Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:12, реферат
Составные элементы народно-хозяйственного комплекса. Понятие и признаки предприятия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. Порядок создания и ликвидации предприятий. Предприятие в условиях рыночной экономики.
Индикативное (рекомендательное) планирование является формой государственного регулирования рынка преимущественно при рыночных отношениях. В отличие от директивного планирования, при котором утвержденный план экономического развития страны приобретает силу закона и становится обязательным для всех звеньев экономики, общегосударственному планированию в ряде западных стран (Франции, Японии и др.) присущ индикативный характер.
Стратегическое планирование как форма государственного регулирования используется во Франции и других странах. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль, в реализации которых должно взять на себя государство. Посредством стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать, прежде всего, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и какие общественные структуры при этом следует опираться.
Программирование представляет собой разработку программы социально-экономического развития — комплекса целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Утвержденная программа социально-экономического развития подлежит опубликованию.
Прогнозирование призвано выявить важнейшие проблемы и направления развития страны. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для выработки и обоснования социально-экономической политики и приоритетов государства. Прогнозирование как одна из форм государственного регулирования служит начальным этапом, предшествует разработке программ, планов, основных направлений, разработке стратегии социально-экономического развития и т.д.
Государство использует методы (меры) прямого и косвенного воздействия на экономику.
Методы прямого воздействия, как правило, охватывают регулирование использования государственной собственности и государственных ресурсов. К методам прямого воздействия относятся; контроль за финансовыми операциями государственных предприятий, их структурой и их хозяйственной целесообразностью; установление цен и тарифов, производственных заданий для предприятий государственного сектора. Административные методы также относятся к методам прямого воздействия. Они основываются на силе и авторитете государственной власти, включают меры запрета, разрешения, принуждения.
Методы косвенного воздействия влияют на интересы хозяйствующих субъектов через налоговую систему, кредит: таможенные сборы и т.д. Косвенные методы регулирования реализуются экономическими средствами (экономическими методами).
Применение административных и экономических методов в разных сферах и отраслях складывается по-разному, но приоритет отдается экономическим методам. Использование методов прямого и косвенного воздействия "Переплетается", и их разграничение условно.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
Любое предприятие функционирует как открытая система, постоянно находящаяся во взаимоотношении с другими субъектами экономической системы. Внешняя среда предприятия включает в себя факторы прямого и косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на принятие решений предприятием в сфере хозяйственной деятельности.
Факторы среды косвенного воздействия — состояние экономики, технические, социальные, политические и другие факторы..
В целом внешняя среда предприятия включает в себя определенные составляющие.
Экономическое состояние в обществе оказывает влияние на степень доступности денежных ресурсов, на величину процентов, которые можно получить на вложенный.капитал. Оно также определяет цены на сырье, материалы и другие элементы производства.
Политическая ситуация оказывает существенное воздействие на предприятие через экономическую обстановку, поскольку, как правило, правительство проводит свои политические цели и задачи при помощи экономических мероприятий.
Социально-культурная среда определяет вид и цену товаров, потребляемых обществом и отдельными группами покупателей. Элементы этой среды — образование, культура, нравственные нормы и религиозные традиции — оказывают непосредственное влияние на. спрос, а также на отношение отдельных работников к своим трудовым обязанностям.
Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития и воздействует на коммерческие фирмы в двух направлениях. Так, повышение автоматизации производства, контроля и управления, внедрения информационных технологий, с одно,й стороны, приводит к повышению качества и уменьшению сроков изготовления продукции; но, с другой — уменьшает количественную потребность в рабочей силе и ориентирует общество на качественное изменение профессионального мастерства.
Физическая или географическая среда, характеризующая возможности коммерческой фирмы, функционирующей в конкретном регионе, определяет, какое сырье, какие энергоресурсы и какой вид транспорта выгоднее использовать; а также в каких условиях хранить и перерабатывать сырье, где и как набирать рабочую силу, как ее доставлять к месту производства, с какими поставщиками иметь дело.
Партнерская финансово-кредитная сфера определяет финансовые, оперативные и деловые возможности предприятий. Ее формируют предприятия-поставщики и предприятия-покупатели; коммерческие банки; финансовые и инвестиционные компании, пенсионные фонды, страховые компании; аудиторские и нотариальные конторы; транспортные фирмы; рекламные бюро; организации средств связи и коммунальных услуг; информационные службы и другие контрагенты фирмы.
Особенности внешней среды предприятий.
Взаимосвязанность факторов внешней среды. Изменение одного фактора может обусловить изменение других.
