Особенности функционирования особых экономических зон в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является выявление особенностей функционирования особых (свободных) экономических зон в России и за рубежом, а так же перспектива создания и развития особой экономической зоны на региональном уровне (на примере ЮФО).
Для достижения названной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
- обозначить цели создания СЭЗ;
- определить какие требования предъявляются к их размещению;
- выявить роль СЭЗ в развитии экономики разных стран;
- проанализировать зарубежный опыт в создании и функционировании особых экономических зон;
- исследовать нормативно-правовые основы государственного регулирования создания и функционирования особых экономических зон;
- рассмотреть особенности функционирования особых экономических зон в России;
- выявить роль государства и таможенных органов в развитии ОЭЗ;
- проанализировать развитие ОЭЗ в России, выявить основные проблемы и определить перспективы развития;
- исследовать воздействие финансового кризиса на функционирование ОЭЗ, выявить варианты развития ОЭЗ в период мирового кризиса;
- определить перспективы развития особых экономических зон в ЮФО.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Свободные экономические зоны и их роль в развитии
мирохозяйственных связей …….……………………………………...6
1.1. Сущность и цели создания свободных экономических зон,
их классификация……………………………………………………………6
1.2. Основные принципы функционирования свободных экономических зон….16
1.3. Роль свободных зон в развитии экономик стран……………………….....22
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России
и за рубежом…………………………………………………………...31
2.1. Мировой опыт в создании особых экономических зон ……….................31
2.2. Особенности функционирования
особых экономических зон в России …………………………………........47
2.3. Таможенное регулирование особых экономических зон…………....…54
Глава 3. Перспективы развития особых экономических зон России………...67
Заключение………………………………………………………………….…....79
Список использованной литературы………………....…….…………………..84

Файлы: 1 файл

дипломная работа оэз.doc

— 674.00 Кб (Скачать)

 

 

2.1. Мировой опыт в создании особых экономических зон

 

США активно поддерживают философию глобальной свободной  торговли, поэтому трудно представить себе, что их экономика нуждается в особых зонах свободной торговли. Тем не менее еще в 1934 г. на территории страны стала действовать Программа по зонам свободной торговли, схожая по своим задачам с режимом особой экономической зоны, эта программа предназначена для содействия импорту товаров в США [14].

«Эти специально отведенные географические местности – зоны свободной торговли – обычно создаются «в границах или вблизи» морских портов и находятся под контролем Таможенной службы США». Эта программа предназначена для предприятий малого и среднего бизнеса, по своей природе и объемам она может быть приравнена к «индустриальным паркам» в городской местности. Товары в эти районы могут ввозиться из-за рубежа или с территории самих США. Такие зоны представляют собой охраняемые территории, находящиеся под контролем Таможенной службы, однако с точки зрения таможенных пошлин и прочих налоговых соображений они находятся вне территории страны. Импортные пошлины применяются только в случае, когда товары вывозятся с территории зоны на территорию США. Фирмы, работающие в таких зонах, могут быть как американскими, так и зарубежными».

В отличие от большинства  традиционных особых экономических  зон в мире основной профиль ЗСТ  в США заключается не в импорте  товаров. Не предназначены они напрямую и для развития местной экономики, хотя создаваемые ими рабочие места, разумеется, оказывают положительный эффект на регион, в котором они расположены. Цель создания подобных зон, развитие которых по-прежнему находится под вниманием властей, – повышение конкурентоспособности национальной промышленности на мировом рынке.

Основная цель ЗСТ в США состоит в том, чтобы оказывать содействие поддержанию конкурентоспособности национального бизнеса. Существует 5 главных преимуществ для фирм, воспользовавшихся услугами американских ЗСТ:

1. освобождение от  «обратных» тарифов; 

2. освобождение от  пошлин в случае реэкспорта  продукции; 

3. освобождение от  пошлин на отходы, лом и т.п.;

4. еженедельная отчетность  об отгрузках (в отличие от  обычной системы, предполагающей отчетность по каждой отгрузке продукции);

5. отложенные во времени уплаты пошлин.

Освобождение от «обратных» тарифов означает, что налогообложению  подлежат не импортируемые из – за границы компоненты будущего продукта, но сам конечный продукт. Это ставит американские компании, работающие в ЗСТ, в равное положение с зарубежными компаниями, экспортирующими схожую продукцию в США. Налоги на импорт и налог на компоненты обычно имеют тенденцию быть выше, чем ставки налога на конечный продукт. Кроме того, многие виды сырья для производства конечной продукции содержат значительное количество отходов. В случае если последние остаются в порту, образуется значительная экономия на пошлинах и дальнейших транспортных расходах. Предоставление единого отчета по всем поставкам в еженедельном режиме позволяет экономить на сборах за перевалку импортируемых грузов, которые обычно рассчитываются исходя из ставки сборов за отдельно взятую операцию подобного рода. Наконец, отложенная во времени уплата сбора до момента отгрузки продукции потребителю позволяет сэкономить значительный объем авансовых платежей по налогам и сборам.

Для того, чтобы  узнать насколько успешными оказались  ЗСТ в США в качестве возможного показателя их деятельности можно рассмотреть  поставки

продукции на внутренний рынок. В 2007 г., стоимость поставленной продукции равнялась 305,2 млрд долл., в 2006 г. она была равна 238 млрд долл., а в 2000 г. – только лишь 143 млрд долл [34]. Другими словами, поставки продукции выросли более чем вдвое, не говоря уже о том, что число ЗСТ за указанный период выросло со 134 до 157. Приведенные выше данные свидетельствуют, что ЗСТ США эффективны.

В Центральной Америке процесс создания СЭЗ начался в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века. Первая СЭЗ была создана в Колумбии в 1964 г., затем последовало создание ее аналогов в Доминиканской Республике и Мексике в 1965 г. В 1990-е годы количество подобных зон и их роль в национальных экономиках латиноамериканских стран росли быстрыми темпами. Особенно интенсивно эта программа развивалась в Мексике, где было создано около 850 зон, в то время как в Бразилии существовала только одна зона свободной торговли. Площадь большинства функционирующих зон невелика (менее 1 тыс. га каждая), и обычно их территория огорожена [14].

Мексика создала  первые ЗСТ в 1946 г. Многие из них, с  многочисленными фабриками, были объединены в Программу приграничной индустриализации (ППИ) (1961 г.) и Программу, известную как «Макиладора» (1965 г.) [16].

В 2002 г. правительство  страны утвердило создание двух ЗСТ, где разрешены производство, дистрибуция и продажа продукции. Компаниям, работающим в этих зонах, будут предоставлены различного рода стимулы, включая налоговые льготы, и вдобавок они не будут обязаны отправлять произведенную ими продукцию на экспорт. Некоторые штаты страны подали заявки на перевод предприятий, работающих в режиме «Макила», в новый режим ЗСТ.  

Существование различных  видов зон зависит от их роли как  инструмента регионального экономического развития, который позволяет привлекать иностранные инвестиции, создавать рабочие места и абсорбировать избыточную рабочую силу, квалифицированный труд и менеджмент, передавать технологию и знания, а также становится источником притока валютных средств и налоговых поступлений и служит пропуском на зарубежные рынки. СЭЗ также используются для стимулирования стремления национальных предпринимателей к участию в производстве нетрадиционных для данной страны видов экспортной продукции. В Латинской Америке и на Карибах цель их создания заключалась в стремлении снизить уровень безработицы, а также увеличить валютные доходы бюджета. СЭЗ способствовали развитию торговли, созданию новых рабочих мест и привлечению иностранных инвестиций во многие территории.

Латиноамериканские и  Карибские СЭЗ в основном связаны с трудоемкими фазами производства в текстильной и швейной отраслях. Мексиканские и бразильские СЭЗ используют низкооплачиваемую рабочую силу и импортные компоненты для производства микроэлектронных изделий. У южноамериканских ЗСТ (например, в Бразилии и Чили) отмечается тенденция к упору на определенную отрасль промышленности. Обработка данных (например, на Барбадосе, Ямайке и Сент-Люсии) и финансовые услуги (Аруба) составляют специфику деятельности карибских СЭЗ. Оказание услуг, таких как колл центры и туризм, растет в пределах Центральноамериканских СЭЗ (в частности, в Коста-Рике, Доминиканской Республике и Панаме) и южноамериканских ЗСТ (в Колумбии, Уругвае и Венесуэле) [16].

В Центральной Америке  и на Карибах СЭЗ размещаются близ крупных городских и промышленных центров (особенно в Коста-Рике и Гондурасе) и морских портов, где наличествует современная инфраструктура и квалифицированная рабочая сила. В то же время СЭЗ, находящиеся в изолированных сельских местностях, в целом не продемонстрировали успешного развития.

Типичный  набор стимулирующих льгот, предоставляемых экспортно-ориентированным фирмам, функционирующим в эти зонах, заключается в следующем: 1. долгосрочные налоговые каникулы и льготы в части налога на прибыль; 2. неограниченный беспошлинный импорт сырья, оборудования и механизмов, необходимых для производства экспортной продукции; 3. освобождение и/или скидки в части уплаты налогов; 4. свободная репатриация капитала и прибылей; 5. свободное обращение иностранной валюты (например, репатриация прибыли в свободно конвертируемой валюте); 6. упрощенные таможенные процедуры (например, таможенная регистрация прямо в пределах предприятия или ускоренное получение разрешения); 7. продажи внутри страны.

Важными стимулами также  являются особая инфраструктура, доступ к передовым телекоммуникационным и транспортным сетям, а также субсидируемым услугам в части коммунальной инфраструктуры и ставок арендной платы. Следует отметить, что Центральноамериканские и Карибские страны предлагают схожие льготы. Межстрановые различия заключаются в продолжительности налоговых каникул (зачастую в зависимости от показателя экспорта продукции) и в уровне налоговых льгот (например, отмена уплаты муниципальных налогов, налогов на собственность и с продаж).

В Южной Америке либо нет налоговых каникул по налогу на прибыль, либо они разбиваются на этапы (и заменяются сниженными ставками).

Партнерство государственного и частного секторов СЭЗ изначально создавались и управлялись агентствами государственного сектора, но доля частного сектора (часто иностранных компаний) в них неуклонно растет. В некоторых странах СЭЗ владеют, управляют и развивают и частные, и государственные структуры, в то время как другие СЭЗ являются по форме государственными структурами, но управляют ими частные компании.

Первая частная СЭЗ в Карибском бассейне появилась в Доминиканской Республике в 1965 г., а в Центральной Америке – в Коста-Рике в 1985 г. Качество инфраструктуры и управленческих услуг в частных СЭЗ зачастую превосходит аналогичные показатели государственных [14].

Кроме того, СЭЗ, находящиеся в собственности и управлении частных компаний, зачастую предполагают стабильную деловую среду для иностранных инвесторов и меньшее количество административных проволочек и бюрократических издержек – особенно когда речь идет о продолжительности таможенной очистки экспортных и импортных поставок. Федеральные правительства содействуют развитию частных СЭЗ, обеспечивая их регуляторную среду и порой продвижение их продукции за рубежом. Что же касается институциональной юрисдикции, обычно в странах Латинской Америки и на Карибах, таможенные процедуры становятся частью обязанностей национальных портовых служб.

Япония, одна из ведущих  развитых стран мира, создает на своей территории свободные экономические зоны с целью активизации внешнеэкономической деятельности и регионального развития. В отличие от США и других развитых стран Япония применяет планирование регионального развития в национальном масштабе. Государственное планирование здесь включает общий план развития страны и большое количество разрабатываемых министерствами отдельных планов регионального развития, в рамках которых в стране создаются свободные экономические зоны.

В Японии особое внимание уделялось и уделяется  развитию технопарков. Это объясняется следующими причинами. В 1950-1970-е годы страна активно прибегала к закупке патентов и лицензий за границей. Массированный приток передовых иностранных технологий позволил государству заново создать ряд современных производств, коренным образом перестроить многие отрасли экономики, выиграть время и сэкономить значительные средства [34].

Массовое использование  иностранных лицензий и патентов имело, однако, и свои отрицательные последствия: во-первых, усилилась зависимость японской экономики от иностранных, особенно от американских, техники и технологий; во-вторых, начался процесс сворачивания собственных фундаментальных исследований. Поэтому уже в конце 1960-х годов наряду с массовым импортом зарубежных технологий государством и монополиями был взят курс на активное развитие собственных научных исследований и разработок, на укрепление научно-технического потенциала.

Результатом такой политики стало создание в стране ряда технопарков. В отличие от США, где подобные технико-внедренческие зоны создавались в основном частным капиталом, технопарки в Японии организовывались по инициативе правительства. В 1970 г. в префектуре Ибараки в 60 км к северо-востоку от Токио был построен первый технопарк (город науки Цукуба), общая площадь которого составляет 28 тыс. га, а население насчитывает около 200 тыс. человек [14]. Небезынтересно отметить, что это был самый крупный инвестиционный проект японского правительства.

Причинами успеха технопарка, по мнению японских специалистов, являются:

• значительная величина первоначальных правительственных  инвестиций (1300 млрд. иен);

• создание правительством всей необходимой инфраструктуры;

• самоотверженный труд работников (по 12–14 ч в сутки при  оплате 8 часового рабочего дня);

• приобретение японским правительством передового оборудования для создания соответствующей промышленной базы.

Другой технопарк, созданный в 1974 г., расположен на острове Кюсю в юго-западной части Японии. Зона занимает 42 тыс. кв. км, ее население составляет 1,3 млн. человек [14]. Ее специализация – электроника, робототехника и другие сферы наукоемкого производства. Для зоны характерен высокий рост выпуска промышленной продукции, который за период с 1977 г. до середины 1990-х годов составлял 30–40% в год [16].

Такой успех технопарка был обусловлен следующими причинами:

• благоприятные природно-климатические  условия;

• достаточное количество высококвалифицированной рабочей  силы;

• высокоразвитая транспортная сеть, особенно морской и воздушный  транспорт;

• развитая инфраструктура, хорошо приспособленная для развития электронной промышленности;

• наличие соответствующей промышленной базы, служащей основой для развития технопарка.

Созданные города науки  внесли свой вклад в развитие научно-технического потенциала Японии, который определял  ее промышленную политику. Однако с годами национальная экономика менялась в связи с изменениями внутри страны и в мировой экономике.

Появились новые экономические  приоритеты, которые требовали изменения в хозяйственном развитии страны, новых методов и средств их осуществления.

В 1980-е годы японское правительство  приступило к реализации широкомасштабной программы создания технополисов. Эта политика объясняется тем, что в 1970-е годы государство столкнулось с серьезными экономическими потрясениями. Так, два нефтяных кризиса вызвали в Японии острые вспышки инфляции и резкое замедление темпов роста. Были исчерпаны резервы экстенсивного роста путем привлечения новых ресурсов рабочей силы и обновления номенклатуры промышленной продукции. Экологические трудности привели к удорожанию капитального строительства. Повысился уровень заработной платы, дороже стало оборудование новых рабочих мест. В результате экономика вступила на путь сбережения ресурсов и капитального роста. В этот период промышленность Японии начала все больше ориентироваться на наукоемкие отрасли. Лидерами стали электронное машиностроение и производство современных средств связи. Для их развития была осуществлена серия государственных программ финансовой и организационной поддержки научно-исследовательских работ, выполнявшихся крупнейшими фирмами в области высоких технологий.

Информация о работе Особенности функционирования особых экономических зон в России и за рубежом