Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 01:05, курсовая работа
Целью моей работы является выявление особенностей функционирования особых (свободных) экономических зон в России и за рубежом, а так же перспектива создания и развития особой экономической зоны на региональном уровне (на примере ЮФО).
Для достижения названной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
- обозначить цели создания СЭЗ;
- определить какие требования предъявляются к их размещению;
- выявить роль СЭЗ в развитии экономики разных стран;
- проанализировать зарубежный опыт в создании и функционировании особых экономических зон;
- исследовать нормативно-правовые основы государственного регулирования создания и функционирования особых экономических зон;
- рассмотреть особенности функционирования особых экономических зон в России;
- выявить роль государства и таможенных органов в развитии ОЭЗ;
- проанализировать развитие ОЭЗ в России, выявить основные проблемы и определить перспективы развития;
- исследовать воздействие финансового кризиса на функционирование ОЭЗ, выявить варианты развития ОЭЗ в период мирового кризиса;
- определить перспективы развития особых экономических зон в ЮФО.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Свободные экономические зоны и их роль в развитии
мирохозяйственных связей …….……………………………………...6
1.1. Сущность и цели создания свободных экономических зон,
их классификация……………………………………………………………6
1.2. Основные принципы функционирования свободных экономических зон….16
1.3. Роль свободных зон в развитии экономик стран……………………….....22
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России
и за рубежом…………………………………………………………...31
2.1. Мировой опыт в создании особых экономических зон ……….................31
2.2. Особенности функционирования
особых экономических зон в России …………………………………........47
2.3. Таможенное регулирование особых экономических зон…………....…54
Глава 3. Перспективы развития особых экономических зон России………...67
Заключение………………………………………………………………….…....79
Список использованной литературы………………....…….…………………..84
Иными словами, свободная экономическая зона – это часть национального экономического пространства, где для национальных и иностранных предпринимателей действует особый льготный хозяйственный режим, не действующий в других его частях, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач.
Создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.
Для государства, создающего СЭЗ на своей территории, сами зоны не являются самоцелью. В большинстве случаев они органически включаются в общую стратегию национального экономического развития. Общая цель создания СЭЗ – способствовать решению наиболее важных макроэкономических задач:
• ускорить темпы экономического роста;
• модернизировать
• насытить внутренний рынок высококачественными товарами и услугами.
Однако достичь этих целей прямым путем не всегда удается. Как показывает мировой опыт, СЭЗ позволяют решить эти вопросы, как правило, опосредованно через мировой рынок путем увеличения валютных поступлений за счет роста экспорта товаров и услуг. В то же время СЭЗ решают для принимающих стран и ряд конкретных задач: привлекают в страну иностранный и местный капитал и передовую технологию, расширяют занятость в промышленности и сфере услуг, позволяют приобрести передовой опыт в области управления и маркетинга, создают современную инфраструктуру.
Цели СЭЗ зависят от уровня экономического развития организующих их стран и их народно-хозяйственных планов. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких, как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны создавались для активизации внешне-экономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление малого и среднего бизнеса и уменьшение безработицы в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В ряде развивающихся стран СЭЗ создавались со схожими целями. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах акцент делался на привлечение иностранного капитала и новых технологий с целью модернизации промышленности, стимулирования промышленного экспорта и получения на этой основе валютных средств, роста занятости, превращение зон в полюса роста национального хозяйства.
В странах с переходной экономикой цели создания СЭЗ во многом идентичны развивающимся странам. Так, например, образование СЭЗ в России было призвано решать такие задачи, как привлечение в экономику страны иностранного капитала, технологий и новых форм организации труда; формирование рыночной структуры для расширения внешнеэкономических связей; развитие экспортной базы и рост валютных поступлений; ускорение внедрения достижений научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и «ноу-хау»; апробирование на зональном уровне новых форм хозяйствования и др.
Как видим, цели создания СЭЗ в разных группах стран мирового хозяйства, несмотря на различия, имеют и некоторую общность, в рамках которой их можно классифицировать на экономические, социальные и научно-технические [22]. Экономические цели создания СЭЗ:
• активизация и расширение внешнеторговой, а также внешнеэкономической деятельности в целом;
• привлечение в экономику
• повышение
• увеличение экспорта и рационализация импорта;
• рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.
Социальными целями являются:
• создание новых рабочих мест, рост занятости населения;
• обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров с учетом использования мирового опыта;
• насыщение национального
рынка высококачественными
• рост благосостояния и уровня жизни населения;
• ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов.
Научно-технические цели направлены на:
• активное использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
• ускорение внедрения результатов НИОКР;
• концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях;
• привлечение опыта
и научно-исследовательских
• повышение эффективности используемых производственных мощностей, в частности конверсионных.
Таким образом, создание СЭЗ в различных странах в общем-то преследует одни и те же цели: обеспечение полной занятости рабочей силы как непосредственно в зонах, так и за ее пределами; привлечение инвестиций, особенно зарубежных; организация в зонах новых производств, продукция которых пойдет на экспорт, не ущемляя существующих местных предприятий, работающих на внутренний рынок. Кроме того, это стремление дать толчок развитию отсталых в экономическом отношении районов, модернизировать устаревшую технику, получив новые «ноу-хау», обучить своих специалистов и рабочих современным методам труда, использовать собственные сырьевые ресурсы для производства готовой продукции. Иначе говоря, создание СЭЗ должно внести свежую струю в промышленное развитие той или иной территории и страны в целом. Использование таких зон позволяет смягчить кризисные ситуации в общегосударственном масштабе, эффективно задействовать инвестиции.
С точки зрения функционального назначения в мировой практике можно выделить следующие типы свободных экономических зон [16]: торговые, торгово-производственные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные.
Торговые зоны существуют
в форме зон свободной
Зоны свободной торговли (ЗСТ), как и свободные таможенные зоны, относятся к зонам первого поколения. Зоны свободной торговли представляют собой небольшие территориальные образования, выведенные за пределы национальной таможенной территории, деятельность которых направлена на ускорение товарооборота и стимулирование внешней торговли.
В свободных торговых зонах предусматривается также возможность демонстрации товаров в выставочных центрах с целью их дальнейшей продажи. При этом товары могут быть реализованы только оптом. ЗСТ получили наибольшее распространение в США и странах Западной Европы.
Разновидностью торговых
зон являются свободные таможенные
зоны (СТЗ). Они создаются для активизации
внешнеэкономической
Согласно таможенным кодексам различных стран в свободной таможенной зоне иностранные товары размещаются и используются без взимания таможенных пошлин и налогов, а национальные товары – на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. Они, как правило, создаются в морских и речных портах, воздушных гаванях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных районах для незначительной доработки промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, а также складирования товаров, не прошедших таможенный досмотр. Свободные таможенные зоны получили широкое распространение в основном в промышленно развитых странах.
К числу простейших зон свободной торговли можно отнести специальные магазины беспошлинной торговли (магазины «дьюти фри»), действующие в международных аэропортах, на морских судах и самолетах.
Таким образом, торговые зоны являются наиболее простым типом СЭЗ. Их создание не требует крупных первоначальных инвестиций и длительных сроков. Отношения с государством в торговых зонах могут ограничиваться выплатой валютных отчислений и арендных платежей, а с предприятиями вне зоны - осуществляться на основе внешнеторговых контрактов.
Торгово-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Торгово-производственные зоны создаются на территориях со специальным таможенным режимом и пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами, причем глубина льготного режима заметно варьирует по странам. Как правило, контроль над ввозимыми готовыми товарами, сырьем и материалами для нужд действующих в зоне компаний сводится к минимуму и ограничивается наблюдением за ними. Такой ввоз освобожден от ввозных пошлин и налогов (единственным исключением является сбор за таможенное освидетельствование).
Вывоз товаров,
произведенных в торгово-произв
В мировой практике встречаются торгово-производственные зоны, ориентированные на внутренний рынок принимающей страны. В основном они получили широкое распространение в США под названием зон внешней торговли. Впервые такие зоны стали создаваться в США в 1930-е гг. с целью активизации внешней торговли посредством использования таможенных и налоговых льгот. К настоящему времени зоны внешней торговли охватили почти всю страну – 48 штатов.
Импортозамещающие зоны получили распространение и в некоторых развивающихся странах, в сочетании с другими типами зон (например, зона «Манаус» в Бразилии).
Особой формой организации торгово-производственных зон являются промышленные парки. Промышленные парки подразделяются на два вида: имеющие статус таможенной экстерриальности и не обладающие таковым.
Наиболее известным
районом распространения
Технико-внедренческие
зоны. Разновидностями технико-
Технико-внедренческие зоны представляют собой территории компактного размещения национальных и/или зарубежных научно-исследовательских центров и производственных фирм, пользующихся единой системой льгот.
Технико-внедренческие
зоны создаются в целях
Современные технологические парки впервые появились в США еще в конце 1960-х гг., но значительный их рост наблюдался в 1980-е гг, Научные парки США – это районы с повышенной концентрацией высокотехнологичных предприятий, находящихся вблизи крупных научных институтов или университетов. Особенностью развития научных парков США является то, что первоначально они возникали спонтанно благодаря сочетанию ряда факторов - экономических, социальных, географических и др. Так, рядом с городом Санта-Клара, вблизи Стэндфордского университета, возник технологический парк «Силиконовая долина». Аналогичные технопарки созданы во Франции, Великобритании, Германии и Швеции.
В Японии научно-технические центры получили название технополисов. Под технополисом понимается город и прилегающая к нему территория, где размещены органически взаимодействующие предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, научно-исследовательские институты, вузы, готовящие для технополиса научные и инженерные кадры, и жилая застройка с современной производственной и социальной инфраструктурой.
Среди множества свободных экономических зон появились и такие, которые специализируются на оказании каких-либо услуг – банковских, аграрных, информационных, туристических и др. Такие зоны называются сервисными, узкоспециализированными зонами, которые появились в 1980-90-е гг..
В этой группе широкое распространение получили туристические зоны. Государство, как правило, создает в этих зонах необходимую инфраструктуру, финансирует строительство гостиниц и других средств размещения туристов, а также предоставляет различные льготы иностранным и местным компаниям, занятым в сфере туристического бизнеса. Для многих стран международный туризм, организуемый, в том числе и с помощью свободных экономических зон, превращается в крупную отрасль национальной экономики, которая приносит значительные валютные поступления, создает новые рабочие места и увеличивает экспорт товаров и услуг.
Особой формой сервисных СЭЗ являются оффшорные центры, где юридические лица (фирмы, банки), не ведущие на данной территории хозяйственной деятельности, пользуются упрощенным режимом регистрации и налоговыми льготами. В офшорных центрах концентрируется, как правило, банковский и страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, морскими судами, трастовая (доверительная) и консалтинговая деятельность.
Информация о работе Особенности функционирования особых экономических зон в России и за рубежом