Народно-хозяйственный комплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:12, реферат

Краткое описание

Составные элементы народно-хозяйственного комплекса. Понятие и признаки предприятия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. Порядок создания и ликвидации предприятий. Предприятие в условиях рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

Лекции по экономике предприятия.doc

— 819.50 Кб (Скачать)

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает:

1)  расходы, связанным с развитием производства,  расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты на совершенствование технологии и организации производства, модернизацию оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятии;

2)  расходы на социальные нужды — расходы на эксплуатацию социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организацию и развитие подсобного сельского хозяйства, проведение оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.;

3)  расходы на материальное поощрение — единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям.


ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Несмотря на то что прибыль является важнейшим экономическим показателем работы предприятия, она не в полной мере характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.

Рентабельность — один из основных качественных показателей эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции. Существуют следующие показатели рентабельности:

1)  рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам на ее производство и реализацию. Показатели рентабельности продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции;

2)  рентабельность продаж (реализации) — это отношение прибыли от реализации продукции к выручке;

3) рентабельность производства (производственных фондов) показывает, насколько результативно используется имущество предприятия. Она определяется как процентное отношение годовой прибыли (балансовой) к среднегодовой стоимости основных фондов и сумме оборотных средств. Рассчитывается как отношение прибыли к сумме основных производственных и оборотных производственных фондов;

4)  рентабельность собственных средств предприятия определяется отношением чистой прибыли предприятия к его собственным средствам, определяемым по балансу;

5)  рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений; 6) рентабельность инвестиций находится отношением прибыли отчетного года к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств;

7) рентабельность активов характеризует прибыль, полученную с каждого рубля, вложенного в имущество, и рассчитывается как отношение прибыли к сумме активов.

Рентабельность может быть рассчитана с использованием различных видов прибыли: а валовая прибыль / затраты r 100%; б прибыль от реализации / затраты r100%; в прибыль от финансово-хозяйственной деятельности / затраты r 100%; г) прибыль отчетного года / затраты r 100%; д)чистая прибыль/ затраты r 100%. Сопоставление показателей рентабельности, рассчитанных через валовую прибыль и прибыль от реализации, позволяет оценить влияние коммерческих и управленческих расходов.

Сопоставление показателей рентабельности, рассчитанных через прибыль от финансово-хозяйственной деятельности и прибыль от реализации, позволяет оценить влияние на рентабельность результатов от прочей деятельности.

Сопоставление показателей рентабельности от финансово-хозяйственной деятельности и прибыли отчетного года позволяет оценить влияние на рентабельность внереализационных результатов.

Сопоставление показателей рентабельности, рассчитанных через чистую прибыль и прибыль отчетного года, позволяет оценить влияние налоговых платежей.

Основные пути повышения рентабельности — рост объемов производства и реализации продукции; все факторы, связанные со снижением себестоимости; внедрение научно-технических разработок; улучшение качества продукции; совершенствование ценообразования; совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах; повышение эффективности использования ресурсов предприятия на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений.


БЕЗУБЫТОЧНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Безубыточность работы предприятия — состояние текущей деятельности предприятия, при котором текущие доходы от реализации продукции (работ, услуг) превышают общую сумму затрат на производство и реализацию продукции. Для расчета безубыточности используют деление затрат на:

1)  условно-постоянные затраты, величина которых при изменении объемов производства остается неизменной в расчете на весь объем производства и изменяется в расчете на единицу продукции;

2)  условно-переменные затраты, величина которых при изменении объемов производства изменяется в расчете на весь объем производства и остается неизменной в расчете на единицу продукции. Расчет показателей безубыточности основывается на взаимодействии «затраты — объем продаж — прибыль». Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.

Графический метод состоит в определении точки безубыточности. По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет.

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, т.к. не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко.

Точка безубыточности (критическая точка, порог рентабельности, критический объем производства (реализации) — это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство и реализацию продукции.

Точка безубыточности в натуральном выражении по производству и реализации конкретного изделия (Тб) определяется отношением всех постоянных затрат по производству и реализации конкретного изделия (Зпост) к разности между ценой (Ц) и переменными затратами на единицу изделия (Зуд.пер): Точка безубыточности в стоимостном выражении определяется как произведение критического объема производства в натуральном выражении и цены единицы продукции.

Запас финансовой прочности показывает, насколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков.

Запас финансовой прочности в натуральном выражении рассчитывается как разность между фактическим объемом реализации (производства) в натуральном выражении и критическим объемом реализации (производства) в натуральном выражении.

Запас финансовой прочности в натуральном выражении рассчитывается как разность между фактическим объемом реализации в стоимостном выражении (выручкой) и критическим объемом реализации в стоимостном выражении.

Операционный рычаг отражает взаимосвязь между выручкой от реализации, затратами на производство и прибылью.1

Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага.

