Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, курс лекций
В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия и государство, которые выступают в качестве коллективного предпринимателя. Развитие экономики страны или отдельно взятого региона в современных условиях возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности во всех отраслях, где непосредственно осуществляется производство товаров или оказание разнообразных услуг.
К. Маркс допускал снижение стоимости рабочей силы (соответственно и ее цены) вследствие роста производительности труда в отраслях, производящих предметы потребления и услуги. Сегодня это можно рассматривать лишь как тенденцию. На самом деле производство требует все более квалифицированной рабочей силы, стоимость которой постоянно растет. Вложения в ее воспроизводство становятся все более выгодными. Вслед за стоимостью рабочей силы растет и ее цена.
В настоящее время Россия относится к числу стран с низким уровнем цены рабочей силы. Она составляет, по нашим расчетам, около 10% цены рабочей силы в США. Что касается стоимости рабочей силы, то в России она ниже, чем в США, не более чем в два раза. Следовательно, цена рабочей силы в России ниже ее стоимости в пять раз. Отставание России от США по уровню издержек на рабочую силу обусловлено следующими причинами.
Отмеченное является одним из главных факторов кризисных явлений, и будет причиной еще более глубокого экономического кризиса в начале XXI века, если экономическая политика государства не изменится.
Вернемся к вопросу о допустимых колебаниях издержек на рабочую силу. Допустим, стоимость произведенного продукта в обществе (Т) равна 1000 ед. и складывается она из использованных средств производства (СП =600), израсходованной рабочей силы (РС-200) и прибавочного продукта (ПП=200). Чтобы производство осуществлялось в неизменных масштабах, эти величины изменять нельзя ни в стоимостном выражении, ни в натуральной форме. При уменьшении величины PC не будут поддерживаться физические и умственные способности работника на том уровне, которого требует производство, не будет воспроизводиться новая рабочая сила. При увеличении цены рабочей силы выше нормальной работодатель должен переводить в заработную плату амортизацию, сырье и материалы (из их денежной оценки складывается величина СП), тогда следующий цикл производства произойдет в меньших размерах, упадет спрос на рабочую силу. Причем ухудшается качество СП (деньги были «проедены»!) и они уже требуют работника с более низким уровнем способностей к труду. Это отрицательное явление было характерно для России 90-х годов, что привело к инфляции и безработице.
Работодатель может пожертвовать частью прибыли. В этом случае уменьшаются ресурсы, которые могли быть направлены на расширение производства (приобретение дополнительных средств производства и наем новых рабочих сил), сокращаются платежи налогов и личное потребление работодателя. Снизится его заинтересованность в занятии предпринимательской деятельностью.
Здесь должно быть обеспечено равновесие, поддерживаемое государством, ибо затрагиваются интересы всего общества. Отношения между работником и работодателем по поводу цены рабочей силы неизбежно затрагивают интересы самого государства, на уровне которого обобществляется труд по общеобразовательной и профессиональной подготовке, поддержанию здоровья работников. В зависимости от того, как договорятся работодатель и работник о размерах заработной платы, зависит поведение государства в области финансовой и налоговой политики.
Если под влиянием спроса и предложения рабочей силы заработная плата завышена, то государство для поддержания в стране производства на прежнем уровне и создания стимулов для его расширения должно увеличить налоги с заработной платы, уменьшить налоги с доходов предпринимателей. И наоборот. Если этого не делать, то производство будет развиваться циклично.
Все страны мира, особенно находящиеся на высоком уровне экономического развития, сегодня регулируют отношения по поводу установления минимальных и предельных размеров цены рабочей силы. Выделяются следующие направления деятельности государства:
4. Регулирование спроса и предложения рабочей силы с целью воздействия на ее цену на рынке труда через стимулированное создание новых рабочих мест (или сокращение излишних), финансирование программ подготовки и переподготовки рабочих.
Установление оптимального соотношения между минимальной и средней заработной платой имеет большое значение. На первый взгляд, работодателю выгодно нанимать большее число рабочих за минимальную заработную плату. Но это будет приводить к снижению доли квалифицированных рабочих, а следовательно, к снижению эффективности производства.
За 40 лет минимальная заработная плата изменила свою функцию. До 1990 г. она выполняла роль нижнего предела заработка, который получала большая группа работников (секретари, лаборанты и пр.). После 1990 г. минимальная заработная плата стала ложиться в основу ставки 1 разряда. Ее доля в средней заработной плате уменьшилась в 3-4 раза.
Понятия прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета официально введены в практику социальной работы в России (второй раз в ее истории) с марта 1992 г. В первый раз они использовались в 1914-1918 гг. будущим академиком С. Г. Струмилнным, основоположником научных исследований в области экономики труда в России. Он анализировал прожиточный минимум и заработки чернорабочих в Петрограде. Его исследования были использованы в период гражданской войны для установления минимальных размеров питания и основанного на них распределения продовольствия между городами страны.
В других странах наиболее
распространенным был «бюджет Геллера»,
который использовался для
«Бюджет Геллера» относится к типичным. По определению его разработчиков он представляет «совокупность товаров и услуг, которые общественное мнение в настоящее время признает необходимыми для поддержания здоровья и разумно комфортной жизни».
Бюджет разрабатывался
для семьи из 4 человек, состоящей
из мужа, жены, мальчика 13 лет и девочки
8 лет, и включал сотни статей расходов.
Стоимость бюджета должна была обеспечить
расширенное воспроизводство
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) в России в настоящее время определяется набором товаров и услуг, обеспечивающих условия простого воспроизводства рабочей силы. Он включает около 200 наименований предметов потребления и расходов на услуги: 75 наименований продуктов питания, 45 — одежды и обуви, 24 — предметов длительного пользования, 24 — мебели, 31 — посуды, предметов гигиены, лекарств и, кроме того, расходы на жилье, связь, культуру, досуг. Сегодня МПБ пока выступает в качестве оценочного и расчетного (для прогноза) показателя. Он характеризует в стоимостной и натуральной форме условия воспроизводства простой рабочей силы. В 1992-1994 гг. около 80 % населения России имели душевой доход ниже этой суммы. Как результат — ограниченные возможности потребления необходимых продуктов питания, занятия спортом, повышения образования и т. п. То есть условия воспроизводства способностей к труду не обеспечивали развития способностей. Это выражалось в ухудшении состояния здоровья населения (особенно подрастающего поколения), снижении уровня общего и профессионального образования. Отрицательное воздействие на развитие экономики рассматриваемый показатель оказывает через 5-7 лет и на текущей ситуации практически не отражается. Считается, что минимальный потребительский бюджет должен обеспечивать средний уровень нормальной жизни при достигнутых объемах производства.
В период кризиса начала 90-х гг. прожиточный минимум (ПМ) используется также и в качестве критерия установления минимальных размеров оплаты труда, стипендий, пенсий и пособий. Сколько-нибудь серьезные экономические обоснования при этом отсутствуют. Манипулируя размерами прожиточного минимума и минимальной заработной платы, правительство стремится сдержать инфляционные процессы.
Минимальная заработная плата должна обеспечивать простое воспроизводство рабочей силы. Это означает, что она должна соответствовать минимальному потребительскому бюджету, иначе не будут обеспечены условия для возобновления производства в прежних размерах.
Минимальная заработная плата в марте 1995 г. была установлена в размерах, которые достигали лишь 10% минимального потребительского бюджета, в мае — 17%.
В свою очередь, минимальный потребительский бюджет в этот период достигал 55-60% средней заработной платы, а рациональный потребительский бюджет (РПБ) превышал ее примерно в 4 раза.
Это соотношение является, как свидетельствует опыт других стран, вполне допустимым. Не следует забывать, что в 1995-1996 гг. для поддержания скрытой безработицы мы одну среднюю заработную плату делили на двоих работающих. Если бы этого не было, то МПБ достигал бы 30-40% средней заработной платы, а РПБ превышал ее лишь в два раза. Это вполне соответствует соотношению издержкам на простое и расширенное воспроизводство рабочей силы.
В условиях экономического кризиса, когда такие категории как МПБ и РПБ не действуют в полной мере, а минимальная заработная плата, утверждаемая правительством, находится на уровне прожиточного минимума и ставки 1-го разряда, очень сложно определить возможные пути для их практического применения и даже дать их правильное определение. Тем не менее приведенные выше определения ПМ, МПБ и РПБ нам представляются правильными. И тот факт, что страна пока не может наполнить их соответствующим содержанием, не дает оснований для другого толкования их сущности.
5.3. Принципы построения системы заработной платы
Исходя из вышесказанного заработная плата является экономической категорией, выражающей отношения по поводу формирования и распределения основной части фонда потребления. Субъектами отношений, которые проявляются как интересы, выступают работники, работодатель и государство.
В экономической литературе
сложились следующие
В литературе США (Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю) встречается следующее определение: «Заработная плата — цена за труд (за использование услуг труда) в единицу времени (час, день и т. д.)». Но если обобщить результаты рассмотрения вопросов оплаты труда в учебниках по экономике, то мы обнаружим, что они затрагивают отношения работодателя, государства и работника по поводу оценки результатов и установления цены труда. Их интересы в вопросах оплаты труда часто не совпадают. Противоречия разрешаются через компромиссы. Границей, в пределах которой можно спорить о размерах заработной платы, является та часть национального дохода, которая направляется в фонд потребления.
Для достижения равновесия в экономике государство регулирует минимальную заработную плату, работодатель и работник заключают договор о размерах и порядке оценки способностей к труду работника и условиях их фактической реализации, о структуре и размерах заработной платы. Для удовлетворения интересов каждого из субъектов этих отношений должна быть построена оптимальная система заработной платы. Чтобы заработная плата стала эффективным инструментом управления трудовыми отношениями, в практике выработаны следующие принципы ее построения.
Заработная плата должна:
1. Базироваться на
основе общественно-