Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:48, дипломная работа
Цель работы: определение перспектив использования государственных ценных бумаг на основе проведенного анализа рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь за 2004-2010 годы.
Задачи:
-рассмотрение сущности, значения, видов и функций государственных ценных бумаг;
-анализ состояния рынка государственных облигаций на современном этапе в Республике Беларусь;
-исследование проблем и перспектив развития государственных облигаций Республики Беларусь.
Введение 5
1.Сущность государственных ценных бумаг и их функции 8
Понятие государственных ценных бумаг, их значение для экономики...8
Виды государственных ценных бумаг 19
Функции государственных ценных бумаг. 26
2.Анализ рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь...34
Механизм размещения государственных облигаций и их обращение на
вторичном рынке 34
Анализ показателей рынка государственных ценных бумаг Республики
Беларусь 42
3.Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Республики Беларусь 54
Проблемы на рынке государственных ценных бумаг Республики
Беларусь 54
Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Республики Беларусь 60
Заключение 67
Список использованных источников 71
Таким образом, рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие основные функции:
12
приоритетным направление по отношению к другим, применяемым в эмиссионных системах развитых стран, так как способствует снижению темпов роста инфляции, росту текущих резервов, создаваемых в центральных банках для регулирования рынков ссудных капиталов и ценных бумаг, а также финансирования развития различных отраслей экономики.
Так, в Республике Беларусь осуществляется выпуск государственных краткосрочных облигаций с целью привлечения временно свободных денежных средств для возмещения дефицита государственного бюджета. Срок обращения
13
данных ценных бумаг составляет от одного до двенадцати месяцев и признается состоявшимся, если их продано не менее 10% от общего количества. Данные бумаги являются дисконтными, т.е. их продажа осуществляется по стоимости ниже номинальной. Доход по этим ценным бумагам инвесторы получают в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.
Государственные долгосрочные облигации Беларуси выпускаются в целях снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам со сроком обращения один год и более, так как могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также могут выступать предметом залоговых обязательств. Они бывают дисконтные и с процентным доходом и могут свободно обращаться на вторичном рынке.
Для физических лиц в Республике Беларусь предусмотрен выпуск облигаций государственного выигрышного валютного займа и облигаций государственного сберегательного займа. Данные облигации являются ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в документарной форме.
В
Российской Федерации с 1991 года выпускались
облигации внутреннего
С точки зрения значимости рынка государственных ценных бумаг его развитие необходимо для решения макроэкономических проблем, которые актуальны для всех стран и, прежде всего, для стран с переходной экономикой.
В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных заимствований во многом зависит формирование государственных бюджетов, обеспечение эффективности денежно-кредитной политики, поддержание активности работы всех сфер экономики. Рациональное функционирование рынка государственных бумаг требует разработки соответствующей документации, охватывающей правовые основы и юридические отношения его участников, технологию применения и обращения бумаг, формирование информационной базы для осуществления необходимых расчетов и ведение депозитария. Уже сегодня накоплен и широко используется опыт управления источниками погашения государственных финансовых инструментов, отражающих интересы многих слоев населения, а также различных промышленных и торговых фирм, кредитно-финансовых учреждений.
