Особые экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:53, контрольная работа

Краткое описание

На сегодняшний день особые экономические зоны стали неотъемлемой частью международных экономических отношений. Они существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. ОЭЗ функционируют как в промышленно развитых странах и новых индустриальных странах (НИС), так и в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Развитие специальных зон на планете происходит весьма неравномерно. С набольшим динамизмом становление ОЭЗ происходит в бурно развивающихся странах.
Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны представляют, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Файлы: 1 файл

региональная экономика.doc

— 51.00 Кб (Скачать)


Введение

На сегодняшний день особые экономические зоны стали неотъемлемой частью международных экономических отношений. Они существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. ОЭЗ функционируют как в промышленно развитых странах и новых индустриальных странах (НИС), так и в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Развитие специальных зон на планете происходит весьма неравномерно. С набольшим динамизмом становление ОЭЗ происходит в бурно развивающихся странах.

              Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны представляют, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

 

Сущность и основные цели ОЭЗ

Особая экономическая зона (Free economic area) ограниченная территория с льготными экономическими условиями для  национальных и иностранных предпринимателей. Особая экономическая зона обладает особым юридически статусом по отношению к остальной территории. Особые экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Под особой экономической зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам и не подвергающиеся обычному таможенному контролю. Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяется в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в ОЭЗ из-за границы, не декларируются как ввоз на территория принимающей страны. В то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. Поэтому такие зоны следует называть не свободными, а специальными экономическими зонами.

Создание и становление ОЭЗ направлено на либерализацию и активную внешнеэкономическую деятельность. Экономика таких зон имеет высокую степень открытости мировому рынку, а таможенный и налоговый режимы благоприятны для национальных и зарубежных инвестиций.

Создание особых экономических зон связано с тремя основными задачами:

-стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;

-ростом занятости;

-превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Выделяют следующие цели, которые может преследовать страна, создающая на своей территории особую экономическую зону:

Во-первых, главной целью создания ОЭЗ является более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения труда. Речь идет об увеличении выпуска конкурентоспособной продукции на экспорт и обеспечение таким путем роста их валютных поступлений.

Во-вторых, ОЭЗ нужны также для насыщения внутреннего рынка, заинтересованной страны, высококачественной продукцией, в первую очередь импортозаменяющими товарами.

В-третьих, организация ОЭЗ предусматривает более глубокое включение в МРТ не только по производственной линии, но и в области туризма, культуры и санаторно-курортной сферы, что также ведет к увеличению валютных поступлений.

В-четвертых, ОЭЗ призваны обеспечить ускоренное внедрение в производство отечественных и иностранных научно-технических разработок с дальнейшим использованием их результатов во всей национальной экономике страны.

В-пятых, одной из целей создания особых экономических зон для развивающихся стран является обучение и подготовка квалифицированных рабочий, инженеров, хозяйственных и управленческих кадров.

В-шестых. Важная цель организации ОЭЗ – стимулирование экономического развития какой-либо территории или конкретной отрасли производства.

Наконец, в-седьмых, в отдельных странах ОЭЗ рассматриваются как региональный метод модернизации экономики в условиях ее перехода от административных принципов функционирования к рыночным.

2. История развития ОЭЗ в России

ОЭЗ использовались еще правительством Российской империи для освоения Северного Причерноморья в ХIХ веке, а одним из самых известных «особых портов» была Одесса.

Первые ОЭЗ как таковые на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов, то есть еще в эпоху Советского Союза. Основной целью их создания была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путем создания совместных предприятий.

ОЭЗ рассматривались в то время как способ стимулирования межгосударственных экономических отношений СССР.

К сожалению, сама идея ОЭЗ с трудом укладывалась в русло тогдашних экономических представлений. Поэтому советская концепция «зон совместного предпринимательства» изначально была половинчатой и в конце концов так и осталась нереализованной. Они не представляли большого интереса ни для потенциальных иностранных инвесторов (из-за ограниченности возможностей освоения российского рынка через механизмы этих зон), ни для российских предприятий (из-за отсутствия стимулов для образования особого предпринимательства в этих зонах и возможностей реализации эффективных проектов).

Второй этап развития особых экономических зон наступил уже в 1990-х годах. После принятия парламентом и правительством решений о создании зон особого предпринимательства в стране появилось 19 экстерриториальных экономических образований, в дальнейшем к ним прибавилось еще несколько.

Процесс образования особых экономических зон в начале 90-х годов характеризовался следующими чертами:

-отсутствием четкого понимания реальных целей и задач ОЭЗ;

-огромностью отводимых территорий для ОЭЗ: на долю формально созданных «особых зон» приходилось более одной трети территории России;

-массовый раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием их интересов в Правительстве РФ;

- стремлением местных властей к суверенитету через создание ОЭЗ.

Вступивший в силу в сентябре 1991 года Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования. По этому закону особые экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. Устанавливаются льготы: для предприятий с вкладом иностранных инвесторов до 75 млн руб регистрация производится непосредственно в ОЭЗ; налогообложение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской Федерации для иностранных инвесторов; понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды (вне ОЭЗ этот срок – до 50 лет); понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров и др.; валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью оставляется в их распоряжении.

Коренные экономические реформы, начатые в 1992 году, и либерализация всей хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского правительства к проблеме организации ОЭЗ в России. В Правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон – разновидностей особых таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

Стала заметной тенденция закрытия ранее созданных особых экономических зон. В печати, в высказываниях официальных лиц появились мнения о малой перспективности ОЭЗ в России, о необходимости развития всей экономики в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных частей. Подобные точки зрения подкреплялись следующими аргументами:

-опасениями, что будет образовано слишком большое число различных ОЭЗ;

-особые экономические зоны – это «черные дыры» российской экономики по утечке ресурсов страны, концентрации криминогенных элементов и других негативных явлений;

-уменьшением управляемости ОЭЗ со стороны центральных властей, их чрезмерной самостоятельностью и формированием новых региональных элит.

Несмотря на сдерживание процессов развития ОЭЗ сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администраций и управленческих структур таких особых экономических зон, как «Находка», «Янтарь» (Калининградская обл.), способствовали тому, что правительство предоставляло им льготы, кредиты и т.п. В ноября 1995 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Этот закон определил правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для интересов Российской Федерации. Закон, которым было определено, что территория оны распространяется на всю Калининградскую область за исключением объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение, а также объектов нефтегазовых отраслей на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Усилилась тенденция по созданию «налоговых убежищ». В результате в России возникли специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон – зона экономического благоприятствования «Ингушетия» просуществовала до июля 1997 года.

К концу 90-х годов ОЭЗ в России по-прежнему находились как бы на полулегальном положении.

Несмотря на некоторые неблагоприятные условия, все же существовали перспективные ОЭЗ. К числу таких примеров можно отнести ОЭЗ «Находка». На территории ОЭЗ «Находка» было зарегистрировано 3,3 тыс. Предприятий. Из них более 2 тыс. Принадлежит частным лицам. В середине 90-х годов в зоне работало 386 предприятий с иностранными инвестициями, при этом 224 предприятия со 100% иностранных инвестиций. Объем экспортной продукции СЭЗ в 1995 году составил 42,3 млн долл, в 3 раза превысив импорт.

 



Информация о работе Особые экономические зоны