Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:12, реферат
Составные элементы народно-хозяйственного комплекса. Понятие и признаки предприятия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. Порядок создания и ликвидации предприятий. Предприятие в условиях рыночной экономики.
Инновационная деятельность — это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационный процесс — процесс, в ходе которого производители в целях получения прибыли создают и продвигают новшества к их потребителям.
Фазы инновационного процесса.
На первой фазе — фазе формирования концепции продукта — проводится комплексный анализ экономической и научно-технической информации о возможном спросе на новую продукцию, ситуации на рынках, конкурентных позициях других производителей, научных и технических возможностях и ограничениях в развитии продукта. Основными инструментами такого аналитического исследования выступают инструменты и методы инновационного маркетинга в сочетании с методами научно-технического прогнозирования. Результатом первой фазы инновационного цикла должен стать вывод об экономиче ской целесообразности, технической возможности и основных параметрах нового продукта. Совокупность этих выводов принято называть концепцией продукта.
На второй фазе инновационного процесса осуществляется собственно проектирование нового продукта. Основная задача этой фазы заключается в ,детальной инженерной проработке нового изделия. Она включает проведение необходимых исследований, выполнение опытно-конструкторских разработок, изготовление и испытание опытных образцов новой продукции и разработку детальных чертежей для ее изготовления. На фазе проектирования продукта закладываются уровень его конкурентоспособности и длительность жизненного цикла. Именно на этой фазе инновационного процесса определяются экономические и организационные параметры будущего производства.
Третья фаза — фаза освоения производства и продвижения нового продукта на рынок — заключается в проведении комплекса работ по проектированию нового производства, начиная с его технической подготовки, организационного проектирования производственных процессов и включая наращивание производства, достижение проектной мощности и заданной себестоимости. Инновационный процесс завершают работы по продвижению нового продукта на рынок и связанная с этим дистрибьюторская деятельность предприятия.
Специфика инновационного процесса:
1) комплексный характер процесса, предусматривающий необходимость выполнения большого числа взаимосвязанных разнородных работ — от проведения исследований до продвижения нового товара на рынок;
2) низкий уровень технологической регламентации процесса вследствие его однократности и неповторяемости;
3) персонифицированный характер творческого труда участников процесса, определяющий высокую степень зависимости конечных результатов от индивидуальных условий и потенциальных способностей исполнителей.
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров, а это требует формирования и развития инновационного предпринимательства.
В связи с инновациями различают две модели предпринимательства.
Классическая модель — это предпринимательство традиционное, репродуктивное, рутинное. Предприниматель в рамках такой модели приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности. Успех предпринимательства по этой модели часто связывают с субсидированием, протекционизмом со стороны правительства и региональных органов власти.
Вторая модель представляется инновационным (продуктивным) предпринимательством. При этом предполагается поиск таких путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или новшества, доведенные до стадии конечного использования.
Классы предприятий по отношению их к инновациям.
1. Инноваторы-лидеры — это предприятия, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими предприятиями — инноватора-ми-последователями. Инноваторы-последователи меньше рискуют, их инновации являются, как правило, реакцией на инновации лидеров, но имеют более низкие экономические показатели и показатели конкурентоспособности.
2. Предприятия, ориентирующиеся на новые научные открытия или новейшие изобретения, и предприятия, создающие инновации на основе нового способа применения ранее сделанных открытий и изобретений.
3. Предприятия, создающие базовые инновации, и предприятия, деятельность которых направлена на создание инноваций-видоизменений. 4. Предприятия, создающие инновации с целью последующего их применения в одной отрасли, и предприятия,реализующие инновации для всего народного хозяйства.
5. Предприятия, реализующие инновации-продукты, и предприятия, реализующие инновации-процессы.
Инновационный проект — система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий,организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи, выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.
Основные участники инновационных проектов. Заказчики — будущие владельцы и пользователи результатов продукта. В качестве заказчиков могут выступать как физические, так и юридические лица. Инвесторы —физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект.
Проектировщики — специализированные проектные организации, разрабатывающие прректно-сметную документацию.
Поставщики — организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки).
Исполнители (организации-исполнители, подрядчики, субподрядчики) — юридические лица, несущие ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом. К ним относятся: 1) научно-технические советы (НТС) — ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятии для достижения проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов; 2) команда проекта — специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей.
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА
На стадии инновационного процесса, когда происходят воплощение идеи в конкретный проект и его запуск в производство, необходимо уделять особое внимание внедрению новых технологий.
Под научно-технологической подготовкой производства понимается совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих конструкторскую и технологическую готовность предприятия к выпуску новой продукции заданного уровня качества при установленных сроках, объеме выпуска и затратах. Включает конструкторскую и технологическую подготовку производства.
