Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: определение перспектив использования государственных ценных бумаг на основе проведенного анализа рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь за 2004-2010 годы.
Задачи:
-рассмотрение сущности, значения, видов и функций государственных ценных бумаг;
-анализ состояния рынка государственных облигаций на современном этапе в Республике Беларусь;
-исследование проблем и перспектив развития государственных облигаций Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 5
1.Сущность государственных ценных бумаг и их функции 8
Понятие государственных ценных бумаг, их значение для экономики...8
Виды государственных ценных бумаг 19
Функции государственных ценных бумаг. 26
2.Анализ рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь...34
Механизм размещения государственных облигаций и их обращение на
вторичном рынке 34
Анализ показателей рынка государственных ценных бумаг Республики
Беларусь 42
3.Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Республики Беларусь 54
Проблемы на рынке государственных ценных бумаг Республики
Беларусь 54
Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Республики Беларусь 60
Заключение 67
Список использованных источников 71

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ алеся.docx

— 369.77 Кб (Скачать)

      Рынок государственных ценных бумаг, прародителями  которого являются расписки коронованных особ периода раннего средневековья, представляет собой одну из наиболее устойчивых и отлаженных частей хозяйственного механизма. Он давно организован в систему биржевой и внебиржевой торговли, в нем существуют свои правила и традиции иногда с вековой историей.

     Под государственной ценной бумагой  понимают форму существования государственного внутреннего долга, долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. Роль рынка государственных долговых бумаг -бумаг, эмитированных государственными органами власти и управления, в последние несколько десятилетий значительно возросла[9, с.53-57].Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком - как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местных бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.

     Говоря  о рынке государственных ценных бумаг, необходимо четко представлять, какую роль он играет в экономике  страны. Во всем мире государственные обязательства занимают важную часть в портфелях институциональных участников фондового рынка, являясь высоконадежным долгосрочным инструментом инвестирования. Речь идет, прежде всего, о пенсионных, страховых, ипотечных фондах. В целом же роль государственных ценных бумаг менялась с ходом развития мировой рыночной экономики. На начальном этапе государственные ценные бумаги как один из инструментов госкредита использовались, главным образом, для покрытия чрезмерных расходов государства, связанных с войнами и стихийными бедствиями. Со временем государственные ценные бумаги все больше и больше начинают воздействовать на экономику, играть незаменимую фискальную и регулирующую роль в сфере государственного регулирования денежного обращения и макроэкономики в целом. 

     8

      Фискальная  роль - основное назначение данного  рынка - состоит в том, что государственные ценные бумаги используются государством для финансирования дефицита бюджета[43, с. 101]. Вопрос эффективности финансирования дефицита бюджета является одним из ключевых в бюджетно-финансовой политике государств с переходной экономикой. В трансформационной экономике бюджет, являясь ведущим звеном финансовой системы любой страны, выступает в качестве гибкого инструмента экономического воздействия государства на ход воспроизводственного процесса в условиях складывающихся рыночных отношений. Бюджетные методы регулирования воспроизводственных процессов наиболее эффективны по сравнению с другими по той причине, что находятся в сфере непосредственного влияния государства, могут корректироваться им и применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

      В наше время бюджетный дефицит  и государственный долг как обычное  финансовое явление существуют и в развитых, и в развивающихся странах. Теоретическая оправданность дефицита и госдолга была доказана после 30-х годов, когда Кейнс выдвинул «Общую теорию занятости, процента и денег». Суть кейнсианской антициклической фискальной политики заключается в том, чтобы бюджет сводился с дефицитом в период спада и двигался в направлении положительного сальдо во время инфляции для достижения неинфляционной полной занятости - общей экономической стабильности. Таким образом, бюджетному дефициту было придано новое экономическое значение.

     Международная практика показывает, что дефицит  бюджета в определенных пределах является мощным стимулом роста экономики, он благоприятно воздействует на экономическую конъюнктуру в период спада. С другой стороны, необходимо учитывать, что возросшие дефициты при высокой занятости в ряде развитых стран в 80-х годах оказывали негативное влияние на экономику и снижали темпы ее роста. Крупные бюджетные дефициты и государственный долг вызывают значительный «эффект вытеснения», когда экономика находится близко к полной занятости. Сущность данного эффекта состоит в том, что дефицитная фискальная политика будет иметь тенденцию роста процентных ставок и сокращения инвестиционных расходов, и тем самым она ослабляет или полностью подрывает стимулирующий эффект фискальной политики.

     Мировой опыт показывает, что на отдельных  этапах развития экономики в условиях, специфических для отдельной страны, величина бюджетного дефицита не должна превышать допустимый размер, определяемый 2-3% валового внутреннего продукта (далее ВВП). Если он превышает допустимые нормы, то следует его сокращать. Меры для достижения данной цели должны быть таковы, чтобы они, с одной стороны, стимулировали приток денежных средств в бюджет, а с другой стороны-способствовали сокращению госрасходов.

    Основными способами  финансирования бюджетного дефицита являются:

9

 

     -кредиты, взятые государством у центрального или коммерческих банков (что используется в мировой практике крайне редко, прежде всего из-за высокой ставки банковского процента). В некоторых развитых странах (Германии, Швейцарии, Нидерландах) законодательство устанавливает ограничения на прямые кредиты правительству. В США, Великобритании нет особых ограничений, но данный метод используется весьма редко, к этому чаще прибегают страны с неразвитыми финансовыми рынками[17, с.5].

     -дополнительная эмиссия денег (приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств). Эта мера ослабляет давление дефицита на экономику, но создает сильное инфляционное давление и вызывает расстройство денежно-кредитной системы, поэтому следует воздерживаться от ее широкого применения.

     -увеличение налогов путем введения новых или повышение старых. Однако рост налогов означает сокращение как прибылей, так и реальных доходов населения, снижение стимулов к инвестированию, что в свою очередь способствует сокращению спроса на рабочую силу, ведет к безработице. Одновременно чрезмерное налогообложение подрывает материальные стимулы у работающих и деловую активность населения.

     -выпуск государственных ценных бумаг, которые являются, как правило, привлекательными для инвесторов из-за их высокой надежности и гарантированного дохода. И практика показывает, что выпуск ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита и цивилизованным способом оформления госдолга.

     Финансирование  государственного долга посредством  выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов и эмиссии денег. Это связано с тем, что правительственные долговые обязательства отличаются высокой ликвидностью, и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при продаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги, как правило, являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга. За счет выпуска государственных ценных бумаг правительство мобилизует свободные денежные средства предприятий, организаций и населения в добровольном порядке и на заемной основе, т.е. на основе возвратности, платности и срочности. Естественно, что возможно потребуется повышение налогов для осуществления уплаты процентов по займам и их погашения, но это бремя раскладывается на продолжительное время и кажется приемлемым, в особенности, когда усиливается финансовая напряженность разных звеньев финансовой системы страны в условиях чрезвычайных экономических трудностей. И немаловажный фактор- выпуск государственных ценных бумаг может быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы в период кризиса. Кроме того, в отличие от кредитования, облигации представляют собой прямой канал финансирования - между эмитентом и инвестором, купившим облигацию, нет посредников. В процессе

10

 

размещения  облигаций их может быть сколько  угодно, но инвестор, приобретая облигацию знает, кому ссужены его деньги. Преимущества данного инструмента возрастает при увеличении объемов эмиссии и сроков действия бумаги, поскольку накладные расходы, связанные с организацией выпуска и оплаты услуг посредников будут сокращаться пропорционально увеличению объема эмиссии. Государственные облигации являются гибким инструментом, их выпуск может конструироваться таким образом, чтобы в наибольшей мере сделать его удобным для эмитента в лице государства и инвестора в лице населения. Тем не менее известно, что выпуск государственных ценных бумаг не может быть беспредельным, поэтому для финансирования бюджетного дефицита используются все вышеперечисленные способы, хотя соотношение между ними зависит от конкретных экономических и политических ситуаций и определяется по-разному[1, с.1-3]. В то же время, государственные ценные бумаги выступают как инструмент кредитно-денежной политики для регулирования денежного обращения и экономики в целом. Надежность самих государственных долгов зависит от следующих параметров:

  • относительной величины внутреннего долга;
  • нормы обслуживания внутреннего долга.

     Относительная величина внутреннего долга определяется как отношение внутреннего долга к валовому внутреннему продукту. В отличие от абсолютных размеров долга этот показатель позволяет судить о том, насколько велика или мала задолженность для данной экономики. Динамика изменений этого показателя свидетельствует о возрастании надежности долга, если относительная величина уменьшается и возрастании риска, если она возрастает. Кроме того, государственные заимствования на открытом рынке в подавляющем большинстве стран мира являются основным источником средств для финансирования бюджетных дефицитов и осуществления государственных инвестиционных проектов. Покупка / продажа государственных облигаций является важным инструментом денежно-кредитной политики для любого центрального банка, независимо от того, каков его целевой ориентир - уровень процента или объем денежного предложения. И так как рынки государственных ценных бумаг большинства стран, как экономически развитых, так и развивающихся, интернациональны, они выступают в качестве объекта инвестирования не только для отечественного, но и для иностранного капитала.

     Таким образом, можно отметить, что рынок  государственных ценных бумаг - это, с одной стороны, один из индикаторов состояния всей экономики, а с другой - одна из болевых точек, воздействие на которую может замедлить или ускорить процессы рыночных преобразований.

     По  своей природе все виды государственных  ценных бумаг есть долговые ценные бумаги, однако на практике каждая самостоятельная госбумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других. Одним из наиболее распространенных и часто используемых видов ценных бумаг являются облигации, так как они могут выпускаться не только государством, но и корпоративным и некорпоративным сектором. 

11 

 

      Согласно  закону «О ценных бумагах и фондовых биржах» Республики Беларусь, облигация — это ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги её номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска)[18].Однако помимо термина «облигация» к государственным ценным бумагам могут применяться и другие названия, к примеру, «казначейский вексель», «сертификат», «займ», «нота», «консоль». И тем не менее, несмотря на многообразие применяемой терминологии, все они удостоверяют отношения займа, в которых должником выступает государство.

      Облигации являются долговыми ценными бумагами и выпускаются в рамках облигационного займа - сериями или траншами, каждый из которых состоит из совокупности ценных бумаг, предоставляющий равный объем прав их владельцам. Иными словами, облигация удостоверяет отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (заемщиком), выступает главным инструментом мобилизации средств правительствами, различными государственными органами и муниципалитетами, является формой существования государственного внутреннего и внешнего долга. С помощью государственных облигаций привлекаются временно свободные денежные средства для финансирования текущих расходов бюджета. Кроме того, в рамках одного бюджетного года возникают относительно короткие разрывы между поступлением в бюджет доходов и финансированием расходов. В целях кассового исполнения бюджета выпускаются краткосрочные ценные бумаги правительства. Выпуск государственных ценных бумаг обусловлен и привлечением средств для погашения облигаций предыдущих выпусков, срок обращения которых истекает в данном бюджетном году, причем даже при бездефицитности бюджета этого года. Государственные ценные бумаги выпускаются также для финансирования различных программ правительства и программ местных органов власти, одобренных правительством, и имеют статус государственных, однако роль государственных ценных бумаг не ограничивается только этими функциями. Операции, проводимые с ними, используются центральными банками для регулирования обращения денежной массы и ликвидности финансово-кредитных учреждений [17,с.9] .Такие фондовые инструменты используются и в качестве базы для установления доходности по другим ценным бумагам, а также уровня процентных ставок денежного ранка.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь