Особенности функционирования особых экономических зон в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является выявление особенностей функционирования особых (свободных) экономических зон в России и за рубежом, а так же перспектива создания и развития особой экономической зоны на региональном уровне (на примере ЮФО).
Для достижения названной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
- обозначить цели создания СЭЗ;
- определить какие требования предъявляются к их размещению;
- выявить роль СЭЗ в развитии экономики разных стран;
- проанализировать зарубежный опыт в создании и функционировании особых экономических зон;
- исследовать нормативно-правовые основы государственного регулирования создания и функционирования особых экономических зон;
- рассмотреть особенности функционирования особых экономических зон в России;
- выявить роль государства и таможенных органов в развитии ОЭЗ;
- проанализировать развитие ОЭЗ в России, выявить основные проблемы и определить перспективы развития;
- исследовать воздействие финансового кризиса на функционирование ОЭЗ, выявить варианты развития ОЭЗ в период мирового кризиса;
- определить перспективы развития особых экономических зон в ЮФО.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Свободные экономические зоны и их роль в развитии
мирохозяйственных связей …….……………………………………...6
1.1. Сущность и цели создания свободных экономических зон,
их классификация……………………………………………………………6
1.2. Основные принципы функционирования свободных экономических зон….16
1.3. Роль свободных зон в развитии экономик стран……………………….....22
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России
и за рубежом…………………………………………………………...31
2.1. Мировой опыт в создании особых экономических зон ……….................31
2.2. Особенности функционирования
особых экономических зон в России …………………………………........47
2.3. Таможенное регулирование особых экономических зон…………....…54
Глава 3. Перспективы развития особых экономических зон России………...67
Заключение………………………………………………………………….…....79
Список использованной литературы………………....…….…………………..84

Файлы: 1 файл

дипломная работа оэз.doc

— 674.00 Кб (Скачать)

      На территории особой экономической зоны Санкт-Петербурга в соответствии с заявками потенциальных резидентов ОЭЗ планируются разработка программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; военной и гражданской авионики; медицинской техники, разработка аналитических приборов и производство опытных партий.

Первые резиденты – ЗАО «Транзас»  и ЗАО «Транзас Технологии». Учредитель ОАО «Транзас», основанный в 1990 г., сегодня имеет в штате более 1 200 сотрудников по всему миру и планирует перенести штаб-квартиру и НИОКР в особую экономическую зону. ОАО «Транзас» занимает около 30–40% мирового рынка электронно-картографических систем и электронных карт для судовождения; его системами оснащены погранслужбы и ВМФ десятков стран: России, США, Швеции, Германии, Индии, Великобритании, Чили, Перу, Колумбии и др. К 2006 г. 75% самолетов гражданской авиации России были оборудованы Системой раннего предупреждения приближения к земле производства «Транзас» в полном соответствии с новыми стандартами Международной организации гражданской авиации (ICAO).

Таблица 2.1

Преференции для резидентов особой экономической

зоны в Санкт-Петербурге

Виды налогов

Общие условия

В границе ОЭЗ

ЕСН

Таможенные пошлины

 

 

Земельный налог

Налог на имущество

Транспортный налог

Налог на прибыль

26%

В соответствии с тамо-

женным тарифом

 

Макс. 1,5%

2,2%

Макс. 200 руб.

24%

14%

Отсутствие пошлин

 

 

0%

0%

0 руб.

20%


 

Особую экономическую зону в г. Томске отличает высокий уровень готовности. Развитие технико-внедренческой деятельности на территории Томской области полностью отвечает приоритетам социально-экономического развития региона.

     Ключевым приоритетом  социально-экономического развития, обозначенным в Стратегии развития Томской области до 2020 г., является обеспечение устойчивого развития региона и рост благосостояния населения через создание устойчивых конкурентных преимуществ в области науки и передовых технологий, формирование качественно новой экономики, основу которой составляет развитый научно-образовательный комплекс, высокотехнологичные и быстрорастущие компании, обеспечивающие производство товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью.

     Высокий уровень проработки «технических» аспектов создания особой экономической зоны на территории г. Томска обеспечивается следующими факторами:

- территория для размещения особой экономической зоны расположена в черте Томска, что обеспечивает близость к развитой инженерной, транспортной и социальной инфраструктуре областного центра;

- мощности томского строительного комплекса позволяют обеспечить эффективную реализацию проекта в части строительства инженерной, транспортной и научно-производственной инфраструктуры ТВЗ.

Высокий уровень финансово-экономической устойчивости региона и муниципального образования минимизирует риски, связанные с финансовым аспектом реализации проекта.

    Наиболее перспективные с точки зрения научного, производственного и кадрового потенциала для развития на территории ТВЗ Томской области выбраны важнейшие для России и мировой экономики направления - информационно-коммуникационные и электронные технологии.

Сегодня сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-сектор) Томска, в котором представлены такие направления, как «телекоммуникации и связь», «производство электронного и электротехнического оборудования», «ИТ-услуги», является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики области. Ряд томских предприятий ИКТ занимают лидирующие позиции на российском рынке, при этом их продукция также востребована на достаточно насыщенных рынках США, Германии, Великобритании, Японии, Южной Кореи и в странах СНГ. Опыт реализации проектов в сфере информационно-коммуникационных и электронных технологий показывает, что российские технологии являются конкурентоспособными на мировом рынке, и уровень томских ИКТ- разработок подтверждается существующим спросом на научные исследования и продукцию предприятий и организаций области. Так, в 2004–2005 гг. научные исследования по направлению «ИКТ и электроника» (в т.ч. промышленное и медицинское приборостроение) в научных подразделениях вузов, академических институтах и научных организациях были профинансированы на сумму 1 221 млн руб.

    Для упрощения доступа к разнообразной инновационной инфраструктуре особой экономической зоны Томской области, снижения административной нагрузки на организации-резиденты предусматривается обязательное внедрение механизма «одного окна», в соответствии с которым инвестор (предприниматель) обращается по всем вопросам в один специальный орган управления особой экономической зоной. Реализация будет осуществлена путем делегирования ряда полномочий федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особой экономической зоной.

      На участие в качестве резидентов Томской ОЭЗ подали около 90 крупных российских и зарубежных компаний. Ожидается, что к концу 2010 г.  годовой оборот зарегистрированных в томской ОЭЗ компаний-резидентов составил около 13 млрд. руб. В частности, на долю IT-сектора будет приходиться около 5 млрд. руб., биотехнологической и медицинской продукции – 4 млрд. руб.

Наряду с ОЭЗ в Липецке и Елабуге, томская технико-внедренческая зона по решению местных властей предоставит своим резидентам региональные налоговые льготы не на 5, как планировалось ранее, а на 10 лет.

    Рассмотрев особые зоны технико-внедренческого типа, необходимо выделить роль ОЭЗ промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ). Особая экономическая зона в г. Елабуге была создана 28 ноября 2005 г. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» размещена около г. Елабуги Елабужского района Республики Татарстан (РТ), в 25 км от г. Набережные Челны и в 40 км от г. Нижнекамска. Основными отраслями специализации территориальной экономики являются промышленность, сельское хозяйство, образование, туризм.

Преференции для резидентов особой

экономической зоны «Алабуга»:

1. Зарегистрированные на территории  особой экономической зоны «Алабуга» предприятия получат ряд преференций. В частности, это режим свободной таможенной зоны, при котором иностранное оборудование размещается и используется в пределах особой экономической зоны «Алабуга» без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также отмена экспортных пошлин на вывоз произведенной продукции. Организации – резиденты особой экономической зоны «Алабуга» освобождены от налога на имущество с момента постановки имущества на учет и от земельного налога с момента возникновения права собственности на земельный участок. Кроме того, в республике для резидентов ОЭЗ предусмотрены специальные льготы: ставка налога на прибыль организации снижена до 20% и полное освобождение от уплаты транспортного налога, подлежащего зачислению в бюджет республики.

Таблица 2.2

Налоговые преференции для резидентов ОЭЗ «Алабуга»

 

Наименование налога

Ставка

налога

Распределение по бюджетам

 

1. Налог на прибыль

для резидентов ОЭЗ

2. Налог на имущество

для резидентов ОЭЗ

(на 10 лет)

 

3. Земельный налог

для резидентов ОЭЗ

4. Транспортный налог

 

 

для резидентов ОЭЗ 

 

24

20

2,2

 

0

 

-

0

 

 

 

0

федеральный                  региональный          местный

   6,5                                  17,5                                -

   6,5                                  13,5                                -

     -                                1,1                                1,1

 

     -                                  0                              0

   

     -                                  1,5                            -

     -                                    -                             0

Ставки зависят от вида        -                  Ставки зависят от                   

и мощности а/м                                   вида и мощности а/м

 

    -                                  0                           -


 

2. Налогоплательщики-организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны «Алабуга», вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2.

3. Расходы на научные исследования  и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками-организациями, зарегистрированными и работающими на территориях особых экономических зон, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде,

в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

4. В отношении резидентов особой  экономической зоны «Алабуга»  сняты ограничения по переносу сумм убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде.

5. Используется принцип «одного окна» при регистрации документации на осуществлении деятельности на территории особой экономической зоны «Алабуга» через Территориальное управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

6. На территории особой экономической зоны «Алабуга», общая площадь которой составляет 20 кв.км, за счет средств федерального и республиканского бюджетов ведется строительство необходимой производственной инфраструктуры, включая систему электро- и теплообеспечения, газопровод, современную систему телекоммуникаций, таможенный пост и склад временного хранения таможенных грузов, что позволяет значительно сократить затраты времени и средств на обработку импортных и экспортных грузов.

 Резидентом ОЭЗ «Алабуга» является ОАО «Северстальавто-Елабуга» совместно с FIAT (производство коммерческих автомобилей) инвестировало 4,4 млрд. руб. При этом будет создано 1 700 рабочих мест. В рамках отдельного проекта ОАО «Северстальавто» планирует строительство завода по выпуску дизельных двигателей (100 тыс. шт. в год). Татарстан ведет переговоры с 30 зарубежными и отечественными компаниями по созданию производств в особой экономической зоне «Алабуга». Проекты потенциальных резидентов в основном связаны с компонентным производством для автомобилестроения. Республика придает этому большое значение, так как в Татарстане формируется автомобильный кластер. Размещение компонентного производства обусловлено тем, что оно основывается на продуктах глубокой переработки нефти, нефтехимии, которые в достаточном количестве производятся в Татарстане. Планируется также размещение «непрофильных» производств, к примеру, компаний легкой промышленности и стройиндустрии.

     В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116_ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 782 принято решение о создании на территории Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа площадью свыше 10 кв.км. Особая экономическая зона создана в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологических отраслей и производства новых видов продукции. Создание особой экономической зоны регламентируется следующими основными условиями:

- срок действия зоны составляет 20 лет;

- инвестиционный проект должен содержать капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10 млн. евро (в течение года с даты заключения соглашения – не менее 1 млн. евро) по курсу Центрального банка РФ;

- создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Липецкой области, а также других привлеченных источников;

- предоставление государственной поддержки для резидентов особой экономической зоны.

Резидентами ОЭЗ «Казинка» являются:

- ООО «Биоэтанол» – создание предприятия по безотходному производству биоэтанола. Общий объем инвестиций – 2,8 млрд. руб.

- ООО «Белон_Метаком» – производство сэндвич-панелей и металлоконструкций. Объем инвестиций – 522 млн. руб.

- АО «Сэст-Лювэ», Италия – производство комплектующих для холодильного оборудования. Объем инвестиций – 380 млн. руб.

- ООО «ЧСЗ-Липецк» – строительство завода по производству облегченной стеклянной тары для пищевой, химической и медицинской промышленности. Общий объем инвестиций – более 1,3 млрд. руб. и другие.

      Липецкая область, все последние годы являясь донором федерального бюджета, отнесена, по экспертным оценкам, к регионам с уровнем развития выше среднего. Области присвоен высокий кредитный рейтинг по международной и национальной шкале международным рейтинговым агентством «Фитг рейтингз ЛТР». Первой в РФ она получила национальный рейтинг международного агентства Fitch, что означает хорошие бюджетные показатели, отсутствие долгов, высокую кредитоспособность, достаточную степень прозрачности экономики и финансовой отчетности. Учли и такой показатель: объем иностранных инвестиций в области уже превысил цифры ее консолидированного бюджета.       

     По этому соотношению регион опережает даже столицу, известную размахом своего бизнеса. Среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал здесь составляет 20%. На территории ОЭЗ площадью 1 027 га имеется практически вся необходимая инфраструктура: железнодорожная ветка, подъездные пути, электростанция, газопроводы высокого давления, очистные сооружения. Закладываются и дополнительные объекты: инженерные сети, водопровод, канализация, трансформаторные подстанции.

Информация о работе Особенности функционирования особых экономических зон в России и за рубежом