Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 01:05, курсовая работа
Целью моей работы является выявление особенностей функционирования особых (свободных) экономических зон в России и за рубежом, а так же перспектива создания и развития особой экономической зоны на региональном уровне (на примере ЮФО).
Для достижения названной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
- обозначить цели создания СЭЗ;
- определить какие требования предъявляются к их размещению;
- выявить роль СЭЗ в развитии экономики разных стран;
- проанализировать зарубежный опыт в создании и функционировании особых экономических зон;
- исследовать нормативно-правовые основы государственного регулирования создания и функционирования особых экономических зон;
- рассмотреть особенности функционирования особых экономических зон в России;
- выявить роль государства и таможенных органов в развитии ОЭЗ;
- проанализировать развитие ОЭЗ в России, выявить основные проблемы и определить перспективы развития;
- исследовать воздействие финансового кризиса на функционирование ОЭЗ, выявить варианты развития ОЭЗ в период мирового кризиса;
- определить перспективы развития особых экономических зон в ЮФО.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Свободные экономические зоны и их роль в развитии
мирохозяйственных связей …….……………………………………...6
1.1. Сущность и цели создания свободных экономических зон,
их классификация……………………………………………………………6
1.2. Основные принципы функционирования свободных экономических зон….16
1.3. Роль свободных зон в развитии экономик стран……………………….....22
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России
и за рубежом…………………………………………………………...31
2.1. Мировой опыт в создании особых экономических зон ……….................31
2.2. Особенности функционирования
особых экономических зон в России …………………………………........47
2.3. Таможенное регулирование особых экономических зон…………....…54
Глава 3. Перспективы развития особых экономических зон России………...67
Заключение………………………………………………………………….…....79
Список использованной литературы………………....…….…………………..84
Наряду с СЭЗ, ориентированными на один вид деятельности, получили распространение свободные экономические зоны многоотраслевого назначения, или комплексные зоны. Их функции включают развитие экспортно-ориентированного производства, финансового рынка, страхования, коммуникаций, туризма и др. Следуя логике эволюционного развития свободных зон, можно сказать, что комплексные зоны представляют собой самые современные формы деятельности этих территориально-хозяйственных образований.
В 1990-е гг. активизировались процессы по формированию международных особых экономических зон. Так, был подготовлен международный проект создания СЭЗ «Туманган». Начало ему было положено в 1990 г. на конференции в городе Чан-чунь. Главная цель проекта – ускорение темпов экономического развития территории и повышение уровня благосостояния населения путем привлечения инвестиций и развития внутренней и транзитной торговли.
свободной экономической зоны
Зарубежный опыт и еще весьма скромный опыт России свидетельствуют, что для развития и успешного функционирования СЭЗ необходим целый ряд условий, среди которых необходимо выделить политическую стабильность в стране и тех регионах, где создаются зоны. Принимая во внимание решение о долгосрочных масштабных инвестициях, иностранный инвестор (юридическое или физическое лицо), помимо очевидных мотивов получения прибыли, учитывает, прежде всего, такие обстоятельства, как политическая стабильность страны, действенность ее правительственных органов, функционирующий механизм арбитража и юридических гарантий и т.д. Эти условия, неизменно присутствующие в промышленно развитых и новых индустриальных странах, способствуют распространению на их территории СЭЗ и повышению эффективности их деятельности. Политическая стабильность в стране, позволяющая создать благоприятный инвестиционный климат, нередко является решающим условием в привлечении иностранных инвестиций даже в тех развивающихся странах, в которых СЭЗ не обеспечены в достаточной степени необходимыми природными ресурсами и которые не предоставляют инвесторам достаточных льгот.
Важным условием нормального функционирования СЭЗ является наличие концепции и хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов.
Концепция свободных экономических зон, как правило, включает в себя следующие направления работ [16]:
• определение основных принципов создания и формирования СЭЗ, их видов и размеров, систему приоритетов в развитии хозяйства зон и отдельных ее составляющих;
• разработка общих принципов и особенностей формирования органов управления СЭЗ и механизма их взаимоотношений с вышестоящими органами государственного и хозяйственного управления;
• определение и согласование содержания и особенностей налоговой, таможенной, финансовой, инвестиционной, научно-технической и иной политики в рамках СЭЗ;
• решение вопросов экспортно-импортной
и других направлений внешнеэкономическо
Правовой основой создания, функционирования и развития СЭЗ являются правовые акты, в которых определены цели, задачи, порядок управления зоной, объем различных льгот, предоставляемых иностранному и национальному капиталу, регулирование иностранных инвестиций, а также такие аспекты, как внешняя торговля и таможня, научно-техническое сотрудничество, управление золотовалютными резервами и кредитами, арбитраж и предъявление исков. В восточноевропейских странах, странах СНГ, включая Россию, правовой основой служат законы высших законодательных органов о свободных экономических зонах и соответствующие постановления правительства по конкретным зонам. В США по наиболее значимым для страны СЭЗ решения принимает Конгресс США, по наименее важным — правительство штатов. В большинстве развивающихся стран правовой основой СЭЗ также служат законы, которые позднее подкрепляются декретами и постановлениями правительств.
Важным стимулом для развития СЭЗ является система льгот инвесторам, которые, прежде чем вкладывать капитал, заинтересованно изучают предоставляемые им условия льгот.
Государство, предоставляя налоговые льготы, поощряет инвестирование как местного, так и иностранного капитала в новые отрасли обрабатывающей промышленности, отсталые и отдаленные районы, реинвестирование прибылей, применение новой техники и технологии, развитие трудоемких и наукоемких производств и т.д. Однако следует подчеркнуть, что действие системы преференций в СЭЗ не является потерей для государства. Наоборот, это своеобразная плата за повышение научно-технического потенциала, введение новых методов управления и форм предпринимательства, переход к мировым стандартам сервисных услуг.
Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот и стимулов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в зонах, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Тем не менее, общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие более благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя внешнеторговые, налоговые, финансовые и административные льготы и преимущества по сравнению с режимом для иностранных предпринимателей, существующим на остальной территории принимающей страны. Льготы должны быть вполне достаточны для того, чтобы привлечь требуемый объем инвестиций в приоритетные зональные проекты. Желательно также, чтобы система льгот была проста, ясно изложена и устойчива, т.е. не подвергалась корректировке в течение достаточно длительного временного периода.
Исходя из задач формирования той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования к ее размещению. Среди них благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам. Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам (а в России в том числе и к бывшим союзным республикам), а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.
В зависимости от целей и расположения зоны могут иметь различные размеры территории – от 1,5 км2 (Шереметьево) до 3,6 млн. км2 («Манаус» в Бразилии) [24].
В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих значительной развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой. Создание СЭЗ в районах нового хозяйственного освоения позволяет решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление минерально-сырьевой базы страны, создание машиностроительных комплексов и др.). Подобную зональную политику проводят Аргентина, Бразилия, Индонезия, Китай, Мексика, Чили и другие страны.
Немалую роль в становлении СЭЗ играет хорошо развитая производственная (связь, коммуникации, транспорт, энергетика) и коммерческая инфраструктура (банки, инвестиционные фонды, консалтинговые и юридические фирмы, аудиторские организации, рекламные агентства). Возведение объектов инфраструктуры, соответствующих мировому уровню, требует огромных финансовых вливаний, что усиливает нагрузку на государственный и региональный бюджеты. В среднем для нормального обустройства 1 км2 территории свободной таможенной зоны требуется 10-15 млн долл., для обустройства 1 км2 экспортно-производственной зоны – 40-45 млн долл [16]. По некоторым оценкам, Китай вкладывал в обустройство 1 км2 СЭЗ 50-80 млн долл [12].
Для создания инфраструктуры во многих развивающихся странах создаются компании развития зоны. Эти компании могут быть государственными, финансируемыми за счет бюджетных средств или государственных кредитов, или частными, получающими поддержку у администрации зоны. Компании развития осуществляют перспективное планирование развития СЭЗ, представляют их хозяйственные интересы внутри страны и за рубежом, включая проведение рекламы и мероприятий по привлечению инвестиций. Они объявляют и проводят торги на размещение новых производств, организуют привлечение и профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществляют строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры, обустройство и сдачу в аренду земельных участков, обеспечивают в случае необходимости снабжение и финансирование предприятий. Компании развития зоны могут создавать специализированные торговые, снабженческие, строительные, эксплуатационные, транспортные, информационные и другие организации, а также научно-консультационные центры.
Довольно часто правительство привлекает к созданию инфраструктуры в зонах местные строительные компании и оплачивает их расходы.
В отдельных случаях правительство, не располагающее крупными бюджетными средствами, прибегает к помощи иностранных компаний в создании инфраструктуры СЭЗ или отдельных ее элементов.
