Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:53, контрольная работа
На сегодняшний день особые экономические зоны стали неотъемлемой частью международных экономических отношений. Они существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. ОЭЗ функционируют как в промышленно развитых странах и новых индустриальных странах (НИС), так и в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Развитие специальных зон на планете происходит весьма неравномерно. С набольшим динамизмом становление ОЭЗ происходит в бурно развивающихся странах.
Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны представляют, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
Введение
На сегодняшний день особые экономические зоны стали неотъемлемой частью международных экономических отношений. Они существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. ОЭЗ функционируют как в промышленно развитых странах и новых индустриальных странах (НИС), так и в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Развитие специальных зон на планете происходит весьма неравномерно. С набольшим динамизмом становление ОЭЗ происходит в бурно развивающихся странах.
Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны представляют, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
Сущность и основные цели ОЭЗ
Особая экономическая зона (Free economic area) ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Особая экономическая зона обладает особым юридически статусом по отношению к остальной территории. Особые экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
Под особой экономической зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам и не подвергающиеся обычному таможенному контролю. Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяется в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в ОЭЗ из-за границы, не декларируются как ввоз на территория принимающей страны. В то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. Поэтому такие зоны следует называть не свободными, а специальными экономическими зонами.
Создание и становление ОЭЗ направлено на либерализацию и активную внешнеэкономическую деятельность. Экономика таких зон имеет высокую степень открытости мировому рынку, а таможенный и налоговый режимы благоприятны для национальных и зарубежных инвестиций.
Создание особых экономических зон связано с тремя основными задачами:
-стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;
-ростом занятости;
-превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.
Выделяют следующие цели, которые может преследовать страна, создающая на своей территории особую экономическую зону:
Во-первых, главной целью создания ОЭЗ является более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения труда. Речь идет об увеличении выпуска конкурентоспособной продукции на экспорт и обеспечение таким путем роста их валютных поступлений.
Во-вторых, ОЭЗ нужны также для насыщения внутреннего рынка, заинтересованной страны, высококачественной продукцией, в первую очередь импортозаменяющими товарами.
В-третьих, организация ОЭЗ предусматривает более глубокое включение в МРТ не только по производственной линии, но и в области туризма, культуры и санаторно-курортной сферы, что также ведет к увеличению валютных поступлений.
В-четвертых, ОЭЗ призваны обеспечить ускоренное внедрение в производство отечественных и иностранных научно-технических разработок с дальнейшим использованием их результатов во всей национальной экономике страны.
В-пятых, одной из целей создания особых экономических зон для развивающихся стран является обучение и подготовка квалифицированных рабочий, инженеров, хозяйственных и управленческих кадров.
В-шестых. Важная цель организации ОЭЗ – стимулирование экономического развития какой-либо территории или конкретной отрасли производства.
Наконец, в-седьмых, в отдельных странах ОЭЗ рассматриваются как региональный метод модернизации экономики в условиях ее перехода от административных принципов функционирования к рыночным.
2. История развития ОЭЗ в России
ОЭЗ использовались еще правительством Российской империи для освоения Северного Причерноморья в ХIХ веке, а одним из самых известных «особых портов» была Одесса.
Первые ОЭЗ как таковые на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов, то есть еще в эпоху Советского Союза. Основной целью их создания была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путем создания совместных предприятий.
ОЭЗ рассматривались в то время как способ стимулирования межгосударственных экономических отношений СССР.
К сожалению, сама идея ОЭЗ с трудом укладывалась в русло тогдашних экономических представлений. Поэтому советская концепция «зон совместного предпринимательства» изначально была половинчатой и в конце концов так и осталась нереализованной. Они не представляли большого интереса ни для потенциальных иностранных инвесторов (из-за ограниченности возможностей освоения российского рынка через механизмы этих зон), ни для российских предприятий (из-за отсутствия стимулов для образования особого предпринимательства в этих зонах и возможностей реализации эффективных проектов).
Второй этап развития особых экономических зон наступил уже в 1990-х годах. После принятия парламентом и правительством решений о создании зон особого предпринимательства в стране появилось 19 экстерриториальных экономических образований, в дальнейшем к ним прибавилось еще несколько.
Процесс образования особых экономических зон в начале 90-х годов характеризовался следующими чертами:
-отсутствием четкого понимания реальных целей и задач ОЭЗ;
-огромностью отводимых территорий для ОЭЗ: на долю формально созданных «особых зон» приходилось более одной трети территории России;
-массовый раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием их интересов в Правительстве РФ;
- стремлением местных властей к суверенитету через создание ОЭЗ.
Вступивший в силу в сентябре 1991 года Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования. По этому закону особые экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. Устанавливаются льготы: для предприятий с вкладом иностранных инвесторов до 75 млн руб регистрация производится непосредственно в ОЭЗ; налогообложение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской Федерации для иностранных инвесторов; понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды (вне ОЭЗ этот срок – до 50 лет); понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров и др.; валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью оставляется в их распоряжении.
Коренные экономические реформы, начатые в 1992 году, и либерализация всей хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского правительства к проблеме организации ОЭЗ в России. В Правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон – разновидностей особых таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.
Стала заметной тенденция закрытия ранее созданных особых экономических зон. В печати, в высказываниях официальных лиц появились мнения о малой перспективности ОЭЗ в России, о необходимости развития всей экономики в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных частей. Подобные точки зрения подкреплялись следующими аргументами:
-опасениями, что будет образовано слишком большое число различных ОЭЗ;
-особые экономические зоны – это «черные дыры» российской экономики по утечке ресурсов страны, концентрации криминогенных элементов и других негативных явлений;
-уменьшением управляемости ОЭЗ со стороны центральных властей, их чрезмерной самостоятельностью и формированием новых региональных элит.
Несмотря на сдерживание процессов развития ОЭЗ сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администраций и управленческих структур таких особых экономических зон, как «Находка», «Янтарь» (Калининградская обл.), способствовали тому, что правительство предоставляло им льготы, кредиты и т.п. В ноября 1995 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Этот закон определил правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для интересов Российской Федерации. Закон, которым было определено, что территория оны распространяется на всю Калининградскую область за исключением объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение, а также объектов нефтегазовых отраслей на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Усилилась тенденция по созданию «налоговых убежищ». В результате в России возникли специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон – зона экономического благоприятствования «Ингушетия» просуществовала до июля 1997 года.
К концу 90-х годов ОЭЗ в России по-прежнему находились как бы на полулегальном положении.
Несмотря на некоторые неблагоприятные условия, все же существовали перспективные ОЭЗ. К числу таких примеров можно отнести ОЭЗ «Находка». На территории ОЭЗ «Находка» было зарегистрировано 3,3 тыс. Предприятий. Из них более 2 тыс. Принадлежит частным лицам. В середине 90-х годов в зоне работало 386 предприятий с иностранными инвестициями, при этом 224 предприятия со 100% иностранных инвестиций. Объем экспортной продукции СЭЗ в 1995 году составил 42,3 млн долл, в 3 раза превысив импорт.