Народно-хозяйственный комплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:12, реферат

Краткое описание

Составные элементы народно-хозяйственного комплекса. Понятие и признаки предприятия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. Порядок создания и ликвидации предприятий. Предприятие в условиях рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

Лекции по экономике предприятия.doc

— 819.50 Кб (Скачать)

При образовании нового предприятия преследу­ются в основном следующие цели:

1)  увеличение выпуска продукции, в которой нужда­ются потребители, и получение дохода за счет ее реализации;

2)  вовлечение в производство незанятого трудоспо­собного населения и решение тем самым со­циальной проблемы трудоустройства;

3)  вовлечение в производство имеющихся дополни­тельных природных ресурсов;

4)  изготовление принципиально новых видов про­мышленной продукции с использованием передо­вых достижений науки и техники;

5) удовлетворение личных интересов отдельных граждан или группы лиц, создающих небольшие предприятия (типа товариществ) для индиви­дуальной или совместной деятельности. Создание предприятия фиксируется соответствую­щими документами. Оформляется основной до­кумент — устав предприятия, в котором указыва­ются юридический статус нового предприятия, задачи, обоснование и принципы его создания, уч­редители, их адреса, денежный вклад каждого учре­дителя, сроки и формы деятельности предприятия, его права и обязанности как юридического лица. В уставе обозначаются размер уставного капитала и источники его формирования, указываются вид и сфера деятельности предприятия, даются гаран­тии охраны окружающей среды и здоровья людей, устанавливается форма управления предприятием и его филиалами, указываются система учета и от­четности, адрес нового предприятия, его название. Устав предприятия утверждается учредтепям и вместе с заявкой учредителя регистрируется мест­ными органами власти. После этого предприятие получает право на собственную печать и открывает расчетный счет в банке. Учреждение, которое не имеет печати и расчетного счета, не является юри­дическим лицом и не относится к категории пред­приятия.

Решение о ликвидации или реорганизации предприятия, как и решение о его создании, принимает его владелец или арбитражный суд, если предпри­ятие оказалось банкротом,

Причинами прекращения деятельности или кар­динальной перестройки работы предприятия могут быть: отсутствие или резкое падение спроса на вы­пускаемую продукцию (оказываемые услуги): убыточ­ность производства; экологическая опасность предприятия для окружающей среды и населения: возможность использования зданий, сооружений, оборудования и других средств предприятия для организации выпуска более экономически выгодной или более необходимой продукции.


ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

В условиях плановой экономики основная цель предприятия заключалась в выпуске продукции определенной номенклатуры и ассортимента исходя из годового плана, который в свою очередь вытекал из 5-летнего плана. Под этот план предприятию присваивались необходимые ресурсы и конкретные поставщики, а также указывались и потребители про­дукции, т.е. предприятия заранее знали, какими ре­сурсами они располагали на год, от каких предприя­тии их получат и в какой срок. Заранее они знали, куда сбывать свою продукцию и по каким ценам.

С переходом предприятий на рыноч­ные отношения ситуация в корне изменилась. Предприятия были вынуждены работать по совершен­но иной схеме. В этой схеме основой является спрос покупателей, т.е. возможность сбыть свою продук­цию. Для этого необходимо изучать конъюнктуру рын­ка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального конкурента и другие во­просы, характерные для рыночных отношении.

Наиболее важными характеристиками ры­ночной экономики являются: частная собственность на ресурсы и средства производства, индиви­дуальная свобода выбора, конкуренция, мотивация получения прибыли, а также цены, определяемые ус­ловиями рыночного спроса и рыночного предложе­ния.

Механизм функционирования рыночной экономики можно охарактеризовать следующим образом.

Главные экономические единицы общества (ин­дивидуумы, фирмы, государственные учреждения) действуют как собственники экономических ресур­сов. Через рынки ресурсов они поставляют фирмам средства производства. На рынках ресурсов произ­водители находятся на стороне спроса, и они должны платить за приобретаемые для производства ресур­сы. Эти платежи, рассматриваемые фирмами-про­изводителями как затраты, для поставщиков ресур­сов являются доходами и принимают форму жалования, заработной платы, дивидендов и т.д., т.е. плоды труда фирм-производителей предлагаются по­требителям на рынках продукции, на которых произ­водители действуют со стороны предложения, а по­требители — со стороны спроса. Потребители используют доход, получаемый от поставки ресурсов, в виде платы за покупаемые товары и услуги. Эти пла­тежи, которые рассматриваются потребителями как расходы, для производителей являются выручкой. Следовательно, ключевой характеристикой рыночной системы является свобода потребителей и произво­дителей принимать решения по купле-продаже, вести бизнес на свободно избираемых ими рынках, а принципом здесь является поощрение индиви­дуального экономического интереса, в результате чего и лучше всего удовлетворяются интересы об­щества в целом.

Многие отечественные предприятия не были гото­вы работать по этой схеме по различным причинам (распад СССР привел к нарушению производствен­ных и кооперированных связей; неконкурентоспособ­ности продукции многих отечественных предприятий и т.д.).

Однако переходный период характери­зовался не только негативными последствиями, но и некоторыми положительными моментами:

1)  все больше предприятий адаптируется к рынку и начинает выпускать ту продукцию, которая дей­ствительно устраивает покупателя;

2)  многие предприятия поняли, что снижение издер­жек производства и реализации продукции, улуч­шение ее качества в условиях спада инфляции — единственно верное решение для обеспечения финансового благополучия;

3)  рынки' насыщаются товарами, в некоторых сфе­рах экономики появляется здоровая конкуренция;

4)  увеличение числа специалистов самого различ­ного направления, которые способны эффектив­но управлять предприятием в условиях рынка, и др.


ПОНЯТИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ РЫНКА

Рынок — базовое понятие экономики предприятия. Под рынком понимают саморегулируемую, основанную на свободе систему отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи това­ров (услуг), при которой обеспечивается необходимый спрос и предложение.

Существуют различные типы рынков. По географическому признаку различают внут­ренний (местный, региональный и национальный) и внешний (мировой, пограничный и т.д.) рынок.

По характеру продаж различают оптовый и роз­ничный рынок.

По отраслевому признаку выделяют: рынок про­довольствия, рынок машиностроения, рынок сырья, транспорт, строительство, коммунальное хозяйство, связь и т.д.

По характеру объекта товарообмена разли­чают рынок товаров и услуг, финансовый рынок, ин­теллектуальный рынок и рынок труда.

По отношению к субъекту рыночных отношений выделяют рынок продавца, рынок покупателя и рынок посреднических операций.

На практике широкое распространение получило деление рынков по характеру конкуренции. Соответ­ственно, выделяют следующие виды рынков: 1) рынок чистой конкуренции. Исходная позиция — на этом рынке существуют множество продавцов и множество покупателей какого-либо сходного то­варного продукта. При этом ни один продавец и ни один покупатель не оказывают большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара, т.е. про­давец не в состоянии запросить цену выше рыноч­ной, т.к. покупатели могут свободно приобрести любое количество товара по данной рыночной цене. Продавцы не будут устанавливать цену ниже рыночной, поскольку могут продать всю продук­цию по существующей цене. На данном рынке минимальна роль маркетинговых исследований, маркетинговой деятельности, рекламы, стимули­рования сбыта и т.д.

Рынок монополистической конкуренции.

Данный рынок состоит из множества продавцов и по­купателей, совершающих сделки не по единой рыноч­ной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие широ­кого диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям различные ва­рианты товаров. Изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлени­ем и т.д. Различия также могут состоять в сопутствую­щих товарам услугах. В связи с наличием большо­го числа конкурентов стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму гораздо меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка.

Рынок олигополистической конкуренции. Состоит из небольшого числа продавцов, очень чув­ствительных к политике ценообразования и марке­тинговых исследований друг друга. Товары этих про­давцов могут быть как схожими, так и значительно отличаться друг от друга. Небольшое количество про­давцов объясняется тем, что новым продуктам очень сложно проникнуть на данный рынок. Каждый прода­вец очень чутко реагирует на стратегию и действия своих конкурентов. Предприятие-олигополист никог­да не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен, т.е. при снижении каким-либо про­давцом цены на 10% покупатели быстро переклю­чатся на него. С другой стороны, если олигополист повысит цены, то нет уверенности, что конкуренты последуют его примеру, и ему придется вернуться к прежней цене или рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

Рынок чистой монополии. В данном случае на рынке всего один продавец. Это могут быть государ­ственная организация, частная регулируемая моно­полия или частная нерегулируемая монополия. В каждом из этих трех случаев ценообразование скла­дывается по-разному. Государственная монополия с помощью политики цен может стремиться к дости­жению самых разных целей.


НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Рыночная экономика, несмотря на ее многие по­ложительные черты, не способна автоматически ре­гулировать все экономические и социальные про­цессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально спра­ведливого распределения дохода, не гарантирует права на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои на­селения. Частный бизнес не заинтересован вкла­дывать капитал в такие отрасли и такие проекты, ко­торые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Обо всем этом должно позаботиться государство. Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стра­не и ее национальной безопасности, что в свою оче­редь является основой для развития предпринима­тельства и экономики.

Сам по себе принцип государственного вмеша­тельства в экономику уже давно не вызывает ни у кого сомнений. Необходимость такого государственного воздействия предопределена самим ходом разви­тия экономики и общества в целом. Поэтому споры между специалистами идут только по поводу степени этого участия. Предпосылки государственного вмешательства в экономику могут быть объедине­ны в следующие группы:

1)  необходимость совершенствования рынка и его структуры (подрыв несовершенной кон­куренцией саморегулирующей функции рынка, обострение проблем сбыта в условиях превышения предложения над спросом, развитие интеграци­онных процессов и необходимость защиты нацио­нальных интересов на внешнем рынке);

2)  необходимость совершенствования произ­водства (необходимость организации и поддерж­ки производства в низко рентабельных отраслях, научно-технический прогресс и возрастание затрат на научно-исследовательские работы):

3)  социальные причины (наличие нерыночных ви­дов деятельности, оценка которых невозможна с точки зрения эффективности, научно-техниче­ская революция и необходимость изменения со­циальных отношений);

4)  экономические объекты государственного вмешательства (его масштаб и глубина, формы воздействия на рынок диктуются степенью общест­венно-политического и экономического развития страны, региона, остротой противоречий экономи­ческого и социального характера, которые наблю­даются в данный период времени. Поэтому и сте­пень развитости системы государственного участия и регулирования рынка различается в отдельных странах).

Традиционно сильны, например, позиции государ­ства в экономике некоторых западноевропейских стран (Франции, Испании, Германии, Нидерландов), в Японии; активно усиливается роль государства в экономическом росте многих стран Азии и Латин­ской Америки.

Сами исторические условия развития, нацио­нальные традиции, особенности государственного устройства и место в общемировой экономической интеграции сделали государство в этих странах важ­нейшим участником экономических отношений и главным регулятором рынка и последствий изме­нений на нем. При этом традиционно менее заметна роль государства в регулировании экономики в США, Канаде, социально-экономические и политические условия, развития которых традиционно и объективно отличались от ранее перечисленных стран Европы, Азии, Латинской Америки.

Принципиально важна роль государственного ре­гулирования в странах с неразвитой рыночной струк­турой, куда можно отнести страны с исторически обус­ловленным низким уровнем и односторонностью экономического развития, а также страны, осуществ­лявшие (или осуществляющие) переход от директив­ной экономики на базе всеобъемлющего характера государственной собственности к рыночной эконо­мике, основанной на многоукладности хозяйства, разнообразии и равноправии всех форм собствен­ности.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Выделяются несколько форм государственного регулирований.

Директивное планирование — одна из форм государственного регулирования, длительное время существовавшая в СССР и других социалистических странах. При директивном планировании план эко­номического и социального развития страны имеет силу закона и становится обязательным для всех звеньев народного хозяйства — предприятий, отрас­лей, регионов. Функции государства в это время сво­дились главным образом к планированию матери­альных пропорции и потоков, распределению материальных ресурсов, административному управлению производствам и потреблением.

Информация о работе Народно-хозяйственный комплекс