Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: определение перспектив использования государственных ценных бумаг на основе проведенного анализа рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь за 2004-2010 годы.
Задачи:
-рассмотрение сущности, значения, видов и функций государственных ценных бумаг;
-анализ состояния рынка государственных облигаций на современном этапе в Республике Беларусь;
-исследование проблем и перспектив развития государственных облигаций Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 5
1.Сущность государственных ценных бумаг и их функции 8
Понятие государственных ценных бумаг, их значение для экономики...8
Виды государственных ценных бумаг 19
Функции государственных ценных бумаг. 26
2.Анализ рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь...34
Механизм размещения государственных облигаций и их обращение на
вторичном рынке 34
Анализ показателей рынка государственных ценных бумаг Республики
Беларусь 42
3.Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Республики Беларусь 54
Проблемы на рынке государственных ценных бумаг Республики
Беларусь 54
Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Республики Беларусь 60
Заключение 67
Список использованных источников 71

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ алеся.docx

— 369.77 Кб (Скачать)

22

 

таких инструментов обеспечивает инвесторам гарантию, что их капитал не обесценится и в то же время будет отражать реальную стоимость государственного долга[10,с.12]. Однако необходимо поддерживать гибкий баланс между повышением привлекательности таких инструментов и минимизацией бюджетных издержек. Эмпирический анализ показывает, что для снижения издержек, связанных с выпуском индексируемых облигаций, важное значение имеет макроэкономическая стабилизация. Внезапное увеличение издержек может привести к кризису финансовой системы. Наглядный пример — кризис в начале 90-х годов в Мексике, связанный с эмиссией именно привязанных к валюте долговых инструментов, в то время как поддержка паритета валютного курса на внешнем рынке властями не проводилась. Некоторые страны (Аргентина, Германия, Италия, Франция) опасаясь, что выпуск индексируемых ценных бумаг без проведения необходимых мер фискальной корректировки может привести к "инфляционной инертности" и отсутствию мотивов у населения к сопротивлению инфляции, законодательно запретили эмиссию данных бумаг. Тем не менее, именно средне- и долгосрочные облигации, привязанные к индексу потребительских цен, являются наиболее приемлемыми в условиях Республики Беларусь. В современных условиях это способствовало бы снижению издержек по обслуживанию государственного долга. По расчетам, в условиях сложившейся относительно стабильной ситуации с инфляцией и девальвацией и появившейся возможностью свободной купли-продажи валюты участник рынка государственных ценных бумаг может зарабатывать на этом рынке более 20% годовых в долларах. Это достаточно большие расходы для государства. Облигации, выпущенные в иностранной валюте, также используются властями для удовлетворения социально-экономических потребностей государства в долгосрочной перспективе. Учитывая, что вопрос привлечения дополнительных средств в свободо конвертируемой валюте является очень актуальным для Республики Беларусь, более детально рассмотрим его положительные и отрицательные стороны. Если правительство уверено, что в перспективе увеличится экспортный потенциал, экономический рост государства, что будет достигнута устойчивость национальной денежной единицы - то такие займы наиболее оптимальны. Выпуск ценных бумаг в иностранной валюте часто помогает значительно снизить издержки по обслуживанию государственных долговых обязательств в силу разных процентных ставок, обменных курсов, инфляции. Не случайно многие страны мира осуществляют выпуск государственных ценных бумаг, номинированных в свободо конвертируемой валюте (Беларусь, Боливия, Франция, Россия, Швеция, Аргентина, Бразилия, Венгрия, Казахстан, Мексика, Турция, Украина). Привлечение дополнительных средств может осуществляться властями как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

     В странах с переходной экономикой привлечение необходимых средств  в иностранной валюте, как правило, ограничено ее предложением. Поэтому  все государства способствуют привлечению  иностранного  капитала,  выпуская

23

 

международные облигации. Обычно международные облигации  отличаются от внутренних валютных облигаций налогообложением, методикой размещения, объемом представления информации и объемом размещения, кругом потенциальных держателей. Они делятся на еврооблигации (евробонды) и зарубежные облигации. К числу международных облигаций относятся так называемые глобальные облигации — global bonds (облигации, размещаемые одновременно на рынке еврооблигаций и на одном или нескольких национальных рынках) и параллельные облигации — parallel bonds (облигации одного выпуска, размещаемые одновременно в нескольких странах в валюте этих стран). Термин "международные облигации" употребляется в широком и узком значениях. В широком значении в это понятие входят все основные долговые инструменты, размещаемые на зарубежных рынках, то есть это долгосрочные долговые инструменты, или собственно облигации (bonds), и среднесрочные долговые инструменты (notes). В узком значении под международными облигациями понимают именно долгосрочные инструменты-bonds. Вместе с тем страна, принявшая решение привлечь дополнительные инвестиции через выпуск государственных ценных бумаг, должна решить ряд задач, среди которых:

  • обеспечение положительного имиджа на потенциальных зарубежных фондовых рынках;
  • получение рейтинга международных агентств;
  • определение цели и формы привлечения зарубежных инвестиций;
  • определение оптимальной суммы привлекаемых на международном рынке ресурсов;
  • разработка механизма использования привлекаемых ресурсов;
  • определение инвестиционного агента;
  • выбор юридической фирмы, защищающей интересы эмитента;
  • проведение переговоров с потенциальными инвесторами и многое другое.

    9. С точки зрения обеспечения обязательств:

  • выпускаемые под общее обязательство без конкретного (специально вы 
    деленного) обеспечения;
  • выпускаемые с обеспечением за счет конкретного источника дохода. Возможна также комбинация этих двух вариантов. Облигации под общее

обязательство выпускаются правительствами стран, т.е. их выпуск возможен при кредитоспособности эмитента. При выпуске таких обязательств эмитент отвечает по обязательствам за счет всех активов государства. Так, источником обеспечения муниципальных ценных бумаг часто становятся налоговые платежи, поступающие в соответствующий бюджет.

    10. В зависимости от рынка размещения:

  • внутренние государственные ценные бумаги;
  • внешние, международные ценные бумаги (иностранные облигации, евро 
    облигации) [40, с.7].

Рассмотренный список облигаций различных видов  не является исчерпывающим. Законодательство каждой страны предусматривает свои особенности  выпуска,  виды, способы обращения государственных ценных бумаг.

24

 

 

     В Республике Беларусь государственные  ценные бумаги представлены в основном облигациями, которые могут размещаться как среди юридических лиц, так и среди физических, а также векселями Министерства финансов. Оно, являясь эмитентом, определяет основные параметры каждой эмиссии государственных ценных бумаг: дату размещения, объем выпуска, срок размещения, дату погашения, вид эмитируемой ценной бумаги, владельцев облигаций.

     На  данный момент законодательно нашей  страны регламентирует выпуск следующих ценных бумаг[18]:

  • государственные краткосрочные облигации (ГКО);
  • государственные долгосрочные облигации (ГДО);
  • государственные облигации, номинированные в иностранной валюте;
  • облигации государственного выигрышного валютного займа Республики 
    Беларусь (для физических лиц);
  • облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь 
    (для физических лиц).

      Законодательство  Республики Беларусь по государственным  ценным бумагам позволяет резидентам и нерезидентам вкладывать свои денежные средства во все виды ценных бумаг правительства[15]. Правовой основой выпуска государственных ценных бумаг являются законы Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь», «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 8 августа 1995 года № 433, которым Министерству финансов делегируется право управления внутренним государственным долгом, включая выпуск государственных ценных бумаг от имени правительства Республики Беларусь, Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 6 декабря 2006 г. № 152 «Об утверждении правил проведения Министерством финансов Республики Беларусь аукциона по продаже отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь через открытое акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа».

      Таким образом, каждая страна имеет свою собственную  сложившуюся историю и практику рынка государственных ценных бумаг, что находит отражение в видах и формах, сроках выпускаемых государственных облигаций (векселей, нот, обязательств), порядке их размещения, масштабах национального рынка облигаций и участниках. Развитие данного рынка напрямую способствует достижению целей стабилизации экономики за счет безинфляционных источников финансирования бюджетного дефицита. Стимулируя добровольное приобретение государственных долговых обязательств путем введения рыночных норм доходности и повышения степени доверия инвесторов, правительство может удовлетворить свои финансовые потребности не прибегая к инфляционному кредитованию со стороны центрального банка.

 
 
25

 

    1.3 Доходность и функции государственных ценных бумаг

 
      Индикатором развития рынка ценных бумаг является их доходность. Исходной базой для определения доходности облигаций служит их цена. Облигации имеют следующие виды цен: нарицательную (цена напечатана на облигации (цена эмиссии), она служит базой для начисления процентов и дальнейших перерасчетов цен), выкупную (цена, по которой эмитент выкупает облигацию, которая может совпадать или не совпадать с номинальной ценой в зависимости от условий займа) и рыночную, которая формируется на рынке ценных бумаг и зависит от сложившейся на нем ситуации (спроса и предложения). Различают также «чистую» и «грязную» цены облигаций. «Чистая» цена приводится обычно в сводках газет и прочих периодических изданиях, где публикуется финансовая информация. «Чистая» цена рассчитывается исходя из того, что по ней будут выплачены процентные платежи в полном объеме. Представим ситуацию, когда продажа облигации произведена между выплатами купонного дохода. В этом случае очередной купонный платеж получит покупатель облигации. Под «грязной» ценой облигации понимается цена, по которой продавец должен компенсировать себе неполученные проценты, продав ее за сумму, равную чистой цене, плюс величина накопленных прошедший период процентов.

     На  основе цены облигации определяется ее доходность [14, с. 151-154]. Для государственных облигаций характерна периодическая выплата дохода в виде процентов. Выплата производится по купонам - вырезным талонам с обозначенными на них цифрами купонной ставкой.

    Процентная  ставка может быть нескольких видов:

    1.Фиксированная ставка, то есть точно установленная по своей величине. Обычно она определяется в условиях отсутствия инфляции.

    2.Плавающая ставка. Облигации с плавающей ставкой выпускаются в условиях инфляции, обесценения денег и вследствие этого утраты кредиторами интереса к облигациям с твердым процентом. Чтобы учесть темп инфляции, государство начинает выпускать облигации с плавающей ставкой процента (плавающим купоном). В этом случае размер процента по облигации зависит от уровня ссудного процента.

    3.Облигации со ступенчатой процентной ставкой - процесс изменения ставки процента дифференцирован по годам займа. Данный метод установления процентной ставки может сочетаться с индексацией номинальной курсовой стоимости облигаций (повышение ее по мере роста инфляции).

   4.Облигации с нулевым купоном и миникупоном. Облигации такого вида называются беспроцентными и малопроцентными. В том случае, когда выпускаются облигации с нулевым купоном, курс эмиссии устанавливается ниже номинального на величину скидки. Облигации с миникупоном представляют собой переходный тип к нулевому купону. Купонный доход у них ниже обычного, но и скидка с эмиссионной цены меньше, чем у облигации с нулевым купоном.

26

 

      В Республике Беларусь выпускаются государственные  ценные бумаги следующих видов[17,с.7]:

  • с дисконтным доходом;

      Годовая доходность по облигациям с дисконтным доходом рассчитывается по следующей формуле:

(Н - Ц) х 365 (366) х 100

          П = ,   (1)

                                      ЦхТ

где    П- годовая доходность по облигациям, %;

    Н- номинальная  стоимость облигаций, рублей; 
    Ц- цена продажи облигаций, рублей; 
    Т- срок обращения облигаций данного выпуска, дней. 
    Текущая стоимость облигации с дисконтным доходом
    рассчитывается по следующей формуле:

                ЦхПхК 
      С = Ц + , (2)

                                   365 (366) х 100

где    С - текущая стоимость облигации с дисконтным доходом, рублей;

Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь