Особенности функционирования особых экономических зон в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является выявление особенностей функционирования особых (свободных) экономических зон в России и за рубежом, а так же перспектива создания и развития особой экономической зоны на региональном уровне (на примере ЮФО).
Для достижения названной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
- обозначить цели создания СЭЗ;
- определить какие требования предъявляются к их размещению;
- выявить роль СЭЗ в развитии экономики разных стран;
- проанализировать зарубежный опыт в создании и функционировании особых экономических зон;
- исследовать нормативно-правовые основы государственного регулирования создания и функционирования особых экономических зон;
- рассмотреть особенности функционирования особых экономических зон в России;
- выявить роль государства и таможенных органов в развитии ОЭЗ;
- проанализировать развитие ОЭЗ в России, выявить основные проблемы и определить перспективы развития;
- исследовать воздействие финансового кризиса на функционирование ОЭЗ, выявить варианты развития ОЭЗ в период мирового кризиса;
- определить перспективы развития особых экономических зон в ЮФО.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Свободные экономические зоны и их роль в развитии
мирохозяйственных связей …….……………………………………...6
1.1. Сущность и цели создания свободных экономических зон,
их классификация……………………………………………………………6
1.2. Основные принципы функционирования свободных экономических зон….16
1.3. Роль свободных зон в развитии экономик стран……………………….....22
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России
и за рубежом…………………………………………………………...31
2.1. Мировой опыт в создании особых экономических зон ……….................31
2.2. Особенности функционирования
особых экономических зон в России …………………………………........47
2.3. Таможенное регулирование особых экономических зон…………....…54
Глава 3. Перспективы развития особых экономических зон России………...67
Заключение………………………………………………………………….…....79
Список использованной литературы………………....…….…………………..84

Файлы: 1 файл

дипломная работа оэз.doc

— 674.00 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Свободные экономические зоны и их роль в развитии

мирохозяйственных связей …….……………………………………...6

1.1. Сущность и цели создания свободных экономических зон,

их классификация……………………………………………………………6

1.2. Основные принципы функционирования свободных экономических зон….16

1.3. Роль свободных зон в развитии экономик стран……………………….....22

Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России

и за рубежом…………………………………………………………...31

2.1. Мировой опыт в создании особых экономических зон ……….................31

2.2. Особенности функционирования

 особых экономических зон в России …………………………………........47

2.3. Таможенное регулирование особых экономических зон…………....…54

Глава 3. Перспективы развития особых экономических зон России………...67

Заключение………………………………………………………………….…....79

Список использованной литературы………………....…….…………………..84

Приложения…..………………………………………………………….….…...87

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование в России рыночной экономики предполагает активную вовлеченность страны в процесс международного разделения труда. Несмотря на улучшение многих экономических показателей и совершенствование российской экономики, функционирующей по рыночным принципам, отдельные экономические характеристики, в частности,   преобладание в импортных поставках  продовольствия и предметов потребления, усиление топливно-сырьевой направленности отечественного экспорта и т.п., несут угрозу национальной безопасности страны и отрицательно сказываются на развитии многих отраслей отечественной экономики. Поэтому процесс развития и совершенствования рыночной экономики России нельзя признать завершенным и требует активизации.

Зарубежный же опыт показывает, что развитие национальных отраслей промышленности во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставления государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства, предложения определенного «пакета» льгот и привилегий инвесторам, государственного содействия в продвижении отечественной продукции на внешние рынки, предоставления инвесторам всей необходимой инфраструктуры для производства конкурентоспособных на мировых рынках товаров. Наличие всех этих инструментов сочетается в механизме создания и функционирования особых экономических зон (ОЭЗ).

Особые экономические  зоны (ОЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. В мировой хозяйственной практике особые экономические зоны получили широкое распространение.

Для России эти образования  – не новое явление. Первые такие  зоны возникли еще в 1990 году, и в  дальнейшем на протяжении 15 лет процесс  их создания и функционирования происходил хаотично и бессистемно. Поэтому в дальнейшем при создании особых экономических зон, необходимо основываться на имеющемся историческом опыте и мировой практики. Это особенно важно, учитывая ошибки и недостатки как законодательного, так и правоприменительного уровня, приведшие в основном к негативному опыту функционирования особых экономических зон в нашей стране, вместо  ожидаемых быстрых положительных результатов. Особые экономические зоны России используются хозяйствующими субъектами в основном для получения льгот, а не для осуществления деятельности в данной особой экономической зоне, где они лишь зарегистрированы.

Это подтверждает необходимость  чрезвычайно осторожного и вдумчивого анализа при рассмотрении вопросов о заимствовании зарубежного опыта. Недопустимо механическое копирование известных мировых моделей ранее созданных зон.

В настоящее время  ситуация изменилась, и с уверенностью можно сказать, что 22 июля 2005 года начался принципиально новый этап проекта по развитию особых экономических зон на территории России. Начало новой волны особых зон связано, прежде всего, с принятием двух базовых законодательных актов – Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и Федерального закона от 22 июля 2005 года № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Данными законами заложена единая правовая основа создания и функционирования особых экономических зон на территории России, новые принципы отношений власти и бизнеса на территории таких зон. Наиболее важно то, что для особых экономических зон введена принципиально новая система налоговых и таможенных льгот.

По мнению ведущих  экономических аналитиков и представителей бизнес-элиты, развитие особых экономических зон и эффективное использование предоставляемых им налоговых и таможенных льгот будут одними из самых «горячих» вопросов для российского бизнеса в ближайшие годы.

Итак, актуальность темы объясняется, во-первых, важностью для  национальной экономики всех форм инвестирования и необходимостью повышения эффективности всех форм; во-вторых, тем, что для стимулирования социально-экономического развития, видное место занимают установленные государством территории с особым организационно - правовым режимом; в-третьих, тем, что особые экономические зоны, являясь своеобразным катализатором инвестиционных процессов, обеспечивают технологическое обновление производства при одновременном усилении его конкурентоспособности; в-четвертых, недостаточным освещением проблематики государственного регулирования особых экономических зон в существующей экономической литературе.

Исследование функционирования отечественных и мировых ОЭЗ, закреплено в трудах следующих ученых: Дж. М. Хартвика, У. Мальотра, Р. Солоу, Дж. Стиглица, Б. Брюна, Д. Родрика, В. Мэя, Дж. Стиглица,  У. Бомола,  Дж. Де Лонга, Р. Барро, С. Дюрлауфа, А. Сенаджи, Б. Балласы, Р. Лукаса, Р. Левина и др. В числе отечественных исследователей следует выделить работы: А. Гранберга, Г. Иоффе, А. Трейвиша, В. Штульберга, В. Лексина, А. Швецова, М. Авдокушина, В. Гаспаряна, М. Гуцериева, Я. Друзика, А. Леусского, С. Овчинникова, Н. Смородинской, М. Окрута, Р. Воскермчяна, Р. Зименкова, Э. Костромичевой, В. Савина, С. А. Рыбакова, Н. А. Орловой.

В качестве фактологической  базы использовались данные государственной статистики, материалы и разработки Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

Целью моей работы является выявление особенностей функционирования особых (свободных) экономических зон в России и за рубежом, а так же перспектива создания и развития особой экономической зоны на региональном уровне (на примере ЮФО).

Для достижения названной  цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:

- обозначить цели создания СЭЗ;

- определить какие  требования предъявляются к их  размещению;

- выявить роль СЭЗ в развитии экономики разных стран;

- проанализировать зарубежный  опыт в создании и функционировании особых экономических зон;

- исследовать нормативно-правовые  основы государственного регулирования создания и функционирования особых экономических зон;

- рассмотреть особенности  функционирования особых экономических  зон в России;

- выявить роль государства и таможенных органов в развитии ОЭЗ;

- проанализировать развитие  ОЭЗ в России, выявить основные  проблемы и определить перспективы развития;

- исследовать воздействие  финансового кризиса на функционирование  ОЭЗ, выявить варианты развития  ОЭЗ в период мирового кризиса;

- определить перспективы  развития особых экономических  зон в ЮФО.

Объектом исследования являются особые и свободные экономические  зоны в РФ и за рубежом.

Предметом исследования является создание, функционирование и развитие особых и свободных экономических зон.

 

 

ГЛАВА 1.  СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

 

 

1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон,

их классификация

 

В последние десятилетия  в практике международных экономических отношений СЭЗ получают все более широкое распространение. Пройдя долгий путь развития, они наполнились новым содержанием и деловым опытом, приобрели глобальный характер, охватив более сотни стран мира, при этом многие зоны отличаются друг от друга по целям развития и хозяйственной специализации.

Общей чертой СЭЗ является создание благоприятных условий для осуществления различных внешнеэкономических операций, а исключительное разнообразие функций отражается в обилии терминов, которыми определяются эти явления современной экономики: свободная таможенная зона, свободный порт, зона внешней торговли, экспортно-производственная зона, предпринимательская зона, зона свободного предпринимательства, промышленные порты, научные парки, технополисы и т.д. (около 30 названий) [16]. Каждый вид СЭЗ имеет свою специфику, каждая зона служит своему назначению и имеет право на существование наравне с другими.

В отечественных  и зарубежных источниках отсутствует  однозначная трактовка СЭЗ. Существующие определения охватывают или отдельные виды зон, или дают различные общие трактовки этих хозяйственно-территориальных образований, что нередко осложняет понимание их сущности.

В 1960-70-е гг., когда в мире преобладали свободные торговые зоны, Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, май 1973 г.) заложила в основу создания этих зон принцип таможенной экстерриториальности. В соответствии с этим принципом зона свободной торговли (или «зона-франко») определяется как часть территории страны, в которой любые товары считаются находящимися за пределами таможенной территории и не подлежат обычному таможенному контролю и налогообложению.

В 1970-80-е гг. во всем мире, в особенности в развивающихся странах, широкое распространение получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ), что отражало общую тенденцию к смене импортозамещающей модели на экспортно-ориентированную путем развития отраслей, специализирующихся на производстве товаров исключительно для внешнего рынка. Быстрый рост этих зон способствовал резкому увеличению экспорта продукции обрабатывающей промышленности и подъему экономики в первую очередь в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, что позволило многим из них стать крупнейшими экспортерами мира.

Одно из определений  экспортно-производственных зон, предложенное Всемирным банком (1992) [16], характеризует их как встроенные в территорию страны промышленные платформы, специализирующиеся на экспорто-ориентированном обрабатывающем производстве и предлагающие фирмам, зарегистрированным в ЭПЗ, режим беспошлинной торговли, либеральное налоговое и иное регулирование. Другое определение, данное Международной организацией труда (1998), описывает ЭПЗ как промышленные зоны со специальной системой льгот для привлечения иностранных инвесторов, где импортируемые материалы подвергаются определенной переработке, а затем реэкспортируются. Таким образом, ЭПЗ представляют собой анклавные образования в рамках таможенной территории страны с преференциальным налоговым режимом и минимумом административных формальностей. Производство в ЭПЗ преимущественно или исключительно ориентировано на экспорт.

Эксперты ООН (1993) также дают определение  ЭПЗ, которое не может быть распространено на все виды свободных экономических  зон, хотя и подчеркивает некоторые их характерные черты – экспортную направленность и льготный режим функционирования предприятий: «Свободные экономические зоны – это обособленные районы, представляющие часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот» [16].

Определение СЭЗ в широком смысле дали российские ученые Т.П. Данько и  Э.М. Окрут (1998) [14]. «Под СЭЗ – понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (групп стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузному расширению ее границ»1.

Поясняя столь пространное определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда остается образованием, находящимся под юрисдикцией государства ее территорий, и никогда не пользуется правом экстерриториальности. По их мнению, СЭЗ – это «искусственно созданное государством «вкрапление» в национальную экономическую среду и экономически значительно отличающееся от нее». Такое определение воплотило в себе территориальный суверенитет, экономическую комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства и специальный механизм регулирования.

В плане конкретной формулировки можно  сослаться на «Большой экономический словарь», который определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предприятий (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала [30]. В этом определении не только указывается на особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей, но и конкретизируются важнейшие льготы, действующие в СЭЗ. Однако это определение не совсем полно отражает содержание механизма функционирования СЭЗ.

Некоторые экономисты (К.А. Семенов  [29] и Н.В. Смородинская [30]) определяют СЭЗ как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические интересы. Такая формулировка включает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. В этом случае СЭЗ определяется не как географическая территория, а как часть национального экономического пространства (в том числе предприятие или сектор хозяйственной деятельности), где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других их частях.

Информация о работе Особенности функционирования особых экономических зон в России и за рубежом