Народно-хозяйственный комплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:12, реферат

Краткое описание

Составные элементы народно-хозяйственного комплекса. Понятие и признаки предприятия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. Порядок создания и ликвидации предприятий. Предприятие в условиях рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

Лекции по экономике предприятия.doc

— 819.50 Кб (Скачать)

Назначение ремонтного хозяйства предприятия — своевременное и в полном объеме удовлетворение потребностей производственных подразделений предприятия в техническом обслуживании и ремонте оборудования с" минимальными затратами.

Задачи, решаемые инструментальным хозяйством, объединяются в блоки.

1. Экономический блок объединяет работы по учету и анализу эффективности использования основных производственных фондов (ОПФ); разработке норм потребности в оборудовании для замены его изношенной части. технического перевооружения. капитального строительства; стратегическому планированию воспроизводства ОПФ; планированию планово-предупредительных ремонтов оборудования; планированию материально-технического обеспечения ремонтного хозяйства и т.п.

2. Технический блок включает осуществление технического надзора за состоянием оборудования и других элементов ОПФ; проведение технического обслуживания технологического оборудования; проектирование, изготовление и восстановление запасных частей; выполнение различных видов ремонта элементов ОПФ и т.п.

3.  Организационный блок включает организацию материально-технического обеспечения ремонтного хозяйства; организацию входного и выходного контроля качества материалов, комплектующих изделий, запасных частей и оборудования, поступающих или выходящих из ремонтного хозяйства; разработку элементов ОПФ и т.п.

Планово-предупредительная форма организации ремонта технологического оборудования во всем мире признана наиболее эффективной и нашла наибольшее распространение. Разработка системы планово-предупредительного ремонта оборудования была начата в СССР в 1923 г.

Система планово-предупредительного ремонта оборудования — это совокупность запланированных организационных и технических мероприятий по уходу, надзору за оборудованием, его обслуживанию и ремонту. Цель этих мероприятий — предотвращение прогрессивно нарастающего износа, предупреждение аварий и поддержание оборудования в постоянной готовности к работе Система ППР предполагает проведение профилактических мероприятий по техническому обслуживанию и плановому ремонту оборудования через определенное число часов работы. При этом чередование и периодичность мероприятий определяются особенностями оборудования и условиями его эксплуатации.


ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

Транспортное хозяйство предприятия представляет собой совокупность отделов и цехов, занятых погрузкой, перевозкой и экспедированием грузов предприятия.

Цель функционирования транспортного хозяйства предприятия — полное удовлетворение потребностей подразделений предприятия а грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.

Структура управления транспортного хозяйства заключается в том, что в составе предприятия могут быть выделены транспортный цех или дочернее транспортное предприятие. В их составе могут создаваться: служба движения (осуществляет приемку и отправку подвижного состава), грузовая и коммерческая службы (ведут погрузочно-разгрузочные работы, учет грузов и расчеты с внешними перевозчиками), служба технического обслуживания и ремонта (отвечает за содержание и ремонт подвижного состава, за обеспечение запасными частями и горюче-смазочными материалами), служба дорожного хозяйства (ведает содержанием и ремонтом заводского дорожного хозяйства).

Организация транспортного хозяйства предприятия предполагает выполнение таких работ, как: стратегическое планирование обновления транспортных средств; анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию; анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности; выбор и обоснование использования транспортных средств; расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатэционные нужды транспортного хозяйства: составление балансов грузооборота (по горизонтали указываются отправители грузов, по вертикали— их получатели); проектирование схем грузопотоков; оперативно-календарное планирование транспортных операций; диспетчирование работы транспорта предприятия и т.п.

Виды транспортных средств: по сфере обслуживания — средства межцехового, внутрицехового и внешнего транспорта; в зависимости от режима работы — транспортные средства прерывного (конвейерные системы и т.д.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и др.); по направлениям движения — транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т.д.) и смешанного перемещения (краны и др.); по уровню автоматизации — автоматические, механизированные, ручные; по виду перемещаемых грузов — транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.

Состав применяемых на предприятии транспортных и погрузочно-разгрузочных средств зависит от характера выпускаемой продукции, ее весогабарит-ных характеристик, особенностей технологии, типа и масштаба производства. В единичном и серийном производстве в обрабатывающих и сборочных цехах применяются электрические мостовые краны, краны-балки с тельферами, консольные краны, мультикары и т.д. В дополнение к универсальным подъемно-транспортным средствам для оснащения цехов со специфическим производством часто требуются специальные подъемно-транспортные устройства, приспособления и тара.

На заводах крупносерийного и массового производства не только для внутрицеховой, но и для межцеховой транспортировки на отдельных стадиях производственного процесса широко применяется специальный (технологический) транспорт непрерывного действия. В поточном производстве в качестве средств межоперационного транспорта используются конвейеры различной конструкции.

На автоматических поточных линиях применяются специальные встроенные транспортные устройства (транспортные роторы и конвейеры, автооператоры, кантователи и т.д.).


ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

Складское хозяйство предприятия выполняет функции по хранению, учету и контролю материально-технических ресурсов, поступающих на предприятие, и готовой продукции.

Склад — это комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначенный для приемки, размещения и хранения поступивших грузов (товаров), подготовки их к потреблению и отпуску потребителям, обеспечивающий сохранность товарно-материальных ценностей, позволяющий накапливать необходимые запасы. Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение, обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения потребителей в соответствии с заказами. В современных условиях отношение к складированию стремительно изменяется: оно уже рассматривается не просто как изолированный комплекс внутрискладских операций хранения и грузопереработки, а как эффективное средство управления запасами и продвижением материальных потоков в логистической цепи поставок предприятия.

Виды складов: материальные (склады основных и вспомогательных материалов, топлива, лесоматериалов); склады полуфабрикатов и заготовок для хранения материалов, прошедших соответствующую обработку в одних цехах и предназначенных для обработки в других; производственные и обслуживающие производственный процесс; склады готовой продукции, принимающие от цехов готовую продукцию, производящие упаковку и отправку ее потребителю; склады отходов и вторичного сырья; хозяйственные склады, предназначенные для хранения тары, спецодежды, хозяйственных материалов, рабочего инвентаря и т.п.

Организация складского хозяйства предприятия предполагает осуществление таких работ, как: анализ производственной структуры предприятия на предмет прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов; определение номенклатуры и типа складских помещений; разработка схем размеще-ния новых складских помещении, их проектирование, строительство; разработка оперативно-календарных планов работы складских помещений; организация учета и контроля движения материальных потоков через склады; организация выдачи и доставки грузов потребителям; анализ эффективности работы складского хозяйства, разработка и внедрение предложений по улучшению его работы.

Также решаются следующие задачи.

Обоснование целесообразности. Если экономически обосновано, что запас необходим и потребность в нем по прогнозам сохранится долго, а размер его достаточен для организации отдельного склада и затраты на возведение склада приемлемы для предприятия, то принимается решение о создании склада.

Архитектурно-строительное решение. При сооружении склада необходимо оборудовать подъездные пути, пункты погрузки-разгрузки, нужно выдержать все санитарно-технические нормы и нормативы, обеспечить соблюдение правил противопожарной и экологической безопасности.

Компоновочное решение. Необходимо организовать хранение так, чтобы максимально использовать внутреннее пространство склада.

Оснащение склада предполагает выбор средств технологического оснащения для технологического процесса, реализуемого на складе, и средств информационной поддержки.

Организация складского процесса предполагает решение задачи рациональной организации складского процесса во времени и пространстве как части производственного процесса. При этом необходимо добиваться рациональной планировки склада при выделении рабочих зон; широкого применения универсального оборудования, выполняющего различные складские операции; минимизации маршрутов внутрискладского перемещения грузов; оптимизации партий отгрузок и применения централизованной доставки; максимального использования возможностей информационной системы.


ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Основные производственные фонды (ОПФ) —

это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натурально-вещественную форму, а их стоимость переносится на готовую продукцию частями по мере изнашивания. Для учета и планирования основных фондов государством разрабатывается единая для всего народного хозяйства классификация. По принципу вещественно-натурального состава они подразделяются на:

1)  здания — производственные корпуса цехов, депо гаражей, а также их внутреннее оборудование (водопровод, система отопления, электроводоснабжение);

2)  сооружения — инженерно-строительные объекты, которые выполняют технологические функции, необходимые для осуществления процесса производства, но не связанные с изменением предметов труда (резервуары, эстакады, железнодорожные и автомобильные пути, мосты);

3)  передаточные устройства — устройства для передачи всех видов энергии (электрической, тепловой, механической), а также для передачи жидких и газообразных веществ от одного объекта к другому (электросети, теплосети, водораспределительные устройства);

4)  машины и оборудование — силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, лабораторное оборудование, вычислительная техника, двигатели, станки, подъемно-транспортные устройства, весы;

5)  транспортные средства — транспортные средства для перевозки людей и грузов (вагоны, баржи, автобусы и автомобили);

6)  инструменты — механизированные и ручные инструменты со сроком службы более 1 года;

7)  производственный инвентарь и принадлежности предназначенные для выполнения производственных операций (контейнеры, чаны, банки);

8)  хозяйственный инвентарь — предметы конторского и хозяйственного обзаведения (различные шкафы, множительная техника и т.д.); 9) прочие основные фонды — библиотечные фонды, затраты на аренду и т.д.; 10)рабочий и продуктивный скот; 11)многолетние насаждения; 12)земельные участки.

По функциональному назначению ОПФ делятся на производственные и непроизводственные. К основным производственным фондам относятсятся те средства труда, которые непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, оборудование и т.п.), создают условия для его нормального осуществления и служат для хранения и перемещения средств труда. К основным непроизводственным фондам относятся основные фонды, которые непосредственно не участвуют в производственном процессе (жилые дома, детские сады и ясли, школы, больницы и др.), но находятся в ведении промышленных предприятии.

По принадлежности ОПФ подразделяются на собственные и арендованные.

В зависимости от степени воздействия на предмет труда основные производственные фонды разделяют на активные и пассивные.

К активным относятся такие основные фонды, которые в процессе производства непосредственно воздействуют на предмет труда, видоизменяя его (машины и оборудование, технологические линии, транспортные средства). Все остальные основные фонды относятся к пассивным.

Производственная структура ОПФ — соотношение различных групп основных производственных фондов по вещественно-натуральному составу в их общей среднегодовой стоимости.

Технологическая структура ОПФ характеризует их распределение по структурным подразделениям предприятия в процентном выражении от их общей стоимости.

Возрастная структура ОПФ характеризует их

распределение по возрастным группам (до 5 лет, -10, 10-15, 15-20, свыше 20 лет).

В управлении основными фондами используется дифференцированная система стоимостных оценок. Базовыми видами оценок основных фондов являются первоначальная, восстановительная и остаточная стоимости.

Информация о работе Народно-хозяйственный комплекс