Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:48, дипломная работа
Цель работы: определение перспектив использования государственных ценных бумаг на основе проведенного анализа рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь за 2004-2010 годы.
Задачи:
-рассмотрение сущности, значения, видов и функций государственных ценных бумаг;
-анализ состояния рынка государственных облигаций на современном этапе в Республике Беларусь;
-исследование проблем и перспектив развития государственных облигаций Республики Беларусь.
Введение 5
1.Сущность государственных ценных бумаг и их функции 8
Понятие государственных ценных бумаг, их значение для экономики...8
Виды государственных ценных бумаг 19
Функции государственных ценных бумаг. 26
2.Анализ рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь...34
Механизм размещения государственных облигаций и их обращение на
вторичном рынке 34
Анализ показателей рынка государственных ценных бумаг Республики
Беларусь 42
3.Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Республики Беларусь 54
Проблемы на рынке государственных ценных бумаг Республики
Беларусь 54
Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Республики Беларусь 60
Заключение 67
Список использованных источников 71
доходности на
вторичном рынке(биржевая доходность)
средневзвешенная
доходность по сделкам до погашения, средневзвешенная
доходность по сделкам
РЕПО [Приложение В].
Рынок ГЦБ остается рынком относительно крупных инвесторов, в первую очередь банков, самостоятельно обеспечивающих полноценный анализ рынка на основании собственных методик без использования вышеназванных показателей. Однако потребности инвесторов - небанков требуют использования относительно простых интегрированных показателей, позволяющих принять правильное решение о вложении средств.
Таблица
2 - Информация о
государственных
ценных бумагах, находящихся
в обращении
|
Примечание - Источник: [7].
Анализируя данные, представленные на рисунке 5 и таблице 2, можно отметить, что в Республике Беларусь в разные годы наблюдалась различная структура размещаемых государственных облигаций, однако в последнее время наблюдается тенденция к сокращению количества дисконтных государственных краткосрочных облигаций и преобладанию государственных долгосрочных облигаций, что объясняется достаточной развитостью рынка государственных заимствований и увеличением доверия со стороны инвесторов.
46
Так, на основании вышеизложенных данных целесообразно проанализировать общий объем рынка государственных облигаций Республики Беларусь за исследуемый период (таблица 3).
Таблица 3. Совокупный объем рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь за 2004-2010 годы, млн дол.
|
Примечание - Источник: [24,25,26,27,28].
Из данных таблицы 3 видно, что, несмотря на совершенно противоположную ситуацию на первичном и вторичном рынках, общий объем рынка государственных облигаций в Республике Беларусь имеет тенденцию к росту (до 2009 года),благодаря постоянно нарастающим объемам вторичного рынка. В 2009 году ситуация с государственными ценными бумагами кардинально изменилась: первичного размещения не проводилось, а объем вторичного размещения достиг предельного значения за весь анализируемый период (100%).
В таблице 4 показана динамика объема торгов государственными ценными бумагами за 2009-2010 гг. в сопоставимом виде.
Таблица 4. Динамика объема торгов на рынке государственных ценных бумаг Республики Беларусь в сравнении с предыдущим периодом, %
Сегмент рынка | на 01.01.2009 | на 01.01.10 | изменение | темп роста,
% |
Рынок государственных ценных бумаг (первичное размещение) | 512,4 | -512,4 | ||
Рынок государственных ценных бумаг (вторичное обращение) | 8476,4 | 13727,3 | 5250,9 | 161,9 |
Итого | 8988,8 | 13727,3 |
|
Примечание. Источник: собственная разработка на основании таблицы 2.
Исходя из данных таблицы следует: 1) первичное размещение государственных облигаций за анализируемый период значительно сократилось, что можно объяснить требованиями, предъявляемыми к нашей стране со стороны Международного валютного фонда (далее МВФ) касательно достижения дездефицитности бюджета - соответственно отсутствием мотивации к выпуску государственных ценных бумаг как главного инструмента неэмиссионного покрытия бюджетного дефицита, развитием рынка акций и негосударственных облигаций субъектов хозяйствования; 2) суммарный объем
торгов государственными облигациями на вторичном рынке составил 13727,3
47
млн дол. или 384769,2 млрд бел руб., что в 1,6 раз больше, чем в 2008 году и в 3,7
раза больше, чем в 2007 году.
На
вторичном рынке
Примечание - Источник: собственная разработка на основании приложения А.
Как видно из рисунка 6, в Республике Беларусь в последние годы непрерывно растут объемы вторичного рынка государственных облигаций. В 2004 году объем рынка составил 3 468 млн дол., в 2005 году - 3 723,3 млн дол., что на 7,5% больше объема 2004 года. В 2006 году совокупные данные об объеме торгов государственными облигациями равнялись 2421 млн дол., что на 30% меньше данных 2004 года, однако уже в 2007 году этот показатель увеличился на 6,5% до 3694,2 млн дол. Суммарный объем торгов государственными ценными бумагами в системе ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" в январе 2010 г. составил 1,67 трлн рублей (рисунок 7). Это более чем в 1,3 раза больше уровня января 2009г. и связано, прежде всего, с ростом сделок с ГЦБ на условиях РЕПО, в основном для регулирования ликвидности банков ( в 2008 году суммарный объем торгов государственными облигациями на вторичном рынке составил 8476,4 млн дол. или 183,305 млн облигаций, что в 2,1 раза больше, чем в 2007 году).
- | с | i | - | ||||
| |||||||
|
FTP |
2OO9
3
6Э Д О Г!СгЭ
48
Рисунок 7—Обороты вторичного рынка ГЦБ за 2008-2009гг.
Примечание - Источник: [7].
Чтобы иметь более точное представление об объеме торгов в Республике Беларусь, можно посмотреть, какую долю они занимают в ВВП.Данные о занимаемой доли вторичного рынка государственных ценных бумаг в ВВП представлены на рисунке 6 (рисунок 7- соотношение совокупного объема государственных ценных бумаг к ВВП).