Государственные ценные бумаги могут различаться по характеру размещения, срокам и форме обращения, особенностям уплаты доходов. Первичное их размещение осуществляется преимущественно через центральные банки стран либо с привлечением в качестве посредников негосударственных финансово-кредитных учреждений путем проведения
14
аукционов, открытой или индивидуальной продажи, а также другими способами[13, с. 127]. Выплаты доходов по государственным облигациям могут осуществляться в форме дисконта: продажа бумаг со скидкой (дисконтом) относительно их номинальной стоимости с выкупом при их погашении по номиналу. Доход может уплачиваться по фиксированной, плавающей или ступенчатой процентной ставке, путем индексирования номинальной стоимости бумаг, а также посредством проведения выигрышных займов. Используя ценные бумаги как инструмент фискальной политики, государство призвано обеспечивать их выпуск в определенных пределах безопасности, нарушение которых приводит к дестабилизирующему влиянию задолженности по государственным бумагам на систему государственных финансов и финансовую систему в целом. Такое влияние может проявляться в:
В экономической литературе справедливо отмечается, что параметры развития рынка государственных ценных бумаг должны быть согласованы со следующими факторами [39,с.134]:
Однако в сравнении с корпоративными ценными бумагами, государственные ценные бумаги имеют ряд преимуществ для инвесторов:
во-первых,
они имеют более высокий
15
во-вторых, имеют льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами. На государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции и получаемые доходы. Данный порядок применяется государством для того, чтобы в экономике всегда имелся спрос на его облигации и в нужный момент не возникало проблем с продажей необходимого их количества частным инвесторам;
в-третьих, они имеют низкую волатильность и более стабильную доходность. С точки зрения эмитента (государства), ценные бумаги как инструмент финансирования имеют также ряд преимуществ:
позволяют привлечь
большие объемы денежных средств, вследствие
большого количества инвесторов;
С точки зрения значимости рынка государственных ценных бумаг его развитие необходимо для решения макроэкономических проблем, которые актуальны для всех стран и, прежде всего, для стран с переходной экономикой. В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных заимствований во многом зависит формирование государственных бюджетов, обеспечение эффективности денежно-кредитной политики, поддержание активности работы всех сфер экономики. Рациональное функционирование рынка государственных бумаг требует разработки соответствующей документации, охватывающей правовые основы и юридические отношения его участников, технологию применения и обращения бумаг, формирование информационной базы для осуществления необходимых расчетов и ведение депозитария. Уже сегодня накоплен и широко используется опыт управления источниками погашения государственных финансовых инструментов, отражающих интересы многих слоев населения, а также различных промышленных и торговых фирм, кредитно-финансовых учреждений.
Таким образом, государственные ценные бумаги обеспечивают оптимальное сочетание собственных интересов и интересов определенного слоя инвесторов на рынке ценных бумаг, одновременно являются средством
16
решения многих общеэкономических и социальных задач государства и в то же время, обладая привлекательными свойствами, служат удобным и надежным инструментом инвестирования свободных денежных средств. В качестве эмитентов государственных облигаций могут выступать правительственные органы (чаще всего- Министерство финансов), государственные специализированные организации (центральные банки), а полученные средства направляются на покрытие бюджетного дефицита или финансирование определенных инвестиционных проектов. В некоторых странах государственные ценные бумаги могут выпускать и местные органы власти, а также негосударственные учреждения, выпускающие бумаги под обязательные гарантии правительства. Частные компании, инвестиционные, страховые, пенсионные фонды, банки, население являются инвесторами, посреднические операции на рынке осуществляют дилеры, в качестве которых выступают профессиональные участники рынка, имеющие лицензию на осуществление дилерской, брокерской и депозитарной деятельности (преимущественно в качестве таковых выступают коммерческие банки). Учет прав на бумаги, их перехода в результате купли- продажи от одного владельца к другому осуществляет депозитарий. Каждому дилеру он открывает счет «депо», на котором учитывает по отдельным субсчетам бумаги, принадлежащие ему и суммарно бумаги, принадлежащие его инвесторам. Дилер выступает в качестве субдепозитария по отношению к своим клиентам. Он открывает счета «депо» для каждого клиента, на которых учитывает его бумаги.
Таким образом, можно отметить, что каждая страна имеет свою сложившуюся историю и практику рынка государственных ценных бумаг, что находит отражение в видах и формах выпускаемых государственных облигаций, масштабах национального рынка облигаций и его участниках, порядке размещения облигаций и особенностях их налогообложения [13, с. 56]. Помимо процедуры выпуска и обращения ценных бумаг, правительства различных стран определяют вид эмитируемых ценных бумаг, срок обращения, объем выпуска. Тем не менее, все государственные фондовые инструменты, независимо от страны, эмитента и вида, можно разделить на две большие группы. Те, которые могут после первичного размещения свободно обращаться и перепродаваться другим субъектам, получили название рыночных ценных бумаг. В эту группу относят государственные краткосрочные облигации казначейские векселя, которые выпускаются обычно на срок не более одного года, как правило, в целях кассового исполнения бюджета. Сюда же относят всевозможные среднесрочные инструменты: ноты- один из видов государственных обязательств, выпускаемых на предъявителя, боны- вид средне- и долгосрочных государственных обязательств, выпускаемых казначействами на срок от 5 до 25 лет обычно также на предъявителя, [8, с. 163].