Народно-хозяйственный комплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:12, реферат

Краткое описание

Составные элементы народно-хозяйственного комплекса. Понятие и признаки предприятия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. Порядок создания и ликвидации предприятий. Предприятие в условиях рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

Лекции по экономике предприятия.doc

— 819.50 Кб (Скачать)

Условия для успешного реинжиниринга — четкое определение мотивов для осуществления реинжиниринга и вера руководства компании в то, что без него не обойтись; жесткое и грамотное руководство, умение руководителя убедить людей в необходимости реинжиниринга и готовность противостоять сопротивлению работников прежней . компании; участие в разработке проекта и его внедрении лучших работников, имеющих необходимые знания, способности и полномочия; четкое распределение между участниками проекта ролей, обязанностей и ответственности; понимание руководителями и работниками новых задач и путей достижения поставленных целей; строго целевое финансирование проекта реинжиниринга, не связанное с текущими финансовыми расходами компании; сосредоточение реинжиниринга и соответствующих ресурсов на наиболее важных целях; построение и использование новых информационных систем и технологий: выполнение экспертами и консультантами поддерживающей, но не управляющей роли; готовность руководства идти на риск.


ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

В классическом энциклопедическом контексте инвестиции характеризуются как долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за рубежом.

С точки зрения финансовых параметров (или с позиций финансиста, бухгалтера) инвестиции могут быть представлены как любые виды активов, вкладываемых в производственно-хозяйственную деятельность с целью последующего извлечения дохода, выгоды.

С точки же зрения экономической (а значит, с позиций оценки экономической целесообразности использования ресурсов а виде основного и оборотного капитала) инвестиции рассматривают как расходы на создание (приобретение), расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также на вызванные этим изменения размеров и состава оборотного капитала.

С точки зрения экономической теории инвестиции — это передача собственности или права на собственность, поскольку никакого увел имения или расширения материального богатства при этом не происходит.

В экономике предприятия инвестиции рассматриваются только как инвестиции в основные средства.

Чаще всего в более широком толковании инвестициями считаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности.

Инвестиции на уровне предприятия чаще всего рассматриваются как расходы, связанные с капиталообразованием, т.е. с созданием капитальных материальных богатств или расширением физического капитала (а отличие от капитала денежного). Такое различие подчеркивает, что реальное богатство общества создано именно в сфере материального производства и возникает в результате накопления и расширения капитала физически, а не капитала ссудного или финансового. Это, однако, не означает уменьшения роли и значения денежного капитала в процессе производства и обращения, но для того чтобы этот процесс обращения мог возникнуть, необходимо прежде всего обладать материальными благами, которые создаются в процессе производства, будь то натуральное хозяйство или современное индустриальное общество.

Источники инвестиций на предприятии делятся на собственные и заемные.

К собственным источникам инвестиций относятся:

1)  собственные финансовые средства, формирующиеся в результате начисления амортизации на действующий основной капитал, отчислений от прибыли на нужды инвестирования, сумм, выплаченных страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных и других бедствий;

2)  иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность в виде патентов, программных продуктов, торговых марок);

3)  привлеченные средства в результате выпуска предприятием акций и их продажи;

4)  средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозвратной основе;

5)  благотворительные и другие аналогичные взносы. К внешним источникам инвестиций относятся:

1)  ассигнования из республиканского, региональных и местных бюджетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;

2)  иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного материального и нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий (организаций) различных форм собственности и частных лиц;

3)  различные формы заемных средств, в т.ч. кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе, кредиты банков и других институциональных инвесторов, других предприятий, векселя и иные средства.


ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инвестиционная деятельность предприятия

представляет собой вложение инвестиции, т.е. инвестирование и совокупность практических действий по реализации инвестиций. При этом инвестирование в создание и воспроизводство ОФ осуществляется в форме капитальных вложений: затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий.

Субъектами инвестиционной деятельности могут быть:

1)  инвестор, осуществляющий, вложение собственных, заемных и (или) привлеченных средств в форме инвестиций. В качестве инвесторов могут выступать физические и юридические лица; создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц; государственные органы;

2)  заказчиками — инвесторы, а также физические и юридические лица, уполномоченные на то инвесторами, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними;

3)  подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемому с заказчиками;

4)  пользователи объектов инвестиционной деятельности — инвесторы, а также другие физические и юридические лица, в т.ч. иностранные, государственные органы и органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются объекты инвестиционной деятельности. Объекты вложения инвестиций различаются в зависимости от масштаба, сферы вложения, характера и содержания инвестиционного цикла, доли участия государства, эффекта использования. Объектами инвестиционной политики в РК являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды во всех отраслях народного хозяйства РК, ценные бумаги, целевые денежные вклады.

Для достижения более высокой эффективности вложений руководство предприятия обязано учитывать базовые принципы инвестирования.

Принцип предельной эффективности инвестирования. Предприятие будет продолжать свою деятельность, если при достигнутом уровне производства его доход будет превышать издержки производства, и оно прекратит производство, если полученный суммарный доход от продажи товара не превысит издержек производства.

Принцип «замазки». Инвестирование подобно работе с замазкой; свобода принятия решений сменяется все большей несвободой в ходе их реализации. Предприятие свободно принимать решение о том, какой станок покупать, арендовать его или производить самому, какую сумму кредита брать под эту операцию, на какой срок и под какие проценты. Но когда вы совершили все эти операции, то назад вернуться уже сложно. Принцип адаптационных издержек. Адаптационные издержки — это все издержки, связанные . с адаптацией к новой инвестиционной среде. Потеря времени рассматривается как потеря дохода. Любая адаптация имеет свои издержки. Платой за адаптацию является резкое снижение текущей доходности. Поэтому адаптационные издержки необходимо включить в расчет цены, по которой предприятие будет продавать новую продукцию.

Принцип мультипликатора (множителя). Мультипликатор выражает реально существующую зависимость между отраслями, характеризует эти связи количественно. Мультипликатор дает возможность заранее знать время и экономическую силу конкретного воздействия, выгодно использовать эту информацию: прекратить невыгодное инвестирование и заняться новым бизнесом 'заблаговременно, опережая конъюнктуру.


АРЕНДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аренда — это основанный на договоре имущественный наем, предполагающий срочное возмездное владение и пользование или временное пользование имуществом путем передачи его арендодателем арендатору за плату. В аренду может сдаваться как движимое, так и недвижимое имущество. Согласно законодательству в случае аренды недвижимости договор подлежит государственной регистрации.

В зависимости от объекта договора и его особенностей различают следующие виды аренды:

1)  по объекту договора: аренда оборудования, аренда транспортных средств, аренда зданий и сооружений, аренда предприятий, аренда земельных участков и других обособленных природных объектов;

2)  в зависимости от вида договора: договор аренды, договор проката и договор финансовой аренды (лизинг);

3)  в зависимости от изменения права собственности: аренда без выкупа имущества и аренда с выкупом имущества,

4)  в зависимости от срока договора: аренда с ограниченным сроком и аренда на неограниченный срок;

5)  в зависимости от длительности периода договора: долгосрочная аренда (5-10 лет), среднесрочная аренда (1-5 лет), краткосрочная аренда (до 1 года).

Лизинг — это сделка, при которой 1 сторона (лизингодатель) по поручению (спецификации) другой стороны (предприятия) вступает в соглашение о поставке с третьей стороной (производителем), по условиям которого лизингодатель приобретает машины, средства производства или другое оборудование на условиях, одобренных лизингополучателем (предприятием), поскольку они затрагивают его интересы, и вступает в соглашение (лизинговый контракт) с лизингополучателем, предоставляя последнему право использовать оборудование в обмен на уплату лизинговых платежей. К основным видам лизинга относятся: 1) финансовый лизинг — вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в соб- ственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование;

2)  возвратный лизинг — разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель;

3)  оперативный лизинг — вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату; Франчайзинг — это способ взаимодействия

малого и крупного бизнеса, при котором крупное предприятие (франчайзер) на основании договора предоставляет право мелкому предприятию (франчайзи) использовать его товарный знак, фирменные технологии и отработанную систему ведения бизнеса за установленное вознаграждение.

Товарный франчайзинг — франчайзи осуществляет продажу товаров, производимых франчайзером, под его товарным знаком и по сути является составным элементом контролируемой франчайзером системы сбыта.

Производственный франчайзинг — франчайзи производит продукцию под торговой маркой франчайзера, используя для этого запатентованную им технологию и поставляемые франчайзером сырье и материалы.

Сервисный франчайзинг распространен в сфере услуг: франчайзи получает право осуществлять определенный вид деятельности под торговой маркой франчайзера.

Франчайзинг бизнес-формата предусматривает передачу франчайзи технологии организации и ведения бизнеса. Он полностью идентифицируется с франчайзером и становится элементом общей коммерческой системы. При этом франчайзер может быть предприятием-производителем, оптовым или розничным торговцем или оказывать услуги.


СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Внешнеэкономическая деятельность предприятия включает в себя:

1) внешнюю торговлю (товары, услуги, интеллектуальную собственность, информацию); 2) международное инвестиционное сотрудничество (инвестиции, кредитование, акции, обращаемые облигации, авторские права);

3)  международное перемещение трудовых ресурсов (иностранные работники, специалисты);

4)  международное производственное сотрудничество (передачу лицензий на использование прав, продажу комплектующих, передачу технологических линий, совместное проведение НИОКР, подрядную кооперацию, создание совместных предприятий);

5)  валютные и финансово-кредитные операции (казначейские векселя, депозитные сертификаты, иностранные банковские кредиты, государственное кредитование и приобретение прав собственности).

Во внешнеторговой деятельности существуют четыре вида внешнеторговых операций:

1)  экспортная операция — продажа иностранному партнеру товара с вы возом его за границу. К экспортным операциям относится и продажа зарубежному партнеру технической документации;

2)  реэкспортная операция — вывоз за границу ранее импортированного в страну товара без какой-либо дополнительной доработки. Транспортировка товаров транзитом через страну не является реэкспортом;

3)  импортная операция —- приобретение у иностранного партнера товара и реализация его на внутреннем рынке страны:

4)  реимпортная операция — ввоз в страну ранее экспортированного и не подвергшегося за границей переработке товара (в реимпорт не засчитываются товары временного ввоза — на выставки, ярмарки и т.д.).

Формы международной кооперации.

Лицензионное производство предполагает передачу зарубежному производителю права использовать ноу-хау на продукт и производить этот продукт на условиях оплаты определенного лицензионного сбора или лицензионного вознаграждения.

Информация о работе Народно-хозяйственный комплекс