Народно-хозяйственный комплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:12, реферат

Краткое описание

Составные элементы народно-хозяйственного комплекса. Понятие и признаки предприятия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. Порядок создания и ликвидации предприятий. Предприятие в условиях рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

Лекции по экономике предприятия.doc

— 819.50 Кб (Скачать)

Индикативное (рекомендательное) плани­рование является формой государственного регу­лирования рынка преимущественно при рыночных отношениях. В отличие от директивного планирова­ния, при котором утвержденный план экономическо­го развития страны приобретает силу закона и стано­вится обязательным для всех звеньев экономики, общегосударственному планированию в ряде запад­ных стран (Франции, Японии и др.) присущ индика­тивный характер.

Стратегическое планирование как форма го­сударственного регулирования используется во Франции и других странах. Суть стратегического пла­нирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль, в реализации которых должно взять на себя государ­ство. Посредством стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти об­ществу, решается, на каких рынках лучше действо­вать, какую технологию осваивать, прежде всего, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и какие общественные структуры при этом следует опираться.

Программирование представляет собой разра­ботку программы социально-экономического разви­тия — комплекса целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых государ­ством эффективных путей и средств достижения ука­занных ориентиров.

Утвержденная программа социально-экономи­ческого развития подлежит опубликованию.

Прогнозирование призвано выявить важнейшие проблемы и направления развития страны. Резуль­таты прогнозных расчетов используются государ­ственными органами для выработки и обоснования социально-экономической политики и приоритетов государства. Прогнозирование как одна из форм го­сударственного регулирования служит начальным этапом, предшествует разработке программ, планов, основных направлений, разработке стратегии социаль­но-экономического развития и т.д.

Государство использует методы (меры) прямого и косвенного воздействия на экономику.

Методы прямого воздействия, как правило, охватывают регулирование использования государ­ственной собственности и государственных ресур­сов. К методам прямого воздействия относятся; конт­роль за финансовыми операциями государственных предприятий, их структурой и их хозяйственной целе­сообразностью; установление цен и тарифов, произ­водственных заданий для предприятий государствен­ного сектора. Административные методы также относятся к методам прямого воздействия. Они ос­новываются на силе и авторитете государственной власти, включают меры запрета, разрешения, при­нуждения.

Методы косвенного воздействия влияют на интересы хозяйствующих субъектов через налоговую систему, кредит: таможенные сборы и т.д. Косвен­ные методы регулирования реализуются экономи­ческими средствами (экономическими методами).

Применение административных и экономических методов в разных сферах и отраслях складывается по-разному, но приоритет отдается экономическим методам. Использование методов прямого и косвен­ного воздействия "Переплетается", и их разграниче­ние условно.


ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ

Любое предприятие функционирует как открытая система, постоянно находящаяся во взаимоотноше­нии с другими субъектами экономической системы. Внешняя среда предприятия включает в себя факто­ры прямого и косвенного воздействия.

Факторы прямого воздействия непосред­ственно влияют на принятие решений предприятием в сфере хозяйственной деятельности.

Факторы среды косвенного воздействия — состояние экономики, технические, социальные, по­литические и другие факторы..

В целом внешняя среда предприятия включает в себя определенные составляющие.

Экономическое состояние в обществе ока­зывает влияние на степень доступности денежных ре­сурсов, на величину процентов, которые можно полу­чить на вложенный.капитал. Оно также определяет цены на сырье, материалы и другие элементы произ­водства.

Политическая ситуация оказывает существен­ное воздействие на предприятие через экономиче­скую обстановку, поскольку, как правило, правитель­ство проводит свои политические цели и задачи при помощи экономических мероприятий.

Социально-культурная среда определяет вид и цену товаров, потребляемых обществом и отдель­ными группами покупателей. Элементы этой среды — образование, культура, нравственные нормы и рели­гиозные традиции — оказывают непосредственное влияние на. спрос, а также на отношение отдельных работников к своим трудовым обязанностям.

Технологическая среда отражает уровень науч­но-технического развития и воздействует на коммер­ческие фирмы в двух направлениях. Так, повышение автоматизации производства, контроля и управления, внедрения информационных технологий, с одно,й сто­роны, приводит к повышению качества и уменьшению сроков изготовления продукции; но, с другой — умень­шает количественную потребность в рабочей силе и ориентирует общество на качественное изменение профессионального мастерства.

Физическая или географическая среда, ха­рактеризующая возможности коммерческой фир­мы, функционирующей в конкретном регионе, опре­деляет, какое сырье, какие энергоресурсы и какой вид транспорта выгоднее использовать; а также в каких условиях хранить и перерабатывать сырье, где и как набирать рабочую силу, как ее доставлять к месту производства, с какими поставщиками иметь дело.

Партнерская финансово-кредитная сфера определяет финансовые, оперативные и деловые возможности предприятий. Ее формируют предприя­тия-поставщики и предприятия-покупатели; ком­мерческие банки; финансовые и инвестиционные компании, пенсионные фонды, страховые компании; аудиторские и нотариальные конторы; транспортные фирмы; рекламные бюро; организации средств свя­зи и коммунальных услуг; информационные службы и другие контрагенты фирмы.

Особенности внешней среды предприятий.

Взаимосвязанность факторов внешней сре­ды. Изменение одного фактора может обусловить изменение других.

Сложность "внешней среды. Предприятие вы­нуждено ориентироваться на государственные поста­новления, на многочисленных конкурентов, ускорен­ные технологические изменения, многообразие ресурсов.

Неопределенность внешней среды. Боль­шое влияние на конечные результаты деятельности предприятия оказывает неопределенность экономи­ческой конъюнктурь^, которая вытекает из непосто­янства спроса и предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестирования средств, из ограниченности знаний об областях бизнеса и ком­мерции и многих других обстоятельств.


ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ

Факторы внутренней среды — совокупность взаимосвязанных внутренних переменных, характе­ризующих ситуацию внутри организации.

Цели — это конкретные конечные состояния или желаемый результат, к которому стремится органи­зационная система. В ходе планирования руководи­тели высших уровней разрабатывают цели управле­ния и сообщают их своим подчиненным. Этот процесс представляет собой мощный механизм координации действий всех подразделений, потому что он дает возможность всем должностным лицам и исполни­телям знать, к чему они должны стремиться.

Задачи — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена с требуемым качеством в заранее оговоренные сро­ки. С формальной точки зрения задачи предписыва­ются не человеку, а его должности. На основе реше­ния о структуре организационной системы каждой должности предписывается ряд, задач, которые рас­сматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Организационная структура — это логическое взаимоотношение уровней управления и функцио­нальных областей, построенное в такой форме, кото­рая позволяет наиболее эффективно достигать по­ставленных целей.

Технология — это способ преобразования ресур­сов, поступающих из внешней среды, в результате дея­тельности организации. Влияние этой переменной на управление в значительной мере определилось круп­ными переворотами в технологии: промышленной ре­волюцией, стандартизацией и механизацией, приме­нением конвейерных сборочных машин, которые имели глубочайшее воздействие не только на характер слу­жебных обязанностей и задач, содержание работы, но и в целом на управление и его эффективность.

Ресурсы — это материальные ресурсы, инфор­мация, энергия, финансы и люди. Наличие или отсут­ствие ресурсов, а также их количество определяют возможности организации и способы достижения поставленных целей.

Также существует другая классификация факто­ров внутренней среды предприятия: -1) производственно-технологические факто­ры, определяющие соответствие технологии и оборудования предприятия современному уров­ню: неритмичность производства, большой уро­вень брака, низкая производительность труда, простои оборудования, сбои в снабжении сырьем, материалами;

2)  организационные факторы, проявляющиеся в нерациональной структуре предприятия по со­ставу (очень высокий вес постоянных затрат) вза­имных связей подсистем и элементов предприя­тия, в распределении функций по элементам структуры, в распределении персонала по време­ни работ;

3)  экономические факторы, состоящие в нера­циональном выборе ассортимента продукции объема выпуска, в несоответствии постоянных и переменных затрат, деформации цен или спро­са на выпускаемую продукцию (кратко эти причи­ны можно назвать несоответствием используе­мых ресурсов получаемому эффекту);

4)  информационно-управленческие факторы, состоящие в недостаточном соответствии техно­логии управления производственно-технологи­ческим процессом данному типу производства, в составе используемой долей управления инфор­мации, ее получении, прохождении, обработке и анализе, подготовке и принятии управленческих решений, их обоснованности и своевременности. Значение анализа внутренней среды пред­приятия.

1.  Информация о внутренней среде предприятия необходима для определения внутренних возможно­стей, потенциала, на которые предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей.

2.  Анализ внутренней среды предприятия указы­вает на то, что, помимо производства продукции, оказания услуг, предприятие обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедея­тельности.


КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Концентрация — это процесс сосредоточения производства на крупных предприятиях в оптималь­ных размерах. Этот процесс характеризуется увеличе­нием размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продук­ции отрасли. Концентрация производства находится в тесной взаимосвязи с другими формами обще­ственной организации производства и имеет среди них определяющее значение.                          

Концентрация на предприятии может развивать­ся на основе различных форм:

1) увеличения выпуска однородной продукции (спе­циализированные предприятия);

2) увеличения выпуска разнородной продукции (уни­версальные предприятия);

3)  развития концентрации на основе комбинирова­ния производства (предприятия-комбинаты);

4)  развития концентрации на основе диверсифика­ции производства.

Преимущества крупных предприятий сводят­ся к следующим основным моментам.

1. На крупном предприятии, как правило, внедря­ется оборудование большой единичной мощности, что дает существенный экономический эффект, проявляю­щийся в удешевлении единицы мощности, т.к. воз­растание производительной способности оборудова­ния сопровождается значительно меньшим ростом его стоимости.

2.  Укрупнение предприятий создает условия для повышения уровня заводской специализации, спо­собствуя тем самым внедрению и лучшему исполь­зованию высокопроизводительного оборудования, более совершенной технологии, а также улучшению организации производства и труда.

3.  Издержки предприятия, которые растут непро­порционально росту объема производства (содержа­ние административно-управленческого персонала, расходы, связанные с освещением и отоплением зданий, и др.), в условиях крупного производства составляют значительно меньшую часть себестоимости единицы продукции, чем на мелком предприя­тии.

4: Крупное производство позволяет более эконом­но использовать сырье, материалы, топливо, что достигается сокращением расходных норм сырья и материалов на единицу продукции в результате при­менения более совершенной техники и методов тех­нологии производства.

5. На крупных предприятиях имеются необходимые возможности и экономическая целесообразность не­посредственного соединения науки с производством.

К недостаткам крупных предприятий следу­ет отнести:

1) увеличение транспортных расходов на подвоз сырья,

материалов и комплектующих изделий к предприя­тию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;

2)  необходимость больших инвестиций на сооруже­ние крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;

3) усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;

4) повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;

5)  нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;

6)  возможность монополизации производства и др. Показателями уровни концентрации произ­водства в отраслях промышленности являются объем выпуска продукции за год, приходящийся а среднем на одно предприятие; удельный вес про­дукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции; удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом; удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численно­сти: удельный вес основных производственных фон­дов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли; удельный вес по­требления электроэнергии крупными предприятия­ми в общем потреблении ее отраслью промышлен­ности. Главным среди перечисленных показателей является объем производства продукции.

Информация о работе Народно-хозяйственный комплекс