Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:12, реферат
Составные элементы народно-хозяйственного комплекса. Понятие и признаки предприятия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. Порядок создания и ликвидации предприятий. Предприятие в условиях рыночной экономики.
3) система совершенствования и развития принципов TQM — предполагает адаптацию научных подходов, экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации, структуры, принципов управления качеством продукции к конкретным требованиям и условиям рынка. Концепция TQM позволяет представить широкое
понимание качества. Она включает: осязаемые и неосязаемые ощущения покупателя, непрерывное совершенствование качества процессов (люди, машины, материалы, методы, окружающая среда) и формулирование критериев качества предприятия (координация, оргструктура, поддержка, экономический успех, защита окружающей среды, имидж, престиж).
Эффективность TQM зависит от трех ключевых условий: высшее должностное лицо на предприятии энергично выступает за повышение качества; инвестиции осуществляются не в оборудование, а в людей; организационные структуры преобразуются или создаются специально под TQM.
Система TQM основывается на использовании определенных методов. К ним относятся:
1) методы обеспечения качества — инженерно-математические методы, используемые для анализа, планирования и регулирования процессов на всех стадиях жизненного цикла продукции;
2) методы стимулирования — включают как обычные методы мотивации, так и специально разработанные методы для улучшения качества:
3) методы контроля качества — методы оценки качества продукции, например через анализ экономических показателей, проверку документации, как на продукцию, так и на систему качества, и контроль качества продукции.
ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Различают следующие факторы конкурентоспособности предприятия:
1) внешние факторы конкурентоспособности предприятия:
а) политические (социально-политическая обстановка в стране);
б) государственные (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная и инвестиционная политики, таможенные и импортные пошлины, система страхования, участие в международном разделении труда, разработка и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений, обязательное требование госстандартов, правовая защита интересов потребителей);
в) экономические (конкуренты на рынке, тип рынка, состав и структура трудовых ресурсов, негосударственные инвестиционные институты);
2) внутренние факторы конкурентоспособности предприятия:
а потенциал маркетинговых служб: б производственно-
г) эффективность рекламы:
д) научно-технический потенциал, уровень научно-технических разработок;
е) уровень патентно-правовой работы; ж)кадровый потенциал (структура, профессионализм, квалификация кадров);
з) подготовка и разработка производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;
и) сертификация продукции;
к) уровень обеспечения надежной упаковки и условий хранения;
л) экологический потенциал, уровень осуществления монтажных и пусконаладочных работ;
м)уровень технического обслуживания в постпроизводственный период;
н)уровеньсервисного и гарантийного обслуживания. Факторы конкурентоспособности предприятия в зависимости от целевого назначения создаваемого продукта:
1) коммерческие условия — возможности фирмы предоставлять покупателям потребительский или коммерческие кредиты, скидки, возможности заключения товарообменных сделок;
2) организация сбытовой сети — расположение сети магазинов, супермаркетов, доступность их широкому кругу покупателей, проведение демонстрации изделий в действии, эффективность проводимых рекламных кампаний;
3) организация технического обслуживания продукции — объем предоставляемых услуг, сроки гарантийного ремонта, стоимость послегарантийного обслуживания и т.д.;
4) представление потребителей о фирме, ее авторитете и репутации, ассортименте ее продукции, сервисе, воздействие товарного знака фирмы на привлечение внимания покупателей к ее продукции. Факторы конкурентоспособности М. Портер напрямую
связывает с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия, он представляет в виде нескольких больших групп;
1) людские ресурсы — количество, квалификация и стоимость рабочей силы:
2) физические ресурсы — количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных и рыболовных угодий, источников гидроэлектроэнергии, климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия;
3) ресурс знаний — сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ и других источниках;
4) денежные ресурсы — капитал, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия;
5) инфраструктура — тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции.
РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В отличие от факторов, резервы — это неиспользованные возможности повышения конкурентоспособности предприятия, заключенные во всей совокупности факторов и сокращения на этой основе затрат живого и общественного труда на единицу создаваемой и реализуемой потребительской стоимости. Процесс превращения потенциальных возможностей повышения конкурентоспособности в реальную действительность составляет содержание использования резервов.