Конструкторская подготовка производства (КПП) — стадия опытно-конструкторских работ, которая включает разработку и совершенствование технологических процессов и документации на основное изделие, технологическую оснастку, нестандартное оборудование и средства для контроля качества и испытаний продукции. Результаты КПП отражаются в соответствующей конструкторской документации.
Техническое задание подготавливается заказчиком или разработчиком. В нем обосновываются целесообразность и эффективность создаваемого нового продукта, определяются назначение и основные потребительские свойства новшества, его эксплуатационные параметры, обосновываются спрос на изделие и годовой объем выпуска, а также его прогрессивность (технический уровень).
Техническое предложение подготавливается разработчиком на основе технического задания и содержит технико-экономическое обоснование конкретной продукции. Выполнение работ на этой стадии должно полностью определять возможность удовлетворения всех требований технического задания в данных производственных условиях.
Эскизный проект содержит кинематические, электрические и другие необходимые схемы, чертежи общих видов, спецификации сборочных единиц, в т.ч. унифицированных и покупных, а также промежуточный технико-экономический анализ. Технический проект содержит результаты конструкторской разработки отдельных узлов и агрегатов изделия. Здесь дается конструктивное оформление всех компонентов изделия с расчетами и обеспечивается высокая технологичность изделия.
Рабочая документация содержит чертежи и документацию опытного образца, документацию установочных серий, документацию серийного или массового производства, являющуюся основой для изготовления и испытания опытной партии.
Технологическая подготовка производства (ТПП) — совокупность взаимосвязанных научно-технических процессов, обеспечивающих технологическую готовность производства: наличие полных комплектов конструкторской и технологической документации и технологического оснащения, необходимых для выпуска в заданные сроки запланированного объема продукции с установленными технико-экономическими показателями и соответствующих стандартам и техническим условиям качества.
Основные этапы разработки технологических процессов — анализ исходных данных, выбор действующего типового проекта или аналогичного, выбор исходной заготовки и методов ее изготовления, выбор технологических баз, составление технологического маршрута обработки, разработка технологических операций, нормирование технологического процесса, определение техники безопасности, расчет экономической эффективности технологического процесса, оформление технологического процесса.
Системы конструкторской и технологической документации имеют вид стандартов, таких как: Государственная система стандартизации; Единая система конструкторской документации (ЕСКД); Единая, система технологической документации (ЕСТД); Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП); Единая государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ); Система стандартов безопасности труда (ССБТ) и т.п.
РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕСА
В условиях проведения радикальных изменений в экономике существует острая необходимость в новых инструментах и методах, способных помочь предприятиям стать более эффективными. Реинжиниринг, направленный на перепроектирование бизнес-процессов для достижения радикального улучшения деятельности предприятия, является одним из самых современных инструментов такого типа. Основы этой теории были заложены в США в 1984-1990 гг., и с тех пор методологию реинжиниринга используют в своей работе крупнейшие компании — лидеры мирового рынка, значительно улучшая результаты своей деятельности. М. Хаммер и Дж. Чампи первыми изложили концепцию, принципы и основные особенности проведения реинжиниринга.
Реструктуризация предприятия — целенаправленное преобразование как технологий производства, так и управления предприятием, обеспечивающее реализацию конкурентной стратегии деятельности в изменяющихся условиях внешней среды, характеризующееся модернизацией производственно-
Реинжиниринг представляет собой инновационный процесс, направленный на перепроектирование бизнеса для достижения значительного, скачкообразного улучшения деятельности предприятия; радикальный революционный способ преобразования внутрифирменного управления.
Реинжиниринг рассматривают не как традиционное улучшение, усовершенствование или модификацию, а как изобретение, позволяющее увеличить некоторые показатели в 5-10 раз и более.
Реинжиниринг означает отказ от сложившихся традиций, устоявшихся правил и подходов и воспроизводит новый деловой процесс «с чистого листа». В результате реинжиниринга несколько операций объединяются в один бизнес-процесс, ответственность за него возлагается на одного человека или ситуационную команду. Ответственность сочетается с правом принимать решения. Это приводит к вертикальному сжатию управленческой пирамиды, минимизирует необходимость многочисленных согласований и связанных с ними потерь времени, а также способствует сокращению объемов проверок и контроля, снижению накладных расходов.
Бизнес-процессом называют множество внутренних шагов или видов деятельности, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту. Входы включают персонал компании, финансовые расходы, наличные мощности, поставщиков сырья, комплектующих изделий и др. Выходом в бизнес-процессах являются товары или услуги.