Рисунок 7 - Соотношение объемов вторичного рынка государственных ценных бумаг РБ к ВВП за 2004-2009 гг.
Примечание - Источник: [24,25,26, 27, 28].
i ~п ВВП,млн дол.
■
Совокупный объем рынка
государственных ценных
буман
2OO4
2OO5 2OO6
2OO7 2OO8
2OO9
Рисунок 8-Совокупный объем рынка государственных облигаций Республики Беларусь к ВВП за 2004-2009 гг., млн дол.
Примечание. Источник: собственная разработка на основании приложения А
Исходя из данных рисунков видно,что, несмотря на активное развитие рынка корпоративных ценных бумаг и активное использование такого фондового инструмента, как закладные, объем торгов на вторичном рынке государственными ценными бумагами занимает значительную долю в ВВП Республики Беларусь.
Операционная структура вторичного рынка ГКО/ГДО в 2009 году сформировалась следующим образом: доля сектора РЕПО "все против всех" в общем обороте сегмента составила 36,5%, сократившись по сравнению с 2008 годом на 12,7 процентных пункта, доля сектора "до погашения" составила
49
26,6% рынка (снижение доли составило 17,4 процентных пункта), активная позиция Национального банка Республики Беларусь в отношении проведенных операций на открытом рынке обеспечило сектору аукционов РЕПО 36,9% (увеличение доли составило 29,9 процентных пункта) от общего объема сделок с государственными облигациями.
Общий объем заключенных сделок в секторе "до погашения " составил 10 236,6 млрд. бел.руб. (3 663,2 млн.дол.), увеличившись по сравнению с 2008 годом на 36,8%. Средневзвешенная доходность в течение года изменилась с 14,25% в январе до 11,49% годовых в декабре отчетного периода.
Общий объем операций в секторе РЕПО составил 28242,5 млрд. бел.руб. (10064,1 млн.дол.), увеличившись по сравнению с 2008 годом в 2,96 раза. Объем операций, заключенных на аукционах РЕПО Национального банка составил 14183,0 млрд. бел.руб (5030,2 млн.дол.).Сумма сделок РЕПО "все против всех", заключенных в 2009 году, сложилась на уровне 14059,5 млрд. бел.руб (5030,9 млн.дол.),увеличившись по сравнению с 2008 годом в 1,68 раза. Средняя стоимость заимствований в данном секторе колебалась от 17,79% на начало года до 18,11% на конец года. Средневзвешенная ставка РЕПО по отношению к 2008 году увеличилась на 6,29 процентных пункта и по итогам отчетного периода сформировалась в размере 18,42%.
В
2009 году временная структура сделок
РЕПО характеризовалась
Таблица 5-Временная структура сделок с государственными ценными бумагами в секторе РЕПО в 2009 году
|
Примечание - Источник: [7].
Общее число участников, работающих в сегменте ГДО/ГКО в 2009 году достигло 23 (33,8% от общего числа членов Секции фондового рынка), из них 21 банк и 2 профессиональных участника, не являющихся банками. Распределение объема операций между данными категориями сформировалось в следующем соотношении: 99,7% (76731,6 млрд. бел.руб. или 27373,7 млн. дол.) и 0,3% (226,7 млрд. бел.руб. или 80,9 млн. дол.)
50
соответственно.Суммарная доля в обороте торгов пятерки ведущих операторов
данного сегмента достигла 74,6%.
Таблица 6-
Ведущие операторы
биржевого первичного
рынка ГКО/ГДО
в 2009 году
|
Мест |
|
Место |
ОАО «АСБ Беларусбанк» | 1 | ОАО «Москва-Минск» | 1 |
Национальный банк республики | 2 | ОАО «Белагропромбанк» | 2 |
ОАО «Белагропромбанк» | 3 | ОАО «Белгазпромбанк» | 3 |
ОАО «Москва-Минск» | 4 | ЗАО «МТБанк» | 4 |
ОАО «Белгазпромбанк» | 5 | «Приорбанк»ОАО | 5 |
Примечание- Источник: собственная разработка на основании таблицы 4 В 2008 году лидерами биржевых аукционов гособлигаций по количеству сделок стали ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «БПС-Банк», ОАО «АСБ Беларусбанк» и ЗАО «МТБанк». По объему сделок на первом месте оказался ОАО «АСБ Беларусбанк», на втором - ОАО «Белагропромбанк», далее следует ОАО «Белинвестбанк»[55]. На 1 января 2010г. к участию во вторичных торгах по государственным ценным бумагам были допущены 29 банков и 14 небанковских профучастников рынка ценных бумаг. К обращению на бирже допущено: 48 выпусков государственных долгосрочных облигаций с процентным доходом и 4 выпуска государственных долгосрочных облигаций с дисконтным доходом. Подавляющий объем сделок на вторичном рынке государственных ценных бумаг был совершен участниками от своего имени и за свой счет, доля в брутто-объеме операций, проводимых участниками за счет клиентов, сложилась на уровне 11,3 % (в 2008 году-14%,2007 - 13,5 %).
Таблица 7- Инвестиционная
структура торгового оборота
в 2009 году
|
Доля от общего оборота в dv6.. |
Операции, проводимые участниками от своего имени и за свой счет | 88,7 |
Операции, проводимые участниками от своего имени и за счет клиентов, в том числе: | 11,3 |
|
9,7 |
|
1.6 |
Примечание. Источник: [ 28].
Сводные данные об объемах биржевых торгов ценными бумагами на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» по состоянию на 01.03.2010г. представлены на рисунке 8.
51
|
Рисунок 8 — Объем биржевых торгов ценными бумагами на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»,%
Примечание. Источник: собственная разработка на основании [23]. Как видно из рисунка, доминирующее положение на фондовом рынке в Беларуси занимают государственные облигации.По данным на начало 2010г.объем биржевых торгов государственными ценными бумагами составил 72%, на их долю в 2008 году пришлось 93,1% всего объема сделок с ценными бумагами,для сравнения в 2007 году- 95,3% ).
