Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: определение перспектив использования государственных ценных бумаг на основе проведенного анализа рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь за 2004-2010 годы.
Задачи:
-рассмотрение сущности, значения, видов и функций государственных ценных бумаг;
-анализ состояния рынка государственных облигаций на современном этапе в Республике Беларусь;
-исследование проблем и перспектив развития государственных облигаций Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 5
1.Сущность государственных ценных бумаг и их функции 8
Понятие государственных ценных бумаг, их значение для экономики...8
Виды государственных ценных бумаг 19
Функции государственных ценных бумаг. 26
2.Анализ рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь...34
Механизм размещения государственных облигаций и их обращение на
вторичном рынке 34
Анализ показателей рынка государственных ценных бумаг Республики
Беларусь 42
3.Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Республики Беларусь 54
Проблемы на рынке государственных ценных бумаг Республики
Беларусь 54
Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Республики Беларусь 60
Заключение 67
Список использованных источников 71

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ алеся.docx

— 369.77 Кб (Скачать)

     Таким образом, рынок государственных  ценных бумаг выполняет следующие основные функции:

  • финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, в том числе устранение краткосрочных кассовых разрывов в бюджете, связанных с неравномерностью платежей (кассового и сезонного дефицита). Зарубежная практика показывает, что выпуск  государственных облигаций для покрытия дефицитов бюджетов является     наиболее

12

 

приоритетным  направление по отношению к другим, применяемым в эмиссионных системах развитых стран, так как способствует снижению темпов роста инфляции, росту текущих резервов, создаваемых в центральных банках для регулирования рынков ссудных капиталов и ценных бумаг, а также финансирования развития различных отраслей экономики.

  • привлечение средств для погашения задолженности по ранее выпущенным государственным ценным бумагам;
  • достижение обеспечения ликвидности активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов;
  • финансирование различных целевых государственных программ развития экономики. Так, эмитируя ценные бумаги, государство привлекает ресурсы 
    для осуществления крупномасштабных проектов в области жилищного строительства, транспорта, коммуникационных систем, социальной инфраструктуры. Примером целевых облигационных займов являются транспортные облигации, выпущенные правительством Великобритании, в результате чего были сформированы ресурсы для национализации транспорта. 
    Подобные облигации также были выпущены в России АО «Высокоскоростные 
    магистрали» под гарантию правительства, и средства от продажи данных облигаций были направлены на финансирование строительства железнодорожной магистрали Москва — Санкт - Петербург[7,с.23-25];
  • поддержка социально значимых учреждений и организаций;
  • воздействие на макроэкономические показатели: объем денежной массы в обращении, уровень цен и инфляция, уровень процентных ставок, валютный курс, темпы экономического роста, уровень занятости платежный баланс. Помимо того, что в периоды бюджетного дефицита государственные заимствования помогают финансировать расходы государства, они влияют на 
    предложение денег на экономике, которое непосредственно определяет величину процентных ставок. Величина процентных ставок, в свою очередь, 
    оказывают сильнейшее воздействие на динамику инвестиций и валютный курс. 
    Кроме того, современные теории инфляции отдают важную роль в объяснении 
    ее темпов именно долговой политике государства, и, прежде всего, политике 
    управления внутренним долгом.
  • реструктуризация государственного долга предприятиям, организаций- 
    ям и частным компаниям. Например, в России в 1994-1996 гг. выпускались 
    казначейские обязательства Министерства финансов для расчетов с предприятиями за работы, выполняемые по государственному заказу  и финансируемые за счет средств госбюджета. Идея выпуска заключалась в том, 
    чтобы выплачивать задолженность предприятиям по бюджетному финансированию не «живыми» деньгами, а процентными долговыми бумагами, 
    которые в свою очередь могли быть обращены в уплату поставщикам за сырье, 
    материалы, энергию и т.д. [35, с. 12-18].

     Так, в Республике Беларусь осуществляется выпуск государственных краткосрочных облигаций с целью привлечения временно свободных денежных средств для возмещения дефицита государственного бюджета. Срок обращения

13

 

данных  ценных бумаг составляет от одного до двенадцати месяцев и признается состоявшимся, если их продано не менее 10% от общего количества. Данные бумаги являются дисконтными, т.е. их продажа осуществляется по стоимости ниже номинальной. Доход по этим ценным бумагам инвесторы получают в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.

     Государственные долгосрочные облигации Беларуси выпускаются  в целях снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам со сроком обращения один год и более, так как могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также могут выступать предметом залоговых обязательств. Они бывают дисконтные и с процентным доходом и могут свободно обращаться на вторичном рынке.

