Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 01:05, курсовая работа
Целью моей работы является выявление особенностей функционирования особых (свободных) экономических зон в России и за рубежом, а так же перспектива создания и развития особой экономической зоны на региональном уровне (на примере ЮФО).
Для достижения названной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
- обозначить цели создания СЭЗ;
- определить какие требования предъявляются к их размещению;
- выявить роль СЭЗ в развитии экономики разных стран;
- проанализировать зарубежный опыт в создании и функционировании особых экономических зон;
- исследовать нормативно-правовые основы государственного регулирования создания и функционирования особых экономических зон;
- рассмотреть особенности функционирования особых экономических зон в России;
- выявить роль государства и таможенных органов в развитии ОЭЗ;
- проанализировать развитие ОЭЗ в России, выявить основные проблемы и определить перспективы развития;
- исследовать воздействие финансового кризиса на функционирование ОЭЗ, выявить варианты развития ОЭЗ в период мирового кризиса;
- определить перспективы развития особых экономических зон в ЮФО.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Свободные экономические зоны и их роль в развитии
мирохозяйственных связей …….……………………………………...6
1.1. Сущность и цели создания свободных экономических зон,
их классификация……………………………………………………………6
1.2. Основные принципы функционирования свободных экономических зон….16
1.3. Роль свободных зон в развитии экономик стран……………………….....22
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России
и за рубежом…………………………………………………………...31
2.1. Мировой опыт в создании особых экономических зон ……….................31
2.2. Особенности функционирования
особых экономических зон в России …………………………………........47
2.3. Таможенное регулирование особых экономических зон…………....…54
Глава 3. Перспективы развития особых экономических зон России………...67
Заключение………………………………………………………………….…....79
Список использованной литературы………………....…….…………………..84
Заметное влияние на развитие внешней и внутренней торговли оказывают СЭЗ в Западной Европе. Масштабность и эффективность совершаемых зонами операций вносят весомый вклад в развитие внешнеэкономической деятельности и позволяют занять Западной Европе лидирующие позиции в мировой торговле. Существенна роль СЭЗ в оживлении малого и среднего бизнеса, снижении уровня безработицы в депрессивных регионах в ряде промышленно развитых стран, особенно в Великобритании, Франции и США. В Великобритании предпринимательские зоны, образованные в депрессивных районах, в частности в угольных бассейнах Йоркшир и Мидленд, создали десятки тысяч новых рабочих мест, способствовали ослаблению проблемы безработицы в стране. Во Франции предпринимательские зоны, начавшие свою деятельность с 1 января 1997 г., функционируют в 38 городах страны и активно решают наиболее острые социально-экономические проблемы, в частности уменьшают безработицу и повышают деловую активность в депрессивных городских районах [16].
Хозяйственная деятельность зон способствует сокращению бюджетных ассигнований на осуществление социальных программ и постепенному увеличению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней от предприятий и граждан в результате оживления экономической деятельности и увеличения числа занятых.
Важную роль в социально-экономическом развитии промышленно развитых стран играют технико-внедренческие зоны. Широкое их распространение объясняется тем, что технопарки, выполняя широкий спектр задач, оказывают всестороннее воздействие на экономику принимающей страны. Важным показателем эффективности технопарков является создание среды, в которой постоянно рождаются новые идеи и технологии, готовятся квалифицированные кадры.
Значительна роль технопарков в развитии научно-технического потенциала США. В США насчитывается около 150 технопарков, в них занято 168 тыс. рабочих и 47 тыс. ученых. Наиболее крупный технопарк «Силиконовая долина» дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. Благодаря деятельности технопарков США занимают лидирующие позиции по таким направлениям научно-технического прогресса, как выпуск суперкомпьютеров и их программного обеспечения, производство авиационной и космической техники, лазеров, биотехнологий, разработка новых технологий по охране окружающей среды. США остаются крупнейшим в мире производителем наукоемкой продукции [16].
Технопарки также сыграли важную роль в превращении Западной Европы в один из крупнейших научных центров. Стремясь преодолеть отставание от США в сфере высоких технологий страны Западной Европы резко увеличили расходы на НИОКР, акцентировав внимание на фундаментальные исследования, и создали более 150 технопарков. В результате предпринятых мер Западная Европа сократила свое отставание от США в области высоких технологий и заняла передовые рубежи в строительстве АЭС, производстве фармацевтических препаратов, техники связи, в ряде отраслей транспортного машиностроения, является крупнейшим экспортером многих видов наукоемкой продукции. Показателен также опыт Японии в создании с помощью технополисов наукоемких отраслей. В начале XXI в. японские технополисы стали главными центрами науки и технологий.
Что же касается развивающихся стран, то в условиях ограниченности, а тем более дефицита ресурсов в ряде развивающихся стран СЭЗ выступают как реальный и достаточно эффективный инструмент ускорения их экономического роста и включения национальных экономик в мировое хозяйство. Они способствуют активизации внешнеэкономической деятельности, более широкому применению современной техники и технологий, созданию новых производств, передовой инфраструктуры, рабочих мест, освоению и использованию особых методов и форм финансовой, инновационной, производственно-сбытовой и внешнеторговой деятельности.
Сингапур, например, можно рассматривать как единую экспортную территорию (зону). Для организации экспортного производства в стране создано около 30 промышленных зон, оборудованных для деятельности экспортно-ориентированных промышленных предприятий, на которых занято 70% общего числа работающих в обрабатывающей промышленности страны. В результате государство с населением немногим более 4 млн человек входит в двадцатку стран — крупнейших экспортеров планеты. При этом на промышленные зоны приходится около 80% экспорта продукции обрабатывающей промышленности страны, главным образом электротехнической, электронной и химической промышленности, транспортного оборудования. Не без помощи промышленных зон Сингапур превратился в один из крупнейших морских портов мира и ведущий финансовый центр Юго-Восточной Азии [10].
Свободные экономические зоны оказывают разностороннее воздействие на экономику многих развивающихся стран. В условиях нехватки финансовых ресурсов в большинстве стран этой группы деятельность свободных экономических зон служит важным каналом привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций, что объясняется наличием в зонах различных льгот, необходимой инфраструктуры, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы, упрощенных административных процедур. Несмотря на отсутствие регулярной статистики по этому показателю, отдельные данные по размерам иностранного капитала, вложенного в особые экономические зоны, весьма впечатляют.
Необходимо подчеркнуть,
что в большинстве
Опыт таких стран, как Мексика, Ямайка или Маврикий, намеренно привлекающих в свои экономические зоны мелких иностранных инвесторов, подтверждает, что средние или мелкие фирмы промышленно развитых государств или стран, недавно вставших на путь индустриального развития, успешно дополняют деятельность крупных компаний.
Мелкие фирмы более гибко реагируют на быстро меняющуюся обстановку и в состоянии удовлетворить насущные потребности внутреннего рынка этих стран. Учитывая стремление многих государств как можно быстрее привлечь иностранных инвесторов, такие компании оказались лучшей краткосрочной альтернативой, чем крупные транснациональные корпорации, которые действуют гораздо медленнее и не очень нуждаются в привилегиях и возможностях свободных зон.
Расширение деятельности экспортно-производственных зон, важную роль в создании которых сыграл иностранный капитал, способствовало существенным сдвигам в народно-хозяйственной структуре многих развивающихся стран: отходу от прежней сырьевой специализации, созданию обрабатывающей промышленности, выпускающей не только простейшую, но и наукоемкую продукцию. Возникновение электронной промышленности в ряде азиатских стран непосредственно связано с деятельностью иностранного капитала в СЭЗ этих стран.
СЭЗ могут вносить определенный вклад в улучшение качества рабочей силы путем организации курсов повышения квалификации и стимулирования рабочих посещать их, как это практикуется в Сингапуре и на Филиппинах. Подобная политика способствует увеличению производительности труда местной рабочей силы. Кроме того, процессом переподготовки нередко бывают охвачены местные управленческие кадры, что способствует росту уровня местного предпринимательства. Это чрезвычайно важно для развивающихся стран, так как во многих из них отсутствуют специалисты в области менеджмента и маркетинга, что необходимо для работы на мировых рынках.
Позитивное воздействие СЭЗ на экономику того или иного региона и страны базирования в целом проявляется и в других аспектах [16]:
• иностранные инвесторы передают на предприятия СЭЗ относительно современные технологии, привносят необходимые в производственном процессе новые методы менеджмента и управления предприятиями;
• местная рабочая сила получает дополнительные трудовые навыки, особенно в процессе освоения новой техники;
• компании, вкладывающие в СЭЗ инвестиции, берут на себя платежи за пользование земельными участками и инфраструктурными объектами, а также оплачивают предоставленные им услуги;
• происходит рост благосостояния местного населения, увеличение уровня доходов, более полное удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественных товарах;
• определенное развитие получает местный рынок, так как занятое в зоне население способствует увеличению платежеспособного спроса на внутреннем рынке;
• СЭЗ дают действующим в них компаниям значительные преимущества. Конкурентоспособность продукции, произведенной на территории таких анклавов, усиливается вследствие снижения производственных расходов, обусловленного безусловным освобождением от налогообложения и пошлин на ввоз сырья и материалов, а также низкими расходами на оплату труда местных рабочих. Как правило, расходы на землепользование и инфраструктуры в зонах также отличаются пониженным уровнем;
● создание свободных экономических зон играет стимулирующую роль в оживлении предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитии той или иной отрасли экономики. В то же время, хотя деятельность СЭЗ в развивающихся странах не является панацеей в решении их многообразных социально-экономических проблем, тем не менее они играют весьма заметную роль в экономике и обществе этих стран. Для многих развивающихся стран (Бразилия, Мексика, Китай) СЭЗ становятся полюсами торгово-экономического, научно-технического и социального роста. Кроме того, в них в той или иной степени отрабатывается модель открытой экономики, намечаются пути интеграции в мировую экономику.
Одновременно некоторые экономисты обращают внимание на отдельные негативные стороны создания и функционирования СЭЗ. В СЭЗ иностранным предприятиям предоставляется неограниченное право распоряжаться полученной прибылью и переводить ее по собственному усмотрению. Это приводит к оттоку финансовых средств из страны и снижению эффекта от создания особых экономических зон. Доходы от деятельности в таких анклавах велики, но они фактически «уходят» из принимающей страны.
Критики свободных экономических зон считают [15], что производство в них конкурирует с производством в стране базирования и может привести к крупным проблемам для местных продуцентов. Отмечается также наличие опасности от ввоза в зоны (в первую очередь расположенные в развивающихся странах) экологически «грязных» технологий.
Несмотря на достаточно аргументированную критику в адрес СЭЗ, их число в мире продолжает расти. Это во многом связано с тем, что положительных моментов в деятельности зон гораздо больше, чем отрицательных. Необходимо также иметь в виду, что в условиях нарастающей глобализации и усиливающейся конкуренции многие иностранные компании, действующие в СЭЗ, в настоящее время отходят от одиозных методов деятельности в развивающихся странах, характерных для 1950—60-х гг., и применяют новые стандарты поведения, которые нередко отвечают интересам принимающих стран. Наконец, позитивное влияние зон на экономику страны часто выражается в косвенном эффекте, который значительно превышает связанные с ним негативные моменты. Даже в случае создания зоны анклавного экспортно-импортного типа ее воздействие на национальную экономику значительно. Это воздействие модернизирующего характера проявляется по нескольким направлениям. Первое из них – выходящий за пределы зоны эффект обучения, познания в области техники управления, организации производства и экспорта, маркетинга. Данный эффект проявляется медленно, что считается нормальным, поскольку сама зона, нацеленная на решение конкретных задач, не рассматривается как механизм передачи опыта внезональным предприятиям. Это происходит в силу экономических связей.
Второе направление косвенного воздействия связано с развитием национальных предприятий, расположенных в зонах. Тесные производственные и социальные контакты с зарубежными фирмами генерируют и значительные внутрифирменные связи, поднимая таким образом технологический и управленческий опыт национальных предприятий до уровня иностранных компаний.
Третье направление охватывает процесс внутрифирменной миграции инженеров, мастеров, рабочих и управляющих среднего звена. Количественная оценка подобной миграции несущественна. Однако это влияние реально, и многие страны, несмотря на видимую неэффективность функционирования зон, в первые годы (3-5 лет) идут на значительные затраты в надежде на долгосрочные результаты. Среди этих результатов и переход к более открытому типу экономики.
Таким образом, количественные и качественные оценки результатов деятельности СЭЗ в развивающихся и промышленно развитых странах, дающие достаточно полное представление о положительных и негативных сторонах деятельности этих территориально-хозяйственных образований, часто не совпадают, мешая тем самым сделать окончательный выбор для стран, стоящих на пороге создания зональных территорий. И такое несовпадение оценок вполне естественно при наличии широкого комплекса целей, выдвигаемых перед зонами. Достижение всех целей в равной степени, как показывает мировая практика, невозможно. В этой связи можно сделать несколько выводов:
1) при оценке результатов деятельности СЭЗ необходимо исходить из приоритетности одних целей над другими, т.е. четко их детерминировать. В одних случаях такой целью является увеличение занятости, в других – расширение экспорта, в третьих – развитие экономики страны и т.д. Достижение приоритетных целей не всегда сопровождается достижением других;
2) положительные результаты в деятельности зоны могут быть получены благодаря последовательному развитию хозяйственных связей СЭЗ с внутренней экономикой страны. Это в равной степени относится как к зонам интегрированного типа, так и ориентированным на внешние рынки. С повышением доли национальных компонентов в стоимости готовой продукции зон создается основа не только для увеличения нетто-валютных доходов, но также для повышения технического уровня отраслей обрабатывающей промышленности и сырьевой базы внутренней экономики в результате передачи новейших технологий, ноу-хау, лицензий и патентов, а также ротации работников, получивших целенаправленную подготовку на зональных предприятиях.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Информация о работе Особенности функционирования особых экономических зон в России и за рубежом