Сила воздействия операционного рычага рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к прибыли от реализации.

Маржинальная прибыль рассчитывается как разность выручки от реализации продукции и общей суммой переменных затрат на весь объем производства.

Прибыль от реализации рассчитывается как разность выручки от реализации продукции и общей суммы постоянных и переменных затрат на весь объем производства.

Расчет точки безубыточности широко используется при планировании прибыли и определении финансового состояния предприятия.


МАРКЕТИНГ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Под маркетингом (от англ. marketing) понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции а заранее установленных объемах и отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам.

Философия маркетинга предельно проста: производитель должен выпускать такую продукцию, которой заранее обеспечены сбыт и получение фирмой (предприятием) намеченного уровня рентабельности и массы прибыли.

Функции маркетинга:

1)  аналитическая — обеспечение комфортной информационной среды для принятия управленческих решений (создание информационной системы маркетинга на фирме; систематическая оценка степени соответствия предложений фирмы запросам группы потребителей);

2)  товарная — повышение конкурентоспособности продукции фирмы на целевых рынках (защита интересов потребителя на предприятии; оптимизация товарной номенклатуры; маркетинговое обоснование цен на продукцию фирмы);

3)  сбытовая — маркетинговая поддержка сбыта (разработка и оптимизация каналов сбыта продукции фирмы; прогноз сбыта; информирование и убеждение целевых потребителей относительно преимуществ предложений фирмы);

4)  организационная — установление целей фирмы и контроль за их достижением (стратегическое планирование на уровне высшего руководства фирмы; оперативное планирование маркетинга на уровне исполнительного менеджмента: осуществление маркетингового контроля).

Важная особенность маркетинга как управленческой деятельности состоит в том, что он предлагает принятие решений на базе многовариантных экономических расчетов с использованием компьютерной техники и ориентирован на создание организационных, экономических и юридических условий для эффективного функционирования и развития фирмы в цепом. Поэтому важнейшее значение имеют выработка и принятие обоснованных решений по конкретным видам маркетинговой деятельности:

1)  о целесообразности разработки, последующего освоения и выпуска продукции, ориентированной на конкретный рынок или конечного потребителя с учетом их требований и потребностей в продукции;

2)  о целесообразности самостоятельного проведения НИОКР или закупки технологического опыта, патентов и лицензий у других фирм;

3)  о целесообразности освоения и выпуска продукции в установленных объемах (в натуральном и стоимостном выражении) с учетом жизненного цикла товара;

4)  о строительстве нового предприятия (его размещении и технологическом оснащении), реконструкции имеющихся производственных мощностей или замены их новыми, целесообразности осуществления финансовых затрат и их окупаемости;

5)  об источниках обеспечения материальными ресурсами (сырьем, материалами, оборудованием), формах обеспечения доступа к разработке сырьевых ресурсов других стран (создании филиалов, дочерних компаний), условиях снабжения;

6)  о конкретных условиях соглашений с поставщиками оборудования и технологии на основе согласования технико-экономических характеристик, стоимости, сроков поставки, условий финансирования;

7)  об основных направлениях кадровой политики для обеспечения производства заранее определенными категориями рабочих и специалистов (инженерно-технического и управленческого персонала).

В своем развитии маркетинг прошел следующие четыре фазы: маркетинг как функция распределения; маркетинг как функция продаж; выделение маркетинга в самостоятельную службу; маркетинг как главная функция предприятия.


ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Важным моментом в развитии маркетинговой деятельности предприятия является правильно организованная маркетинговая служба. Опыт функционирования многих предприятий показывает, что успех маркетинговой деятельности на предприятии зависит не только от знания технологии проведения маркетинговых исследований, но и от организации маркетинговой деятельности. Организация маркетинговой деятельности на предприятии зависит от его масштабов.

1. В современной крупной промышленной фирме, имеющей децентрализованную структуру управления, аппарат, осуществляющий маркетинговую деятельность, обычно включает отдел маркетинга в производственных отделениях (основное производственно-хозяйственное звено) и центральную службу маркетинга как функциональное подразделение фирмы.

Отдел маркетинга в производственном отделении координирует все аспекты производственно-сбытовой деятельности отделения по каждому продукту или группе закрепленных за ним продуктов. Обычно он имеет в своем составе секторы комплексного изучения рынка; разработки программ маркетинга; организации сбыта; рекламы; технического обслуживания. Деятельность этих секторов направлена на максимальное приспособление производства продукции, выпускаемой в производственном отделении, к требованиям конкретных рынков и запросам потребителей и выполнение установленных показателей по прибыли. Функции отделов маркетинга тесно увязаны с функциями других подразделений производственного отделения: отделов внутрифирменного планирования, финансирования и цен, а также с центральной службой маркетинга.

Информация о работе Народно-хозяйственный комплекс