Особенности функционирования особых экономических зон в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является выявление особенностей функционирования особых (свободных) экономических зон в России и за рубежом, а так же перспектива создания и развития особой экономической зоны на региональном уровне (на примере ЮФО).
Для достижения названной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
- обозначить цели создания СЭЗ;
- определить какие требования предъявляются к их размещению;
- выявить роль СЭЗ в развитии экономики разных стран;
- проанализировать зарубежный опыт в создании и функционировании особых экономических зон;
- исследовать нормативно-правовые основы государственного регулирования создания и функционирования особых экономических зон;
- рассмотреть особенности функционирования особых экономических зон в России;
- выявить роль государства и таможенных органов в развитии ОЭЗ;
- проанализировать развитие ОЭЗ в России, выявить основные проблемы и определить перспективы развития;
- исследовать воздействие финансового кризиса на функционирование ОЭЗ, выявить варианты развития ОЭЗ в период мирового кризиса;
- определить перспективы развития особых экономических зон в ЮФО.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Свободные экономические зоны и их роль в развитии
мирохозяйственных связей …….……………………………………...6
1.1. Сущность и цели создания свободных экономических зон,
их классификация……………………………………………………………6
1.2. Основные принципы функционирования свободных экономических зон….16
1.3. Роль свободных зон в развитии экономик стран……………………….....22
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России
и за рубежом…………………………………………………………...31
2.1. Мировой опыт в создании особых экономических зон ……….................31
2.2. Особенности функционирования
особых экономических зон в России …………………………………........47
2.3. Таможенное регулирование особых экономических зон…………....…54
Глава 3. Перспективы развития особых экономических зон России………...67
Заключение………………………………………………………………….…....79
Список использованной литературы………………....…….…………………..84

Файлы: 1 файл

дипломная работа оэз.doc

— 674.00 Кб (Скачать)

Первоначальные инвестиции в развитие инфраструктуры зоны за 2008-2010 гг. составят 8,4 миллиардов рублей (в ценах 2008года) [34].

Создание ПОЭЗ обеспечит  стремительное развитие Ванино –  Советско-гаванского транспортного  узла. В формируемой особой экономической зоне приоритетное развитие получат проекты стивидорных компаний, специализирующихся на перевалке железорудной продукции, контейнерных и прочих генеральных грузов. Особое внимание будет уделено развитию судоремонта, что является отличительной особенностью концепции.

Проект создания портовой ОЭЗ в Красноярском крае

Проект создания портовой ОЭЗ в Красноярском крае предполагает создание до 2012 года инженерной инфраструктуры, создание и реконструкцию системы таможенного контроля, грузовых терминалов, топливно-заправочного комплекса, реконструкции авиационно-технической базы, комплекса бортпитания, комбината питания для работников портовой зоны, бизнес-центра и других объектов.

На втором этапе будут  строиться объекты, предназначенные для резидентов портовой особой экономической зоны, - производственные, складские, офисные помещения, а также инфраструктурные объекты.

Намерение стать резидентами  портовой особой экономической зоны уже представили 36 компаний. Из них 5 компаний - стратегические инвесторы, 17 компаний выразили желание стать резидентами зоны в области складской логистики, 6 – в области оказания сервисных услуг авиакомпаниям, 8 – в области производственной деятельности.

Ключевыми резидентами  портовой особой экономической зоны являются такие перевозчики грузов, как "AIRUnion", "Air Bridg Cargo", входящее в группу компаний "Волга-Днепр", компания "Lufthansa-Cargo", ОАО "Аэропорт Красноярск" и ОАО "Международный аэропорт Красноярск".

Суммарная величина общих  инвестиционных вложений в создание портовой особой экономической зоны в Красноярском крае составит около 25 млрд. рублей. Из них почти 13 % - средства федерального бюджета, более 15 % - краевого. Остальное - средства самих резидентов портовой особой экономической зоны – около 18 млрд. рублей [35].

В числе прогнозируемых результатов создания портовой особой экономической зоны в Красноярске - увеличение к 2020 году объёмов перевозимых грузов в 16 раз (с 50-ти до 798 тыс.тонн в год), создание около 9 тысяч новых рабочих мест. Объем совокупных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от деятельности резидентов ПОЭЗ с учетом всех предоставленных налоговых и таможенных преференций до 2020 года составит 35 млрд. руб.

Мультипликативный социально-экономический  эффект должен выразиться также в росте объемов строительства, производства машин и оборудования, нефтепродуктов и, по прогнозам, составить за 10 лет более 160 млрд. рублей, а дополнительные налоговые поступления в бюджетную систему представят сумму свыше 100 млрд. рублей.

Аэропорт «Емельяново» имеет ряд преимуществ: развитая инфраструктура, способная принимать воздушные суда всех типов; мощный топливо - заправочный комплекс (400 тысяч тонн топлива в год); авиационно-техническая база и грузовой терминал мощностью 85 тысяч тонн груза в год. Создание портовой особой экономической зоны на базе аэропорта «Емельяново» дополнит проект развития крупного стыковочного узла в Красноярском крае и позволит России включиться в борьбу за перераспределение грузопотока из Азии.

Учитывая стратегические преимущества транспортной составляющей и географического положения России и потенциал ее прибрежных территорий, создание портовых особых экономических зон (ПОЭЗ) ускорит интеграцию России в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах Российской Федерации.

Создание ПОЭЗ на территории Российской Федерации с учетом мирового опыта будет способствовать экономическому развитию как непосредственно портов (аэропортов), так и регионов Российской Федерации. Указанный эффект достигается посредством активизации внешнеторговой и инновационной деятельности, увеличения объемов экспорта, создания дополнительных рабочих мест, стимулирования развития конкурентоспособных видов наукоемких технологий и промышленного производства, дополнительного притока в страну прямых иностранных инвестиций, обеспечивающих технологический прорыв России на зарубежные рынки.

Что же касается ОЭЗ туристско-рекреационного типа, то в государственном регулировании туристического комплекса следует выделить два важных направления: создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) и повышение защиты прав и интересов туристов [11].

Особые экономические  зоны туристско-рекреационного типа создаются в целях [23]:

• стимулирования инвестиционной деятельности, направленной на сохранение, развитие эффективное использование курортно-рекреационных ресурсов на территории Российской Федерации;

• создания современной  курортной, туристической, транспортной, жилищно-коммунальной и других видов инфраструктуры на территории специальных экономических зон курортно-рекреационного типа;

• концентрации ресурсов для достижения целей развития курортно-рекреационного комплекса Российской Федерации.

Особенно важно создание зон такого типа для малого и среднего бизнеса, так как развитие туристско-рекреационной зоны связано с расширением сферы услуг, функционированием большого количества гостиниц, предприятий общественного питания и т. д.

Для достижения серьезных  результатов от туризма и дальнейшей диверсификации экономики Федеральным законом от 3 июня 2006 г. .№76-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон) в части создания и прекращения функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

ЮФО имеет большие  возможности для  реализации проектов ОЭЗ туристско-рекреационного типа и в настоящее время идет работа по благоустройству ОЭЗ в Краснодарском и Ставропольском крае.

Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Новая Анапа» создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О создании на территории Краснодарского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 03.02.2007 г. № 70, Соглашением между Правительством Российской Федерации, администрацией Краснодарского края и администрациями городов-курортов Анапа, Геленджик, Сочи, Туапсинского района Краснодарского края «О создании на территории Краснодарского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 02.03.2007 г. № 2779-ГГ/Ф7 сроком на 20 лет на территории Краснодарского края (далее – ТР ОЭЗ «Новая Анапа», ОЭЗ), расположена между Черным морем и двумя крупнейшими лиманами - Кизилташским и Бугазским - на территории городского округа Анапа, в районе станицы Благовещенская (Бугазская коса) на земельном участке площадью 882 га [35].

ОЭЗ «Новая Анапа» должна заполнить практически отсутствующее в Российской Федерации предложение высокобюджетного пляжного отдыха, включившись в конкуренцию за российских туристов с курортами северо–восточного Средиземноморья (Турция, Греция, Болгария Кипр, Хорватия, Сербия), сформировав туристический продукт высокого уровня, воспользовавшись территориальными преимуществами, отсутствием языковых и административных барьеров (получение виз) и обеспечив превосходную логистику.

Основными целями создания туристско-рекреационной особой экономической зоны в Краснодарском крае является:

  • увеличение доли туристского сектора и смежных отраслей в валовом региональном продукте региона и обеспечение за счет этого диверсификации региональной экономики;
  • улучшение здоровья и качества жизни населения за счет роста качества и доступности получения гражданами туристских и санаторно-курортных услуг;
  • стимулирование социально-экономического развития Краснодарского края;
  • сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей.

Для достижения поставленных целей в рамках создания ОЭЗ на территории Краснодарского края предстоит решить следующие задачи:

  • отработка механизма взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления по обеспечению развития ОЭЗ;
  • определение оптимальных границ участия государства в создании ОЭЗ;
  • отработка вопросов частно-государственного партнерства;
  • создание территориальных кластеров по направлениям специализации туристско-рекреационной зоны;
  • отработка механизмов государственной поддержки деятельности резидентов ОЭЗ;
  • отработка на примере ОЭЗ технологии предоставления государственных услуг в режиме «одного окна»;
  • определение критериев оценки эффективности работы ОЭЗ и участие в разработке методов повышения эффективности работы ОЭЗ.

Позиционирование  ТР ОЭЗ «Новая Анапа» предусматривает  реализацию идеи курорта для семейного пляжного отдыха, предлагающую возможности спокойного отдыха в разных форматах: пляжный отдых по системе «все включено», культурный отдых с детьми, бальнеология и СПА-терапия, таймшерные апартаменты, отдельно стоящие мини - отели, а также активный спортивный отдых: гольф, теннис, аквапарк, бассейны, парусный спорт, виндсерфинг.

Финансирование проекта  ОЭЗ реализуется по принципу частно-государственного партнёрства. В рамках развития проекта ОЭЗ «Новая Анапа» предполагается финансирование строительства и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры за счет государства и туристических объектов - за счёт частных инвестиций. Предполагаемый суммарный объем инвестиций составит не менее 1 591 млн. евро. В том числе, объем государственных инвестиций на создание необходимой инженерно - транспортной инфраструктуры составит на менее 412 млн. евро [34].

Развитие  частно-государственного партнерства  на этапе инвестирования средств в особой экономической зоне предполагаются в следующих сферах:

  • создание инженерной инфраструктуры;
  • создание инфо-коммуникационной инфраструктуры;
  • создание социальной инфраструктуры;
  • обеспечения жильем специалистов компаний-резидентов.

Резидентом считается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования город-курорт Анапа и заключившие с территориальным управлением РосОЭЗ по Краснодарскому краю соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. При этом резидент ОЭЗ имеет возможность получить под застройку подготовленный к освоению земельный участок с правом его последующего выкупа при условии строительства на нём объектов оказания туристско-рекреационных услуг. Потенциальными резидентами являются: ООО «Петра – Сочи», «Purchase Center China», ЗАО «Моспромстрой», ООО «Парус», ООО «Алые паруса», ООО Инвестиционно-строительная компания «Модус», ООО «Кубаньтелеком», ООО «Бизнес-центр «Содружество», ООО «СпецСтройКомплекс», ООО «Черноморский гольф», ООО «Туапсеросстрой», ООО «ВМК недвижимость» [35].

В целях создания благоприятных  условий для осуществления деятельности резидентов на территории ОЭЗ «Новая Анапа» осуществляется внедрение системы предоставления государственных услуг по принципу «одного окна». Резиденты будут решать вопросы, связанные с налоговыми, земельными, имущественными отношениями, строительством и эксплуатацией объектов, привлечением иностранной рабочей силы и другими направлениями деятельности в едином сервисном центре на территории ОЭЗ, что будет способствовать упрощению административных процедур и снижению издержек бизнеса. Реализация проекта по освоению ОЭЗ ТРТ «Новая Анапа» положит начало созданию многопрофильной всесезонной курортной зоны мирового уровня в Краснодарском крае.

В Ставропольском крае ОЭЗ  создана на основании Постановления  Правительства Российской Федерации  от 3 февраля 2007 г. № 71 «О создании на территории Ставропольского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» и Соглашения от 2 марта 2007 г. № 2763-ГГ/Ф7 «О создании на территории Ставропольского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа».

Особая экономическая  зона (далее ТР ОЭЗ) располагается  на территории Ставропольского края на горе Юца и ее окрестностях, на расстоянии 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды, имеет площадь 843 га [34].

ТР ОЭЗ создается  в целях создания современного бальнеологического курорта, улучшения сервиса, достижения большей гибкости в оздоровительных программах, формирования широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развития смежных видов туризма.

Туристско-рекреационный  потенциал ОЭЗ позволяет развивать  экологический, рекреационный, деловой, спортивный, познавательный и другие виды туризма.

Развитие ОЭЗ позволит: сформировать благоприятную среду для активного развития туристической отрасли; создать дополнительные рабочие места;привести к росту инвестиционной привлекательности Ставропольского края;повысить уровень сервиса в Кавказских Минеральных Водах; развить лечебно-оздоровительные технологии, расширить охват ими российских граждан, а также формировать более гибкое предложение данного типа услуг; улучшить состояние экономики Ставропольского края; обеспечить стабильный рост уровня и качества жизни населения Ставропольского края

На территории ОЭЗ планируется строительство следующих объектов: гостиничные комплексы международного класса на 17 тыс. мест размещения; – Всероссийский детский оздоровительный центр; клиника инновационного лечения; SPA-центры; спортивно-реабилитационный комплекс; спортивно-оздоровительный комплекс; горнолыжный комплекс; центр экстремального туризма; культурно-развлекательные объекты и прочие объекты сферы услуг.

Информация о работе Особенности функционирования особых экономических зон в России и за рубежом