     Для физических лиц в Республике Беларусь предусмотрен выпуск облигаций государственного выигрышного валютного займа и облигаций государственного сберегательного займа. Данные облигации являются ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в документарной форме.

      В Российской Федерации с 1991 года выпускались  облигации внутреннего валютного займа с целью гарантирования средств обанкротившегося Банка внешнеэкономической деятельности СССР. Выпуск государственных краткосрочных облигаций осуществлялся с целью привлечения временно свободных денежных средств для возмещения дефицита федерального бюджета. А к примеру, облигации федерального займа выпускаются для финансирования государственного внутреннего долга.

      С точки зрения значимости рынка государственных  ценных бумаг его развитие необходимо для решения макроэкономических проблем, которые актуальны для всех стран и, прежде всего, для стран с переходной экономикой.

     В настоящее время в странах  с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных заимствований во многом зависит формирование государственных бюджетов, обеспечение эффективности денежно-кредитной политики, поддержание активности работы всех сфер экономики. Рациональное функционирование рынка государственных бумаг требует разработки соответствующей документации, охватывающей правовые основы и юридические отношения его участников, технологию применения и обращения бумаг, формирование информационной базы для осуществления необходимых расчетов и ведение депозитария. Уже сегодня накоплен и широко используется опыт управления источниками погашения государственных финансовых инструментов, отражающих интересы многих слоев населения, а также различных промышленных и торговых фирм, кредитно-финансовых учреждений.

     Государственные ценные бумаги могут различаться  по характеру размещения, срокам и форме обращения, особенностям уплаты доходов. Первичное их размещение осуществляется преимущественно через центральные банки стран либо с привлечением в качестве посредников негосударственных финансово-кредитных учреждений путем проведения

14 
 

аукционов, открытой или индивидуальной продажи, а также другими способами[13, с. 127]. Выплаты доходов по государственным облигациям могут осуществляться в форме дисконта: продажа бумаг со скидкой (дисконтом) относительно их номинальной стоимости с выкупом при их погашении по номиналу. Доход может уплачиваться по фиксированной, плавающей или ступенчатой процентной ставке, путем индексирования номинальной стоимости бумаг, а также посредством проведения выигрышных займов. Используя ценные бумаги как инструмент фискальной политики, государство призвано обеспечивать их выпуск в определенных пределах безопасности, нарушение которых приводит к дестабилизирующему влиянию задолженности по государственным бумагам на систему государственных финансов и финансовую систему в целом. Такое влияние может проявляться в:

  • росте расходов бюджета для обслуживания облигационной задолженности сверх запланированных и, следовательно, необходимости перераспределения расходов и сокращения финансирования других статей бюджета;
  • росте зависимости бюджета от состояния финансового рынка и в невозможности в случае "провалов" его ликвидности обеспечить своевременное погашение ценных бумаг за счет привлечения свободных ресурсов;
  • увеличении влияния на исполнение бюджета и функционирование финансовой системы в целом крупных банковско-финансовых структур, выступающих инвесторами средств в государственные облигации;
  • перераспределении портфеля активов банковских структур и сокращении  доли кредитов реальному сектору экономики, в результате чего 
    сужаются инвестиции в данный сектор и сокращается рост налоговых поступлений в бюджет.

      В экономической литературе справедливо  отмечается, что параметры развития рынка государственных ценных бумаг  должны быть согласованы со следующими факторами [39,с.134]:

  • бюджетной политикой (увеличение доли государственных ценных бумаг    в покрытии дефицита бюджета должно соответствовать увеличению в расходах объемов инвестиций в реальный сектор экономики, то есть увязано с ростом базы доходов бюджета);
  • проводимой политикой по регулированию финансового рынка в целом, 
    в том числе национальной валюты, особенностями валютного регулирования;
  • фактическими параметрами рублевой денежной массы, ресурсами банковской системы и структурой их распределения, объемами ВВП.;
  • поддержанием их ликвидности на вторичном рынке.

      Однако  в сравнении с корпоративными ценными бумагами, государственные ценные бумаги имеют ряд преимуществ для инвесторов:

      во-первых, они имеют более высокий уровень  надежности для вложения денежных средств и минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему, это связано с тем, что доходы государственного бюджета всегда позволяют своевременно и в полном объеме выполнять долговые обязательства по ним;

15

 

      во-вторых, имеют льготное налогообложение  по сравнению с другими ценными бумагами. На государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции и получаемые доходы. Данный порядок применяется государством для того, чтобы в экономике всегда имелся спрос на его облигации и в нужный момент не возникало проблем с продажей необходимого их количества частным инвесторам;

      в-третьих, они имеют низкую волатильность  и более стабильную доходность. С точки зрения эмитента (государства), ценные бумаги как инструмент финансирования имеют также ряд преимуществ:

позволяют привлечь большие объемы денежных средств, вследствие 
большого количества инвесторов;

  • позволяют привлечь большие объемы денежных средств, вследствие большого количества инвесторов;
  • позволяют эмитенту маневрировать при определении характеристик займа, поскольку все параметры займа (объем, сроки, величина процентной ставки, условия выпуска, обращения и погашения) государство определяет самостоятельно;
  • обладают более льготными условиями, чем банковские кредиты и кредиты международных организаций. Помимо этого, облигационные займы государства могут иметь свои особенности, к примеру, после окончания срока 
    погашения одни облигации могут быть обменены на другие с учетом капитализации дохода. Облигации так же могут быть конвертируемы, то есть 
    обменены на другой вид ценных бумаг. В зависимости от целей выпуска 
    облигационные займы государства могут быть ориентированы на юридических 
    лиц (большой номинал, бездокументарная форма представления), физических 
    лиц (документарные бумаги небольшого номинала, наличие розыгрышей призов), иностранных лиц (валютный номинал, размещение на зарубежных 
    рынках) [33,с. 16].

      С точки зрения значимости рынка государственных  ценных бумаг его развитие необходимо для решения макроэкономических проблем, которые актуальны для всех стран и, прежде всего, для стран с переходной экономикой. В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных заимствований во многом зависит формирование государственных бюджетов, обеспечение эффективности денежно-кредитной политики, поддержание активности работы всех сфер экономики. Рациональное функционирование рынка государственных бумаг требует разработки соответствующей документации, охватывающей правовые основы и юридические отношения его участников, технологию применения и обращения бумаг, формирование информационной базы для осуществления необходимых расчетов и ведение депозитария. Уже сегодня накоплен и широко используется опыт управления источниками погашения государственных финансовых инструментов, отражающих интересы многих слоев населения, а также различных промышленных и торговых фирм, кредитно-финансовых учреждений.

      Таким образом, государственные ценные бумаги обеспечивают оптимальное сочетание собственных интересов и интересов определенного слоя инвесторов на рынке ценных бумаг, одновременно являются средством

      16

 

решения многих общеэкономических и социальных задач государства и в то же время, обладая привлекательными свойствами, служат удобным и надежным инструментом инвестирования свободных денежных средств. В качестве эмитентов государственных облигаций могут выступать правительственные органы (чаще всего- Министерство финансов), государственные специализированные организации (центральные банки), а полученные средства направляются на покрытие бюджетного дефицита или финансирование определенных инвестиционных проектов. В некоторых странах государственные ценные бумаги могут выпускать и местные органы власти, а также негосударственные учреждения, выпускающие бумаги под обязательные гарантии правительства. Частные компании, инвестиционные, страховые, пенсионные фонды, банки, население являются инвесторами, посреднические операции на рынке осуществляют дилеры, в качестве которых выступают профессиональные участники рынка, имеющие лицензию на осуществление дилерской, брокерской и депозитарной деятельности (преимущественно в качестве таковых выступают коммерческие банки). Учет прав на бумаги, их перехода в результате купли- продажи от одного владельца к другому осуществляет депозитарий. Каждому дилеру он открывает счет «депо», на котором учитывает по отдельным субсчетам бумаги, принадлежащие ему и суммарно бумаги, принадлежащие его инвесторам. Дилер выступает в качестве субдепозитария по отношению к своим клиентам. Он открывает счета «депо» для каждого клиента, на которых учитывает его бумаги.

     Таким   образом,   можно   отметить,   что   каждая   страна   имеет   свою сложившуюся историю и практику рынка государственных ценных бумаг, что находит отражение в видах и формах выпускаемых государственных облигаций, масштабах национального рынка облигаций и его участниках, порядке размещения облигаций и особенностях их налогообложения [13, с. 56]. Помимо процедуры выпуска и  обращения  ценных бумаг, правительства различных стран определяют вид эмитируемых ценных бумаг, срок обращения, объем выпуска. Тем не менее, все государственные фондовые инструменты, независимо от страны, эмитента и вида, можно разделить на две большие группы. Те, которые могут после первичного размещения свободно обращаться и перепродаваться другим субъектам, получили название рыночных ценных бумаг. В эту группу относят государственные краткосрочные облигации казначейские векселя, которые выпускаются обычно на срок не более одного года, как правило, в целях кассового исполнения бюджета. Сюда же относят всевозможные среднесрочные инструменты: ноты- один из видов государственных  обязательств, выпускаемых на предъявителя, боны-  вид средне- и долгосрочных государственных обязательств, выпускаемых казначействами на срок от 5 до 25 лет обычно также на предъявителя, [8, с. 163].

Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь