Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:12, реферат
Составные элементы народно-хозяйственного комплекса. Понятие и признаки предприятия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. Порядок создания и ликвидации предприятий. Предприятие в условиях рыночной экономики.
ПОНЯТИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ И ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА
Производство и реализация продукции требуют расхода определенных видов ресурсов в натуральном выражении: материальных, трудовых, информационных. Для оценки эффективности деятельности предприятия требуется оценка этих затрат в стоимостном выражении, или издержек.
Издержки — это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей коммерческой и производственной деятельности. Издержками производства называют также затраты живого и овеществленного труда предприятия на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг и их продажу (реализацию и сбыт). При этом для характеристики всех издержек производства применяют термин «затраты на производство».
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, т.к. она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет такие функции, как: учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции, является базой для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности, экономическим обоснованием целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия, экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений. Себестоимость продукции характеризуется показателями, выражающими: 1) общий объем затрат на всю произведенную продукцию и выполненные работы предприятия за плановый (отчетный) период—себестоимость товарной продукции, сравнимой товарной продукции, реализованной продукции;
2) затраты на единицу объема выполненных работ — себестоимость единицы отдельных видов товарной продукции, полуфабрикатов и производственных услуг (продукции вспомогательных цехов), затраты на 1 руб. товарной продукции, затраты на 1 руб. нормативно чистой продукции. Различаются следующие виды себестоимости:
1) цеховая себестоимость — это затраты цеха, связанные с производством продукции;
2) производственная себестоимость, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы;
3) полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внелроиз-водственных расходов (расходов на тару и упаковку, транспортировку продукции и пр.). Различают индивидуальную и среднеотраслевую
себестоимость. Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или иное предприятие. Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли.
В зависимости от цели (планирование, учет, анализ) различаются следующие виды себестоимости:
1) плановая себестоимость — отражает максимально допустимую величину затрат и включает только те затраты, которые при данном уровне техники и организации производства являются для предприятия необходимыми;
2) расчетная себестоимость — используется в технико-экономических расчетах по обоснованию проектов внедрения достижений научно-технического прогресса;
3) отчетная себестоимость — отражает степень выполнения плановых заданий по снижению себестоимости на основе сопоставления плановых затрат с фактическими.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ
Себестоимость продукции складывается из затрат, которые разнообразны по своему экономическому назначению, а также роли в изготовлении и реализации продукции. Это вызывает необходимость их классификации. Классификация затрат позволяет организовать более правильное планирование, учет и анализ затрат и на этой основе выявить резервы снижений себестоимости продукции.
Затраты классифицируются по признакам:
1) по экономическим элементам (элементы затрат). Однородные по своему экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами независимо от того, где они расходуются и на какие цели. Выделяются пять элементов затрат;
а) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов) — сырье и основные материалы, в т.ч. покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, энергия и др.;
б) затраты на оплату труда;
в) отчисления на социальные нужды — в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования;
г) амортизация основных фондов;
д) прочие затраты — платежи по процентам, износ нематериальных активов, командировочные расходы, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы на подготовку кадров.
Классификация затрат по экономическим элементам служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребности в оборотных средствах, расчета сметы затрат и для экономического обоснования инвестиций;
2) по статьям калькуляции (статьи калькуляции). Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия группируются по статьям калькуляции. Выделяют следующие статьи калькуляции; сырье и материалы; возвратные отходы (вычитаются); покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций; топливо и энергия на технологические цели; заработная плата производственных рабочих; отчисления на социальные нужды; расходы на подготовку и освоение производства; общепроизводственные расходы; общехозяйственные расходы; потери от брака; прочие производственные расходы; коммерческие расходы;
3) по отношению к процессу производства (основные, накладные);
4) по составу (одноэлементные, комплексные);
5) по способу отнесения на себестоимость (прямые, косвенные);
6) по роли в процессе производства (производственные, непроизводственные);
7) по возможности охвата планированием (планируемые, непланируемые);
8) по отношению к объему производства (постоянные, переменные).
К постоянным относятся затраты, величина которых не меняется с изменением объемов производства. Они должны быть оплачены, даже если предприятие не производит продукцию (амортизационные отчисления, аренда здания и оборудования, страховые взносы, содержание административно-
9) по периодичности возникновения (текущие, единовременные);
10)по отношению к готовой продукции (затраты на готовую продукцию и незавершенное производство);
11) по отношению ко времени (затраты прошлого, текущего и будущего периода);
12)по месту возникновения (затраты по подразделениям)
ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ
Целью планирования издержек (себестоимости) является оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов.