Наличие современной инфраструктуры приводит к крупным вложениям иностранного и национального капитала в СЭЗ, что способствует ее успешному развитию. Это объясняется тем, что инвестор ограничивается только вложениями в целевой проект (технологии, машины и оборудование, сырье, материалы и комплектующие), а сооружения, здания и коммуникации предоставляются принимающей стороной. В то же время отсутствие надлежащей инфраструктуры создавало значительные трудности для СЭЗ, так как иностранный капитал обходил их стороной. Это было характерно для СЭЗ во Вьетнаме в 1980-е гг., а также для большинства африканских СЭЗ.
В российской научной и учебной литературе распространено мнение [16], что важным условием и требованием к размещению СЭЗ является наличие территорий, располагающих уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.) для организации соответствующих производств. Создание предприятий тяжелой промышленности в СЭЗ отдельных стран, несомненно, связано с их природными богатствами.
Гораздо больший интерес иностранные компании, планирующие свою деятельность в СЭЗ в развивающихся странах, проявляют к местным трудовым ресурсам. Наличие квалифицированной и дешевой рабочей силы становится неотъемлемым фактором нормальной деятельности большинства особых экономических зон, в особенности экспортно-производственных, в странах Азии и Латинской Америки. Если к трудовым ресурсам добавляется удобное географическое положение, близость к рынкам сбыта, финансовые льготы, то иностранный капитал выбирает именно эти страны.
Выбор модели административно-хозяйственного управления зоной зависит от ее типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны, развитости частного сектора и т.д. Однако общим и принципиальным моментом является то, что зона, будучи локальной социально-экономической системой, должна располагать и локальной, относительно обособленной системой хозяйственного управления, т.е. находиться вне юрисдикции отраслевых министерств и центральных ведомств, курирующих различные сферы экономики.
В функции администрации любой зоны входит регулирование деятельности системы региональной рыночной инфраструктуры: коммерческих и муниципальных банков, бирж, страховых обществ и т.д., а также все вопросы землепользования и охраны природы. Кроме того, администрация зоны проводит регистрацию совместных и иностранных предприятий и лицензирование всей внешнеэкономической деятельности, а также осуществляет контроль за соблюдением правил, установленных для зоны, и др. Важную роль в деятельности зон играют специальные органы государственной власти, которые курируют зоны и являются своеобразными посредниками между ними и различными государственными структурами.
Мировой опыт показывает, что для нормального функционирования СЭЗ важно не только четкое и конкретное определение целей и задач, но и наличие целого ряда условий, реализация которых может превратить зоны в фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций и углубления интеграционных экономических процессов.
СЭЗ – важный институт мирового хозяйства, неотъемлемая частъ современных международных экономических отношений. Создание и функционирование СЭЗ во всех их разновидностях способствуют общему подъему экономики на национальном и региональных уровнях. Довольно быстрое распространение СЭЗ подтверждает их положительную роль как важного института мировой экономики, способствующего ускорению хозяйственного развития, повышению его устойчивости, привлечению внутренних и внешних ресурсов для обеспечения экономического роста. Степень и глубина воздействия СЭЗ на социально-экономическое развитие в различных странах неоднозначны и зависят от многих факторов, в том числе от количества созданных зон, целей, стоящих перед этими территориально-хозяйственными образованиями, и эффективности их деятельности [25].
Воздействие СЭЗ на различные сегменты народного хозяйства государства во многом зависит от целей и задач, выдвигаемых перед зонами. Так, в промышленно развитых государствах, таких, как США, Великобритания, Франция, особые экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В то же время в развивающихся странах основной акцент при создании СЭЗ делался на привлечение иностранного капитала, с помощью которого предполагалось модернизировать промышленность, стимулировать развитие экспорта, увеличить рост занятости.
В промышленно развитых странах создаваемые СЭЗ оказывают воздействие на различные стороны хозяйственной жизни, в первую очередь на активизацию внешнеэкономических связей и рост товарооборота. Так, в США действует более 230 зон внешней торговли, которые практически охватывают всю страну. ЗВТ, являясь составным элементом воспроизводственного процесса страны, вносят заметный вклад в ее социально-экономическое развитие: способствуют увеличению занятости, притоку капиталовложений и удовлетворению потребностей внутреннего рынка. Кроме того, деятельность ЗВТ способствовала повышению конкурентоспособности автомобильной промышленности США и укреплению ее позиций в противоборстве с японскими автомобильными корпорациями на американском рынке.
Информация о работе Особенности функционирования особых экономических зон в России и за рубежом