Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: определение перспектив использования государственных ценных бумаг на основе проведенного анализа рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь за 2004-2010 годы.
Задачи:
-рассмотрение сущности, значения, видов и функций государственных ценных бумаг;
-анализ состояния рынка государственных облигаций на современном этапе в Республике Беларусь;
-исследование проблем и перспектив развития государственных облигаций Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 5
1.Сущность государственных ценных бумаг и их функции 8
Понятие государственных ценных бумаг, их значение для экономики...8
Виды государственных ценных бумаг 19
Функции государственных ценных бумаг. 26
2.Анализ рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь...34
Механизм размещения государственных облигаций и их обращение на
вторичном рынке 34
Анализ показателей рынка государственных ценных бумаг Республики
Беларусь 42
3.Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Республики Беларусь 54
Проблемы на рынке государственных ценных бумаг Республики
Беларусь 54
Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Республики Беларусь 60
Заключение 67
Список использованных источников 71

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ алеся.docx

— 369.77 Кб (Скачать)

       Ц - средневзвешенная цена облигации, сложившаяся при размещении данного выпуска облигаций на аукционе, или цена продажи облигаций, указанная в договоре купли-продажи при ином способе их размещения, рублей;

     П - доходность по средневзвешенной цене облигаций, размещаемых на аукционе, или доходность, устанавливаемая при выпуске облигаций при ином способе их размещения, % годовых с точностью до десятитысячных долей процента;

     К - количество дней обращения облигаций данного выпуска, при этом день размещения и день расчета текущей стоимости облигации считаются одним днем.

  • с процентным доходом;

     Процентный  доход по облигациям может выплачиваться  как периодически  в течение срока обращения облигаций,  так и  при погашении облигаций, что определяется в решении о проведении очередного выпуска облигаций. Величина процентного дохода, выплачиваемого при погашении облигаций, рассчитывается Минфином по формуле:

         НхПхТ 
    Д = , (3)

                                365 (366) х 100

где Д - процентный доход, выплачиваемый при погашении облигаций, рублей

    П - ставка процентного дохода, установленная эмитентом, % годовых;

    Т - срок обращения облигаций данного выпуска, дней.

    Величина  постоянного процентного дохода рассчитывается Минфином по формуле:

 
 
27

 

         НхПхК 
    Д = , (4)

                                365 (366) х 100

где   Д - постоянный процентный доход, рублей;

    П - ставка процентного дохода, установленная эмитентом, %годовых;

    К - продолжительность постоянного процентного периода, дней.

     В случае выплаты купонного дохода процентная ставка по первому купонному периоду устанавливается Минфином при принятии решения об осуществлении данного выпуска, по каждому следующему купонному периоду- отдельно рассчитывается и утверждается приказом. Для расчета процентной ставки по каждому купонному периоду используется показатель доходности по выпускам государственных краткосрочных облигаций, размещенным на аукционах за период, предшествующий купонному периоду, для которого рассчитывается ставка. Если за указанный период на аукционах не было размещено ни одного выпуска государственных краткосрочных облигаций, используется ставка дохода по предыдущему купонному периоду.

    Величина купонного  дохода рассчитывается по следующей  формуле:

             НхПхК 
      Д
      = , (5)

                                365 (366) х 100

где     Д- величина купонного дохода, рублей;

  П- процентная ставка по купонному периоду, % годовых;

  К- продолжительность купонного периода, дней.

        Процентный доход по первому постоянному процентному периоду начисляется с календарного дня, следующего за датой выпуска облигаций по дату, являющуюся окончанием срока, определяемого постоянным процентным периодом соответствующего процентного дохода. Доход по остальным постоянным процентным периодам, включая последний, начисляется с календарного дня, следующего за датой окончания предшествующего постоянного процентного периода, по дату, являющуюся окончанием срока, определяемого постоянным процентным периодом соответствующего процентного дохода, или датой погашения облигаций. Процентный доход по первому купонному периоду начисляется с календарного дня, следующего за датой выпуска облигаций, по дату его выплаты. Доход по остальным купонным периодам, включая последний, начисляется с календарного дня, следующего за датой выплаты предшествующего купонного дохода, по дату выплаты соответствующего купонного дохода (дату погашения).

    Текущая стоимость облигации с процентным доходом рассчитывается по следующей формуле:

              С = Н + Д, (6)

где   С - текущая стоимость облигации с процентным доходом, рублей;

     Д - накопленный процентный доход, рублей.

Накопленный процентный доход рассчитывается по следующей формуле: 

28

 

      НхПхК                        
д(7)     

                                 365 (366) х 100

где  Д- накопленный процентный доход, рублей;

     П- ставка процентного дохода, устанавливается в решении о выпуске (для облигаций с постоянным процентным доходом или с процентным доходом, выплачиваемым при их погашении) и рассчитывается по каждому купонному периоду (для облигаций с купонным доходом), % годовых;

    К- количество дней обращения облигаций:

    - с календарного дня, следующего за днем их размещения, по день расчета 
текущей стоимости облигации (для облигаций с процентным доходом, выплачиваемым при их погашении);

    - с календарного дня, следующего за днем размещения (при расчете текущей стоимости в первом постоянном процентном или купонном периоде) 
или днем окончания предыдущего постоянного процентного или купонного 
периода (при расчете текущей стоимости в остальных постоянных процентных 
или купонных периодах), по день расчета текущей стоимости (для облигаций с 
постоянным процентным или купонным доходом). День размещения облигаций 
или день, являющийся днем окончания предыдущего постоянного процентного 
или купонного периода, и день расчета  текущей стоимости облигации считаются одним днем [18].

     Как отмечалось ранее, государство является активным участником фондового рынка, на котором правительственные структуры могут изыскать средства для покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, финансирования инвестиционных проектов. Во всем мире государства и их учреждения являются крупнейшими заемщиками капитала. Заимствование государством средств у населения и частных компаний осуществляется путем продажи им государственных ценных бумаг, выпускаемых в виде долговых обязательств на определенный срок и с определенной целью.

      В то же время не секрет, что рынок  государственных заимствований  является составной частью рынка ценных бумаг, который в свою очередь имеет целый ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие каждому финансовому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других.

    К общерыночным функциям относятся:

  • коммерческая функция - функция получения прибыли от операций на данном рынке;
  • ценовая функция - рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение;
  • информационная функция, то есть рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее   участниках;
  • регулирующая функция- рынок создает правила торговли и участия в ней порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления[16,с.32-33].

29

 

     Также некоторые экономисты к числу  общерыночных функций причисляют такие, как:

  • мобилизация и централизация капитала, превращение относительно 
    мелких денежных сбережений населения и небольших предприятий в крупный 
    капитал, т.е. мобилизационная функция;
  • формирование прав собственности, в том числе в форме права на капитал, права на участие в управлении; спекуляция ценными бумагами, обеспечивающая получение прибыли и привлекающая на рынок ценных бумаг большое количество участников.

      К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:

  • перераспределительную функцию, которая условно может быть

разбита на три подфункции:

     -перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

     -перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;

    -финансирование дефицита государственного бюджета без выпуска в обращение дополнительных денежных средств, то есть на неинфляционной основе;

     -функция страхования ценовых и финансовых рисков. Она стала возможной благодаря появлению класса производных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов.

      На  мировых фондовых рынках обращаются самые различные виды государственных долговых обязательств: облигации, обязательства, векселя, ноты, сертификаты и другие [17, с.22]. Однако все эти обязательства носят характер долговых ценных бумаг, подлежащих выкупу в установленные сроки и приносящих гарантированный доход, и по выпущенным в обращение государственным ценным бумагам исполнительные органы власти отвечают всеми активами, находящимися в их распоряжении.

      В основе же рынка государственных  ценных бумаг, как инструмента государственной финансовой политики, лежат следующие основные функциональные составляющие:

  • мобилизация временно свободных денежных средств коммерческих банков, различных организаций, предприятий, небанковских кредитно-финансовых учреждений и населения (сосредоточение посредством   государственных ценных бумаг на уровне государства денежных ресурсов главным образом способствует снижению дефицита бюджета), также с помощью механизма государственных ценных бумаг стимулируется деловая активность в стране, и как следствие опять же обеспечивается стабильность   доходной базы государственного бюджета.

     Государство в результате выпуска государственных  ценных бумаг и реализации их на открытом рынке получает денежные средства, которые направляются на покрытие дефицита государственного бюджета. Это один из

30

 

главных внутренних источников уменьшения дефицита, не приводящий к инфляционным всплескам, а лишь перераспределяющий свободные финансовые ресурсы от предприятий и населения к государству. Однако помимо достигнутой цели у этого способа решения бюджетных проблем есть и существенный отрицательный побочный эффект, касающийся уменьшения производственных инвестиций, что приводит к сокращению (снижению темпов роста) валового внутреннего продукта[14, с. 216].

     Кроме того, увеличение государственного долга, произведенное с целью нормализации бюджета, впоследствии приводит к росту нагрузки на бюджет из-за необходимости выплаты процентов по ранее сделанным заимствованиям.

     Не  всегда значению этой функции рынка  ценных бумаг уделялось должное внимание. Консервативность бюрократического аппарата и недоверие к государству как агенту рынка задавали совершенно недостаточные для серьезного рассмотрения в качестве источника бюджетных поступлений ориентиры емкости рынка государственных ценных бумаг. Радикальный перелом в этом секторе финансового рынка произошел с началом эмиссии госбумаг, когда, с одной стороны, давление внешних кредиторов, заставило правительство пересмотреть отношение к традиционным, сугубо эмиссионным источникам финансирования бюджета, а с другой стороны, стремительный рост емкости рынка государственных облигаций доказал наличие огромного фискального потенциала этих ценных бумаг.

     Также не следует забывать и об интересе инвесторов, состоящем в надежном и ликвидном помещении капитала, в получении процентного дохода. Таким образом, изменение характеристик займов ведет к изменению соотношения интересов государства и его кредиторов, что в свою очередь увеличивает или уменьшает приток средств для нужд государства, тем самым появляются возможности использования механизма государственных ценных бумаг как рычага экономического стимулирования.

      Таким образом, чтобы был спрос на государственные  ценные бумаги, они должны быть достаточно привлекательными, а для обеспечения  привлекательности (надежности) ценных бумаг правительство обязано обеспечить стабильную доходную базу бюджета в целом, в результате чего обеспечивается стабильность поступлений реальных доходов в будущем. С помощью механизма государственных ценных бумаг стимулируется деловая активность в стране, обеспечивается стабильность доходной базы государственного бюджета.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь