Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 01:05, курсовая работа
Целью моей работы является выявление особенностей функционирования особых (свободных) экономических зон в России и за рубежом, а так же перспектива создания и развития особой экономической зоны на региональном уровне (на примере ЮФО).
Для достижения названной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
- обозначить цели создания СЭЗ;
- определить какие требования предъявляются к их размещению;
- выявить роль СЭЗ в развитии экономики разных стран;
- проанализировать зарубежный опыт в создании и функционировании особых экономических зон;
- исследовать нормативно-правовые основы государственного регулирования создания и функционирования особых экономических зон;
- рассмотреть особенности функционирования особых экономических зон в России;
- выявить роль государства и таможенных органов в развитии ОЭЗ;
- проанализировать развитие ОЭЗ в России, выявить основные проблемы и определить перспективы развития;
- исследовать воздействие финансового кризиса на функционирование ОЭЗ, выявить варианты развития ОЭЗ в период мирового кризиса;
- определить перспективы развития особых экономических зон в ЮФО.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Свободные экономические зоны и их роль в развитии
мирохозяйственных связей …….……………………………………...6
1.1. Сущность и цели создания свободных экономических зон,
их классификация……………………………………………………………6
1.2. Основные принципы функционирования свободных экономических зон….16
1.3. Роль свободных зон в развитии экономик стран……………………….....22
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России
и за рубежом…………………………………………………………...31
2.1. Мировой опыт в создании особых экономических зон ……….................31
2.2. Особенности функционирования
особых экономических зон в России …………………………………........47
2.3. Таможенное регулирование особых экономических зон…………....…54
Глава 3. Перспективы развития особых экономических зон России………...67
Заключение………………………………………………………………….…....79
Список использованной литературы………………....…….…………………..84
Под таможенный режим свободной таможенной зоны помещаются:
1) товары, ввозимые на
таможенную территорию
2) товары, ввозимые на
территорию особой
3) товары, находящиеся
на территории особой
Резиденты особой экономической зоны представляют в таможенный орган сведения о товарах, предполагаемых к ввозу на территорию особой экономической зоны в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, о совершаемых с ними операциях и о товарах, изготавливаемых в результате совершения таких операций [26]. Эти сведения направляются в письменной форме не позднее чем за 15 дней до начала каждого календарного года, а в отношении первой партии товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны, – не позднее чем за 15 дней до подачи таможенной декларации.
В течение календарного года, но не чаще одного раза в квартал резидент особой экономической зоны вправе изменить и (или) дополнить сведения о номенклатуре и количестве ввозимых на территорию особой экономической зоны товаров и совершаемых с ними операциях, сообщив указанные сведения в таможенный орган не позднее, чем за 15 дней до подачи таможенной декларации. Указанные сведения подлежат согласованию с территориальными органами Агентства на предмет соответствия номенклатуры товаров, их количества и совершаемых с ними операций условиям соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
Товары, не указанные в заявлении резидента особой экономической зоны, под таможенный режим свободной таможенной зоны не помещаются. Форма заявления и требования к сведениям, указываемым в нем, определяются Минэкономразвития РФ. Лица, осуществляющие деятельность на территории особой экономической зоны (резиденты и нерезиденты), обязаны вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых на территории особой экономической зоны товаров и представлять таможенным органам отчетность в отношении этих товаров. Любые изменения, происходящие с товарами в пределах особой экономической зоны, должны отражаться в учетных документах.
Форма учета и отчетности, а также порядок и сроки представления отчетности таможенным органам устанавливаются Минэкономразвития РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. Ввоз товаров на территорию свободной таможенной зоны фактически приравнивается к экспорту товаров.
Согласно статье 151 Налогового кодекса РФ при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны налог на добавленную стоимость не уплачивается. Налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 % при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (ст. 164 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса РФ при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются, в том числе:
• контракт (копия контракта) с резидентом особой экономической зоны;
• платежные документы об оплате товаров;
• копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или его территориальным органом;
▪ таможенная декларация с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.
При помещении резидентами под таможенный режим свободной таможенной зоны иностранных товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Российской Федерации либо приобретаемых улиц, не являющихся резидентами, суммы ввозных таможенных пошлин и НДС возвращаются таможенными органами. Правда, при наличии еще одного условия: освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС (или их возврат) должно быть предусмотрено при фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством РФ.
При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, за пределы территории особой экономической зоны (кроме перемещения товаров в другую особую экономическую зону для использования согласно таможенному режиму свободной таможенной зоны) этот режим должен быть прекращен в соответствии с таможенным законодательством РФ и с учетом особенностей, установленных Законом № 116-ФЗ. То же касается передачи указанных товаров нерезиденту особой экономической зоны.
В соответствии со статьей 37 Закона № 116-ФЗ Минэкономразвития РФ устанавливает требования к обустройству, сооружению и планировке особой экономической зоны, а также условия доступа на ее территорию для обеспечения эффективности таможенного контроля. Порядок проведения таможенного контроля (см. приложение 5) определяется разделом 4 Таможенного кодекса РФ.
При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ. Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов с целью предотвратить нарушения таможенного законодательства РФ: имеющие устойчивый характер; связанные с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающие конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; затрагивающие другие важные интересы государства, обеспечение которых возложено на таможенные органы. При проведении таможенного контроля они исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые обеспечивают соблюдение таможенного законодательства РФ.
Таможенное оформление товаров сопровождается проверкой таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверкой товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров. Таможенные процедуры должны быть завершены не позднее 3 рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров.
После выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, могут быть:
• уничтожены на территории особой экономической зоны в случае утраты ими коммерческой ценности под контролем (с разрешения) таможенного органа;
• отчуждены в пользу другого резидента особой экономической зоны.
Факт уничтожения или отчуждения товаров отражается в отчетности, представляемой таможенному органу.
Когда существование особой экономической зоны прекращается, находящиеся на ее территории товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, подлежат перемещению — в 3-месячный срок — в другую особую экономическую зону в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны либо помещению под иной таможенный режим. В течение указанного срока товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся на временном хранении.
В случае если лицо, обладавшее статусом резидента особой экономической зоны, не совершило одно из этих действий, таможенные органы распоряжаются товарами в соответствии с главой 41 Таможенного кодекса РФ по правилам, предусмотренным для распоряжения товарами, срок временного хранения которых истек.
При утрате лицом статуса резидента особой экономической зоны принадлежащие ему товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, отчуждаются в пользу другого резидента либо помещаются под иной таможенный режим в 3-месячный срок с даты внесения записи об утрате статуса в реестр резидентов особой экономической зоны.
Если бывший резидент особой экономической зоны не совершил одно из этих действий, то по истечении указанного срока таможенные органы распоряжаются товарами в соответствии с главой 41 Таможенного кодекса РФ по правилам, предусмотренным для распоряжения товарами, срок временного хранения которых истек.
Согласно Таможенного кодекса ТС распоряжение товарами, срок временного хранения которых (срок хранения на таможенном складе) истек, осуществляется по акту таможенного органа, фиксирующего факт истечения срока и составляемого по форме, которую определяет федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела. Второй экземпляр акта подлежит вручению законному владельцу товаров, если это лицо установлено таможенным органом. Копия акта вручается владельцу склада временного хранения или владельцу таможенного склада.
В соответствии со статьей Таможенного кодекса ТС товарами и транспортными средствами распоряжается организация, уполномоченная Правительством РФ, путем их реализации, уничтожения или утилизации в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок реализации товаров определен Таможенным кодексом РФ, Законодательством РФ не установлены особенности реализации товаров, принадлежавших резидентам особой экономической зоны.
Итак, таможенные органы осуществляют таможенный контроль на территории ОЭЗ в соответствии с законодательством РФ. Инструментом таможенного регулирования является таможенный тариф, который представляет свод ставок, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой. Свод ставок таможенного тарифа применяется к товарам перемещаемым через таможенную границу при ввозе и вывозе товаров в ОЭЗ. Правила таможенного тарифа способствуют рационализации ввоза и вывоза товаров, а также валютных доходов и расходов на территории ОЭЗ. Предоставление таможенных льгот стимулирует торговлю, экспорт и импорт, приток и отток капиталов, активизирует предпринимательство. Таможенный режим создает ряд преимуществ для товаропроизводителей и инвесторов, работающих в ОЭЗ.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ
Исходя из задач, поставленных Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами на 2009 год, касающихся портовых зон, можно отметить, что в настоящее время создан проект трех ОЭЗ портового типа [35].
Проект создания портовой ОЭЗ в Ульяновской области
Проект создания портовой
ОЭЗ в Ульяновской области
предполагает развитие международного
аэропорта «Ульяновск-
Общая площадь зоны составит 642 га. Инвестиции государства в развитие необходимой инфраструктуры составят 7 млрд. руб. до 2020 года, половину из которых выделит Ульяновская область. На эти средства, в частности, будут расширены подъездные пути автомобильного и железнодорожного транспорта, модернизирована аэропортовая инфраструктура (рулежные дорожки, навигационное оборудование и т.п.), сети водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения. Для покрытия потребности в электроэнергии предполагается строительство тепловой электростанции мощностью 40 МВт.
К 2020 году прогнозный объем услуг технического обслуживания и ремонта воздушных судов на территории ПОЭЗ «Волга-АвиаКарго» составит около 1 400 тыс. нормо-часов, прогнозный объем перевалки грузов - около 170 тыс. тонн. Мощность сборочного производства сверхлегких реактивных самолетов «Eclipse 500» составит 800 самолетов в год. Предполагается, что производство выйдет на проектную мощность к 2012 году, а первый самолет будет собран уже в 2009 году [34].
Интерес к участию в проекте в качестве резидентов проявили, в частности, следующие компании: Волга-Днепр, ETIRC Aviation S.a.r.l., Авиастар-СП, РОСТЭК.
Аэропорт «Ульяновск-Восточный» имеет уникальные параметры взлетно-посадочной полосы (5000х100 м). В непосредственной близости расположен один из крупнейших российских авиастроительных заводов – «Авиастар-СП». В области присутствует крупнейшая грузовая авиакомпания России – Волга-Днепр. Реализация проекта создания ПОЭЗ «Волга-АвиаКарго» позволит в полной мере реализовать потенциал региона, имеющего уникальную авиационную инфраструктуру.
Проект создания портовой ОЭЗ в Хабаровском крае
В Хабаровском крае портовая ОЭЗ будет создана на территории морского порта Советская Гавань. Общая площадь составит 4,5 кв. км. Концепция зоны предполагает создание на территории морского порта Советская Гавань международного многопрофильного портового и судоремонтного центра, что позволит в полной мере воспользоваться уникальным географическим положением и природными условиями бухты. Общий объем инвестиций на создание ПОЭЗ в будущих ценах составит 105,5 миллиардов рублей, из которых около 9 миллиардов рублей будут выделены федеральным, региональным и местным бюджетами на создание необходимой транспортной и инженерной инфраструктуры. 6 миллиардов рублей инфраструктурных инвестиций будут профинансированы из внебюджетных источников.
Информация о работе Особенности функционирования особых экономических зон в России и за рубежом