целью государственной власти является отстаивание интересов государства, всего общества в противовес частным, фрагментарным интересам.
С этим не согласны исследователи, профессионально занимающиеся проблемами российской государственности. Однако в зависимости от методологических ориентации термину “государственность” они приписывают разный смысл. В рамках системного подхода государственность представляется “сложным государственным организмом”. Так, И. Исаев, говоря о российской государственности, речь ведет о ее “принципах, идеологии властвования, ее структурах и аппарате”. С реляционистской точки зрения российская государственность рассматривается как отношение между “верховной властью и союзом людей” (Л. Тихомиров). При деятельностном подходе внимание акцентируется в одном случае на “практической деятельности государственных институтов” (С. Авакьян), в другом — на способах решения государством исторически сложившихся в развитии российского общества проблем (А. Венгеров).
Вопрос о российской государственности необычайно сложен, поскольку сама история формирования России необычайно сложна, в ней соединилось удивительное многообразие этносов, обычаев, культур и религий. Вместе с тем следует отметить, что подавляющее большинство работ, посвященных анализу проблем государства, выполнено в рамках так называемой европоцентристской парадигмы, в которой любое государство соотносится с западным как эталонной моделью. Главный недостаток подобных работ заключается в том, что все они фактически пренебрегают вопросом уникальности западного государства, связанной с его генезисом, реальными властными полномочиями и общей социокультурной доминантой. Нередко в многочисленных публикациях воспроизводится традиционная точка зрения западных исследователей на российское государство как на неразвитое, отстающее в своем развитии и деспотическое. Эта традиционная западная характеристика российского государства не позволяет увидеть источники его внутреннего развития, факторы его соответствия настроениям людей, также понять истоки побед и достижений нашей страны.
Следует учитывать, что ни западные исследователи, ни западное общественное мнение в целом никогда не отождествляли и не отождествляют Россию и Европу. Они видят в России особый культурный мир, особую цивилизацию, отличную как от Запада, так и от Востока. Российская цивилизация, насчитывающая более 1000 лет, строилась на иных основаниях, нежели Запад. И одной из основ самобытности российского политического развития выступало понимание места, роли и значения государства в жизни общества, отношение к нему и его политики.
Как справедливо отмечает Ю. Пивоваров, российское государство есть нечто в высшей степени специфическое и оно весьма «отличается от того, что мы привыкли называть государством». Поэтому понимание сути соотношения власти и общества в России невозможно выразить в политических категориях, выражающих уникальный опыт западноевропейской цивилизации. В понятиях «российское общество», «российская власть», «российское государство» отражается собственный уникальный опыт России, архетипы которой воспроизводятся в течение всей политической истории, вплоть до настоящего времени.
Исследователи уже давно отмечают особую роль государства в истории России. Для России как самобытной страны характерны некоторые проблемы государственности, которые могут быть рассмотрены в пяти вопросах.
Первый вопрос современной Российской государственности лежит в области выбора ориентиров. Все мы знаем классические определения государства, и вне зависимости от того, классикам какого из направления научной мысли они принадлежат, по сути, они сводятся к триединству: народа, территории и власти. Государство - это народ, осуществляющий самостоятельно и суверенно управление собой на своей исторической территории. Но нельзя забывать принципиальное: нет идеальных раз и навсегда сконструированных моделей государства, его органов и институтов. Ни одно государство мира, здраво оценивая себя, не может заявить, что воплотило модель идеального государства, стремление к которому обозначил еще Платон в своей «Республике».
На
каждом этапе тысячелетнего развития
Российской государственности мы, русские,
россияне как государственно-
На этом фоне утверждения о государстве, которое существует только и исключительно для оказания услуг населению, что мы можем позволить себе слабое государство и слабый государственный аппарат, а главное, чтобы процветали бизнес и гражданское общество - смотрятся как-то неубедительно. Вряд ли я скажу лучше, чем Президент России в Послании Федеральному Собранию за 2003 г. «Весь наш исторический опыт свидетельствует: такая страна, как Россия, может жить и развиваться в существующих границах, только если она является сильной державой. Во все периоды ослабления страны - политического или экономического - перед Россией всегда и неотвратимо вставала угроза распада».
Второй вопрос современной Российской государственности. Может ли существовать сильная Россия без сильной центральной государственной власти? Нет.
С самого начала наша страна возникла как страна, где интересы государства были важнее доминирующих национальных групп, классов, сословий, династических интересов и т. д. Роль государства по отношению ко всем сферам общественной жизни оказалась в дореволюционной России исключительно велика. Еще более она возросла в советский период истории России, когда партийно-государственный аппарат попытался поставить под свой контроль практически все стороны общественной и личной жизни. Во взаимодействии общества и государства главную роль всегда играло государство. Все наиболее значимые преобразования и перестройки инициировались именно им, а общество лишь мобилизуется на реализацию очередного общественного проекта. Несмотря на то, что сама государственная власть испытывала «слабости», переживала кризисы, отношения между государством и обществом существенно никогда не менялись.
Информация о работе Российская государственность-проблемы и перспективы