При планировании себестоимости продукции применяются следующие методы:
1) по факторный метод. Его суть заключается в определении влияния технико-экономических факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом. При планировании себестоимости этот метод применяется для:
а) обеспечения сопоставимости показателей плана с аналогичными показателями других периодов;
б) осуществления укрупненного расчета основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности на стадии подготовки и сравнения вариантов предложений по объемам производства;
в) наиболее полного учета эффективности внедрения мероприятий по плану повышения эффективности производства;
г) определения участия отдельных служб, отделов и производственных подразделении в снижении издержек и повышении эффективности производства, материального поощрения за это участие, сводимости показателей по предприятию, объединению, отрасли и в целом по региону;
д) анализа и сопоставления издержек производства на различных предприятиях и объединениях;
2) сметный метод. Он предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции. При планировании себестоимости в качестве отдельных смет могут использоваться отдельные разделы плана (например, план материально-технического обеспечения, план по труду и персоналу, план технического и организационного развития предприятия), в которых обосновываются затраты соответствующих ресурсов. Сметный'метод позволяет увязать отдельные разделы тактического плана между собой и согласовать их с планами внутрипроизводственных подразделений. На основе смет затрат составляется свод затрат на производство продукции в целом по предприятию. В данном случае свод затрат по предприятию представляет собой сумму затрат, рассчитанную в сметах структурных подразделений. Этот метод достаточно трудоемок и применяется на стадиях окончательного составления плана;
3) метод калькуляций. С помощью этого метода обосновывается величина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов, например детали, узла. При планировании себестоимости данным методом важно правильно определить объекты калькулирования. Ими могут быть: отдельные изделия, заказы, технологические переделы, марки, сорта, артикулы и т.п. В дальнейшем калькуляции применяются при планировании себестоимости валовой, товарной и-реализованной продукции, смет затрат и свода затрат по предприятию;
4) нормативный метод. Здесь уровень затрат на производство и реализацию продукций, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов. Этот метод широко применяется при составлении плановых калькуляций и смет затрат. Важнейшее достоинство нормативного метода планирования себестоимости
продукции — возможность обособленного учета отклонений от действующих (текущих) норм и их причин. Это позволяет судить о том, какие факторы привели к изменению затрат, и своевременно принимать оптимальные решения, направленные на улучшение экономических показателей работы предприятия.
При планировании себестоимости продукции указанные методы применяются, как правило, одновременно, в комплексе.
СИСТЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
В современных условиях хозяйствования процесс принятия управленческих решений тактического и стратегического характера базируется на информации о затратах и финансовых результатах деятельности предприятия. Одним из эффективных инструментов в управлении затратами предприятия являются системы учета затрат на предприятии. Известны следующие системы учета затрат:
1) стандарт-кост — система учета, в основе которой лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и по отклонениям от них.
В основе системы стандарт-кост лежит предварительное (до начала производственного процесса) нормирование затрат по статьям расходов. Предварительно исчисленные нормы рассматриваются как твердо установленные ставки, с тем чтобы привести фактические затраты в соответствие со стандартами путем умелого руководства предприятием. При возникновении отклонений стандартные нормы не изменяют, они остаются относительно постоянными на весь установленный период, за исключением серьезных изменений, вызываемых новыми экономическими условиями, значительным повышением или снижением стоимости материалов, рабочей силы или изменением условий и методов производства. Отклонения между действительными и предполагаемыми затратами, возникающие в каждом отчетном периоде, в течение года накапливаются на отдельных счетах отклонений и полностью списываются не на затраты производства, а непосредственно на финансовые результаты предприятия;
2) директ-костинг — система учета, основанная на маржинальном подходе.
Современный директ-костинг имеет 2 варианта:
а) простой директ-костинг, основанный на использовании в учете данных только о переменных (оперативных) затратах;
б) развитой директ-костинг (верибл-костинг), при котором в себестоимость наряду с переменны- ми затратам включаются и прямые постоянные затраты по производству и реализации продукции. Сущность системы директ-костинг состоит в подразделении затрат на постоянные и переменные их составляющие в зависимости от изменения объема производства. В этих условиях себестоимость продукции планируется и учитывается только в части переменных затрат. Разница междувыручкой от продажи продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход. При этой системе постоянные расходы в расчет себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение прибыли предприятия;