Особенности функционирования особых экономических зон в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является выявление особенностей функционирования особых (свободных) экономических зон в России и за рубежом, а так же перспектива создания и развития особой экономической зоны на региональном уровне (на примере ЮФО).
Для достижения названной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
- обозначить цели создания СЭЗ;
- определить какие требования предъявляются к их размещению;
- выявить роль СЭЗ в развитии экономики разных стран;
- проанализировать зарубежный опыт в создании и функционировании особых экономических зон;
- исследовать нормативно-правовые основы государственного регулирования создания и функционирования особых экономических зон;
- рассмотреть особенности функционирования особых экономических зон в России;
- выявить роль государства и таможенных органов в развитии ОЭЗ;
- проанализировать развитие ОЭЗ в России, выявить основные проблемы и определить перспективы развития;
- исследовать воздействие финансового кризиса на функционирование ОЭЗ, выявить варианты развития ОЭЗ в период мирового кризиса;
- определить перспективы развития особых экономических зон в ЮФО.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Свободные экономические зоны и их роль в развитии
мирохозяйственных связей …….……………………………………...6
1.1. Сущность и цели создания свободных экономических зон,
их классификация……………………………………………………………6
1.2. Основные принципы функционирования свободных экономических зон….16
1.3. Роль свободных зон в развитии экономик стран……………………….....22
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России
и за рубежом…………………………………………………………...31
2.1. Мировой опыт в создании особых экономических зон ……….................31
2.2. Особенности функционирования
особых экономических зон в России …………………………………........47
2.3. Таможенное регулирование особых экономических зон…………....…54
Глава 3. Перспективы развития особых экономических зон России………...67
Заключение………………………………………………………………….…....79
Список использованной литературы………………....…….…………………..84

Файлы: 1 файл

дипломная работа оэз.doc

— 674.00 Кб (Скачать)

В числе этих мер была программа «Технополис», разработанная в 1980 г. Министерством внешней торговли и промышленности Японии. В соответствии с ней предусматривалось создание в отдельных отстающих в экономическом развитии префектурах страны около 20 научно-технических зон, получивших название технополисов, что расшифровывалось как город и прилегающая к нему территория, где в органическом единстве размещены предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, научные учреждения, вузы, готовящие научные и инженерные кадры, и жилые постройки с соответствующей современной производственной и социальной инфраструктурой. Программа рассматривалась правительством как концепция, позволяющая заглянуть в XXI в., и как одна из наиболее эффективных стратегий ускоренного развития научно технического потенциала страны, определяющего ее успехи в конкурентной борьбе на мировом рынке. 

В программе  «Технополис» ставились следующие  цели: перераспределение промышленности из центра на периферию и переориентация ее на развитие наукоемких и энергосберегающих технологий, интенсификация научных исследований на всей территории страны путем активизации деятельности местных университетов, ускорение инновационного процесса и др. Программа опиралась на «мягкую» инфраструктуру – развитие сети научных учреждений, средств обмена информацией и подготовки кадров. Одной из важнейших целей создания технополисов было стимулирование развития экономики периферийный территорий, т.е. ставилась задача разгрузить перенаселенный мегаполис «Токио – Осака» и способствовать экономическому развитию новых районов.

Руководство по развитию технополисов определило следующие  основные критерии для получения территорией статуса зоны: расположение в 30 мин езды от «материнского» города с населением не менее 200 тыс. человек и в пределах одного дня езды от Токио, Нагой и Осаки, площадь не более 500 кв. миль (приблизительная площадь американского технопарка «Силиконовая долина»). Кроме того, такая территория должна включать сбалансированное сочетание научно промышленных комплексов, университетов, научно-исследовательских центров и жилых кварталов, развитую информационную инфраструктуру, быть удобной для жизни и располагать культурными и рекреационными возможностями, быть расположенной в живописном районе и гармонировать с местными традициями и природными условиями. Наконец, участвовать в планировании деятельности СЭЗ должны все три заинтересованные стороны: бизнес, университеты и местные власти.

На территории технополисов предусматривались различные меры кредитного и налогового стимулирования. Так, фирмам, действовавшим в отраслях высокой технологии, разрешалось списывать в первый год 30% стоимости оборудования и 15% стоимости зданий и сооружений; государство оплачивало треть расходов на совместное проведение научных исследований префектурными лабораториями и малыми фирмами.

В процессе планирования и строительства технополисов ведущая  роль отводилась местным властям. Функции Министерства внешней торговли и промышленности были ограничены определением основных критериев создания технополисов, обеспечением технической помощи, налоговыми льготами и кредитами Японского банка развития. Залогом успеха создания и функционирования технополисов как основы долговременной стратегии вывода Японии на лидирующие позиции в XXI в. должны были служить качества, присущие японцам, – терпение и умение переносить трудности.

В настоящее время в стране насчитывается 19 технополисов. Большинство из них специализируется на разработках в области электроники, создания новых материалов и керамики, робототехники. Некоторые из них ориентированы на научные исследования и производство в области медицинской электроники, биотехнологии, оптических волокон [34].

Технополисы, специализирующиеся на создании наукоемкой продукции, способствовали повышению конкурентоспособности японского экспорта и более глубокому включению страны в международное разделение труда. Правительство осуществило также либерализацию внешнеэкономических связей, отменив ограничения на пути движения товаров и капитала. Однако традиционная практика долгосрочных связей в мире бизнеса и партнерские отношения между правительством и деловыми кругами воспринимались за рубежом как признаки протекционизма и защиты закрытости японской экономики.

Финансирование создания зон свободного импорта осуществляется как из бюджета местных органов власти, так и за счет частных компаний. Кроме того, Центральный банк Японии предоставляет кредиты для финансирования их инфраструктурного обустройства. Деятельность зон ориентирована на внутренний рынок.

Для содействия предпринимателям, обслуживающим импортные грузы, государственной концепцией формирования и развития зон свободного импорта предусмотрен ряд льгот, к числу которых относятся:

• предоставление Японским банком развития и Фондом содействия средним и  малым предпринимателям займов под низкий процент;

• дифференцированное налогообложение  доходов с недвижимости и с  прибыли предпринимателей, работающих в местах складирования импортных грузов;

• льготная оплата поставки оборудования предприятий оптовой и розничной торговли и транспорта;

• освобождение от налога на землю  предприятий обрабатываю 

щей промышленности, оптовой торговли и транспорта;

• предоставление предпринимателям гарантии долговых обязательств от фонда формирования производственной базы;

• льготное страхование средних и мелких предприятий;

• бесплатное предоставление Японской ассоциацией развития внешней торговли информации и консультаций по вопросам импорта, а также проведение выставок и ярмарок.

Таким образом, свободные экономические зоны, являющиеся эффективным инструментом регионального развития, получили распространение и в Японии. Однако их формирование и развитие имеют свою специфику. В частности, для Японии характерно активное участие государства в процессе формирования и развития СЭЗ, особенно зон научно технического типа.

В КНР в настоящее время действуют 4 специальные экономические зоны (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь); 14 открытых приморских городов, находящихся в приморской провинции Хэбэй, Гуанси Чжуанском автономном районе, экономическом треугольнике на юге приморской провинции Фуцзянь, а также в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян и на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах; 14 зон свободной (беспошлинной) торговли; 13 открытых приграничных городов; 53 зоны высоких и новых технологий, 70 с лишним научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей; 38 зон переработки продукции, ориентированной на экспорт; а также созданные в 1988 г. особая экономическая зона (СЭЗ) Хайнань и новый район Пудун, расположенный на восточном берегу реки Хуанпу напротив старой части Шанхая [12].

Начало экономических  реформ и переход к «политике  открытых дверей» позволили южным провинциям Гуандун и Фуцзянь проводить самостоятельную экономическую политику путем создания в 1980 г. на своей территории специальных экономических зон, которые впоследствии стали неотъемлемой составляющей экономики Китая.

Создание особых экономических  районов (ОЭР) является важным шагом китайского правительства. На территории общей площадью более 30 кв. км проводится специфическая экономическая политика и осуществляется особая система экономического управления, напоминающие практику «портов свободной торговли» западноевропейских государств: будучи ориентированными на внешний рынок и предусматривая налоговые и таможенные льготы, упрощенные регистрационные и прочие процедуры и смягченный режим регламентации предпринимательской деятельности, ОЭР полагаются в основном на экспортоориентированную обрабатывающую промышленность и объединяют в единый комплекс научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, производство и торговлю. Статус китайских ОЭР отличается как от статуса существующих в некоторых странах зон переработки продукции, ориентированной на экспорт, так и от статуса особого административного района Сянган, законодательно оформленного после его присоединения к Китаю [12].

Цель создания ОЭР – привлечение иностранных инвестиций, ввоз передовых высоких и новых технологий, заимствование управленческого опыта зарубежных партнеров, создание дополнительных рабочих мест для граждан КНР, повышение качества кадрового состава и в целом общего уровня хозяйствования.

При внешнем сходстве с российскими китайские СЭЗ имеют существенное отличие: выбор территорий для них обусловлен в первую очередь географическим положением, вследствие которого они оказывались практически отделенными от других населенных районов КНР горными массивами или водной поверхностью, зачастую представляя собой полуостров или остров.