Кроме выпусков государсвенных облигаций, предназначенных для размещения среди юридических лиц,проводились размещения для физических лиц.В частности,с 2002 по 2004г. было размещено 3 выпуска облигаций государственного сберегательного займа, при этом наблюдалась тенденция к росту объема эмиссии(2002г.-1,5 млрд бел.руб.,2003г.- 2 млрд бел.руб.,2004г. 3 млрд бел.руб),сохранения срока обращения на уровне 11-12 месяцев и определил уровня доходности на основе ставки рефинансирования плюс 1-3 процентных пункта. Также было проведено 9 выпусков облигаций государственного выигрышного валютного займа на следующих условиях:
8 выпуск-2000г.,объем
размещения-1 млн дол.,срок
размещения-12
месяцев,процентная ставка дохода-8 процента
годовых,
9 выпуск
2000г.,объем размещения-1 млн
дол.,срок размещения-12
месяцев,процентная ставка дохода-8 процента
годовых[18].
52
Таким образом, мы видим постепенное уменьшение объема размещения и снижения готовой ставки доходности по проведенным 9 выпускам, при этом неваловажным фактором в оценке привлекательности и востребованности проведенных размещений является начисления дохода по облигациям в размере 4 дол.(5-7 выпуски),5 дол.-8 выпуск и 7 дол. в ходе погашения облигаций 9 выпуска за одну облигацию(по 1-4 выпускам доход по облигациям выплачивался в форме денежных выигрышей по 10 дол., которые определялись по результатам проведения тиражей денежных выигрышей).В целом,отмечается снижение интереса со стороны физических лиц в государственных ценных бумагах как в инструменте доходного вложения средству следовательно,на сегоднящний день доходность по государственным ценным бумагам не может конкурировать с процентами ставками по депозитам?предлагаемыми банковскими структурами.
В Республике Беларусь рассчитывается индекс рынка государственных ценных бумаг, при формировании которого используется метод средней арифметической взвешенной. В качестве весов выступает суммарная капитализация рынка государственных ценных бумаг предыдущего периода. Индекс рассчитывается по итогам каждого торгового дня на основе рассчитанных средневзвешенных цен и количества облигаций в обращении по выпускам, входящим в базу расчета. При невозможности определить средневзвешенную цену выпуска на момент расчета индекса в расчет принимается текущая стоимость выпуска, определяемая в соответствии с законодательством. Расчет индекса осуществляется с точностью до'2 знаков после запятой. Начальное значение индекса принималось равным 100 пунктам.
113,5
01.01.09 31.01.0902ЛЗ.О9 01.04.09 01.05.0931.05.09 30.06.09 30.07.09 29.08.09 28.09.09 28.10.0927.11.09 27.12.09
Рисунок 9-Динамика изменения значения индекса государственных ценных бумаг Республики Беларусь в 2009 году
Примечание. Источник: собственная разработка на основании [23].
Как видно из данных рисунка 9, за 2009 год индекс рынка государственных ценных бумаг вырос на 1,99 процентных пункта и на конец года его значение достигло 121,04, при этом в течение 2008 года происходили колебания индекса государственных ценных бумаг как в сторону увеличения, так и уменьшения, что было связано с повышением стоимости эмиссии в связи с наступлением времени погашения облигаций, с расширением оборота в результате дополнительного размещения облигаций.
53
З. Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь
3.1 Проблемы рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь
Государственные
ценные бумаги — это долговые бумаги
государства, выпускаемые для покрытия
дефицита государственного бюджета, решения
других общеэкономических проблем и размещаемые
путем проведения закрытых аукционов;
это финансовые документы, выпущенные
в форме договора займа в национальной
или иной законной валюте между республикой
в качестве дебитора и юридическими или
физическими лицами в качестве кредитора
[33].
Рынок государственных ценных бумаг в Республике Беларусь в совокупности можно определить как молодой, динамичный, с быстро нарастающими объемами операций, со все более изощренными финансовыми инструментами и диверсифицированной регулятивной и информационной инфраструктурой. Он является наиболее развитым и ликвидным сегментом фондового рынка страны и традиционно выполняет следующие основные функции:
- налоговое освобождение;
- финансирование непредвиденных государственных расходов;
- обслуживание государственного долга посредством механизма финансирования расходов Правительства;
- осуществление центральным банком операций на открытом рынке;
- отход от зависимости от внешних средств;
- помощь в качестве буфера от последствий внутренних и международных шоков на экономику путем предоставления заемщикам легко доступного внутреннего финансирования, в особенности важного во времена глобальной финансовой нестабильности[32].
В развитии рынка ценных бумаг Республики Беларусь за последние годы осуществился переход к стадии активного становления, однако на регулярной основе функционирует только рынок ГЦБ, на котором также наблюдаются определенные трудности и проблемы, препятствующие его росту и стабильной работе. При условии хорошей организации данный сегмент фондового рынка может быть использован в качестве инструмента для достижения безинфляционного кредитования дефицита государственного бюджета, сглаживания резких колебаний денежной ликвидности и поддержания устойчивого функционирования банковской системы. На фондовом рынке Республики Беларусь наиболее привлекательными являются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации, причем доля последних в суммарном объеме выпуска госбумаг с 2007 по 2009 года значительно увеличилась. В целом, суммарный объем торгов государственными
54
облигациями на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» на 1 января 2010 год достиг 8 988,8 млн. дол.- 72 % доли фондового рынка страны, что на 160% больше соответствующего показателя на 1 января 2008 года. Начиная с середины 2009 года количество оборотов и сделок на рынке государственных заимствований значительно сократилось, что объясняется рядом причин, в частности, требованиями со стороны МВФ о достижении бездефицитности бюджета.
