Народно-хозяйственный комплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:12, реферат

Краткое описание

Составные элементы народно-хозяйственного комплекса. Понятие и признаки предприятия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. Порядок создания и ликвидации предприятий. Предприятие в условиях рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

Лекции по экономике предприятия.doc

— 819.50 Кб (Скачать)

7.  Проектная структура — это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Цель — собрать в одну команду самых квалифицированных специалистов для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и затрат. Когда проект завершен, команда распускается.

Все структуры, рассмотренные выше, имеют недостатки. Основным направлением трансформации организационных структур управления предприятия является стремление к большей гибкости и более качественной настройке организации на конкретные условия. В рамках этого направления существуют две тенденции. Первая ориентируется на матричную структуру и самостоятельные центры финансовой ответственности (холдинговые структуры). Вторая ориентируется на опыт мелких предприятий, пытаясь имитировать их простоту и гибкость путем разделения крупных фирм на отдельные творческие группы.


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Управление предприятием как вид профессиональной деятельности базируется на обоснованном применении управленческих технологий.

Управленческая технология — это искусство, мастерство и умение осуществлять управленческое воздействие для достижения поставленных целей. Управленческая технология включает методы и средства сбора и обработки информации; приемы эффективного воздействия на работников; принципы, законы и закономерности организации и управления; системы контроля.  

Управленческие технологии классифицируются следующим образом:

1)  управление по результатам — этот новый подход, разработанный финскими учеными. Представляет собой сложную систему управления, учитывающую творческий подход работников предприятия и поведенческие факторы. Главной задачей этой системы является формирование стремления работников и руководства к достижению плановых результатов. Эта технология хорошо реализуется на средних и малых предприятиях или подразделениях, в которых время между принятием решений и результатом их выполнения минимально;

2)  управление по целям. Основу данной технологии составляет бизнес-план. Выделяют:

а) простое целевое управление. Предусматривает разработку руководителем только сроков и конечной цели управления без указания механизма ее достижения. При этом цель может быть достигнута в предусмотренные сроки или раньше, а могут быть и недостижение цели или уход от нее;

б) программно-целевое управление. Предполагает разработку руководителем целей управления, а также задание механизма и сроков промежуточных состояний. При этом цель должна быть достигнута в предусмотренные сроки;

в) регламентное управление. Предусматривает разработку руководителем конечной цели управления и ограничений на параметры и ресурсы. При этом цель будет обязательно достигнута, но сроки ее достижения заранее трудно определить;

3)  управление на базе потребностей и интересов. Данная технология применяется на крупных и средних предприятиях, в небольших регионах (городах, поселках), где деятельность предприятия существенно влияет на муниципальную инфраструктуру. Теория потребностей требует от руководителей осуществлять управленческие отношения только через интересы и потребности, т.к. другие воздействия приводят к противодействию;

4)  управление путем постоянных проверок и указаний. Эта технология для небольших предприятий, в которых авторитет и профессионализм руководителя вне сомнений;

5)  управление в исключительных случаях — технология рекомендуется для предприятий, работающих по жестко регламентированной технологии, или для предприятий с доверительной.(функциональной) структурой управления. Жестко регламентированная технология предусматривает четкое распределение всех управленческих и производственных функций, взаимодействие с поставщиками и потребителями;

6)  управление на базе активизации деятельности персонала. Активизация реализуется путем стимулирования (морального и материального) и мобилизации. Основным принципом стимулирования является сочетание материального и морального стимулирования;

7) управление на базе «искусственного интеллекта». Технология реализуется с помощью информационной системы для любых предприятий. Ее успех основан на большом объеме типовых процедур при обработке информации, принятии решений и использовании автоматизированных рабочих мест;

8) механизм совместного использования. В рамках одного крупного предприятия могут использоваться различные технологии управления и даже их сочетания. Основным регулятором использования управленческих технологий являются способы целевого управления.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

Многогранность эффективности управления обусловливает ряд понятийных схем, требующихся исследователям для ее выражения. В каждой такой схеме эффективность управления имеет особое качественное содержание, особый объем.

В числе таких схем — эффективность труда управленческого работника; эффективность труда аппарата управления, его отдельных органов и подразделений; эффективность процесса управления; эффективность системы управления.

Нередко высказывается мнение, что отношение достигнутых результатов к установленной цели (целевая эффективность) и отношение ресурсов к этим результатам (затратная или ресурсная эффективность) исчерпывают любую эффективность управленческих процессов. Однако мало различать эффективность результативную (целесообразную) и экономическую (затратную). Необходим еще и анализ обоснованности самих целей деятельности.

На этом основании выделяют три разновидности эффективности: потребностную (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам); результативную (отношение достигнутого результата к преследуемым целям); затратную (отношение затрат к достигнутым результатам).

В настоящее время определение эффективности управления производится по таким основным направлениям, как:

1)  анализ и оценка организационно-технических мероприятий по совершенствованию управления;

2)  определение общего эффекта, созданного совокупным рабочим;

3) определение доли эффекта системы управления в общем эффекте;

4) определение результатов деятельности функциональных подразделений.

Уровень эффективности управления не является постоянным, в связи с чем необходимо изучить основные тенденции развития предприятия и взаимосвязи его экономических показателей. При исследовании эффективности определяющим является положение об управлении как основном элементе производственно-хозяйственной деятельности, активно воздействующем на результаты работы предприятия, вследствие чего эффект управления выражается в его технико-экономических показателях.

Оценка эффективности управления базируется на: критериях эффективности управления; показателях эффективности затрат на управление; обобщающих показателях эффективности управления; частных показателях эффективности управления; показателях соотносительности управленческих и производственных ресурсов.

Определение эффективности управления можно рассматривать как процесс, состоящий из взаимосвязанных этапов, включающих оценку достижения цели, достижение эффекта, эффективность использования производственных ресурсов, эффективность использования управленческих ресурсов (потенциала).

Алгоритм оценки эффективности управления.

На первом этапе выявляется качественная и количественная определенность критерия эффективности управления. Достижение цели служит качественной, а величина социально-экономического эффекта — количественной характеристикой критерия эффективности управления производством.

На втором этапе оценки определяется эффективность затрат на управление.

На третьем этапе определяется эффективность управления производственным (рыночным) потенциалом. Показатели формируются на базе обобщающих показателей эффективности использования производственных ресурсов и удельных (приведенных) затрат на управление.

Проблема определения эффективности системы управления производством значительно усложняется тем, что процесс управления является неотъемлемой частью производственно-хозяйственной деятельности, и конечные его результаты выражаются в итоговых показателях работы предприятий, складывающихся под воздействием ряда факторов.

Кроме того, управленческие решения зависят и от субъективных качеств руководителей и исполнителей.


ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Под планированием в общем виде понимается разработка мотивированной модели действий.

Планирование на предприятии — это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана и его корректировки в соответствии с изменяющимися условиями. Это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей.

Планирование производства как особый вид управленческой деятельности обеспечивает целенаправленность и согласованность работы всех участников производственного процесса. Планирование стало самостоятельным видом деятельности в ходе разделения труда, возникновения кооперации и увеличения масштабов производства. Хотя элементы планирования присущи любому процессу труда, лишь на определенной ступени развития производства планирование выделилось в самостоятельную функцию общественного труда.

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программ действий (или планов предприятия) им были названы пять принципов.

1.  Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида деятельности.

2.  Принцип единства планов предусматривает разработку общего (или сводного) плана социально-экономического развития предприятия.

3.  Принцип непрерывности планирования заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и регулирования производства, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться в непрерывно изменяющейся среде.

4.  Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности.

5. Принцип точности планирования определяется как внутренними факторами, так и внешними окружением.

Р.Л. Акофф считает основными принципами принцип участия и холизма.

Принцип участия — никто ни может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя (при этом неважно, насколько хорошо).

Принцип холизма состоит из двух частей — координации и интеграции. Каждая из них разделена на уровни, а каждый уровень — на объекты, различающиеся по выполняемым функциям, выпускаемой продукции и обслуживаемому рынку. Координация охватывает взаимодействие объектов одного уровня, интеграция происходит между объектами различных уровней. Принцип координации устанавливает, что деятельность ни одного из объектов организации нельзя планировать эффективно без взаимодействия с остальными объектами данного уровня. Принцип интеграции определяет, что планирование, осуществляемое на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости.

На современном этапе выделяют следующие принципы планирования:

1)  принцип обоснованности — означает необходимость создания условий в системе планирования, обеспечивающих повышение обоснованности плановых решений;

2)  принцип экономичности (рациональности) — предполагает использование экономических критериев при выборе плановых решений из множества возможных вариантов;

3)  принцип информированности — обусловливает необходимость создания системы внутрифирменного обеспечения процесса принятия плановых решений;

4)  обязательность исполнения плана — принятый к выполнению план предприятия (подразделения) становится обязательным для выполнения сотрудниками предприятия.


МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Методы планирования — это конкретные способы и приемы расчетов показателей. Выделяют следующие методы планирования:

1)  нормативный метод. На основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в ресурсах и их источниках. Используется при планировании материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

2)  расчетно-аналитический метод. На основе анализа достигнутой величины показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования используется при отсутствии технико-экономических нормативов, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит применение экспертной оценки. Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, при определении величины отчислений от прибыли в фонд накопления, потребления, резервный фонд и т.д.;

3)  балансовый метод. Путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды, планировании потребности в основном капитале.

4)  методы оптимизации — разработка нескольких вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. Существуют разные критерии выбора: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум текущих затрат; минимум времени на оборот капитала; максимум дохода на 1 руб. вложенного капитала; максимум рентабельности капитала; максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь;

Информация о работе Народно-хозяйственный комплекс