Российская государственность-проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 21:22, реферат

Краткое описание

История Российского государства выработала ряд особенностей, которые невозможно не принимать в учет при построении нового политического курса. Современные политики, пытаясь усвоить западную практику управления государства и уйти от советской системы управления, не принимают в расчет отличия формирования российской государственности.

Оглавление

Введение
1. Государственность: понятие и становление.
2. Особенности российской государственности.
3. Перспективы развития государственности в России.
Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат_Российская государственность-проблемы и перспективы.docx

— 33.67 Кб (Скачать)

     Поэтому и сегодня у нас нет альтернативы развитию сильной президентской  власти. Стало быть, мы вполне можем  говорить о триаде: сильная экономика - сильная президентская власть - сильная держава. Причем характеристика «сильная власть» не вступает в противоречие с задачами утверждения демократического строя и принципов правового  государства, а «сильная держава» с  неизбежностью предполагает наличие  мощной военной машины, без которой  России, просто не найдется места на политической карте мира. Государство в России всегда мыслилось как персоноцентристское, когда правители поглощают политическое целое, воплощая собой его основные параметры.

     Третий  вопрос современной Российской государственности, может ли Россия сохраниться как сильное единое государство, оставаясь многоконфессиональным, многонациональным? Главный наш союзник в этом вопросе - история России. Смею утверждать, что при всех сложностях расширения территориальных пределов Российского государства, Россия никогда не знала межнациональных и религиозных войн. Терпимость была свойственна народам России не столько по доброте душевной, сколько как подсознательное ощущение, что иное ведет к войне и гибели государства.

     Сильному  современному российскому государству  предопределено быть государством федеративным. Существуют пределы, как децентрализации, так и централизации России. Но именно сильная центральная государственная  власть сможет гарантировать каждому  гражданину страны, в каком бы из ее многочисленных регионов он ни находился, полную защиту и соблюдение его прав и свобод. Российское государство и российское общество, утверждая федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а как средство более эффективного государственного управления.

     Четвертый вопрос современной Российской государственности. Это вопрос местной власти. Все меры по разделению полномочий между уровнями власти, по совершенствованию законодательства, особенно в сфере социальной политики, по наделению местных органов дополнительными полномочиями проводились с одной и той же ошибкой: российский гражданин был отстранен от принимаемых решений, с ним не очень-то советовались, его интересы часто просто не принимаются в расчет. Новое качество Российского государства не может быть обеспечено без нового качества местных органов власти. Именно на этом уровне должна произойти качественная смена приоритетов. Предназначение региональных и местных властей не в управлении, не в администрировании, а в предоставлении услуг гражданам, бизнесу. А это уже вопрос не только качества институтов, а качества жизни людей.

     Здесь мы подходим к пятому вопросу современной Российской государственности. Услуги гражданам оказывают государственные служащие, то есть те же граждане, но наделенными полномочиями в решении того или иного вопроса. И это уже не вопрос качества институтов, а вопрос качества самого процесса управления.

     Действительно, возможно в исторически короткое время изменить структуру государственной  власти и систему государственного управления. Значительно труднее  изменить управленческую ментальность, утвердить в сознании чиновника  восприятие обратившегося к нему гражданина не как докучающей обузы (это в лучшем случае, в худшем - как дополнительного источника  денежного довольствия), а как  потребителя услуг, которые он обязан предоставить данному гражданину. Поэтому  проблема избавления от коррупции является одной из важных проблем, решение  которой позволит сформировать сильное  российское государство.

     Указанные проблемы чрезвычайно актуальны  для современной России, поскольку ослабление государственных структур, активное лоббирование олигархическими структурами своих узкогрупповых интересов, идущих часто вразрез с национальными, выражены достаточно ясно.

 

     3.  Перспективы развития государственности в России.

     На  сегодняшний день Россия стоит перед  выбором  пути  развития своей  государственности. С одной стороны, страна стремительно преодолевает негативные последствия 90-х годов. С другой стороны, преодолевая внутренние вызовы и  препятствия, она активно сталкивается с внешними, самым жестким и тяжелым из которых является форсированная глобализация мира. Для того, чтобы ей умело сопротивляться, нужна четкая и последовательная доктрина  развития. Иными словами, следует ответить на вопрос, кто мы такие, куда мы идем и каковы наши дальнейшие цели. Среди этих вопросов тематика государственности в разных ее изложениях и представлениях будет являться центральной и фундаментообразующей.

     Соответственно  идея сильного государства, как никогда, актуальна сегодня. При этом должно произойти осознание зависимости прав и свобод граждан от конкретно-исторических условий, степени развития правосознания и этики, а также приоритетов интересов целого (государства, общества) перед интересами части (индивида, социального слоя, политической партии).

     Порядок, установившийся в современной России благодаря политике В. Путина, является по большому счету достижением, поскольку в девяностые годы была утрачена социальная солидарность в обществе и в силу ряда причин начался процесс не социальной дифференциации, а прогрессирующего социального распада. В сложившихся условиях главной инструментальной социально-политической идеей государства становится идея консолидации общества.

     Иными словами, должно произойти осознание того, что в современном мире реально может существовать только как высокоцентрализованное национальное государство, как государство, характеризующееся высокой степенью институционализации, как государство, возглавляемое национально и стратегически ориентированной властной элитой. Восстановление сильного государства будет проходить в неблагоприятных международных условиях, которые могут усиливаться неблагоприятными факторами внутреннего порядка.

     Вызовы  глобализации вместе с тем не означают неизбежный упадок национальной государственности. Но как отмечает С. Перегудов, современное государство не сдало свои позиции глобализации, не исчезла и его способность управления экономикой. Изменились формы этого управления, следовательно, и стратегия государства, поэтому и новая роль государства в глобализирующейся экономике не должна оцениваться как уменьшающаяся либо вообще исчезающая – просто она меняется. Возможность государства вносить позитивный вклад в экономическое развитие определяется отнюдь не только его силой, а способностью создавать и поддерживать «сетевые структуры», в рамках которых оно совместно с частными групповыми интересами вырабатывает и реализует эффективную, согласованную и целенаправленную систему управления экономикой внутри и вне государственных границ.

 

     Заключение

     В заключении, можно сказать, что эволюция российской государственности будет  зависеть от выбора ориентиров и понимания  того, что эталонов государственности  быть не может. Во многом будет завесить от развития сильной центральной  власти, способной защищать интересы граждан в многоконфессиональной стране, от возможности включения гражданина в систему местного самоуправления, изменения чиновничьей ментальности и модернизации конституционных норм с ориентацией на национальные интересы.

     Поэтому в современное время необходимо достичь в обществе ценностное согласие на основе нравственных, социальных, политических и других ценностей, которые разделяются  основной массой населения. Речь должна идти не о новом варианте претворения в жизнь идей «общественного договора», а о заботе государства о практической реализации конституционных прав граждан (и одновременно универсальных ценностей) на жизнь, труд, охрану здоровья, личную безопасность, благосостояние, образование, свободу, собственность, справедливость и личное достоинство каждого.  
 
 
 
 
 
 
 

 

     

     Список  использованной литературы:

  1. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Учебник. М.: — 2005.
  2. Баранов Н.А. Становление российской государственности: посткризисные тенденции // Стратегии России в историческом и мировом пространствах. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 5 июня 2009 г.). М.: Научный эксперт, 2009.
  3. Гуськова Т. Что происходит с российской системой государственного управления? / журнал «Власть» № 6, 2008.
  4. Динерс В. Российская государственность в контексте исторических традиций / журнал «Власть» № 2, 2008.
  5. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: -  1997.
  6. Паламарь Н. Генезис взглядов на формирование государственной территории и государственной границы российского государства/ журнал «Власть» № 4, 2008.
  7. Терещенко И. Личность, общество, государство в контексте проблемы борьбы с коррупцией/ журнал «Власть» № 3, 2009.
  8. Чиканов В. О проблемах российской государственности.

    http://www.glebfetisov.ru/lib/speeches/index.php

  1. Яковлев А.М. Российская государственность (историко-социологический аспект)/ журнал «Общественные науки и современность» № 5, 2002.

Информация о работе Российская государственность-проблемы и перспективы