Так же, как известно, привлечение заемных денежных средств посредством выпуска государством ценных бумаг обладает рядом преимуществ по сравнению с обычным кредитованием. В этом случае заемщики обычно получают средства на более длительные сроки и под меньший процент, так как размещение облигаций происходит на организованном рынке, где их может приобрести любой инвестор. Спектр инструментов рынка государственных ценных бумаг республики достаточно разнообразен по срокам и способам размещения, способам выплаты дохода, защищенности от инфляционных процессов и в настоящее время представлен для юридических лиц-государственными краткосрочными и государственными долгосрочными облигациями, номинированными в белорусских рублях, государственными облигациями, номинированными в иностранной валюте, а для физических лиц-облигациями государственного выигрышного валютного и сберегательного займов Республики Беларусь [39, с. 115-119].
Функционирование рынка государственных ценных бумаг на протяжении последних лет характеризуется положительной динамикой как по объемам размещения, так и по срокам заимствования, что является возможным благодаря некоторому упрощению процедуры допуска к торгам, диверсификации сроков их обращения, выравниванию процентных ставок по финансовым инструментам. В экономической литературе справедливо отмечается существующая прямая зависимость рынка госбумаг от финансового состояния банковской системы и колебаний ее ликвидности, что говорит о необходимости увязки параметров развития рынка государственных ценных бумаг со следующими направлениями:
- бюджетной политикой (увеличение доли государственных ценных бумаг в покрытии дефицита бюджета должно соответствовать увеличению в расходах объемов инвестиций в реальный сектор экономики, то есть быть увязанным с ростом базы доходов бюджета);
- политикой по регулированию финансового рынка в целом, в том числе ставкой рефинансирования, процентными ставками, курсом национальной валюты, особенностями валютного регулирования;
- фактическими параметрами рублевой денежной массы, ресурсами банковской системы и структурой их распределения, объемами ВВП;
- поддержанием их ликвидности на вторичном рынке[16,с.31]. Моделирование поведения рынка является центральной задачей любого исследования во всех странах, исключением не стала Республика Беларусь, поскольку достоверность и обоснованность результатов анализа рыночных
55
тенденций развития и прогнозов состояния рынка служат основой разработки необходимых управленческих мероприятий. На основании анализа состояния и перспектив развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь можно выделить следующие основные проблемы:
Во многом снижение ликвидности государственных ценных бумаг объясняется следующим:
-установлением административных барьеров, направленных на прекращение обращения ценных бумаг за определенный период времени (в зависимости от срока обращения ценной бумаги — 1, 3 и 5 рабочих дней) перед погашением или выплатой купонного дохода [12,с.5-7]. Ранее прекращение обращения ценных бумаг перед погашением или выплатой купонного дохода осуществлялось за 1 рабочий день независимо от срока обращения ценной бумаги;
-увеличением в обращении выпусков государственных ценных бумаг с нерыночными характеристиками (необращаемых, с низкой доходностью или без нее);
-ограниченное использование операций на вторичном рынке для регулирования ликвидности банковской системы со стороны Национального банка в силу отсутствия в портфеле государственных ценных бумаг с параметрами, привлекательными для инвесторов;
Проблема осуществления депозитарной и клиринговой деятельности, расширения агентской сети для регистрации движения государственных ценных бумаг в интересах эмитентов заключается в отсутствии единой модели организации рынка ценных бумаг в странах СНГ. В связи с происходящей постепенной интеграцией рынков стран СНГ четко прослеживается разрозненность подходов и условий для развития совместного межнационального фондового пространства.
56
лиц) о возможностях вложения свободных денежных средств в государственные ценные бумаги и, как следствие, банки выступают основными участниками этого рынка. Общеизвестно, что рынок ценных бумаг, как впрочем и любой рынок, может развиваться тогда, когда будут складываться условия по предложению «интересного» товара или наличию платежеспособного спроса на такой товар. Как свидетельствует мировая практика, спрос на рынке ценных бумаг на две трети обеспечивается физическими лицами либо напрямую, либо образованными для них различными инвестиционными, паевыми и прочими фондами, называемыми институциональными инвесторами. Для того, чтобы возник такой спрос, необходимо, чтобы объем финансовых накоплений превышал необходимый прожиточный уровень и некоторый страховой запас, накапливаемый для приобретения каких-либо жизненных потребностей, основной из которых является жилье[18,с.9-12]. Примером выпуска госбумаг для привлечения инвесторов может служить сравнительно молодой рынок облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации. Изначально выпуск облигаций конструировался с целью привлечения средств населения для финансирования государственного долга, поэтому им придавались такие инвестиционные характеристики, которые позволили бы стать привлекательными в глазах индивидуальных инвесторов: возможность проведения спекулятивных операций, минимизация формальностей по оформлению сделок, возможность использования в качестве залога. Однако облигации государственного сберегательного займа оказались настолько привлекательными и для институциональных инвесторов, что данный сектор фондового рынка поделили между собой коммерческие банки, паевые инвестиционные фонды и простые вкладчики.
57
что график платежей Минфину удалось «растянуть», лишний раз подтвердив, что риск дефолта по бумагам минимален или его практически нет [8,с.З-5].
58
бумаг, создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг, а также создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценных бумаг от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов [21].
В целом, политика правительства Республики Беларусь, как и большинства развивающихся стран, в области выпуска государственных займов и финансирования государственного долга, должна базироваться на следующих принципах:
-объем государственных заимствований не должен превышать объем погашения государственного долга;
-размер государственного долга и его структура должны обеспечивать возможность гарантированного выполнения страной обязательств по его погашению и обслуживанию независимо от состояния бюджета и прогнозируемого изменения внешнеэкономической конъюнктуры в конкретный период времени;
-долговая политика должна быть нацелена на постоянное активное управление государственным долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой, и снижение стоимости его обслуживания;
-существенное увеличение удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга [11,с. 18-24].
Тем не менее, несмотря на существующие проблемы на рынке государственных ценных бумаг не следует забывать, что именно данный сегмент рыка на сегодняшний день является наиболее развитым. Совершенствование системы регулирования рынка долговых инструментов позволит более эффективно и быстро решить проблемы, мешающие дальнейшему развитию данного сектора, что впоследствии окажет ощутимый эффект на конкурентоспособность и ликвидность рынка государственных ценных бумаг в целом. Также следует помнить, что развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, скорее наоборот, происходит процесс их взаимопроникновения: с одной стороны, рынок государственных облигаций оттягивает на себя капиталы, а с другой -перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.
59
3.2 Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь
Рынок
государственных ценных бумаг, являясь
наиболее динамично развивающимся
сегментом финансового рынка
Республики Беларусь, является важнейшим
индикатором состояния экономики, стимулирующим
приток капитала. Выпуская ценные бумаги,
правительство вступает в конкуренцию
за внутренние ресурсы, причем стоимость
заимствования определяется рыночной
конъюнктурой. Развивая безинфляционные
источники финансирования бюджета, правительство
улучшает перспективы макроэкономической
стабилизации, стимулирует развитие финансового
сектора и эффективное распределение
кредитных ресурсов и в какой-то степени
повышает уровень своей собственной кредитоспособности,
открывая тем самым доступ международным
(частным) инвесторам на более позднем
этапе. В целях преодоления существующих
недостатков, выработано ряд перспектив
совершенствования рынка государственных
ценных бумаг, к которым можно отнести:
60
повышению ликвидности и качества рыночного ценообразования, росту эффективности использования активов, что в целом создает условия для большей устойчивости инфраструктуры рынков. В общем, описываемая клиринговая деятельность представляет собой интегрированный комплекс автоматизированных подсистем, обеспечивающих все формы расчетов по сделкам с ценными бумагами, включая перечисление денежных средств, переводы ценных бумаг, регистрацию перехода права собственности на ценные бумаги, оформление залоговых обязательств. Основными структурными элементами расчетно-клиринговой системы являются биржа, осуществляющая клиринг по биржевым операциям, Национальный банк, выполняющий функции расчетного банка и осуществляющий межбанковские расчеты по результатам клиринга на основании электронных платежных документов биржи, а также республиканская депозитарная система[38,с.7-8].
Так,
в целях дальнейшего развития
расчетно-клиринговой системы
-разработку законодательной базы, ориентированной не на конкретный сегмент финансового рынка, а на всю совокупность основных элементов системы;
-развитие и внедрение механизмов саморегулирования деятельности основных элементов системы;
-унификацию механизмов расчетов на всех сегментах организованного рынка;
-условия для развития многовалютных расчетных операций на рынке ценных бумаг и других торговых активов, мобильность в отношении внедрения новых инструментов;
-использование подходов к организации расчетов, сочетающих в себе как механизмы, основанные на клиринговых платежах, так и валовые расчеты в режиме реального времени;
-развитие систем динамического управления активами, их перемещение между секторами рынка в on-line режиме;
-внедрение эффективной модели управления рисками, опирающейся на использование механизмов частичного предварительного депонирования активов, поддержку ликвидности участников клиринга на основе формирования гарантийных фондов и системы кредитования участников ценными бумагами и денежными средствами, включая залоговое кредитование и использование механизмов РЕПО.
61
предварительного 100%-го депонирования средств и исполнять внесистемные сделки в день, отличный от дня их заключения (на следующий или на второй рабочий день).
При наличии повышенного спроса на государственные облигации следует обеспечить дополнительное предложение ценных бумаг путем проведения аукционов по доразмещению государственных облигаций, а также проводить процентную политику, учитывающую фактические и ожидаемые изменения на финансовых рынках в стране и за рубежом. Можно также использовать инструменты долговой политики при проведении денежно-кредитной политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией. В этой связи, необходимо сохранение присутствия государства на финансовом рынке в качестве заемщика, повышение ликвидности национального (рублевого) рынка государственных ценных бумаг, повышение инвестиционного кредитного рейтинга страны и, как следствие, расширение доступа к ресурсам мировых финансовых рынков хозяйствующих субъектов на приемлемых условиях.
Дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь трудно спрогнозировать. В то же время эмитенту для дальнейшего развития рынка, по мнению автора, целесообразно:
-совместно с участниками рынка разработать концепцию его развития;
-пересмотреть отношение к первичному размещению государственных ценных бумаг и установлению доходности по ним;
-уделять больше внимания вторичному рынку ценных бумаг за счет дальнейшей консолидации долга в нескольких крупных выпусках с наиболее популярными сроками;
-снять административные барьеры, направленные на прекращение обращения ценных бумаг за определенный период времени перед погашением или выплатой купонного дохода;
-снизить количество выпусков государственных ценных бумаг в обращении с нерыночными характеристиками (необращаемых, с низкой доходностью или без нее);
-допустить физических лиц к покупке государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций;
62
В качестве одного из направлений дальнейшего развития рынка государственных ценных бумаг рассматривается размещение данного вида ценных бумаг на международном рынке, что является особенно актуально при потребности Беларуси в дополнительных инвестиционных ресурсах [11,с.9-12] .Возможность дебютного выпуска еврооблигаций Республикой Беларусь оценивается начиная с 2003г., в частности, в 2003г. Исследовательский центр Института приватизации и менеджмента и Немецкая экономическая группа организовали конференцию «Первый выпуск суверенных государственных облигаций в Республике Беларусь»,в начале 2009г. в официальных источниках появилась информация о подготовке Сбербанка России, совместно с BNP Paribas, Deutsche Bank AG и Royal Bank of Scotland pic выступить организатором размещения дебютного выпуска еврооблигаций Республики Беларусь, направленное на привлечение иностранного капитала. Рассмотрим возможности и последствия размещения облигаций на международном рынке:
1 .ВВП страны растёт темпами меньше прогнозных;
2.внешний долг растёт опережающими темпами, по сравнению с ВВП;
3.импорт по прежнему превышает экспорт, что даёт стабильно отрицательное сальдо по платёжному балансу и способствует вымыванию ЗВР страны;
5.неопределенность в направлениях использования средств от размещения еврооблигаций;
63
6.вышеперечисленные положения позиционируют дебютный выпуск еврооблигаций Беларуси как неинтересный для реальных инвесторов. Однако нельзя не учитывать и пожительные сдвиги в развитии государственных облигаций в нашей стране, например, значительное увеличение срока обращения государственных ценных бумаг, размещаемых на первичном рынке, что свидетельствует о росте доверия инвесторов к вложению средств в ценные бумаги правительства с длинными сроками обращения, совершенствование необходимой законодательной базы [15,57].
7.По мнению автора работы, выпуск еврооблигаций в 2010-2011г., несмотря на возможный приток дополнительных средств, несет больше отрицательных последствий, поскольку по распространяемой информации дебютный выпуск представляет собой размещение еврооблигаций сроком от 3 до 5 лет, что значительно увеличит внешний долг Беларуси (по данным Нацбанка РБ на 01.01.10 г. валовой внешний долг страны составил 22,03 млрд. дол.,7,9 млрд. дол.-сумма долга правительства).
По данным на 01.05.2010г. дебютный выпуск еврооблигаций утвержден: согласно указу № 245 от 13 мая 2010 года правительству Беларуси предоставлено право в 2010-2011 годах выпустить облигации на сумму до 2 млрд. дол. со сроком обращения не менее 5 лет и размещением их за пределами страны. Указ № 245 принят в целях привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, в соответствии с документом иностранные организаторы размещения белорусских облигаций освобождены от уплаты налога на доходы. Этот налог не будет уплачиваться и с доходов, полученных от оказания услуг, связанных с выпуском, размещением, обращением и погашением облигаций, а также с учетом прав на них. Выплата комиссий, вознаграждений и других расходов, связанных с выпуском, размещением, обращением и погашением облигаций, производится за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете для обслуживания внешнего государственного долга (предусмотрено увеличение лимита внешнего госдолга Беларуси на 1,5 млрд. дол. до 11 млрд. дол. на конец 2010 года). Выпуск дебютных евробондов запланирован на этот год. Но изначально планировалось, что Беларусь разместит их в мае, накануне проведя Road-show. Листинг дебютных белорусских евробондов предполагается осуществить на фондовой бирже Люксембурга. Предварительно, индикативные условия размещения дебютного выпуска предусматривают эмиссию на сумму не менее 500 млн. дол. сроком на 5 лет со ставкой доходности около 8%. Однако, по мнению аналитиков, Республике Беларусь следует ориентироваться на Украину, у которой пятилетние бонды торгуются с 9-процентной доходностью и учитывать определенные сложности в еврозоне, по причине которых разместить в ближайшей перспективе евробонды Беларуси будет весьма проблематично. Выпуск евробондов Республикой Беларусь преследует несколько целей:
-привлечение ресурсов;
-открытие для себя альтернативного варианта заимствований, а также формирование кредитной истории, то есть это имиджевый проект для страны.
64
Формирование кредитной истории предполагает в дальнейшем то, что на базе нашего заимствования белорусские государственные корпорации, частный бизнес получит возможность пользоваться аналогичным инструментом на внешних рынках. Таким образом, корпоративные эмитенты получат возможность получать займы под довольно привлекательные проценты. Для примера: в феврале второй крупнейший банк России — ВТБ разместил пятилетние долларовые евробонды на сумму 1,25 млрд. дол. с доходностью 6,465% годовых.
—возможность задействовать этот инструмент на случай острого дефицита средств. Однако кредиты от МВФ или Всемирного банка обходятся Беларуси дешевле. К тому же сама процедура размещения еврооблигаций достаточно затратная. Организаторы, как правило, берут за это комиссионные вознаграждения, которые в зависимости от объема работ могут достигать 1 %.
Таким образом, размещение евробондов - хороший инструмент для повышения имиджа Беларуси - увеличится степень открытости экономики страны, информационные потоки о состоянии дел внутри государства будут оцениваться более адекватно и, как следствие, инвестиционная привлекательность приобретает конкретные формы. Однако по имиджу может быть нанесен и репутационный удар в случае, если никто из инвесторов не проявит к белорусским ценным бумагам интереса. Впрочем, организаторы уже заявляли о своей готовности выкупить белорусских еврооблигаций на сумму 300 млн. дол., что составляет более половины предполагаемой дебютной эмиссии.
Для Республики Беларусь, как для государства с развивающимся рынком ценных бумаг, полезен опыт США, Франции, Китая и других стран, где рынок государственных ценных бумаг рассматривается в качестве мощного регулятора денежно-кредитной политики и инструмента регулирования бюджетного дефицита и государственного долга. В частности, действующая французская система аукционов, которая позволяете одной
стороны, устанавливать «общие правила» игры на рынке, заранее известные всем его участниками с другой стороны - оперативно приспосабливать их к рыночным условиям. Это достигается за счет ежегодного пересмотра условий эмиссии новых выпусков, предоставлению казначейству права проводить не предусмотренные годовым планом дополнительные аукционы, максимально учитывающих ситуацию на рынке, использования при размещении ценных бумаг метода банковских синдискатов. В рамках Японской Программы государственных займов и инвестиций успешно действовала система государственного финансирования производства, когда аккумулируемые под патронажем Минфина средства населения временно использовались в качестве вложений в государственные ценные бумаги с целью финансирования инвестиционных проектов.
Таким образом, государственные ценные бумаги заняли определенную долю финансового рынка республики, и ее увеличение возможно за счет сокращения денежных средств, направляемых в реальный сектор экономики,
65
или повышения инвестиционной привлекательности ценных бумаг (доходности, ликвидности, расширения номенклатуры выпускаемых ценных бумаг, допуск на рынок других категорий инвесторов, например, физических лиц, разрешения заключения на вторичном рынке других видов сделок, таких, как доверительное управление ценными бумагами).Дальнейшее развитие рынка внутренних государственных облигаций является достаточно сложной и долгосрочной задачей. Некоторые из важных предпосылок его эффективного развития невозможно достичь в короткие сроки. Это, например, создание мощных национальных долгосрочных инвесторов, таких как пенсионные фонды и компании по страхованию жизни. Однако есть и такие вещи, которые можно осуществлять в ближайшей перспективе. Среди таких мероприятий необходимо выделить следующие:
В
сфере совершенствования
В целом, дальнейшее развитие наиболее функционального сегмента белорусского фондового рынка-рынка государственных ценных бумаг зависит от экономического развития Республики Беларусь и долговой политики государства и отдельных негосударственных заемщиков. Если Республика Беларусь будет успешно развиваться, то база потенциальных инвесторов в белорусские международные кардинальным образом расширится. Это, безусловно, будет способствовать и повышению объема рынка, и росту его ликвидности.
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Государственные ценные бумаги во всем мире считаются наиболее ликвидным и наиболее надежным видом капиталовложений. Они являются основным средством неэмиссионного покрытия дефицита бюджета, финансирования государственного долга, различных социальных программ, воздействия на макроэкономические показатели и другое. Наиболее распространенной бумагой является государственная облигация, представляющая собой долговой инструмент, обязывающий эмитента в лице уполномоченных государственных органов в течение установленного промежутка времени выплатить кредитору/инвестору взятую взаймы сумму плюс проценты. Помимо термина «государственная облигация» к государственным ценным бумагам могут применяться и другие названия, к примеру, «казначейский вексель», «сертификат», «займ», «нота», «консоль» и др. Однако, несмотря на многообразие применяемой терминологии, все они удостоверяют отношения займа, в которых должником выступает государство.
Выпуская ценные бумаги, правительство вступает в конкуренцию за внутренние ресурсы, причем стоимость заимствования определяется рыночной конъюнктурой. Развивая безинфляционные источники финансирования бюджета, правительство улучшает перспективы макроэкономической стабилизации, стимулирует развитие финансового сектора и эффективное распределение кредитных ресурсов и в какой-то степени повышает уровень своей собственной кредитоспособности, открывая тем самым доступ международным (частным) инвесторам на более позднем этапе.
2.Рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь можно определить как молодой, динамичный, с быстро нарастающими объемами операций, диверсифицированной регулятивной и информационной инфраструктурой. Главное функциональное назначение государственных ценных бумаг - мобилизация временно свободных денежных средств коммерческих банков, организаций, предприятий, небанковских кредитно-финансовых учреждений и населения для использования регулирующего их механизма, что осуществляется только при условии цивилизованных отношений касающихся государственного долга. Также к функциям госбумаг можно отмести отсутствие прямого кредитования бюджетного дефицита со стороны центральных банков, осуществление операций на открытом рынке, налоговое освобождение, отход от зависимости от внешних средств, помощь в качестве буфера от последствий внутренних и международных шоков и прочее. Республика Беларусь, имеет свою собственную сложившуюся историю и практику рынка государственных ценных бумаг, что находит отражение в видах, формах и сроках выпускаемых государственных облигаций (векселей, нот, обязательств и т.п.), участниках, масштабах национального рынка госбумаг, порядке их размещения и погашения. Законодательство каждой страны
67
предусматривает
свои особенности выпуска, виды и
способы обращения
В Республике Беларусь законодательно регламентируется выпуск следующих государственных ценных бумаг:
3. Организация рынка государственных облигаций осуществляется на основе современных компьютерных технологий. Система допуска к торгам, распределение обязанностей между участниками, контроль за соблюдением правил торговли, системы расчетов и учета прав на ценные бумаги строго регламентированы и осуществляются по определенной технологии. В совокупности они образуют организованный рынок ценных бумаг, который используется для обеспечения обращения всех видов ценных бумаг. Первичное размещение государственных облигаций производится в основном путем продажи их на аукционе, проводимом центральным банком или Министерством финансов через биржу, а также путем передачи или продажи банкам для их последующей реализации другим юридическим лицам или населению. Операции по покупке-продаже государственных облигаций на вторичном рынке осуществляются только профессиональным участником рынка ценных бумаг и только на бирже. Можно отметить, что данные операции осуществляются центральным банком в рамках денежно-кредитного регулирования, когда происходит непосредственное воздействие на важнейшие параметры финансового рынка и макроэкономические показатели и таким образом, оказывается непосредственное воздействие на экономическую ситуацию в стране в целом.
4.Государственные ценные бумаги Республики Беларусь являются надежным инструментом вложения и преумножения капитала не только юридических, но и физических лиц, а также механизмом покрытия дефицита бюджета, финансирования государственного долга и решения других задач. Так, фактически за счет первичного размещения государственных ценных бумаг в 2008 году в Республике Беларусь было профинансировано около 10-12%.
5.В Республике Беларусь в разные годы наблюдалась различная структура размещаемых государственных облигаций, однако в последнее время можно отметить тенденцию к сокращению количества дисконтных государственных краткосрочных облигаций и преобладанию государственных долгосрочных облигаций, что объясняется достаточной развитостью рынка государственных заимствований и увеличившимся доверием со стороны инвесторов. Так, в 2009г.
68
распределение торгов между различными видами государственных ценных бумаг сложилось в следующей пропорции: ГДО-98,5%(процентные-68,7%, дисконтные-29,8%) и ГКО (дисконтные) -1,5%.
6)В Республике Беларусь первичное размещение государственных облигаций за анализируемый период значительно сократилось, что можно объяснить требованиями, предъявляемыми к нашей стране со стороны Международного валютного фонда о достижении бездефицитности бюджета соответственно отсутствием мативации к выпуску государственных ценных бумаг как главного источника неэмиссионного покрытия бюджетного дефицита, а также развитием рынка акций и негосударственных облигаций субъектов хозяйствования. Суммарный объем торгов государственными облигациями на вторичном рынке в 2009г. составил 13727,3 млн. дол. или 384769,2 млрд. руб., что в 1,6 раз больше, чем в 2008 году и в 3,7 раза больше, чем в 2007 году.
7.На рынке государственных ценных бумаг Республики Беларусь существует множество проблем, решение которых требует тесного взаимодействия заинтересованных государственных органов и иных организаций. Это, во-первых, зависимость от финансового состояния банковской системы и колебаний ее ликвидности, что отрицательно сказывается на размещении государственных ценных бумаг и, соответственно, равномерном привлечении средств для финансирования дефицита бюджета. Во-вторых, ограниченное количество участников рынка государственных ценных бумаг, их недостаточная осведомленность и вовлеченность. В-третьих, отсутствие единой развитой депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения государственных ценных бумаг в интересах эмитентов. В-четвертых, трудности с удлинением сроков заимствований и снижением доходности по государственным долговым инструментам. В-пятых, отсутствие единой общепринятой системы показателей для оценки рынка госбумаг, необработанность системы взаимодействия органов государственного регулирования фондового рынка, наличие противоречий и пробелов в нормативно-правовой базе и др.
Тем не менее, несмотря на существующие проблемы на рынке государственных ценных бумаг не следует забывать, что именно данный сегмент рыка на сегодняшний день является наиболее развитым.
8.В целях преодоления существующих недостатков рынка государственных ценных бумаг, выработано ряд перспектив, к которым относятся:
-расширение спектра финансовых инструментов для юридических и физических лиц, а также совершенствование механизмов их применения; -повышение мотивации вложений инвесторов в госбумаги;
-осуществление мероприятий по интеграции рынков ценных бумаг Республики Беларусь и стран СНГ, обеспечивающих возможности их консолидации и увеличения объемов привлекаемых инвестиционных ресурсов;
-проведение согласованной политики Министерства финансов и центрального банка по вопросам выпуска ценных бумаг собственной эмиссии;
69
-информационно-
-повышение эффективности системы раскрытия информации в целях повышения прозрачности рынка ценных бумаг и другие.
-выпуск государственных ценных бумаг для физических лиц с уровнем доходности, сопоставимым с альтернативными направлениями вложений (для сравнения - доходность по выпуску 2007 года была 8 процентов годовых, по депозитам в белорусских рублях-около 20%)
9.Для Республики Беларусь предстоящий дебютный выпуск евробондов -хороший инструмент для повышения имиджа Беларуси - увеличится степень открытости экономики страны, информационные потоки о состоянии дел внутри государства будут оцениваться более адекватно и, как следствие, инвестиционная привлекательность приобретает конкретные формы. Однако по имиджу может быть нанесен и репутационный удар в случае, если никто из инвесторов не проявит к белорусским ценным бумагам интереса. Впрочем, организаторы уже заявляли о своей готовности выкупить белорусских еврооблигаций на сумму 300 млн. дол., что составляет более половины предполагаемой дебютной эмиссии. Кроме того, это дополнительная возможность задействовать этот инструмент на случай острого дефицита средств. Однако кредиты от МВФ или Всемирного банка обходятся Беларуси дешевле. К тому же сама процедура размещения еврооблигаций достаточно затратная. Организаторы, как правило, берут за это комиссионные вознаграждения, которые в зависимости от объема работ могут достигать 1%.
10.Совершенствование системы регулирования рынка государственных долговых инструментов позволит более эффективно решить проблемы, мешающие дальнейшему развитию данного сектора, что впоследствии окажет ощутимый эффект на конкурентоспособность и ликвидность рынка государственных ценных бумаг в целом. Также следует помнить, что развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, скорее наоборот, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок государственных облигаций оттягивает на себя капиталы, а с другой - перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым, способствуя их развитию.
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
9.Бюллетень
банковской статистики 2008г.,2009г.[Электронный
ресурс]. — 2009. - Режим flocTyna:http://dengi-
10. Галанов, В.А. Рынок
ценных бумаг: учебник / В.А. Галанов. - 2-е
изд. - М.:
Финансы и статистика, 2001. - 448 с.
11. Зимрутян, К.В.
Вероятностно-статистическое моделирование
управление
портфелем государственных облигаций:
автореф. дис. на соискание ученой
степени канд. экон. наук: 08.00.15 / К.В. Зимрутян.
- СПб., 2005. - 24 с.
17.Лякин, А.Н.Рынок ценных бумаг:учебное пособие/А.Н.Лякин, А.А.Лапинкас. -СПб.: Поиск, 2001.- 160 с.
18. Маманович, П., Барздов, Г. Состояние и возможные пути развития ГЦБ / П. Маманович // Банковский вестник. - 2007. - №4.
71
19. Об утверждении инструкции о порядке выпуска, размещения, обращения и погашения отдельных видов государственных ценных бумаг Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь: постановление Совета Министров,18 августа 2003г.,№118// Нац.реестр правовых актов Респ.Беларусь.-2006 г.,-6/13487;
20. Об утверждении правил проведения Министерством финансов Республики Беларусь аукциона по продаже отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь через открытое акционерное общество «Белорусская Валютно-фондовая биржа»: постановление Министерства финансов Республики Беларусь,06.12.2006г.,№ 152 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.-2006г.,-8/15582;
21 .Об утверждении инструкции по размещению, учету,хранению, погашению облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь и выплате выигрышей и процентного дохода по ним: постановление Министерства финансов Республики Беларусь,21 марта 2000г.,№22/7 Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь-2000 г.- №38,- 8/3272;
72
29. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» 2009: годовой отчет Электронный ресурс] / ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». -Минск, 2008.-38 с.
40. Фондовый рынок: учеб. пособие для студентов вузов экон. спец./ Г.И.Кравцова [и др.]; под общ. ред. Г.И.Кравцовой.- Минск: БГЭУ, 2008.- 327с.
Шелег, Е.М. Рынок
ценных бумаг: учеб. пособие / Е.М. Шелег.
- Минск:
БГЭУ, 2000.-188 с.
73