Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:12, реферат
Составные элементы народно-хозяйственного комплекса. Понятие и признаки предприятия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. Порядок создания и ликвидации предприятий. Предприятие в условиях рыночной экономики.
2) интегральные показатели характеризуют эффективность или экономичность машины. Их рассчитывают в двух вариантах — либо как отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации машины к затратам на ее создание и работу, либо как обратное отношение этих затрат к полезному эффекту.
СУЩНОСТЬ. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ СЕРТИФИКАЦИИ
Сертификация — деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Она осуществляется третьей, независимой организацией. Почти во всех странах Западной Европы, США и Японии обязательная сертификация получила значительное распространение и связана, как правило, с безопасностью, охраной здоровья и окружающей среды.
Принципы сертификации — обеспечение общественных и государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о ее качестве; добровольность либо обязательность; объективность, т.е. независимость от изготовителя и потребителя: достоверность, т.е. использование профессиональной испытательной базы; исключение дискриминации в сертификации продукции отечественных и зарубежных изготовителей; предоставление изготовителю права выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории; разнообразие форм и методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характера производства и потребления.
Цели сертификации — создание условий для эффективной деятельности предприятии и предпринимателей на едином товарном рынке РК, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействие потребителям в выборе конкретной продукции; содействие экспорту и повышение конкурентной способности продукции; защита потребителя от недобросовестности производителя; контрольбезопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья потребителей: подтверждение показателей качества продукции, заявленных производителями.
Сертификация может осуществляться в таких формах, как:
самосертификация (сертификация первой стороной). При этой форме сертификации изготовитель (продавец) берет на себя полную ответственность за качество продукции;
сертификация второй стороной. Проводится покупателем, заказчиком, предприятием, выпускающим конечную продукцию, у своих поставщиков;
3) сертификация третьей стороной. Осуществляется независимыми органами, аккредитованными на право такой оценки.
Выбор формы сертификации зависит от ее обязательности или добровольности. В международной практике обязательная сертификация проводится, как правило, третьей стороной, тогда как при добровольной сертификации возможно применение различных форм сертификации.
Сертификация может быть: обязательной — для тех параметров качества продукции, которые регламентируют охрану окружающей среды, безопасность пользователя продукции; добровольной —для тех параметров, которые улучшают климат доверия между поставщиками и потребителями продукции, повышают ее конкурентоспособность.
Объектами сертификации могут быть: конкретная продукция, состояние производства и система управления качеством.
Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, принятым в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции определенным требованиям.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Система контроля качества продукции — это совокупность методов и средств контроля и регулирования компонентов внешней среды, определяющих уровень качества продукции на стадиях стратегического маркетинга, НИОКР и производства, а также технического контроля на всех стадиях производственного процесса.
Техническим контролем называется проверка соблюдения технических требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, а также производственных условий и факторов, обеспечивающих требуемое качество.
Объектами технического контроля являются материалы и полуфабрикаты, поступающие на предприятие со стороны, продукция предприятия (как в готовом виде, так и на всех стадиях ее производства), технологические процессы, орудия труда, технологическая дисциплина и общая культура производства.
Общие принципы рациональной организации технического контроля:
1) технический контроль должен охватывать все элементы и стадии производственного процесса;
2) техника, методы и организационные формы контроля должны полностью соответствовать особенностям техники, технологии и организации производства;
3) эффективность рациональной организации технического контроля в целом и отдельных ее элементов должна быть обоснована надлежащими экономическими расчетами;
4) система контроля должна обеспечивать четкое и обоснованное распределение обязанностей и ответственности между отдельными исполнителями и различными подразделениями предприятия. В зависимости от конкретных задач, стоящих
перед техническим контролем, различают следующие основные его виды:
1) профилактический контроль — имеет целью предупреждение появления брака в процессе производства продукции:
2) приемочный контроль — осуществляется с целью выявления и изоляции брака;
3) комплексный контроль — решает обе задачи: и профилактики, и приемки;
4) специальный контроль — решает специфические задачи, например инспекционный контроль, контроль эксплуатации продукции и т.п. Методы контроля качества — это контроль
наладки, «летучий» контроль, статистические методы контроля, выборочный или сплошной контроль, статистический анализ технологического процесса, оборудования, качества продукции.
В зависимости от особенностей контролируемых параметров различают: контроль геометрических форм и размеров, контроль внешнего вида продукции и документации; контроль физико-механических, химических и других свойств материалов и полуфабрикатов; контроль внутреннего брака продукции (наличия раковин, трещин и т.п.): контроль технологических свойств материалов; контрольно-сдаточные испытания; контроль соблюдения технологической дисциплины.
В зависимости от степени охвата контролем производственных операций различают:
1) пооперационный контроль;
2) групповой контроль, выполняемый после нескольких производственных операций.
По месту выполнения контрольные операции подразделяются на стационарные; скользящие контрольные операции, выполняемые непосредственно на рабочих местах.
Для проверки фактического соответствия качества поставляемой продукции используются различные организационно-технические процедуры, формы и методы, в т.ч. контроль, диагностирование, испытание, анализ причин брака, отказов, рекламаций и др. Все эти процедуры выполняются, как правило, изготовителем или по его заказу — сторонней организацией. Поэтому у потребителя может возникнуть сомнение в объективности представленных ему результатов. Другим видом контрольных процедур, обеспечивающих получение информации о качестве, является государственный надзор, осуществляемый Госстандартом.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
США. Присутствует большое внимание со стороны законодательной и исполнительной власти к вопросам повышения качества национальной продукции. Одна из главных задач общенациональной компании за повышение качества — добиться реализации лозунга -Качество — прежде всего». С 1987 г. ежегодно проводятся месячники качества, по итогам которых трем лучшим фирмам присваиваются национальные премии.
Особенности американского подхода к управлению качеством:
1) увязка проблем качества с конкурентоспособностью товаров, фирмы и страны в целом; 2) рост объема бюджетного финансирования образования, науки и развития человеческого фактора;
3) совершенствование системы управления фирмой (менеджмента);
4) внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям;
5) жесткий контроль качества продукции со стороны администрации фирмы, выборочный контроль со стороны местных и республиканских органов управления; 6) применение экономико-математических методов к управлении качеством.
Япония. Основная концепция «японского чуда» — совершенная технология, будь то технология производства, технология управления или обслуживания. На фирмах широко внедряются вычислительная и микропроцессорная техника, новейшие материалы, автоматизированные системы проектирования, управления производством, широко применяются статистические методы анализа и контроля, которые полностью компьютеризованны. Системы управления качеством имеют обратные связи. Большое внимание уделяется кружкам качества. Их лозунги: Качество определяет судьбу предприятия, «Что сегодня кажется прекрасным, завтра устаревает». Регулярно проводятся цеховые и заводские конференции кружков качества. Дважды в год конференции организуются на уровне компании. Особенности японского подхода к управлению качеством:
1) ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях фирмы;
2) ориентация на контроль качества процессов, а не качества продукции;
3) ориентация на предотвращение возможности допущения дефекта;
4) тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, т.е. от последующей операции к предыдущей;
5) культивирование принципа «Твой потребитель — исполнитель следующей производственной операции»;
6) полное закрепление ответственности за качество результатов труда за исполнителем;
7) активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих, культивирование морали: «Нормальному человеку стыдно плохо работать".
Европа. В 1980-х гг. в Европе наблюдалось усиление внимания к проблемам качества продукции и услуг. В западноевропейских странах выработаны единые стандарты, подходы к технологическим регламентам, гармонизированы национальные стандарты на системы качества, созданные на основе стандартов ISO серии 9000, введены в действие их европейские аналоги — EN серии 29000. Большое внимание уделяется сертификации систем качества на соответствие международным стандартам. Качество стало фактором обеспечения конкурентоспособности европейских стран.
Отличительные особенности европейского подхода к решению проблем качества продукции:
1) законодательная основа для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества,
2) гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации;
3) создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации лаборатории, регистрации специалистов по качеству и т.д.;
4) развитие интеграции по стадиям жизненного цикла продукции.
КОНЦЕПЦИЯ ВСЕОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Концепция всеобщего управления качеством (total quality management, TQM) — концепция, предусматривающая всестороннее, целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности — от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей. Концепция TQM носит междисциплинарный характер. Это совокупность принципов, методов, средств и форм управления качеством с целью повышения эффективности и конкурентоспособности организации.
Система TQM включает: контроль в процессе разработки новой продукции; оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемых материалов; входной контроль материалов; контроль готовой продукции; оценку качества продукции; оценку качества производственного процесса; контроль качества продукции и производственного процесса; анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества продукции); использование информации о качестве продукции; контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции; обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала; гарантийное обслуживание; координацию работ в области качества; совместную работу по качеству с поставщиками; использование цикла РВСА (plan-bo-check-action); работу кружков качества; управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей; проведение мер по формированию культуры качества. Система TQM состоит из трех частей, таких как:
1) базовая система — средства, которые применяются для анализа и исследования; основаны на использовании общепризнанного математического аппарата и статистических методов контроля;
2) система технического обеспечения — приемы и программы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному применению;