Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 01:05, курсовая работа
Целью моей работы является выявление особенностей функционирования особых (свободных) экономических зон в России и за рубежом, а так же перспектива создания и развития особой экономической зоны на региональном уровне (на примере ЮФО).
Для достижения названной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
- обозначить цели создания СЭЗ;
- определить какие требования предъявляются к их размещению;
- выявить роль СЭЗ в развитии экономики разных стран;
- проанализировать зарубежный опыт в создании и функционировании особых экономических зон;
- исследовать нормативно-правовые основы государственного регулирования создания и функционирования особых экономических зон;
- рассмотреть особенности функционирования особых экономических зон в России;
- выявить роль государства и таможенных органов в развитии ОЭЗ;
- проанализировать развитие ОЭЗ в России, выявить основные проблемы и определить перспективы развития;
- исследовать воздействие финансового кризиса на функционирование ОЭЗ, выявить варианты развития ОЭЗ в период мирового кризиса;
- определить перспективы развития особых экономических зон в ЮФО.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Свободные экономические зоны и их роль в развитии
мирохозяйственных связей …….……………………………………...6
1.1. Сущность и цели создания свободных экономических зон,
их классификация……………………………………………………………6
1.2. Основные принципы функционирования свободных экономических зон….16
1.3. Роль свободных зон в развитии экономик стран……………………….....22
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России
и за рубежом…………………………………………………………...31
2.1. Мировой опыт в создании особых экономических зон ……….................31
2.2. Особенности функционирования
особых экономических зон в России …………………………………........47
2.3. Таможенное регулирование особых экономических зон…………....…54
Глава 3. Перспективы развития особых экономических зон России………...67
Заключение………………………………………………………………….…....79
Список использованной литературы………………....…….…………………..84
Строительство идет за счет федерального и областного бюджетов, что еще больше повышает привлекательность территории для частных инвесторов. Но и они в своей деятельности обязаны выполнить ряд условий. В ОЭЗ не будет места низко-технологичным и загрязняющим экологию производствам, не допускаются добыча и переработка полезных ископаемых, размещение объектов жилищного фонда, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). (рис 2).
Таким образом, ОЭЗ предъявит повышенные требования к экономическому и социальному потенциалу региона. Успех программы создания ОЭЗ в России напрямую зависит от того, в какой степени в локализованных особых зонах удастся создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной, – с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимально конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зонах наиболее благоприятным.
2.3 Таможенное регулирование особых экономических зон
Государственное регулирование на территории особой экономической зоны должно решать всего две задачи: максимально облегчить и упростить инвесторам ведение бизнеса и обеспечить соблюдение законности.
Основными органами государственного регулирования особых экономических зон являются (см. приложение Г):
• Министерство экономического развития и торговли РФ;
• Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (далее – Агентство по управлению особыми экономическими зонами или Агентство).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 116-ФЗ Минэкономразвития РФ является федеральным органом нормативно-правового регулирования в сфере создания и функционирования особых экономических зон. Главные задачи Минэкономразвития РФ в этой сфере определены в Законе как разработка единой государственной политики.
Минэкономразвития РФ осуществляет общую координацию деятельности других государственных органов в сфере регулирования особых экономических зон, принимает решения стратегического характера и осуществляет нормативно-правовое регулирование в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством. Непосредственно оперативное управление особыми экономическими зонами осуществляет другой орган, созданный при Минэкономразвития РФ специально для этих целей – Агентство по управлению особыми экономическими зонами [27].
Структурно Агентство по управлению особыми экономическими зонами состоит из центрального аппарата и его территориальных органов, которые должны будут образовываться в каждой особой экономической зоне. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Агентства и его территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Что же касается таможенного регулирования в ОЭЗ, то РосОЭЗ оперативно информирует ФТС России о подписании соглашения о создании ОЭЗ промышленно-производственного или технико-внедренческого типа и направляет в ФТС России следующую информацию [35]:
РосОЭЗ также информирует ФТС России обо всех изменениях в ранее направленных сведениях.
В целях подготовки проекта планировки территории ОЭЗ, определения мест размещения таможенных органов, проектирования, строительства и обустройства объектов таможенной инфраструктуры РосОЭЗ после представления в ФТС России вышеизложенной информации, запрашивает в ФТС России предложения:
ФТС России направляет информацию, представленную РосОЭЗ в региональное таможенное управление (РТУ), в регионе деятельности которого располагается соответствующая ОЭЗ, для подготовки и представления в ФТС России предложений:
РТУ представляет предложения с учетом этапов освоения территории ОЭЗ.
ФТС России с учетом предложений РТУ готовит и направляет в РосОЭЗ предложения по вопросам, касающихся подготовки проекта планировки территории ОЭЗ, определения мест размещения таможенных органов, проектирования, строительства и обустройства объектов таможенной инфраструктуры.
Для формирования перечня объектов таможенной инфраструктуры, необходимых для функционирования ОЭЗ, и определения предполагаемых сроков их строительства и перечня информационно – технических средств, необходимых для оснащения объектов таможенной инфраструктуры, РосОЭЗ направляет предложения ФТС России в территориальное управление РосОЭЗ (далее - ТУ РосОЭЗ) и открытое акционерное общество «Особые экономические зоны», привлекаемое в целях проектирования и строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 4 августа 2006 г. № 217 «О порядке привлечения органами управления особыми экономическими зонами акционерного общества, сто процентов акций которого принадлежат Российской Федерации, или управляющей компании для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости, расположенных в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории, и управлению этими и ранее созданными объектами» (далее – ОАО «ОЭЗ»).
Согласованный РосОЭЗ перечень объектов таможенной инфраструктуры с указанием их расположения на чертежах проекта планировки территории ОЭЗ, сроки их проектирования и строительства, а также перечень информационно-технических средств, необходимых для оснащения объектов таможенной инфраструктуры, направляются в ФТС России для согласования с сопроводительным письмом. При отсутствии замечаний ФТС России письмом в адрес РосОЭЗ сообщает о согласовании перечня объектов таможенной инфраструктуры.
ТУ РосОЭЗ с привлечением ОАО «ОЭЗ» или его дочернего акционерного общества разрабатывает технические задания на проектирование объектов таможенной инфраструктуры и технические задания на оснащение объектов таможенной инфраструктуры информационно-техническими средствами согласно утвержденным перечням.
ТУ РосОЭЗ направляет разработанные технические задания на проектирование объектов таможенной инфраструктуры и оснащение их информационно-техническими средствами (далее – технические задания) для их рассмотрения в РосОЭЗ, ФТС России и в РТУ, в регионе деятельности которого расположена ОЭЗ. РТУ совместно с таможней, в регионе деятельности которой расположена ОЭЗ, рассматривает представленные проекты технических заданий.
По итогам рассмотрения проектов технических заданий РТУ направляет в ФТС России предложения и замечания по представленным проектам технических заданий.
ФТС России согласовывает
технические задания либо в случае
наличия замечаний и
РосОЭЗ утверждает технические задания и направляет копии утвержденных технических заданий в ФТС России в течение 5 рабочих дней.
На основании утверждённых
в установленном порядке
РосОЭЗ по окончании строительства объектов таможенной инфраструктуры ОЭЗ и их оснащения информационно-техническими средствами обеспечивает включение представителя таможенного органа в состав комиссии по вводу объектов таможенной инфраструктуры в эксплуатацию.
ФТС России обеспечивает
участие представителя
В целях размещения на территории ОЭЗ таможенных органов и их структурных подразделений РосОЭЗ направляет в ФТС России следующие документы: копию свидетельства о государственной регистрации права собственности или копию договора аренды на помещения, предназначенные для размещения таможенного органа; проект договора безвозмездного пользования объектами таможенной инфраструктуры, предназначенными для использования таможенными органами, между правообладателем зданий, сооружений, помещений и таможенным органом; проект договора безвозмездного пользования информационно-техническими средствами и оргтехникой, необходимой для осуществления таможенным органом своих функций. ФТС России дает поручение РТУ об организации мероприятий по проверке готовности объектов таможенной инфраструктуры ОЭЗ, их технического оснащения и возможности заключения соответствующих договоров.
По итогам завершения мероприятий РТУ оперативно информирует ФТС России о готовности объектов таможенной инфраструктуры, возможности заключения соответствующих договоров и размещения таможенных органов (подразделений таможенных органов) на объектах таможенной инфраструктуры ОЭЗ.
ФТС России направляет письменное указание в таможенные органы, в регионе деятельности которых расположена ОЭЗ, о заключении указанных договоров и о начале осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых на (с) территорию(ии) ОЭЗ, в том числе в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны и информирует РосОЭЗ о принятом решении.
Если в ходе работ по проектированию, строительству, обустройству объектов таможенной инфраструктуры, расположенных на территории ОЭЗ, введению их в эксплуатацию и размещению таможенных органов выявлены обстоятельства, которые могут препятствовать созданию соответствующей установленным требованиям таможенной инфраструктуры, размещению таможенных органов на таких объектах и выполнению таможенными органами функций по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля на территории ОЭЗ, ФТС России или РосОЭЗ незамедлительно информирует другую сторону в письменной форме о возникновении таких обстоятельств и о необходимости их устранения.
Территория особой экономической зоны одновременно является зоной таможенного контроля. Таможенные органы осуществляют идентификацию товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны, в порядке, установленном Минэкономразвития РФ. В указанных целях таможенные органы вправе требовать документы, подтверждающие статус товаров при их ввозе на территорию особой экономической зоны и вывозе, а также использование на этой территории.
В соответствии со статьей 37 Закона № 116-ФЗ свободная таможенная зона – таможенный режим, при котором:
• иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
• российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу по таможенному режиму экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Товары могут находиться на территории особой экономической зоны в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны в течение всего срока существования особой экономической зоны, за исключением случаев, когда этот таможенный режим прекращается согласно положениям Закона № 116-ФЗ. Ввоз товаров на территорию особой экономической зоны и вывоз с ее территории осуществляются с разрешения таможенных органов.
Информация о работе Особенности функционирования особых экономических зон в России и за рубежом