Особенности функционирования особых экономических зон в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является выявление особенностей функционирования особых (свободных) экономических зон в России и за рубежом, а так же перспектива создания и развития особой экономической зоны на региональном уровне (на примере ЮФО).
Для достижения названной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
- обозначить цели создания СЭЗ;
- определить какие требования предъявляются к их размещению;
- выявить роль СЭЗ в развитии экономики разных стран;
- проанализировать зарубежный опыт в создании и функционировании особых экономических зон;
- исследовать нормативно-правовые основы государственного регулирования создания и функционирования особых экономических зон;
- рассмотреть особенности функционирования особых экономических зон в России;
- выявить роль государства и таможенных органов в развитии ОЭЗ;
- проанализировать развитие ОЭЗ в России, выявить основные проблемы и определить перспективы развития;
- исследовать воздействие финансового кризиса на функционирование ОЭЗ, выявить варианты развития ОЭЗ в период мирового кризиса;
- определить перспективы развития особых экономических зон в ЮФО.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Свободные экономические зоны и их роль в развитии
мирохозяйственных связей …….……………………………………...6
1.1. Сущность и цели создания свободных экономических зон,
их классификация……………………………………………………………6
1.2. Основные принципы функционирования свободных экономических зон….16
1.3. Роль свободных зон в развитии экономик стран……………………….....22
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России
и за рубежом…………………………………………………………...31
2.1. Мировой опыт в создании особых экономических зон ……….................31
2.2. Особенности функционирования
особых экономических зон в России …………………………………........47
2.3. Таможенное регулирование особых экономических зон…………....…54
Глава 3. Перспективы развития особых экономических зон России………...67
Заключение………………………………………………………………….…....79
Список использованной литературы………………....…….…………………..84

Файлы: 1 файл

дипломная работа оэз.doc

— 674.00 Кб (Скачать)

Планируется, что до 2016 года объем внебюджетных инвестиций составит 49,0 млрд. руб, а потребность в бюджетных средствах до 2016 года – 3,06 млрд. руб. Финансирование особой экономической зоны: Федеральный бюджет: 2,54 млрд. руб., бюджет субъекта: 0,24 млрд. руб., местный бюджет: 0,28 млрд. руб. Потенциальными резидентами особой экономической зоны на КМВ являются следующие компании: «ЮМАКО» (UMACO), «РосЕвроДевелопмент», «HELIOPARK Group», «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», «Мегаполис-Финанс», «Светпром» (под гарантию Собинбанка), «АльфаГрупп», Центр спортивной подготовки «Олимп» [35].

Что же касается развития ОЭЗ во время финансового кризиса, то Федеральное агентство по управлению ОЭЗ разработало антикризисную программу мер. В ближайшее время в Минэкономразвития России будет представлено ее ключевое новшество - механизм создания ОЭЗ без затраты средств федерального бюджета. Об этом сообщил, выступая на расширенной коллегии РосОЭЗ, его руководитель Андрей Алпатов[13].

В условиях мирового кризиса  нужно предусмотреть варианты развития ОЭЗ в условиях ограниченного  бюджетного финансирования, разъяснил  Андрей Алпатов: «На развитие инфраструктуры ОЭЗ в соответствии с законодательством должны быть предусмотрены средства федерального бюджета, но в условиях мирового финансового кризиса предоставление средств может быть отложено, что может сдерживать развитие зон»[13]. РосОЭЗ стало первым ведомством, разработавшим четкие правила игры на ближайшие годы, которые пройдут «под знаком кризиса». Новый порядок коснется лишь ОЭЗ, которые будут создаваться по итогам будущих конкурсов.

Итак, в чем же суть новшества о проведении конкурсов  по отбору ОЭЗ без привлечения государственных средств? Такие механизмы являются одним из вариантов развития уже существующих и создания новых ОЭЗ в условиях мирового финансового кризиса. Сейчас ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, заинтересованными в создании ОЭЗ без задействования средств федерального бюджета. Уже просматриваются две потенциальные заявки - проект «Титановая долина» по производству титана, магния и другой продукции в Свердловской области, а также создание ОЭЗ в Тольятти по развитию автомобильного кластера.

ОЭЗ – это общий проект государства и бизнеса, где обе стороны заинтересованы в его эффективной реализации. Государство получает заложенный в концепцию ОЭЗ финансовый, инновационный и интеллектуальный эффект. Бизнесу же инвестировать в ОЭЗ интересно в связи с предоставлением налоговых и таможенных льгот, формированием дружественного административного режима в ОЭЗ. Кризис не изменит эти основополагающие принципы совместной работы.

В целом по состоянию  на конец декабря 2008 и начало 2009 года влияние мирового финансового кризиса на деятельности резидентов ОЭЗ отразилось не сильно [13]. Ни один из резидентов ОЭЗ пока не отказался от своих проектов, в том числе не отказываются от вхождения в резиденты и новые компании, которые в настоящее время готовят свои бизнес-планы. Количество резидентов в особых экономических зонах сейчас достигло 143 компаний, а объем заявленных ими инвестиций составляет 112 миллиардов рублей. В 2008 году резидентами ОЭЗ вложено 16,6 миллиарда рублей, выпущено продукции на 11 миллиардов рублей и создано около 6 тысяч новых рабочих мест. Однако ряд резидентов отмечают, что в связи с удорожанием кредитных ставок окупаемость их проектов может ухудшиться [34].

В целях поддержания  спроса со стороны инвесторов и сохранения существующего темпа прироста количества резидентов в особых экономических зонах целесообразно, во-первых, сокращение инвестиционного порога для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ с 10 миллионов до 3 миллионов рублей, а для резидентов создающихся портовых ОЭЗ - с 100 миллионов до 10 миллионов рублей. Вторая мера - использование новых инструментов привлечения внебюджетных средств на строительство объектов инфраструктуры особых экономических зон. Не исключено и дальнейшее снижение ставок ряда налогов.

Что касается антикризисных  мер для экономических зон, то РосОЭЗ готовит предложения и  в скором времени представит их в  министерство экономического развития и в правительство. Алпатов уточнил, что в его ведомстве считают целесообразным для развития экономических зон в нынешней финансовой ситуации выделять долгосрочные кредиты через государственные банки. А также привлекать внебюджетные средства на строительство инфраструктуры. Сейчас же, пояснил он, строительство инфраструктуры осуществляется из госказны, и эти средства фактически невозвратны.

Еще одним предложением, прозвучавшим на коллегии, стало внедрить новый механизм управления особых зон  без участия федеральной власти. Что касается известной экономической зоны в Алабуге, где уже практически создан кластер автопрома, то в ближайшие пару лет его предполагается передать в управление региону - Татарстану. Кстати, параллельно с крупными проектами экономических зон регионы, например Калуга, развивают свои собственные проекты - индустриальные зоны. РосОЭЗ намерен помогать региону, передавая свой опыт по организации таких точек роста.

На следующий год в федеральном бюджете на развитие экономических зон в России предусмотрено 16 миллиардов рублей, а из этого следует, что особые экономические зоны являются перспективным проектом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, можно  сделать вывод, что особые экономические  зоны представляют собой один из элементов  новой модели международного разделения труда, побуждающей страны принимать торговые, финансовые, налоговые и другие меры для ускорения перемещения ресурсов в регионы, где могут быть сохранены или укреплены их сравнительные преимущества.

ОЭЗ представляют собой четко ограниченные районы со специфическим предпринимательским, таможенным и торговым режимом, характеризующиеся общей свободой перемещения капитала, товаров и рабочей силы. Имея различные организационные формы и целевое назначение, они широко варьируются  по своему названию - «свободные таможенные территории», «экспортные зоны», «зоны свободной торговли», «свободные банковские зоны», «промышленно-торговые зоны», «технико-внедренческие зоны» и т. д. Однако при всем подобном терминологическом разнообразии речь идет, по существу, об одном и том же явлении - создании хозяйственных анклавов, имеющих беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенную обособленность в экономическом, политическом и валютно-финансовом отношении от остальной территории страны, тесную связь с мировым рынком и функционирующих на базе активного привлечения иностранного капитала.

Условиями функционирования ОЭЗ являются:

1)благоприятное транспортно-географическое  положение относительно внешнего и внутреннего рынка и наличие развитых коммуникаций;

2) наличие развитой  производственной и социальной инфраструктуры;

3) кадровые ресурсы, наличие относительно дешевой и в то же время квалифицированной рабочей силы;

4) высокий уровень  обеспечения банковскими и другими  финансовыми услугами, доступная связь с международным финансовым рынком;

5) отсутствие административно-бюрократических барьеров для организации бизнеса, в том числе с участием иностранного капитала;

6) адекватный уровень  инвестиционного барьера т.е.  того размера финансовых средств, которые инвестор обязан вложить в развитие особой экономической зоны за право вести в ней предпринимательскую деятельность на льготных условиях;

7) развитая и стабильная  правовая основа особой экономической  зоны.

8) предоставление инвесторам, в том числе иностранным, четких  государственных гарантий сохранности их инвестиций и иного имущества, расположенного на территории особой зоны;

9) формирование специальных  органов управления и четкое  разделение их полномочий и  сферы ответственности с другими  органами центральной, региональной и местной власти;

10) в целом благоприятный  инвестиционный климат в стране, который слагается из степени политической стабильности, уровня налогов, прозрачности законодательства и криминогенной обстановки в обществе.

Итак, создание особой зоны отнюдь не является панацеей от всех экономических болезней и стопроцентным гарантом быстрого расцвета какой-либо территории. Особая зона - инновационный проект с высокой степенью риска и значительной вариативностью конечных результатов. Однако если в результате продуманной программы развития зоны и совместных усилий государства и частных инвесторов проект начинает успешно работать и приносить плоды, его позитивная роль для конкретного региона и экономики страны в целом может быть весьма значительной.

В работе мною были рассмотрены  различные аспекты создания и  функционирования свободных экономических зон за рубежом. Есть немало общего в их создании и деятельности, но есть и существенные различия. Всех их объединяет одна общая цель – повышение территориальной эффективности производства через привлечение иностранного и национального капитала, расширение экспорта, создание новых рабочих мест, развитие производственной и социальной инфраструктуры. Характерной чертой политики зонирования последних десятилетий стала дифференциация структуры особых экономических зон и эволюция форм создания и функционирования, что отражает объективные процессы развития мировой экономики и международного разделения труда. Если в 1950-е гг. в мире в основном создавались зоны свободной торговли как противодействие проводимой в то время политике жесткого протекционизма, то в 1960—70-е гг. и позже широкое распространение получили экспортно-производственные зоны, что свидетельствовало о либерализации внешнеэкономических связей, выходе на мировую аренду ТНК и взятии на вооружение новыми индустриальными странами стратегии экспортно-ориентированного развития.

Превращение научно-технической революции в  один из наиболее активных элементов современного воспроизводственного процесса, ужесточение конкуренции на мировом рынке привело в 1970-80-е гг. к созданию довольно эффективного механизма разработки и создания наукоемкой продукции – научно-технических парков и технополисов. Набирающая силу в последние десятилетия постиндустриализация, которая распространяется на многие страны мира, способствовала появлению зон нового поколения, действующих в сфере услуг (банковских, страховых, информационных, туристических).

В политике многих стран  в отношении зонального развития, как и в практике функционирования самих зон, также происходят изменения. Во-первых, увеличивается число зон импортно-промышленного направления, т.е. зон, деятельность которых ориентирована на насыщение товарами и услугами внутреннего рынка. Во-вторых, усиливается тенденция создания в ОЭЗ, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, национальных предприятий не только с долевым участием иностранного капитала, но и целиком базирующихся на национальном капитале.

Все эти изменения  в формах и механизме функционирования зон отражают новые явления в мировой экономике и национальных хозяйствах стран их базирования и направлены на повышение эффективности ОЭЗ.

В настоящее  время особые экономические зоны действуют более чем в 120 странах мира, оказывая влияние на различные стороны их хозяйственной жизни. В промышленно развитых странах ОЭЗ способствовали развитию внешней и внутренней торговли, повышению научно-технического потенциала и результативности сферы НИОКР, реализации региональной политики, направленной на оживление малого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравниванию межрегиональных различий. В этих целях фирмам и предприятиям, действовавших в ОЭЗ, предоставлялись значительные финансовые и налоговые льготы. Важный аспект деятельности ОЭЗ в промышленно развитых странах заключается в том, что она ориентирована не только на мировой, но и на внутренний рынок и в основном базируется на местном капитале.

Социально-экономические  выгоды от создания ОЭЗ достаточно велики и в развивающихся странах. Наибольшее распространение в странах  этой группы, особенно в новых индустриальных странах, получили экспортно-производственные зоны, работающие исключительно на основе использования иностранного капитала.

Рациональное использование  зарубежных капиталовложений в этих зонах способствовало развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, повышению производительности труда, развитию отдаленных регионов. Кроме того, привлечение иностранного капитала расширяет налогооблагаемую базу и становится стабильным источником формирования дохода государственного бюджета. Наконец, ОЭЗ в развивающихся странах часто превращаются в полигоны по опробированию новых методов хозяйствования, в полюса роста национального хозяйства, важное звено по реализации принципов открытой экономики.

Возрастает влияние  ОЭЗ на различные стороны экономики  в странах с переходной экономикой. Особенно заметно это воздействие в Венгрии, Чехии, Китае и Вьетнаме. Так, практика китайских ОЭЗ и других районов со льготным инвестиционным климатом продемонстрировала несомненные успехи. К числу достижений ОЭЗ многие специалисты, как китайские, так и зарубежные, относят прежде всего высокие устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлечения иностранных инвестиций, увеличение объема и диверсификацию экспорта и, наконец, существенный рост уровня жизни. Специальные экономические зоны в КНР в целом явились успешным экспериментом по использованию рыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности, ареной становления и обкатки экономической модели, по которой в XXI веке будет жить практически весь Китай.

Информация о работе Особенности функционирования особых экономических зон в России и за рубежом