Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:12, реферат
Составные элементы народно-хозяйственного комплекса. Понятие и признаки предприятия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. Порядок создания и ликвидации предприятий. Предприятие в условиях рыночной экономики.
При образовании нового предприятия преследуются в основном следующие цели:
1) увеличение выпуска продукции, в которой нуждаются потребители, и получение дохода за счет ее реализации;
2) вовлечение в производство незанятого трудоспособного населения и решение тем самым социальной проблемы трудоустройства;
3) вовлечение в производство имеющихся дополнительных природных ресурсов;
4) изготовление принципиально новых видов промышленной продукции с использованием передовых достижений науки и техники;
5) удовлетворение личных интересов отдельных граждан или группы лиц, создающих небольшие предприятия (типа товариществ) для индивидуальной или совместной деятельности. Создание предприятия фиксируется соответствующими документами. Оформляется основной документ — устав предприятия, в котором указываются юридический статус нового предприятия, задачи, обоснование и принципы его создания, учредители, их адреса, денежный вклад каждого учредителя, сроки и формы деятельности предприятия, его права и обязанности как юридического лица. В уставе обозначаются размер уставного капитала и источники его формирования, указываются вид и сфера деятельности предприятия, даются гарантии охраны окружающей среды и здоровья людей, устанавливается форма управления предприятием и его филиалами, указываются система учета и отчетности, адрес нового предприятия, его название. Устав предприятия утверждается учредтепям и вместе с заявкой учредителя регистрируется местными органами власти. После этого предприятие получает право на собственную печать и открывает расчетный счет в банке. Учреждение, которое не имеет печати и расчетного счета, не является юридическим лицом и не относится к категории предприятия.
Решение о ликвидации или реорганизации предприятия, как и решение о его создании, принимает его владелец или арбитражный суд, если предприятие оказалось банкротом,
Причинами прекращения деятельности или кардинальной перестройки работы предприятия могут быть: отсутствие или резкое падение спроса на выпускаемую продукцию (оказываемые услуги): убыточность производства; экологическая опасность предприятия для окружающей среды и населения: возможность использования зданий, сооружений, оборудования и других средств предприятия для организации выпуска более экономически выгодной или более необходимой продукции.
ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
В условиях плановой экономики основная цель предприятия заключалась в выпуске продукции определенной номенклатуры и ассортимента исходя из годового плана, который в свою очередь вытекал из 5-летнего плана. Под этот план предприятию присваивались необходимые ресурсы и конкретные поставщики, а также указывались и потребители продукции, т.е. предприятия заранее знали, какими ресурсами они располагали на год, от каких предприятии их получат и в какой срок. Заранее они знали, куда сбывать свою продукцию и по каким ценам.
С переходом предприятий на рыночные отношения ситуация в корне изменилась. Предприятия были вынуждены работать по совершенно иной схеме. В этой схеме основой является спрос покупателей, т.е. возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, характерные для рыночных отношении.
Наиболее важными характеристиками рыночной экономики являются: частная собственность на ресурсы и средства производства, индивидуальная свобода выбора, конкуренция, мотивация получения прибыли, а также цены, определяемые условиями рыночного спроса и рыночного предложения.
Механизм функционирования рыночной экономики можно охарактеризовать следующим образом.
Главные экономические единицы общества (индивидуумы, фирмы, государственные учреждения) действуют как собственники экономических ресурсов. Через рынки ресурсов они поставляют фирмам средства производства. На рынках ресурсов производители находятся на стороне спроса, и они должны платить за приобретаемые для производства ресурсы. Эти платежи, рассматриваемые фирмами-производителями как затраты, для поставщиков ресурсов являются доходами и принимают форму жалования, заработной платы, дивидендов и т.д., т.е. плоды труда фирм-производителей предлагаются потребителям на рынках продукции, на которых производители действуют со стороны предложения, а потребители — со стороны спроса. Потребители используют доход, получаемый от поставки ресурсов, в виде платы за покупаемые товары и услуги. Эти платежи, которые рассматриваются потребителями как расходы, для производителей являются выручкой. Следовательно, ключевой характеристикой рыночной системы является свобода потребителей и производителей принимать решения по купле-продаже, вести бизнес на свободно избираемых ими рынках, а принципом здесь является поощрение индивидуального экономического интереса, в результате чего и лучше всего удовлетворяются интересы общества в целом.
Многие отечественные предприятия не были готовы работать по этой схеме по различным причинам (распад СССР привел к нарушению производственных и кооперированных связей; неконкурентоспособности продукции многих отечественных предприятий и т.д.).
Однако переходный период характеризовался не только негативными последствиями, но и некоторыми положительными моментами:
1) все больше предприятий адаптируется к рынку и начинает выпускать ту продукцию, которая действительно устраивает покупателя;
2) многие предприятия поняли, что снижение издержек производства и реализации продукции, улучшение ее качества в условиях спада инфляции — единственно верное решение для обеспечения финансового благополучия;
3) рынки' насыщаются товарами, в некоторых сферах экономики появляется здоровая конкуренция;
4) увеличение числа специалистов самого различного направления, которые способны эффективно управлять предприятием в условиях рынка, и др.
ПОНЯТИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ РЫНКА
Рынок — базовое понятие экономики предприятия. Под рынком понимают саморегулируемую, основанную на свободе систему отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг), при которой обеспечивается необходимый спрос и предложение.
Существуют различные типы рынков. По географическому признаку различают внутренний (местный, региональный и национальный) и внешний (мировой, пограничный и т.д.) рынок.
По характеру продаж различают оптовый и розничный рынок.
По отраслевому признаку выделяют: рынок продовольствия, рынок машиностроения, рынок сырья, транспорт, строительство, коммунальное хозяйство, связь и т.д.
По характеру объекта товарообмена различают рынок товаров и услуг, финансовый рынок, интеллектуальный рынок и рынок труда.
По отношению к субъекту рыночных отношений выделяют рынок продавца, рынок покупателя и рынок посреднических операций.
На практике широкое распространение получило деление рынков по характеру конкуренции. Соответственно, выделяют следующие виды рынков: 1) рынок чистой конкуренции. Исходная позиция — на этом рынке существуют множество продавцов и множество покупателей какого-либо сходного товарного продукта. При этом ни один продавец и ни один покупатель не оказывают большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара, т.е. продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, т.к. покупатели могут свободно приобрести любое количество товара по данной рыночной цене. Продавцы не будут устанавливать цену ниже рыночной, поскольку могут продать всю продукцию по существующей цене. На данном рынке минимальна роль маркетинговых исследований, маркетинговой деятельности, рекламы, стимулирования сбыта и т.д.
Рынок монополистической конкуренции.
Данный рынок состоит из множества продавцов и покупателей, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие широкого диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям различные варианты товаров. Изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением и т.д. Различия также могут состоять в сопутствующих товарам услугах. В связи с наличием большого числа конкурентов стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму гораздо меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка.
Рынок олигополистической конкуренции. Состоит из небольшого числа продавцов, очень чувствительных к политике ценообразования и маркетинговых исследований друг друга. Товары этих продавцов могут быть как схожими, так и значительно отличаться друг от друга. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым продуктам очень сложно проникнуть на данный рынок. Каждый продавец очень чутко реагирует на стратегию и действия своих конкурентов. Предприятие-олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен, т.е. при снижении каким-либо продавцом цены на 10% покупатели быстро переключатся на него. С другой стороны, если олигополист повысит цены, то нет уверенности, что конкуренты последуют его примеру, и ему придется вернуться к прежней цене или рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
Рынок чистой монополии. В данном случае на рынке всего один продавец. Это могут быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом из этих трех случаев ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия с помощью политики цен может стремиться к достижению самых разных целей.
НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливого распределения дохода, не гарантирует права на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения. Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Обо всем этом должно позаботиться государство. Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что в свою очередь является основой для развития предпринимательства и экономики.
Сам по себе принцип государственного вмешательства в экономику уже давно не вызывает ни у кого сомнений. Необходимость такого государственного воздействия предопределена самим ходом развития экономики и общества в целом. Поэтому споры между специалистами идут только по поводу степени этого участия. Предпосылки государственного вмешательства в экономику могут быть объединены в следующие группы:
1) необходимость совершенствования рынка и его структуры (подрыв несовершенной конкуренцией саморегулирующей функции рынка, обострение проблем сбыта в условиях превышения предложения над спросом, развитие интеграционных процессов и необходимость защиты национальных интересов на внешнем рынке);
2) необходимость совершенствования производства (необходимость организации и поддержки производства в низко рентабельных отраслях, научно-технический прогресс и возрастание затрат на научно-исследовательские работы):
3) социальные причины (наличие нерыночных видов деятельности, оценка которых невозможна с точки зрения эффективности, научно-техническая революция и необходимость изменения социальных отношений);
4) экономические объекты государственного вмешательства (его масштаб и глубина, формы воздействия на рынок диктуются степенью общественно-политического и экономического развития страны, региона, остротой противоречий экономического и социального характера, которые наблюдаются в данный период времени. Поэтому и степень развитости системы государственного участия и регулирования рынка различается в отдельных странах).
Традиционно сильны, например, позиции государства в экономике некоторых западноевропейских стран (Франции, Испании, Германии, Нидерландов), в Японии; активно усиливается роль государства в экономическом росте многих стран Азии и Латинской Америки.
Сами исторические условия развития, национальные традиции, особенности государственного устройства и место в общемировой экономической интеграции сделали государство в этих странах важнейшим участником экономических отношений и главным регулятором рынка и последствий изменений на нем. При этом традиционно менее заметна роль государства в регулировании экономики в США, Канаде, социально-экономические и политические условия, развития которых традиционно и объективно отличались от ранее перечисленных стран Европы, Азии, Латинской Америки.
Принципиально важна роль государственного регулирования в странах с неразвитой рыночной структурой, куда можно отнести страны с исторически обусловленным низким уровнем и односторонностью экономического развития, а также страны, осуществлявшие (или осуществляющие) переход от директивной экономики на базе всеобъемлющего характера государственной собственности к рыночной экономике, основанной на многоукладности хозяйства, разнообразии и равноправии всех форм собственности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Выделяются несколько форм государственного регулирований.
Директивное планирование — одна из форм государственного регулирования, длительное время существовавшая в СССР и других социалистических странах. При директивном планировании план экономического и социального развития страны имеет силу закона и становится обязательным для всех звеньев народного хозяйства — предприятий, отраслей, регионов. Функции государства в это время сводились главным образом к планированию материальных пропорции и потоков, распределению материальных ресурсов, административному управлению производствам и потреблением.