Резервы повышения конкурентоспособности предприятия объединяются в следующие групны:
1) резервы использования рыночной ситуации. В группу резервов рыночной ситуации включены резервы, связанные с тем. насколько предприятие эффективно и полно использует формальные правила деятельности, устанавливаемые государством. Это резервы, связанные с использованием различных налоговых льгот, государственных дотаций, субсидий, инвестиций, кредитов; резервы, возникающие при реализации государственных программ повышения конкурентоспособности предприятий и т.п. Все эти резервы могут и должны выявляться маркетинговыми службами предприятия при оценке внешней среды деятельности;
2) резервы повышения эффективности рекламы. Рекламу можно определить как форму коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителя. Реклама является доминирующим элементом в комплексе маркетинга, и ее резервы в области повышения конкурентоспособности предприятия, практически безграничны. Тесно связаны с резервами повышения эффективности рекламы резервы сертификации. Именно через рекламную деятельность начинает «работать" полученный сертификат продукции предприятия или сертификации системы обеспечения конкурентоспособности В условиях выравнивания общих издержек производства основных производителей на мировых рынках большое значение приобретают резервы повышения конкурентоспособности на стадии эксплуатации продукта. Эти резервы связаны с расширением сети постпроизводственного, сервисного и гарантийного обслуживания своей продукции предприятиями-производителями; расширением объема и увеличением сроков гарантийного и сервисного обслуживания и т.д.;
3) резервы использования производственно-
4) резервы использования финансово-экономического потенциала предприятия. Весьма важны для предприятия выявление и использование резервов его финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость — это характеристика финансового состояния, определяющая уровень зависимости предприятия от внешних источников финансирования. При выявлении резервов повышения финансовой устойчивости следует учитывать как собственный капитал предприятия (акционерный, добавочный и резервный), так и дополнительный капитал, представляющий собой накопленную прибыль — как распределенную, так и нераспределенную:
5) резервы кадрового потенциала. Реализация перечисленных выше резервов немыслима без человека. Она непосредственно зависит от профессионализма и активности персонала. Вместе с тем в кадровом потенциале имеются значительные возможности улучшения его использования и качественного развития. Создание необходимой социально-психологической поддержки всей системы управления деятельностью — важное условие выявления и использования этой группы резервов
ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Научно-технический прогресс (НТП) — это
непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний. Понятие НТП шире, чем понятие НТР. НТР — это составная часть НТП.
Научно-техническая революция (НТР) — это высшая ступень НТП, означает коренные изменения в науке и технике, оказывающие существенное влияние на общественное производство.
Различают макро- и микрореволюцию. Макрореволюция —- революция, результаты которой самым коренным образом затрагивают все общественное производство или многие его сферы. Примерами макрореволюции могут быть электрификация, внедрение ЭВМ, радиофикация и др.
Микрореволюция - революция, результаты которой затрагивают только отдельные отрасли народного хозяйства или промышленности, например бездоменное получение стали в черной металлургии. Единая научно-техническая политика — это система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в экономику. Для этого необходим выбор приоритетов в развитии науки и техники и тех отраслей, в которых в первую очередь должны быть реализованы научные достижения.
Приоритетные направления НТП — направления развития науки и техники, реализация которых на практике обеспечит в самый короткий срок максимум экономической и социальной эффективности. В настоящее время существуют следующие приоритетные направления НТП:
1) биотехнология — это одно из важнейших направлений НТП, новая быстроразвивающаяся отрасль науки и производства, основанная на промышленном применении естественных и целенаправленно созданных живых систем (прежде всего микроорганизмов). Производства, основанные на биологических процессах, возникли в глубокой древности (хлебопечение, виноделие, сыроварение);
2)гибкое автоматизированное производство (ГАП) — автоматизированная производственная система, в которой на основе соответствующих технических средств и определенных решений обеспечивается возможность оперативной переналадки на выпуск новой продукции в достаточно широких пределах ее номенклатуры и параметров; 3) роботы, робототехника -- область науки и техники, связанная с изучением, созданием и использованием принципиально нового технического средства комплексной автоматизации производственных процессов — робототехнических систем. Эффективность НТП степень достижения цели РНТП, измеряемая отношением эффекта к обусловившим его затратам.
Ускорение НТП создает несколько видов эффектов
1) информационный эффект НТП — непосредственный результат исследований, разработок и освоения нововведений, связанных с накоплением новых знаний, передового технического и организационного опыта и трудовых навыков;
2) экономический эффект — это рост производительности труда и снижения трудоемкости, снижение материалоемкости в себестоимости продукции, рост прибыли и рентабельности. Он определяется как превышение стоимости оценки результатов над затратами за весь научно-производственный цикл;
3) ресурсный эффект — это высвобождение ресурсов на предприятии: материальных, трудовых и финансовых. Связан с возможностью возмещать дефицитные ресурсы, а также вовлекать в оборот ранее не использовавшиеся ресурсы;
4) технический эффект — это появление новой техники и технологии, открытий, изобретений и рационализаторских предложений, ноу-хау;
5) социальный эффект — это повышение материального и культурного уровня жизни граждан, более полное удовлетворение их потребностей в товарах и услугах, улучшение условий и техники безопасности труда, снижение доли тяжелого ручного труда.
ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Эффективным инструментом устойчивого развития предприятия в условиях рынка являются инновации.
Инноватика — область науки, изучающая различные теории нововведений — формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, адаптацию к этим противодействиям человека и инновационных организаций, выработку инновационных решений.