Сложность "внешней среды. Предприятие вынуждено ориентироваться на государственные постановления, на многочисленных конкурентов, ускоренные технологические изменения, многообразие ресурсов.
Неопределенность внешней среды. Большое влияние на конечные результаты деятельности предприятия оказывает неопределенность экономической конъюнктурь^, которая вытекает из непостоянства спроса и предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестирования средств, из ограниченности знаний об областях бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
Факторы внутренней среды — совокупность взаимосвязанных внутренних переменных, характеризующих ситуацию внутри организации.
Цели — это конкретные конечные состояния или желаемый результат, к которому стремится организационная система. В ходе планирования руководители высших уровней разрабатывают цели управления и сообщают их своим подчиненным. Этот процесс представляет собой мощный механизм координации действий всех подразделений, потому что он дает возможность всем должностным лицам и исполнителям знать, к чему они должны стремиться.
Задачи — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена с требуемым качеством в заранее оговоренные сроки. С формальной точки зрения задачи предписываются не человеку, а его должности. На основе решения о структуре организационной системы каждой должности предписывается ряд, задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
Организационная структура — это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенное в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать поставленных целей.
Технология — это способ преобразования ресурсов, поступающих из внешней среды, в результате деятельности организации. Влияние этой переменной на управление в значительной мере определилось крупными переворотами в технологии: промышленной революцией, стандартизацией и механизацией, применением конвейерных сборочных машин, которые имели глубочайшее воздействие не только на характер служебных обязанностей и задач, содержание работы, но и в целом на управление и его эффективность.
Ресурсы — это материальные ресурсы, информация, энергия, финансы и люди. Наличие или отсутствие ресурсов, а также их количество определяют возможности организации и способы достижения поставленных целей.
Также существует другая классификация факторов внутренней среды предприятия: -1) производственно-
2) организационные факторы, проявляющиеся в нерациональной структуре предприятия по составу (очень высокий вес постоянных затрат) взаимных связей подсистем и элементов предприятия, в распределении функций по элементам структуры, в распределении персонала по времени работ;
3) экономические факторы, состоящие в нерациональном выборе ассортимента продукции объема выпуска, в несоответствии постоянных и переменных затрат, деформации цен или спроса на выпускаемую продукцию (кратко эти причины можно назвать несоответствием используемых ресурсов получаемому эффекту);
4) информационно-управленческие факторы, состоящие в недостаточном соответствии технологии управления производственно-технологическ
1. Информация о внутренней среде предприятия необходима для определения внутренних возможностей, потенциала, на которые предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей.
2. Анализ внутренней среды предприятия указывает на то, что, помимо производства продукции, оказания услуг, предприятие обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.
КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Концентрация — это процесс сосредоточения производства на крупных предприятиях в оптимальных размерах. Этот процесс характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли. Концентрация производства находится в тесной взаимосвязи с другими формами общественной организации производства и имеет среди них определяющее значение.
Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:
1) увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия);
2) увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);
3) развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты);
4) развития концентрации на основе диверсификации производства.
Преимущества крупных предприятий сводятся к следующим основным моментам.
1. На крупном предприятии, как правило, внедряется оборудование большой единичной мощности, что дает существенный экономический эффект, проявляющийся в удешевлении единицы мощности, т.к. возрастание производительной способности оборудования сопровождается значительно меньшим ростом его стоимости.
2. Укрупнение предприятий создает условия для повышения уровня заводской специализации, способствуя тем самым внедрению и лучшему использованию высокопроизводительного оборудования, более совершенной технологии, а также улучшению организации производства и труда.
3. Издержки предприятия, которые растут непропорционально росту объема производства (содержание административно-
4: Крупное производство позволяет более экономно использовать сырье, материалы, топливо, что достигается сокращением расходных норм сырья и материалов на единицу продукции в результате применения более совершенной техники и методов технологии производства.
5. На крупных предприятиях имеются необходимые возможности и экономическая целесообразность непосредственного соединения науки с производством.
К недостаткам крупных предприятий следует отнести:
1) увеличение транспортных расходов на подвоз сырья,
материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;
2) необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;
3) усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;
4) повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;
5) нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;
6) возможность монополизации производства и др. Показателями уровни концентрации производства в отраслях промышленности являются объем выпуска продукции за год, приходящийся а среднем на одно предприятие; удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции; удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом; удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности: удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли; удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности. Главным среди перечисленных показателей является объем производства продукции.