Особая экономическая зона

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:25, реферат

Краткое описание

Создание особых экономических зон в различных формах является одним из путей обеспечения экономического роста страны.
Они играют значительную роль в мировой экономике и являются одним из самых эффективных способов интеграции в мировую экономику, привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, а так же освоения новейших технологий и инноваций.

Файлы: 1 файл

Особя экономич. зона.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

Создание особых экономических  зон в различных формах является одним из путей обеспечения экономического роста страны.

Они играют значительную роль в мировой экономике и являются одним из самых эффективных способов интеграции в мировую экономику, привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, а так же освоения новейших технологий и инноваций.

Развитие Калининградской  области на протяжении последних 20 лет нельзя назвать равномерным. Так же, как и остальной части  России, ей не удалось избежать кризиса 90-х годов. Являясь эксклавом, Калининградская область пережила социально-экономический спад еще более глубокий, чем другие регионы Российской Федерации.

Для компенсации положения  региона в 1991 году в Калининградской  области была первоначально создана Свободная экономическая зона «Янтарь». Соответствующее распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР было подписано 3 июня 1991 г. за номером 1356-1.

В 1996 году статус Особой экономической зоны был закреплен  федеральным законом от 22.01.1996 г. №13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области».

Создание особого экономического режима преследовало две основные цели:

1. Компенсация эксклавного  положения Калининградской области;

2. Создание условий  для устойчивого и динамичного  развития региона.

В тот период, когда  произошел распад Советского Союза, разрушались старые связи, а область  оказалась отрезанной от других регионов России, режим особой зоны позволил обеспечить социальную стабильность в  регионе.

Произошедшие в области, России в целом и в мире изменения диктовали необходимость приведения существовавшего режима особой экономической зоны в соответствие с реалиями. Результатом активной работы на региональном и федеральном уровне стал Федеральный закон  № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», подписанный Президентом Российской Федерации 10 января 2006 г. Этот закон вступил в действие 1 апреля 2006 года.

Вместе с тем, отдельные  положения Федерального закона № 13-ФЗ, касающиеся таможенных льгот, сохранили свое действие в отношении предприятий, осуществлявших внешнеэкономическую деятельность до 2006 года. Действие переходного периода предусматривалось до 1 апреля 2016 года.

В соответствии с логикой  нового закона в регионе создавалась новая структура экономики с увеличением капиталоемкости предприятий, созданием новых экспортоориентированных производств. При этом старые предприятия должны были в течение 10 лет переходного периода перестроить свою деятельность, подготовившись к отмене таможенных льгот.

Согласно закону Особая экономическая зона в Калининградской области - это территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности

Участником (резидентом) особой экономической  зоны признают юридических лиц или  индивидуальных предпринимателей, которые  в законодательно установленном  порядке включены в реестр резидентов свободных (специальных, особых) экономических зон на территории государства-члена таможенного союза.

Таким образом, резидент особой экономической  зоны  — это индивидуальный предприниматель  или коммерческая организация, за исключением  унитарного предприятия, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных законом.

Резиденты обязаны в своих экономических  действиях придерживаться законов  данной страны, платить налоги в  соответствии с законами и нормами  этого государства.

Закон № 16-ФЗ предполагает следующие льготы для резидентов Особой экономической зоны:

- установление льготных ставок налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Калининградской области;

- освобождение от налога на имущество, в части поступающих в областной бюджет платежей, предприятий, являющихся резидентами локальных СЭЗ;

Кроме того,

- от таможенных пошлин освобождаются товары, ввозимые на территорию ОЭЗ из-за рубежа для внутреннего потребления, за исключением:

1) подакцизных товаров;

2) товаров, запрещенных  в соответствии с законодательством  Российской Федерации для ввоза  на таможенную территорию Российской Федерации;

3) товаров в соответствии  с перечнем, утверждаемым Правительством  Российской Федерации по предложению  Правительства Калининградской  области;

- вводится упрощенный  порядок оформления въездной  визы для посещения Калининградской области для потенциальных инвесторов.

Требования к резидентам  ОЭЗ:

- реализация проектов  на территории Калининградской  области;

- осуществление инвестиций  в форме капитальных вложений;

-объем капитальных  вложений в соответствии с  представленным инвестиционным проектом ( не менее чем 150млн.руб. в срок, не превышающий 3 лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ)

Льготы режима Особой экономической зоны не могут быть распространены на проекты, реализующиеся  в следующих сферах: 

а) добыча нефти, природного газа, оказание услуг  этих областях;

б) производство подакцизных  товаров (этилового спирта, алкогольной  продукции, производство табачных изделий  и других)

в) оптовая и розничная  торговля;

г) ремонт бытовых изделий  и предметов личного пользования;

д) финансовая деятельность

Благодаря, прежде всего, действию режима Особой экономической  зоны, особенности социально-экономического развития Калининградской области  за последние несколько лет отмечены опережающими по сравнению с остальными регионами Северо-Западного федерального округа Российской Федерации темпами роста индекса промышленного производства за счет обрабатывающих отраслей промышленности, динамичным ростом жилищного строительства, денежных доходов населения, оборота розничной торговли.

Можно отметить определенные позитивные результаты деятельности ОЭЗ.

Так, за 1999—2003 гг. инвестиции в основной капитал в Калининградской области выросли на 406% (в Российской Федерации — на 154%), а объем промышленного производства увеличился на 195% (в Российской Федерации — на 137%). В условиях отмены ввозных таможенных пошлин увеличился ввоз в область комплектующих изделий и технологического оборудования, что позволило организовать ряд импортозамещающих производств. В области выросли новые отрасли — автомобильная (из импортных комплектующих собираются автомобили «КИА», «БМВ», «Хаммер») и мебельная (продукция, которой стала конкурентоспособной и на внутреннем, и на внешнем рынках), сборочные производства бытовых приборов и электроники, холодильного оборудования, видеокассет, картриджей для бытовых фильтров для очистки воды. Сформировался значительный сектор малого предпринимательства, существенно возросла роль сферы услуг, повысилась роль области в обслуживании внешнеторговых связей России. Одновременно в Особой экономической зоне сохраняются зависимость от бюджетных дотаций центра, высокие базовые ставки, введенные управлением литовских железных дорог на перевозки товаров из (в) Калининградской области транзитом через Литву, низкий объем иностранных инвестиций на душу населения (42-е место среди российских регионов в 2002 г.), огромный торговый дефицит, на финансирование которого тратится более 4% актива платежного баланса России, рост теневой экономики.

Функционирование Особой экономической зоны в Калининградской области, совершенствование местной законодательной базы способствуют созданию позитивного инвестиционного климата.

За 2004 год в области зарегистрировано 2189 предприятий с иностранным капиталом, филиалов и представительств иностранных фирм. Общая сумма вкладов иностранных инвесторов в уставные капиталы составила 2,1 млрд. руб. В создании предприятий приняли участие инвесторы более чем из 70 стран. Наибольшее количество предприятий создано с участием партнеров из Литвы - 603, Польши - 568, Германии - 358. Значительно представлены также предпринимательские структуры Латвии (136), Белоруссии (79), Китая (35) .

Доля предприятий с  участием иностранного капитала в общем  объеме производства составляет порядка 10%. Созданы предприятия по производству целлюлозы, сжижения газов, мебели, автозапчастей, продуктов питания и других товаров.

 Важным фактором  повышения инвестиционной деятельности  выступает усиление влияния федерального  Центра в регионе, а также  готовность центральных органов  государственной власти вкладывать финансовые ресурсы в экономику области.

Так, Федеральной целевой  программой развития Калининградской области на период до 2010 г., которая является одним из важнейших механизмов реализации федеральной политики государства в отношении региона, намечено реализовать 149 инвестиционных проектов и некоммерческих мероприятий. Финансирование Программы предусматривается в объеме более 93 млрд. руб.

Стратегическими инвесторами  в регионе были и остаются такие  крупнейшие российские компании, как «ЛУКОЙЛ», РАО "ЕЭС", ОАО "Газпром», которые ориентированы на развитие инфраструктуры и систем жизнеобеспечения региона. Они активно участвуют в инвестировании таких крупных объектов как строительство ТЭЦ-2, систем развития газовых магистралей области, освоение месторождения нефти на шельфе Балтийского моря.

Несмотря на кризисные  явления 2009 года по многим показателям область по итогам 2005-2009 годов добилась значительных успехов.

В период 2005-2009 годы рост инвестиций в сопоставимых ценах составил 31,4%, в стоимостном выражении увеличение инвестиций составило 1,8 раза.

Федеративный закон  «Об Особой экономической зоне в  Калининградской области» подписан Президентом РФ 22 января 1996 года придал стабильность зональному статусу (в том числе статусу свободной таможенной зоны) и конкретизировал условия организации в области сборочных производств на основе импортных комплектующих. Был предусмотрен механизм защиты регионального рынка - квотирование беспошлинного импорта, которое создало и предпосылки финансирования региональных проектов с использованием средств, получаемых от аукционов.  
Но, даже активное квотирование импорта товаров, аналоги которых производятся в области, уже мало могло помочь тем предприятиям и отраслям, которые не выдержали предшествовавшей конкуренции беспошлинного импорта.

 
Привлечение инвестиций в особую зону носит договорный характер, согласно Закону. Администрация ОЭЗ, функции  которой выполняет администрация  области, рассматривает заявления  российских и иностранных инвесторов о реализации зональных инвестиционных проектов и заключает с ними соответствующие договоры. Администрация вправе проводить торги, передавать в пользование на условиях договора аренды (без права выкупа) иностранным предпринимателям имущество, находящееся в собственности Калининградской области как субъекта РФ. Российским и иностранным инвесторам предоставляются в ОЭЗ налоговые льготы в соответствии с налоговым законодательством РФ и Калининградской области. Международные договоры РФ, затрагивающие вопросы региона, должны заключаться по согласованию с органами его государственной власти. Эти договоры не должны противоречить законодательству и международным договорам РФ и не могут рассматриваться как международные договоры РФ.  
Закон об ОЭЗ в Калининградской области реализуется нелегко, но есть и позитивные сдвиги. Они, в основном, связаны с более быстрым развитием трансформационных процессов в регионе. Эти сдвиги заключаются в росте рыночной инфраструктуры, возникновении на территории области большого числа совместных и иностранных предприятий, увеличении экспорта, активной подготовке и переподготовке кадров. Соседство с зарубежными странами позволяет быстрее перенимать положительный опыт решения проблем перехода к рынку, учитывать возможные негативные последствия тех или иных решений. Калининградская область относится к числу регионов, где рыночные реформы идут наиболее активно, хотя многие проблемы в регионе даже более остры, чем в целом в России, достигнутые результаты и предпосылки дальнейшего развития здесь более значительны.  
Серьёзным недостатком является то, что Закон об ОЭЗ не является законом прямого действия, и конкретные предложения, вытекающие из него, требуется согласовывать дополнительно. Закон об ОЭЗ должен согласовываться со всеми другими законами РФ. Нет пока и общего закона о свободных экономических зонах.


Информация о работе Особая экономическая зона