В Китае принято выделять 3 этапа развития ОЭР [16]. На первой стадии (5-7 лет) формируется производственная, инженерная, транспортная, социальная и иная инфраструктура, привлекаются иностранные капитал, техника и технологии, приобретаются навыки управления и налаживаются внешнеэкономические связи. Вторая (такой же продолжительности) связана с переходом к внешнеориентированной модели экономического развития, от значительного удельного веса в экономической структуре торговли и сферы услуг к преобладанию промышленности и внешнеэкономической деятельности, в то время как наблюдаются рост применения передовой технологии в традиционных отраслях деятельности и их модернизация, ставится цель осуществлять 50-60% инвестиций за счет иностранного капитала, а долю экспорта довести до 70% общего производства. Третий этап является зрелой фазой, характеризующейся реконструкцией традиционных производств и существенной долей наукоемких и высокотехнологичных отраслей. Таким образом, на протяжении 20 лет реформы экономической системы в Китае сформировался сравнительно совершенный режим ОЭР, благоприятствующий привлечению зарубежных инвестиций.

Сегодня китайские СЭЗ характеризуются наличием следующей отличительной черты: зоны высоких и новых технологий, или аналоги американских технопарков, на долю которых приходится 4% национального ВВП и 10% совокупной стоимости экспорта и импорта, имеют стратегическое значение для современной экономической экономики [34]. Таким образом, китайская модель территориально-экономической открытости на основе создания различных типов СЭЗ весьма реалистична и позволяет обеспечить относительно безболезненный переход к рынку, постепенное включение в систему международного разделения труда и международных внешнеэкономических связей стран и регионов.

Итак, при рассмотрении различных аспектов создания и функционирования СЭЗ в данных странах, можно отметить, что несмотря на существенные различия в их функционировании, всех их объединяет одна общая цель - повышение территориальной эффективности производства с помощью иностранного и национального капитала, расширение экспорта, создание новых рабочих мест, развитие производственной и социальной инфраструктуры.

 

 

2.2. Особенности функционирования особых экономических зон в России

 

В конце 2005 г. в Федеральном  агентстве по управлению особыми  экономическими зонами был проведен конкурс по отбору заявок на создание особых экономических зон. 28 ноября 2005 г. под председательством МЭРТ состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору заявок на создание особых экономических зон. Всего 47 российских регионов заявили о стремлении создать на своих территориях особые экономические зоны. На конкурс были поданы 72 заявки, из них 29 заявок – на организацию технико-внедренческих зон, 43 заявки – на организацию промышленно-производственных зон. Две заявки на создание промышленно-производственных зон, представленные Оренбургской областью и Ханты-Мансийским автономным округом, были отклонены. Причиной отклонения заявок послужило несоответствие предоставленной документации требованиям правил оформления и подачи заявок на создание особых экономических зон.

   В результате было выбрано 6 заявок и начата работа по созданию 4 технико-внедренческих ОЭЗ (табл. 2.1).

Основные характеристики российских ОЭЗ

 

Место

расположения ОЭЗ

Территория зоны

Специализация  ОЭЗ

Государственные инвестиции в инфраструктуру

зоны

г. Санкт-

Петербург

Два земельных

участка общей

площадью 200 га

Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппарату-

ры, автоматизированных систем управления технологическими процессами, медицинской техники. Разработка и производство аналитических приборов

Около 1,5 млрд руб., в том числе 50% из федерального бюджета

г. Дубна, Московская область

Два земельных

участка общей площадью

187,7 га

Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии

2,5 млрд. руб., из них 65% – за счет федерального бюджета

г. Зеленоград

Два земельных

участка общей

площадью более 155 га

Разработка и освоение микросхем, изделий интегральной оптики, оптоэлектроники и интеллектуальных систем навигации, биоинформационных и биосенсорных технологий.

Организация квозного цикла сверхточной сборки электронных изделий и аппаратуры

Около 5 млрд. руб., в том числе 50% из

федерального бюджета

г. Томск

Два земельных участка общей площадью 197 га

Информационно коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов

Около 1,9 млрд. руб., из них 70% – за счет федерального бюджета

г. Липецк

10,3 кв. км

Производство бытовой техники и комплектующих к ней

Около 1,8 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета – 42%

г. Елабуга, Татарстан

20 кв. км

Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники.

Высокотехноло- гичное химическое производство

1,6 млрд. руб., из них 49% – за счет федерального бюджета

Информация о работе Особенности функционирования особых экономических зон в России и за рубежом