Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: определение перспектив использования государственных ценных бумаг на основе проведенного анализа рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь за 2004-2010 годы.
Задачи:
-рассмотрение сущности, значения, видов и функций государственных ценных бумаг;
-анализ состояния рынка государственных облигаций на современном этапе в Республике Беларусь;
-исследование проблем и перспектив развития государственных облигаций Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 5
1.Сущность государственных ценных бумаг и их функции 8
Понятие государственных ценных бумаг, их значение для экономики...8
Виды государственных ценных бумаг 19
Функции государственных ценных бумаг. 26
2.Анализ рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь...34
Механизм размещения государственных облигаций и их обращение на
вторичном рынке 34
Анализ показателей рынка государственных ценных бумаг Республики
Беларусь 42
3.Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Республики Беларусь 54
Проблемы на рынке государственных ценных бумаг Республики
Беларусь 54
Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Республики Беларусь 60
Заключение 67
Список использованных источников 71

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ алеся.docx

— 369.77 Кб (Скачать)

      Так, государственные ценные бумаги для  юридических лиц на первичном  рынке могут размещаться следующими способами:

     -путем продажи на аукционе, проводимом через биржу по правилам проведения аукциона, утверждаемым Министерством финансов по согласованию с центральным банком и (или) регулятором рынка ценных бумагах[23];

    -путем продажи на аукционе, проводимом центральным банком по правилам проведения аукциона, утверждаемым этим банком и регулятором рынка ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов;

    -путем прямой продажи Министерством финансов юридическим лицам;

     -посредством передачи или продажи банкам для их последующей реализации.

      На  примере Республики Беларусь можно  рассмотреть процедуру проведения аукционов по первичному размещению государственных облигаций, а также их последующему обращению на вторичном рынке.

     Участниками аукциона, проводимого Министерством  финансов, являются члены секции фондового рынка биржи, допущенные к участию в нем при наличии у участника счета «депо» в депозитарии, автоматизированного рабочего места в торговом зале биржи или удаленного торгового терминала или же при регистрации члена секции в качестве участника аукциона.

     Аукцион проводится в установленный в  официальном извещении Министерства финансов день в период с 10.30 до 15.30 и состоит из периода сбора заявок и периода удовлетворения заявок. Участниками могут подаваться два типа заявок: конкурентные и неконкурентные. После ввода заявок торговая

36

 

система сверяет правильность их оформления по цене, по сумме и по объему. Поданные в торговую систему заявки регистрируются в специальном электронном журнале с обязательной фиксацией времени их ввода.

     После прекращения периода ввода заявок Министерство финансов определяет цену отсечения по конкурентным предложениям и средневзвешенную цену, после чего начинается период удовлетворения заявок. Конкурентные заявки удовлетворяются по заявленным ценам, но не ниже цены отсечения; неконкурентные - по средневзвешенной цене. Если спрос на аукционе превышает предложение, заявки удовлетворяются пропорционально объему.

     Если  аукцион признан состоявшимся, то в торговой системе формируется  сводный реестр удовлетворенных заявок и затем оформляется соответствующий протокол, имеющий силу договора продажи.

     Национальный  банк в свою очередь проводит закрытые аукционы по размещению государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций, используя институт первичных инвесторов. Размещаются государственные облигации на данном аукционе на основании соответствующего договора, заключенного между Национальным банком и Министерством финансов, приказа Министерства финансов о проведении очередного выпуска, в котором устанавливаются все основные параметры выпуска.

     Аукцион проводится на основании заявок, поступивших  от первичных инвесторов. В период с 9.00 до 12.00 дня проведения аукциона осуществляется ввод заявок в программно-технический  комплекс с удаленного терминала  или терминала, установленного в Национальном банке. Порядок проведения аукциона и способы удовлетворения заявок аналогичны аукциону, проводимому Министерством финансов на бирже. Заявки могут содержать конкурентные и неконкурентные предложения [14,с.213-214]. По итогам ввода заявок формируется сводная ведомость, которая подписывается представителем Национального банка и передается Министерству финансов вместе с рекомендацией по ценовым условиям завершения аукциона (не позднее 14.30). До 16.00 Министерство финансов устанавливает условия завершения аукциона и передает в Национальный банк поручение об удовлетворении заявок с содержащимися в нем параметрами завершения аукциона: минимальной ценой продажи облигации по конкурентным предложениям, средневзвешенной ценой продажи облигаций по неконкурентным предложениям, другими данными. До 17.00 дня проведения аукциона представитель Национального банка вводит в программно-технический комплекс минимальную и средневзвешенную цены продажи облигаций.

     После завершения аукциона с помощью программно-технического комплекса формируется протокол удовлетворения заявки по каждому первичному инвестору, который подписывается уполномоченным представителем Национального банка. В течение следующего дня первичный инвестор переводит приобретенные облигации на счет «депо» их владельца.

     Таким образом, государственные ценные бумаги при их первичном размещении выступают важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита, при вторичном размещении - средством регулирования ликвидности банковской системы (аукционные операции).

37 

Инструменты поддержания Ликвидности с применением  государственных ценных бумаг
   
  Аукционные  операции
   
  Покупка ценных бумаг на условиях РЕПО; ломбардный аукцион
 
 
 
Операции  структурной настройки
    г
  Ломбардный  кредит по фиксированной ставке
 
Инструменты изъятия ликвидности с применением государственных ценных бумаг
   
  Аукционные  операции
    г
  Продажа ценных бумаг на условиях РЕПО
   
  Операции  структурной настройки
    г
  Продажа ценных бумаг на условиях "до погашения"
 

Рисунок 1-Инструменты  регулирования ликвидности  на основе государственных  ценных бумаг

    Примечание : Источник-[31]

     На  вторичном рынке государственных  ценных бумаг Национальный банк осуществляет операции через электронную торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа [9,с.168-169].В торгах облигациями участвуют только юридические лица - профучастники рынка ценных бумаг, получившие статус участников торгов. Цель проведения данных операций - регулирование ликвидности банковской системы на более долгосрочной основе. По операциям поддержания ликвидности период сделок может составлять 1-30 дней, по операциям изъятия ликвидности — 1-180 дней. Процентные ставки по этим инструментам в целом более выгодны для банков по сравнению со ставками по постоянно доступным инструментам. В то же время, ставки по аукционным операциям регулируются Национальным банком таким образом, чтобы операции рефинансирования были для банков более дорогим инструментом регулирования ликвидности, чем операции с иностранной валютой, а операции изъятия ликвидности являлись более привлекательным инструментом вложения средств, чем операции с иностранной валютой. Аукционные операции на основе государственных ценных бумаг включают:

    • покупку и продажу государственных ценных бумаг;
  • сделки РЕПО - сделки по продаже (покупке) облигаций (первая часть РЕПО) с обязательной последующей обратной покупкой (продажей) облигаций того же выпуска в том же количестве (вторая часть РЕПО) через определенный договором срок по цене, установленной этим договором при заключении первой части такой сделки. Сделки РЕПО Национальный банк заключает только с участниками торгов, являющимися банками, которые могут подавать заявки как от своего имени за свой счет, так и от своего имени за счет клиентов.

     
    38

 

 

    • ломбардный  аукцион.

      Проводятся  либо аукционы процентных ставок, либо по объявленной процентной ставке (аукционы объемов). В ходе аукциона процентных ставок заявки банков ранжируются по величине указанных в них ставок. При проведении такого аукциона определяется ставка отсечения (минимальная процентная ставка, по которой банки могут совершить операцию по результатам аукциона), а заявки ранжируются по суммам, указанным в заявках. Аукционы, организуемые в форме аукциона процентных ставок, проводятся одним из следующих способов:

     1 ."Американский" - заявки, подлежащие удовлетворению по результатам аукциона, исками процентным ставкам. Они должны быть либо равны, либо превышать ставку отсечения, устанавливаемую по результатам аукциона.

     2."Голландский" - заявки, подлежащие удовлетворению по результатам аукциона, исполняются по минимальной процентной ставке, указанной в заявках банков, то есть по ставке отсечения, установленной по результатам аукциона.

     Если  суммарный объем заявок, подлежащих удовлетворению по результатам аукциона, превышает объем денежных средств, планируемый для предоставления (изъятия), это служит основанием для пропорционального сокращения предоставляемых (изымаемых) денежных средств по каждой заявке. В случае необходимости такой способ удовлетворения заявок используется при любом способе проведения аукциона. На аукцион банки могут представлять так называемые конкурентные и неконкурентные заявки. В конкурентных заявках указывается процентная ставка, по которой банк желает заключить сделку. Неконкурентная заявка представляет собой согласие банка заключить сделку по средневзвешенной процентной ставке, рассчитанной исходя из ставок, указанных в конкурентных заявках. Если невозможно исполнить все заявки, подлежащие удовлетворению по результатам аукциона, в первую очередь исполняются конкурентные заявки. Заключение сделок по результатам аукционов осуществляется на более выгодных для банков условиях. Такой подход помогает сглаживать колебания процентных ставок межбанковского рынка. В качестве ценового ориентира по этим операциям применяется ставка рефинансирования, устанавливаемая Национальным банком исходя из экономической целесообразности. Данная ставка является максимальной по инструментам изъятия ликвидности и минимальной по инструментам предоставления ликвидности на проводимых аукционах. Национальным банком на регулярной основе проводятся депозитные и ломбардные аукционы, а также аукционы по размещению и доразмещению краткосрочных облигаций собственной эмиссии. Причем в один день могут проводиться аукционы, направленные как на изъятие ликвидности, так и на предоставление, с.23-27]. К двусторонним операциям на открытом рынке относится ломбардный кредит по фиксированной ставке. 

39

 

     Двусторонние  операции ориентированы на ограниченную поддержку ликвидности под непосредственным контролем Национального банка в случаях непредвиденного значительного оттока ликвидности, а также в случае временных проблем с ликвидностью у отдельных банков. Такие операции осуществляются по индивидуальным заявкам банков на срок 1-14 дней. Их особенность - в необходимости согласования с Национальным банком объемов и сроков рефинансирования, а также вида используемого инструмента. К операциям структурной настройки относятся покупка и продажа государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка на условиях "до погашения". Операции структурной настройки инициируются Национальным банком и проводятся с целью единовременного изъятия избытка ликвидности или единовременного вливания ликвидности для корректировки объема денежного предложения с учетом целевых ориентиров денежно-кредитной политики. Как правило, объектом по таким сделкам являются государственные ценные бумаги. Причем Национальный банк может выступать стороной по сделке лишь на вторичном рынке ценных бумаг. Приобретение государственных ценных бумаг на условиях "до погашения" при первичном размещении недопустимо. Ставки по операциям структурной настройки ориентированы на уровень ставок по аукционным операциям на открытом рынке и учитывают текущую конъюнктуру финансового рынка

     Основанием  для проведения сделок с облигациями  является соответствующее распоряжение Национального банка, в котором устанавливаются основные параметры планируемых операций. Во время вторичных торгов оборот идет между дилерами, т.е. клиенты могут покупать или продавать свои облигации через дилеров, с которыми у них заключен договор об обслуживании. В процессе торгов цены колеблются, и в результате формируется определенный уровень доходности государственных бумаг, с которым согласны участники. Определенное влияние на этот уровень могут оказывать денежные власти через объемы первично размещаемых бумаг, устанавливаемую цену отсечения, а также операции Национального банка на вторичном рынке.

    2.Начиная с 2000 года Министерство финансов Республики Беларусь проводит активную работу по аккумулированию временно свободных денежных средств населения как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях путем выпуска ценных бумаг. В настоящее время для граждан выпускаются облигации государственного выигрышного валютного и государственного сберегательного займов Республики Беларусь. Данные облигации являются ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в документарной форме, размещаются на добровольной основе только среди физических лиц. Реализация, погашение, а также выплата дохода по облигациям осуществляются в валюте, в которой выражена их номинальная стоимость через банки-агенты.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь