Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:48, дипломная работа
Цель работы: определение перспектив использования государственных ценных бумаг на основе проведенного анализа рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь за 2004-2010 годы.
Задачи:
-рассмотрение сущности, значения, видов и функций государственных ценных бумаг;
-анализ состояния рынка государственных облигаций на современном этапе в Республике Беларусь;
-исследование проблем и перспектив развития государственных облигаций Республики Беларусь.
Введение 5
1.Сущность государственных ценных бумаг и их функции 8
Понятие государственных ценных бумаг, их значение для экономики...8
Виды государственных ценных бумаг 19
Функции государственных ценных бумаг. 26
2.Анализ рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь...34
Механизм размещения государственных облигаций и их обращение на
вторичном рынке 34
Анализ показателей рынка государственных ценных бумаг Республики
Беларусь 42
3.Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Республики Беларусь 54
Проблемы на рынке государственных ценных бумаг Республики
Беларусь 54
Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Республики Беларусь 60
Заключение 67
Список использованных источников 71
Бумаги
государственного долга являются инструментом
денежно-кредитной политики центральных
банков, которые оперативно сужают или
расширяют свой портфель государственных
бумаг за счет увеличения или уменьшения
резервных счетов коммерческих
банков. Регулируя резервы
коммерческих банков, которые непосредственно
воздействуют на
31
их способности к созданию денег, центральный банк использует три основных инструмента денежно-кредитной политики: операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки.
Операции на открытом рынке являются наиболее важным инструментом контроля денежного предложения в странах с развитой рыночной экономикой. Изменение резервной нормы используется очень редко. Обязательные резервы коммерческих банков, находящиеся на счетах в центральном банке, не приносят процентов. Более высокие резервные требования могут подорвать ожидание прибылей банка, ослабляя потенциальную эффективность денежно-кредитной политики[4,с.75]. Операции на открытом рынке, в свою очередь, считаются наиболее эффективным методом кредитно-денежного регулирования, поскольку государственные ценные бумаги могут покупаться или продаваться в больших или меньших количествах по инициативе центрального банка, а стремление к прибыли способствует решению банков продавать или покупать государственные бумаги. Дело в том, что цена и процентная ставка госбумаг находятся в обратной зависимости.
Когда центральные банки покупают государственные ценные бумаги, спрос на них возрастает и цена повышается, процентная ставка понижается. Это побуждает банки и население продавать свои ценные бумаги. Таким образом, операции на открытом рынке воздействуют на резервы банков гибко и быстро.
В Республике Беларусь наблюдаются три основные тенденции в развитии операций на открытом рынке с позиции национальных банков:
-растет объем таких операций;
-они осуществляются в более тесной взаимосвязи с учетной ставкой и политикой норм обязательных резервов;
-развивается техника таких операций, происходит отход от традиционной купли-продажи ценных бумаг в сторону арбитражных операций, построенных на переброске средств из облигаций одних выпусков в облигации других выпусков.
Таким образом, бумаги государственного долга являются эффективным средством оперативного регулирования кредитной политики коммерческих банков и на этой основе - общего объема денежной массы.
32
Например, важную роль сыграли государственные ценные бумаги в период приватизации. Не следует забывать и о такой функции государственных бумаг, как финансирование непредвиденных государственных расходов и налоговое освобождение[6].
Таким образом, главное функциональное назначение государственных ценных бумаг - мобилизация временно свободных денежных средств коммерческих банков, организаций, предприятий, небанковских кредитно-финансовых учреждений и населения для использования регулирующего их механизма. Это осуществляется только при условии цивилизованных отношений, касающихся государственного долга. Также это предполагает отсутствие прямого кредитования бюджетного дефицита со стороны центральных банков, оформление долговых отношений посредством эмиссии ценных бумаг, ведение учета операций по государственному долгу и прочее. Значение функции регулятора макроэкономических эффектов долговой политики не менее велико благодаря координации денежного обращения, проведения операций на открытом рынке.
Таким образом, первичное размещение государственных ценных бумаг производится в основном путем продажи их на аукционе, проводимом центральным банком или Министерством финансов через биржу, а также путем передачи или продажи банкам для их последующей реализации другим юридическим лицам или населению. Операции по покупке-продаже государственных облигаций на вторичном рынке осуществляются только профессиональным участником рынка ценных бумаг и только на бирже. Можно отметить, что данные операции осуществляются центральным банком в рамках денежно-кредитного регулирования, когда происходит непосредственное воздействие на важнейшие параметры финансового рынка и макроэкономические показатели и таким образом, оказывается непосредственное воздействие на экономическую ситуацию в стране в целом.
33
2.Анализ рынка государственных облигаций в Республике Беларусь
2.1 Порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг в Республике Беларусь
Функционирование
рынка государственных ценных бумаг
в Республике Беларусь можно представить
следующим образом, выделив три основные
сектора:
1) организаторы рынка — к ним относятся Министерство финансов и Центральный (Национальный) банк, то есть организации, которые определяют правила игры и состав участников;
2) участники рынка - к ним относятся физические и юридические лица, являющиеся непосредственными владельцами облигаций, и те, кто принимает участие в аукционных и вторичных торгах в качестве посредников (дилеры).
3) посредники - к ним относятся организации, осуществляющие функции торговой системы, которая организует заключение сделок между сторонами, депозитарий, который обслуживает поставки ценных бумаг по счетам и расчетной системы (денежные расчеты).
Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь являются:
1) Министерство финансов Республики Беларусь - эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Министерство финансов разрабатывает предложения, определяет условия выпуска, размещения, обращения, погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, формирующих как внутренний, так и внешний государственный долг.
2) Национальный банк Республики Беларусь - финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг, осуществляет сделки по их купле-продаже на вторичном рынке ценных бумаг и осуществляет контроль за учетом находящихся в обращении государственных облигаций.
3) Инвесторы - профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе и иностранные.
Правовым основанием для выпуска государственных облигаций в Республике Беларусь является Закон «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» от 27.05.1993 г. Законом установлено, что:
- внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров, кредитов Национального банка, других долговых обязательств, гарантируемых Советом Министров;
-право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от имени Совета Министров принадлежит только Министерству финансов;
34
-государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными и долгосрочными;
-условия выпуска и обращения государственных долговых обязательств регулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;
- управление внутренним государственным долгом осуществляется Советом Министров либо по его решению Министерством финансов;
-долги местных органов власти не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь, а порядок управления ими и их обслуживание регулируется решениями местных Советов народных депутатов[39,с.104].
Как правило, выпуск государственных ценных бумаг осуществляется на основании решения Министерства финансов, в котором указываются следующие параметры предстоящего выпуска: сведения о виде ценной бумаги (облигации, обязательстве), дате выпуска и погашения, сроке обращения, объеме выпуска, номинальной стоимости, условиях размещения, выплатах процентного дохода (для облигаций с процентным доходом), досрочном погашении, обмене ценных бумаг.
На каждый выпуск облигаций оформляется глобальный сертификат в двух экземплярах, один из которых направляется в депозитарий, а второй остается на хранении в Министерстве финансов. Каждому выпуску облигаций присваивается регистрационный номер, который состоит из десяти символов, где: первый и второй символы - эмитент облигаций: MF - Минфин; третий символ - вид облигаций:
пятый-восьмой символы - порядковый номер выпуска облигаций;
девятый и десятый символы - две последние цифры года проведения эмиссии облигаций[18].
В настоящее время в Республике Беларусь рынок государственных ценных бумаг является наиболее развитым сегментом финансового рынка республики, который за счет привлечения временно свободных денежных средств субъектов хозяйствования и населения помогает погасить основной долг бюджета, погасить ранее выпущенные займы и повлиять на денежно-кредитную политику в стране.
Министерство финансов Республики Беларусь от имени Совета министров Республики Беларусь эмитирует:
1 .государственные ценные бумаги для юридических лиц:
2.государственные ценные бумаги для физических лиц;
2.1 облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь
35
2.2 облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь[20];
Также могут выпускаться векселя, номинированные как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, однако хождение данной ценной бумаги на белорусском рынке на сегодняшний день ограничено.
1. Министерство финансов Республики Беларусь от имени Совета Министров Республики Беларусь эмитирует государственные краткосрочные облигации (со сроком обращения до одного года) и государственные долгосрочные облигации (со сроком обращения один год и более), номинированные в белорусских рублях и в иностранной валюте. Облигации выпускаются в бездокументарной форме (в виде записей на счетах) и являются именными ценными бумагами. Владельцами облигаций, номинированных в национальной валюте, могут быть юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, номинированных в иностранной валюте - только юридические лица. Государственные краткосрочные облигации и государственные долгосрочные облигации могут выпускаться с дисконтным и процентным доходами. Облигации с дисконтным доходом размещаются по стоимости ниже номинальной, владельцам при погашении облигаций эмитент выплачивает их номинальную стоимость. Облигации с процентным доходом размещаются по номинальной стоимости или выше её, процентный доход выплачивается в течение срока обращения облигаций или при их погашении.