Народно-хозяйственный комплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:12, реферат

Краткое описание

Составные элементы народно-хозяйственного комплекса. Понятие и признаки предприятия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. Порядок создания и ликвидации предприятий. Предприятие в условиях рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

Лекции по экономике предприятия.doc

— 819.50 Кб (Скачать)

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неде­лимым и не может быть распределено по вкладам (до­лям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. В форме унитарного предприятия могут быть созда­ны только государственные и муниципальные пред­приятия. Имущество государственного и муници­пального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципаль­ной собственности принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Возглавляет унитарное предприятие ру­ководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен. Унитарное предприятие отвечает по своим обяза­тельствам всем принадлежащим им имуществом и не несет ответственности по обязательствам соб­ственника.

Производственный кооператив (ПК) — это добровольное объединение граждан для совместной деятельности к таких сферах, как производство, пере­работка, сбыт, торговля, бытовое обслуживание, медицинские услуги и т.п. Учредительный документ ПК — его устав. Число членов кооператива должно быть не менее пяти человек.


МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

В экономике развитых западных стран значитель­ное место занимают малые предприятия, число ко­торых за последнее время значительно увеличилось и в РК. К малым предприятиям в мировой практике относятся предприятия по вели­чине таких критериев, как среднее ежегодное число занятых на предприятии работников, сумма прибы­ли, объем первоначального капитала, объем активов предприятия и ежегодный оборот. В РК критерием отнесения предприятий к малым является численность всего персонала, как состоя­щего в штате, так и работающего по гражданско-пра­вовым договорам.

Малые предприятия — коммерческие органи­зации, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпри­нимательства, не превышает 25% и в которых уста­новлен следующий предельный размер численности работников за отчетный период: в промышленности, в строительстве и на транспорте — 100 человек: в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании на­селения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 че­ловек.

Пути учреждения малых предприятий: по решению собственника имущества; выделение из состава действующих предприятий (объединений) структурных подразделений (единиц) с сохранением их обязательств перед предприятием; принудитель­ное разделение крупных предприятий в соответствии с антимонопольным законодательством.

Преимущества малых предприятий: создание значительного числа новых рабочих мест и привле­чение к своей деятельности свободного населения; ускорение реализации научно-технических новшеств; возрождение подсобных производств и народных ремесел; содействие экономическому и социально­му развитию малых городов и небольших населен­ных пунктов; высокий уровень социально-психологи­ческих отношений; гибкость и оперативность в действиях; приспособляемость (адаптация) к мест­ным условиям; невысокие расходы по управлению; возможность более быстрой реализации идей; вы­сокая оборачиваемость капитала; меньшее воздей­ствие на экологическую обстановку.

Недостатки малых предприятий - длитель­ные сроки развития предприятия в связи с малым объемом первоначального капитала; финансовые трудности (сложность получения кредита); невысо­кий уровень профессионального менеджмента; от­носительно высокий уровень риска на первой ста­дии жизненного цикла предприятия; неуверенность партнеров при заключении контрактов; трудности привлечения высококвалифицированных кадров; высокий уровень занятости руководителя малого предприятия.

Направления государственной поддержки малых предприятий в Казахстане - формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринима­тельства государственных финансовых, мате­риально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и техноло­гий: установление упрощенного порядка регистра­ции субъектов малого предпринимательства, ли­цензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной ста­тистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, произ­водственных, информационных связей с зарубеж­ными государствами.


ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Создание интегрированных объединений направлено на более активную адаптацию предприя­тий к рыночным условиям путем улучшения управле­ния, повышения эффективности производства и кон­курентоспособности выпускаемой продукции, роста производительности труда и снижения издержек произ­водства.

Все виды интеграции фирм (предприятий) в рыноч­ной экономике обусловлены прежде всего необходи­мостью достижения финансовой устойчивости в ус­ловиях сильной конкуренции. В зависимости от поставленных целей и задач фирмы объединяются на основе либо принципа кооперации, либо прин­ципа концентрации.

Интеграция на основе кооперации может быть временной и постоянной, она проводится на основе картельного соглашения, предусматривающего раз­личные организационные формы в виде картели, кон­сорциума, пула и т.д. Кооперируются предприятия, как правило, для совместного выполнения крупных проектов, для осуществления единых задач и коор­динации поведения на рынке сбыта продукции.

Интеграция предприятий выходящая из прин­ципа концентрации проводится на основе центра­лизации и концентрации капитала. Централизация ка­питала означает слияние отдельных капиталов (долевых вкладов в уставный фонд) в единый капитал для совместного использования.

Основными организационными формами интегра­ции фирм на основе принципа концентрации являют­ся синдикат, трест, концерн и другие разновидности.

Существуют три основных вида концентрации: го­ризонтальная, вертикальная и диверсификация.

Горизонтальная концентрация означает со­средоточение однотипных производств (металлооб­работка, пищевые предприятия и т.п.) в крупной ком­пании.

Вертикальная концентрация предполагает объединение в рамках корпорации всех последова­тельных стадий производства (от добычи сырья до сбыта готовой продукции) в виде специализированных предприятий. Концентрация на основе диверсифика­ции означает проникновение крупных предприятий (компаний, фирм, корпораций) в несвойственные их производственной основе другие отрасли и объеди­нение предприятий этих отраслей в рамках компании. Диверсификация активно распространяется в мировой практике, что обусловлено следующими факторами:

1)  ограниченностью емкости рынка специализиро­ванной продукции;

2)  уменьшением риска предпринимательской деятель­ности за счет расширения и перераспределения источников формирования прибыли корпорации;

3)  возможностью компенсации убытков в период струк­турных изменений, обновления продукции, реоргани­заций и конъюнктурных колебаний одной отраслевой группы продукции за счет высокой рентабельности другой отраслевой группы товаров;

4)  возможностью гибкого маневрирования инвести­циями для развития тех или иных направлений производства.

В соответствии с этим различают также две фор­мы развития корпоративных структур: 1) органический рост, основанный на концентрации капитала, привлечении инвестиций для расшире­ния масштабов производства и интеграции пред­приятий. Интеграция порождает эффект синергии, обусловленный оптимальным комбинированием ресурсов и возможностей и способствующий мак­симальной конкурентоспособности и конечной эф­фективности деятельности корпорации; 2) рост через приобретение, основанный на так­тике слияний и поглощений, который ведет к рас­ширению сферы деятельности и контроля корпора­ции, расширяет поле для развития интеграционных процессов, мобилизации конкурентных преиму­ществ и достижения большего эффекта. Принци­пиальное различие между этими формами состо­ит в том, что в первом случае рост корпорации одновременно означает увеличение общественно­го производства, а во втором — происходит его пере­распределение между корпорациями.


ВИДЫ КОРПОРАТИВНЫХ ФОРМ БИЗНЕСА

Корпоративная форма организации бизнеса, с одной стороны, является основой надфирменных образований, а с другой — и сама рассматривается в качестве интегрированной структуры.

Картель представляет собой форму союза пред­принимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников (фирм) условия бизнеса (по объему про­изводства, ценам на товары, доле (квоте) на рынках сбыта, обмену патентами и др.). Картельное объеди­нение представляет собой ограничивающее конкурен­цию соглашение между фирмами (предприятиями, организациями), которые юридически и экономиче­ски остаются самостоятельными, предполагающее координацию как маркетинговой деятельности, так и отдельных элементов бизнес-планирования его участ­ников на договорной основе.

Синдикат является самой жесткой формой ин­теграции и представляет собой совокупность пред­приятий, объединенных с целью централизации функ­ций обеспечения ресурсами и маркетинга (сбыта продукции) на согласованных условиях; имеет спе­циальный центр по продажам, который только один вправе продавать продукцию участников соглашения по единым ценам Участники синдиката сохраняют юридическую и производственную самостоятель­ность, но теряют коммерческую независимость.

Консорциум представляет собой одну из форм интеграции фирм на основе картельного соглашения для совместного проведения крупных финансовых операций (в т.ч. международных) по реализации ка­питалоемких и наукоемких проектов с целью извле­чения высоких (монопольных) прибылей. Это времен­ное объединение участников на период достижения поставленной цели, которое может создаваться как с образованием, так и без образования юридическо­го лица.

Трест предполагает такое объединение пред­приятий, при котором осуществляется сильная централизация управления и участники полностью утра­чивают производственно-коммерческую самостоя­тельность. Это самая жесткая форма интеграции, поскольку объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-либо сторона, как в картели или синдикате.

Концерн является наиболее распространенной организационной формой объединения самостоя­тельных предприятий, связанных посредством систе­мы участия в капитале, финансовых связей, догово­ров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного произ­водственного сотрудничества.

Конгломерат — организационная форма интег­рации компаний, объединяющая под единым финан­совым контролем целую сеть разнородных предприя­тий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонталь­ной и вертикальной интеграции, без всякой произ­водственной общности.

Стратегический альянс представляет собой соглашение о кооперации независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодопол­няющих стратегических ресурсов компаний. Альянс не является самостоятельным юридическим лицом, а отдельные компании могут быть участниками мно­жества стратегических альянсов.

Ассоциация — добровольное объединение неза­висимых структурных единиц (юридических или фи­зических лиц) на основе экономической заинтересо­ванности для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой цели; са­мая «мягкая форма интеграции компаний, созда­ваемых в целях кооперации деятельности рекомен­дательного характера. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица.

Суть холдинга состоит в приобретении конт­рольных пакетов акций различных компаний в целях установления контроля за их деятельностью и полу­чения доходов в виде дивидендов.


ОФШОРНЫЕ ФОРМЫ БИЗНЕСА

Термин «оффшор» дословно переводится как «вне побережья», «за пределами морской границы», "заокеанский", «осуществляемый в других. странах».

Оффшорная деятельность — деятельность ком­пании вне юрисдикции какого-либо государства. Оффшорная зона — страна или территория, в соот­ветствии с законодательством которой разрешают­ся регистрация и функционирование оффшорных ком­паний (Нидерланды, Швейцария, Кипр. Люксембург, Науру, Вануату, Западное Самоа и др.).

Оффшорная компания имеет несколько основных признаков:

1)  учредителями компании, как правило, должны быть нерезиденты страны регистрации, т.е. юридиче­ские или физические лица другого государства;

2)  оффшорная компания имеет статус нерезидента или освобожденного от уплаты налогов резидента как не ведущего на данной территории коммерческую деятельность;

3)  оффшорная компания не должна вести коммерче­ской деятельности на территории, где она зарегист­рирована. Компания такого вида не имеет права заключать сделки с местными юридическими и физическими лицами;

4)  компания такого типа обычно освобождена от упла­ты налогов или выплачивает налоги по сниженной процентной или фиксированной ставке.

В настоящее время получили распространение несколько типов оффшорных компаний.

Торгово-посреднические оффшорные компа­нии. В мировой коммерческой практике дочерние торгово-закупочные (сбытовые) компании, регистри­руемые в зонах налоговых льгот, позволяют пере­нести часть издержек и прибылей в районы с низким налогообложением: путем трансфертных (внутри­фирменных) операций аккумулировать часть торго­вой прибыли в районы налоговых льгот; реинвести­ровать доход за рубежом, используя преимущества налоговых соглашений.

Информация о работе Народно-хозяйственный комплекс