Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: определение перспектив использования государственных ценных бумаг на основе проведенного анализа рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь за 2004-2010 годы.
Задачи:
-рассмотрение сущности, значения, видов и функций государственных ценных бумаг;
-анализ состояния рынка государственных облигаций на современном этапе в Республике Беларусь;
-исследование проблем и перспектив развития государственных облигаций Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 5
1.Сущность государственных ценных бумаг и их функции 8
Понятие государственных ценных бумаг, их значение для экономики...8
Виды государственных ценных бумаг 19
Функции государственных ценных бумаг. 26
2.Анализ рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь...34
Механизм размещения государственных облигаций и их обращение на
вторичном рынке 34
Анализ показателей рынка государственных ценных бумаг Республики
Беларусь 42
3.Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Республики Беларусь 54
Проблемы на рынке государственных ценных бумаг Республики
Беларусь 54
Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Республики Беларусь 60
Заключение 67
Список использованных источников 71

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ алеся.docx

— 369.77 Кб (Скачать)

     Нерыночные  ценные бумаги появились в результате развития социально- рыночного хозяйства и являются бумагами особого вида, которые не могут свободно переходить от одного держателя к другому, и предназначены для размещения главным образом среди населения. К их числу относятся:

17 
 

сберегательные  облигации, облигации пенсионных фондов, депозитные облигации. Эти ценные бумаги дают их владельцам право на капитал, который те вложили в определенные фонды для удовлетворения своих социальных нужд, а также на капитал, помещенный в банки и другие организации для получения дохода. Эти ценные бумаги, которые невозможно ни продать другим лицам, ни погасить до истечения определенного срока, оказываются эффективными в условиях нестабильного рынка кредитных ресурсов, когда вкладчики начинают избавляться от рыночных ценных бумаг.

      Опыт  экономически развитых стран показал, что, выпуская ценные бумаги, правительство вступает в конкуренцию за внутренние ресурсы, причем стоимость заимствования определяется рыночной конъюнктурой. Развивая безинфляционные источники финансирования бюджета, правительство тем самым улучшает перспективы макроэкономической стабилизации, стимулирует развитие финансового сектора и эффективное распределение кредитных ресурсов и в какой-то степени повышает уровень своей собственной кредитоспособности, открывая тем самым доступ международным (частным) инвесторам на более позднем этапе.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
18

 

    1.2 Классификация государственных ценных бумаг

 
      В каждом государстве классификация ценных бумаг имеет свою специфику в силу уникальности государственного устройства и истории развития рынка ценных бумаг. Выделим общую классификацию государственных ценных бумаг:

    1. По виду эмитента:

  • ценные бумаги высших органов государственной власти и управления (Министерство финансов, Центральный банк);
  • региональные ценные бумаги или ценные бумаги других уровней управления, гарантированные центральным правительством;
  • ценные бумаги государственных учреждений;
  • ценные бумаги, которым придан статус государственных [39, с. 129].

    2. По форме обращаемости:

  • рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться 
    после их первичного размещения;
  • нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту.

Крупнейшим  в мире рынком государственных долговых обязательств является рынок Соединенных Штатов Америки (далее США). Так, правительство в лице Казначейства выпускает казначейские рыночные и нерыночные облигации. К первым относят казначейские векселя, казначейские ноты, казначейские облигации, ко вторым - сберегательные сертификаты, казначейские ноты, предназначенные для иностранных инвесторов [32,с.71-73]. Также выделяют особые виды нерыночных государственных ценных бумаг в виде иностранных правительственных серий, серий правительственных счетов, серий местных органов власти.

   3. По срокам обращения:

  • краткосрочные. Для большинства государств самый короткий период времени, на который они привлекают средства, составляет 3 месяца. Однако может быть предусмотрен и более длительный срок их обращения - 6 и 12 
    месяцев. Так, в Соединенных Штатах Америки к таким видам ценных бумаг 
    относят казначейские векселя со сроком 3, 6 и 12 месяцев и векселя управления 
    наличностью, выпускаемые на срок до 50 дней. Краткосрочные бумаги обращаются преимущественно на межбанковском рынке и очень редко на фондовой бирже. В Республике Беларусь к краткосрочным ценным бумагам относят государственные облигации со сроком обращения до 1 года;
  • среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 до 5 - 10 лет;

      В США выпускаются казначейские ноты на срок 2, 3 и 5 лет; в Японии - среднесрочные облигации на срок от 2 до 5 лет; в Великобритании - правительственные облигации на срок от 1 года до 5 лет;

  • долгосрочные. Срок обращения этих ценных бумаг свыше 5 лет. Этот термин  используется  для   обозначения  займов   сроком  до  30  лет. В   США существуют облигации со сроком обращения 10 и 30 лет, сберегательные

19

 

облигации, предназначенные для населения  на срок не менее 10 лет. Известны исторические примеры и более длительного срока обращения. В дореволюционной России имели хождение облигации российского золотого займа сроком 81 год, которые свободно продавались не только на внутреннем рынке, но и на зарубежных ранках Европы и Америки.

      Средне- и долгосрочные государственные  ценные бумаги помогают пролонгировать долг государства во времени, а также предпринять меры по его сокращению. Тем не менее, в странах с высокими темпами инфляции и долларизацией возможность правительства финансировать бюджет за счет долговых обязательств уменьшается. В этом случае, вероятно, существует необходимость периодической корректировки ставок с иными инструментами краткосрочного капитала либо привязки их к индексу потребительских или промышленных цен, к индексу различных товаров или валюте.

      Параллельное  развитие краткосрочных, среднесрочных  и долгосрочных ценных бумаг правительства, учитывающих различные "вкусы" потенциальных инвесторов, помогает стимулировать деятельность всего финансового рынка (банки приобретают инструмент регулирования своей ликвидности, иные субъекты хозяйствования получают возможность безрискового получения прибыли, домашним хозяйствам предоставляется возможность сбережения средств, правительство "растягивает" свой долг во времени)[16,с.87]. Наиболее распространенными являются краткосрочные инструменты управления государственным долгом- казначейские векселя, казначейские боны, краткосрочные облигации. Как правило, такие ценные бумаги выпускаются с дисконтом от номинальной стоимости и при наступлении срока исполнения по ним обязательства гасятся по номиналу. Дисконтная ставка представляет собой ценовую скидку в расчете на 360 дней. Недостаток краткосрочных облигаций в том, что их выпуск является своего рода пирамидой. В случае отсутствия средств правительство вынуждено продлевать срок привлекаемых средств посредством их погашения и одновременного возобновления путем организации нового выпуска с большим объемом. Рост объемов таких заимствований обычно приводит к тому, что инвесторы требуют повысить процентную ставку по таким бумагам либо отказываются пролонгировать долг. Постоянно увеличивая процентную ставку по своим инструментам, правительство в итоге становится неспособным выполнять свои обязательства, и дефолт неизбежен. Печальным примером этому может служить ситуация, которая сложилась в России в августе 1998 года.

     В большинстве стран, являющихся членами  Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), средний срок погашения долговых обязательств находится в пределах от 5 до 10 лет, с тем чтобы основная сумма займа не требовала частого рефинансирования. Средне- и долгосрочные государственные ценные бумаги (ноты, облигации, ассимилируемые казначейские облигации, государственные долгосрочные облигации) — это обычно купонные ценные бумаги. Правительство ежегодно (раз в полгода или

20

 

ежеквартально) выплачивает держателям этих ценных бумаг фиксированный процент, равный купонной ставке.

    4. По способу выплаты (получения) доходов:

  • процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации, 
    плавающей и ступенчатой). Эти ценные бумаги предусматривают процентный 
    доход, который выплачивается в момент погашения ценной бумаги. Разновидностью процентных ценных бумаг являются облигации с купонным    доходом, по которым выплаты процентов осуществляются периодически;
  • дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;
  • индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, 
    например, на индекс инфляции;

     По  своей сути индексируемая ценная бумага - это ценная бумага, процентная ставка и/или выкупная цена которой меняется в соответствии с определенным индексом. Их создание определяется целью ограждения их держателей от последствий обесценения денег. Такие индексируемые инструменты используются в Австралии, Великобритании, Венгрии, Израиле, Исландии, Канаде, Колумбии, Мексике, Новой Зеландии, Польше, Турции, Швеции, Чили. Предположим, что государственные ценные бумаги, привязанные к индексу потребительских цен, выпускаются на срок 3-5 лет. В этом случае риск рефинансирования снижается. В случае повышения краткосрочных процентных ставок для защиты внутренней валюты ожидаемая цена индексируемых ценных бумаг не увеличится и, следовательно, не будет беспокойства о внутренней валюте;

  • выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;
  • комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов. В практике встречаются облигации, совмещающие в себе признаки дисконтной и купонной облигации, например в Российской Федерации это облигации федерального займа или облигации государственного сберегательного займа. Последние  размещаются по цене несколько выше номинала, в течение срока обращения по ним производятся поквартальные купонные выплаты, погашаются по номиналу плюс платежи по последнему купону. Облигации федерального займа размещаются с дисконтом, также по ним производятся купонные выплаты, погашаются по номиналу плюс последний купон. Таким образом, можно заметить, что доход образуется за счет комбинации различных способов [13, с. 210-211].

    5. По цели выпуска:

  • долговые ценные бумаги, выпускаемые для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой 
    целью и обслуживают систематическую задолженность государства.
  • ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета - служат

 
21

 

для заимствования  средств на покрытие кассовых разрывов, которые образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета. Обычно в конце квартала и начале следующего квартала, когда налоги еще не собраны, возникает дефицит бюджета, который затем перекроется за счет поступления налогов, размер которых выше, чем сумма бюджетных расходов.

     Целевые   государственные   облигации,   выпускаются   для   реализации конкретных проектов.

    6. По методам размещения:

  • добровольно размещаемые;
  • принудительно размещаемые (к примеру, в форме замораживания средств 
    в сберегательных кассах).

    7. По валюте:

  • натуральные;
  • денежные

    8. По условиям погашения:

  • с правом эмитента на досрочное погашение;
  • с правом в будущем определить срок погашения.

  Кроме того, условия погашения могут также предусматривать возможность частичного досрочного погашения.

  9. По способу  выражения номинала:

  • облигации, в которых номинал выражен в национальной валюте страны нахождения эмитента и доход выплачивается в этой же валюте;
  • облигации в иностранной валюте;
  • двувалютные облигации (предусматривают выплату по купонам в одной 
    валюте,а погашение номинала в другой). Когда государство ставит перед собой 
    цель поддержать обменный курс национальной денежной единицы, выпуск 
    государственных ценных бумаг, привязанных к иностранной валюте, может 
    усилить кредитоспособность страны. Ценные бумаги, индексируемые относительно иностранной валюты, являются компромиссом между долговыми 
    инструментами, номинированными и оплачиваемыми в иностранной валюте, и 
    инструментами,  номинированными в национальной денежной единице.  Их 
    погашение осуществляется в национальной валюте, но выплачиваемая сумма 
    фиксируется  по  выбранной иностранной валюте. Какие бы индексы ни использовались, участников рынка интересует не только сохранение своих 
    средств от инфляции и/или девальвации, но и получение дополнительного 
    дохода, выраженного в реальной процентной ставке. В разных странах правительства дифференцированно подходили к установлению реальной процентной ставки. Власти Англии начали осуществлять первые выпуски индексируемых ценных бумаг с реальной доходностью около 2% и довели ее 
    до 4%. В США первый выпуск индексируемых ценных бумаг состоялся в 1997 
    году и имел несколько меньшую реальную доходность. В Австралии, Канаде и 
    Швеции реальная доходность находилась на уровне  5-6%.  Использование 
    индексируемых инструментов может оказаться для правительства полезным 
    способом продления их срока обращения,  ликвидации надбавки за инфляционный (валютный) риск, расширения емкости рынка, так как эмиссия

Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь