Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:07, курсовая работа
Целью выполнения данной курсовой работы является проведение анализа материальных затрат на производство продукции на примере конкретного предприятия и разработка мероприятий по их снижению.
Достижение цели возможно через решение следующих задач:
- изучение теоретических основ анализа материальных затрат на производство продукции;
- проведение анализа основных технико-экономических показателей деятельности предприятия и анализа материальных затрат на производство продукции;
- выявление резервов снижения суммы материальных затрат и разработка мероприятий по улучшению использования материальных ресурсов предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ
НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
5
1.1. Экономическая сущность материальных затрат, их классификация и методы учета 5
1.2. Методика анализа материальных затрат на производство продукции 11
1.3. Основные направления рационального и экономного использования материальных ресурсов
16
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Трикколор» 21
2.1. Краткая характеристика ООО «Трикколор» 21
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности
ООО «Трикколор»
23
2.2.1. Анализ величины и структуры объема производства и реализации услуг 28
2.2.2. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов 34
2.2.3. Анализ себестоимости продукции, производимой предприятием 42
2.2.4. Анализ прибыли и показателей рентабельности 45
2.3. Анализ материальных затрат на производство продукции 47
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ СУММЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ
НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ ООО «Трикколор»
58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Определим влияние факторов на изменение объема реализованной продукции ООО «Трикколор» в 2007 году:
VК = ∆К * ЦПЛ = 3149 * 434,76 = 1369,1 тыс.руб.
VЦ = КФ * ∆Ц = 23942 * (-7,48) = -179,1 тыс.руб.
Таким образом, анализ влияния факторов на объем реализации в 2007 году показал:
1)
увеличение количества
2)
снижение цены за единицу
Суммарное влияние факторов составило:
∆V = 1369,1 – 179,1 = 1190,0 тыс.руб., что соответствует данным таблицы 2.2.1.2.
Далее определим влияние факторов на изменение объема реализованной продукции ООО «Трикколор» в 2008 году:
VК = 9897 * 427,28 = 4228,7 тыс.руб.
VЦ = 33839 * (-43,55) = -1473,7 тыс.руб.
Таким образом, анализ влияния факторов на объем реализации в 2008 году показал:
1)
увеличение количества
2)
снижение цены за единицу
Суммарное влияние факторов составило:
∆V = 4228,7 – 1473,7 = 2755,0 тыс.руб., что соответствует данным таблицы 2.2.1.2.
Следующим этапом анализа объема реализации продукции ООО «Трикколор» является анализ равномерности реализации продукции. Его проводят с целью выявления несоответствия между фактическим и средним уровнями реализации за все периоды с учетом недоданной продукции. Исходные данные для определения коэффициентов равномерности и сезонности реализации продукции представлены в таблице 2.2.1.3.
Таблица 2.2.1.3.
Исходные данные для определения коэффициентов равномерности и сезонности
реализации продукции ООО «Трикколор» за 2006-2008 гг.
№
п/п |
Месяцы года |
Фактический
объем реализации услуг, тыс. руб.
(сопоставимые цены) |
Недодано услуг (тыс. руб.) | Кравномерности | ||||
2006 | 2007 | 2008 | в 2007 по сравн. с 2006 | в 2008 по сравн. с 2007 | в 2007 г. по сравн. с 2006 | в 2008 г. по сравн. с 2007 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Январь | 753,76 | 858,56 | 1103,0 | - | - | 1 | 1 |
2. | Февраль | 752,00 | 856,76 | 1056,0 | - | - | 1 | 1 |
3. | Март | 741,41 | 845,09 | 1042,0 | - | - | 1 | 1 |
4. | Апрель | 592,24 | 695,11 | 991,0 | - | - | 1 | 1 |
5. | Май | 589,59 | 685,23 | 988,0 | - | - | 1 | 1 |
6. | Июнь | 537,52 | 634,94 | 971,0 | - | - | 1 | 1 |
7. | Июль | 571,94 | 674,46 | 994,0 | - | - | 1 | 1 |
8. | Август | 583,42 | 684,33 | 999,0 | - | - | 1 | 1 |
9. | Сентябрь | 594,01 | 695,11 | 1001,0 | - | - | 1 | 1 |
10. | Октябрь | 748,47 | 846,89 | 1259,0 | - | - | 1 | 1 |
11. | Ноябрь | 752,00 | 854,07 | 1280,0 | - | - | 1 | 1 |
12. | Декабрь | 762,59 | 856,76 | 1301,0 | - | - | 1 | 1 |
13. | Всего за год | 7978,93 | 9187,32 | 12985,0 | - | - | 1 | 1 |
По данным таблицы видно, что максимальный объем сбыта приходится в 2006 году на декабрь (762,59 тыс.руб.), в 2007 году – на январь (858,56 тыс.руб.), в 2008 году – на декабрь (1301,0 тыс.руб.). Минимальный объем сбыта за три года наблюдается в июне (537,52 тыс.руб., 634,94 тыс.руб. и 971,0 тыс.руб. соответственно в 2006, 2007 и 2008 гг.). Спад объема реализации в летний период можно объяснить характером выпускаемой продукции (это, в основном, одежда для защиты от общепроизводственных загрязнений и одежда для защиты от повышенных и пониженных температур).
Коэффициент равномерности за анализируемый период равен единице. Наблюдается стабильный рост объема реализации продукции.
Одним из факторов, влияющим на равномерность реализации продукции, является сезонность в работе предприятия. Степень данного влияния можно оценить с помощью коэффициента сезонности, который рассчитывается по формуле:
, (2.3)
где Омес. i — объем реализации продукции в i-ом месяце, руб.;
_
Омес. — среднемесячный объем реализации продукции, руб.
Среднемесячный объем реализованной продукции ООО «Трикколор» составил
в 2006 году: 7978,93 / 12 = 664,91 тыс.руб.;
в 2007 году: 9187,32 /12 = 765,61 тыс.руб.;
в 2008 году: 12985,0 / 12 = 1082,08 тыс.руб.
Исходные данные для расчета коэффициента сезонности реализации услуг ООО «Трикколор» за анализируемый период представлены в таблице 2.2.1.4.
Таблица 2.2.1.4.
Расчетно-аналитические показатели для исследования сезонности реализации продукции ООО «Трикколор» за 2006-2008 гг.
№ п/п | Месяцы года | 2006 год | 2007 год | 2008 год | ||||||
Ксез | │1-Ксез│ | (1-Ксез)2 | Ксез | │1-Ксез│ | (1-Ксез)2 | Ксез | │1-Ксез│ | (1-Ксез)2 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Январь | 1,1336 | 0,1336 | 0,017849 | 1,1214 | 0,1214 | 0,014738 | 1,0193 | 0,0193 | 0,000372 |
2 | Февраль | 1,1310 | 0,131 | 0,017161 | 1,1191 | 0,1191 | 0,014185 | 0,9759 | 0,0241 | 0,000581 |
3 | Март | 1,1150 | 0,115 | 0,013225 | 1,1038 | 0,1038 | 0,010774 | 0,9630 | 0,037 | 0,001369 |
4 | Апрель | 0,8907 | 0,1093 | 0,011946 | 0,9079 | 0,0921 | 0,008482 | 0,9158 | 0,0842 | 0,007090 |
5 | Май | 0,8867 | 0,1133 | 0,012837 | 0,8950 | 0,105 | 0,011025 | 0,9131 | 0,0869 | 0,007552 |
6 | Июнь | 0,8084 | 0,1916 | 0,036711 | 0,8293 | 0,1707 | 0,029138 | 0,8973 | 0,1027 | 0,010547 |
7 | Июль | 0,8602 | 0,1398 | 0,019544 | 0,8809 | 0,1191 | 0,014185 | 0,9186 | 0,0814 | 0,006626 |
8 | Август | 0,8774 | 0,1226 | 0,015031 | 0,8938 | 0,1062 | 0,011278 | 0,9232 | 0,0768 | 0,005898 |
9 | Сентябрь | 0,8934 | 0,1066 | 0,011364 | 0,9079 | 0,0921 | 0,008482 | 0,9251 | 0,0749 | 0,005610 |
10 | Октябрь | 1,1257 | 0,1257 | 0,015800 | 1,1062 | 0,1062 | 0,011278 | 1,1635 | 0,1635 | 0,026732 |
11 | Ноябрь | 1,1310 | 0,131 | 0,017161 | 1,1155 | 0,1155 | 0,013340 | 1,1829 | 0,1829 | 0,033452 |
12 | Декабрь | 1,1469 | 0,1469 | 0,021580 | 1,1191 | 0,1191 | 0,014185 | 1,2023 | 0,2023 | 0,040925 |
13 | Итого: | 12 | 1,5664 | 0,210208 | 12 | 1,3703 | 0,161092 | 12 | 1,136 | 0,146755 |
14 | Ср.знач. | 1 | 0,1305 | 0,017517 | 1 | 0,1142 | 0,013424 | 1 | 0,0947 | 0,012230 |
По данным, представленным в таблице, можно сделать следующие выводы.
В 2006 году наибольшее значение коэффициента сезонности наблюдается в декабре (1,1469), а наименьшее – в июне (0,8084). С апреля по сентябрь наблюдается спад спроса на продукцию предприятия.
В 2007 году наибольшее значение коэффициента сезонности наблюдается в январе (1,1214), а наименьшее – в июне (0,8293). Спад спроса на продукцию ООО «Трикколор» приходится, как и в 2006 году, на месяца с апреля по сентябрь.
В 2008 году месяцы, в которых коэффициент сезонности достигает своего максимального и минимального значений, совпадают с показателями 2006 года (декабрь 1,2023; июнь 0,8973). Снижение спроса наблюдается с февраля по сентябрь. Таким образом, спрос на продукцию ООО «Трикколор» подвержен значительным сезонным колебаниям.
Далее определим показатели размах вариации, среднелинейное отклонение, среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации.
Размах вариации (R), как показатель сезонности, характеризует разность между наибольшим и наименьшим значениями месячных коэффициентов сезонности:
R = Ксез max – Ксез min . (2.4)
Среднелинейное отклонение ( ) рассчитывается по формуле:
(2.5)
Среднеквадратическое отклонение ( 2) рассчитывается по формуле:
(2.6)
Коэффициент вариации (KV) рассчитывается по формуле:
∆ KV = ( 2)* 100 %. (2.7)
Результаты расчетов представлены в таблице 2.2.1.5.
Таблица 2.2.1.5.
Показатели сезонности реализации продукции
ООО «Трикколор» за 2006-2008 гг.
№ п/п | Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | Отклонение (+/-) | |
2007 от 2006 | 2008 от 2007 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Размах вариации | 0,3385 | 0,2921 | 0,305 | -0,0464 | 0,0129 |
2. | Среднелинейное отклонение | 0,1305 | 0,1142 | 0,0947 | -0,0163 | -0,0195 |
3. | Среднеквадратическое отклонение | 0,0382 | 0,0334 | 0,0319 | -0,0048 | -0,0015 |
4. | Коэффициент вариации, % | 3,82 | 3,34 | 3,19 | -0,48 | -0,15 |
Из таблицы видно, что среднее отклонение среднемесячного объема реализации от фактического объема реализации в каждом месяце за три года составило 13,05 %, 11,42 % и 9,47 % в 2006, 2007 и 2008 гг. соответственно. Значение среднелинейного отклонения объема сбыта снижается в каждый последующий период. Это положительная тенденция.
Полученные
значения среднеквадратического
При условии полного устранения влияния фактора сезонности на объем сбыта можно рассчитать значение дополнительного объема реализации. Он рассчитывается по формуле:
∆V = Vфакт * KV, (2.8)
где Vфакт – объем реализации продукции фактический, тыс.руб.
KV – коэффициент вариации фактический.
Дополнительный объем реализации продукции ООО «Трикколор» в результате устранения влияния сезонных колебаний спроса на продукцию предприятия составит:
∆V = 12985,0 * 0,0319 = 414,22 тыс.руб.
Т.е. практическая реализация мероприятий, направленных на сглаживание сезонных колебаний спроса, позволит получить дополнительный прирост объема реализации продукции в размере 414,22 тыс.руб.
Анализ показателей равномерности и сезонности реализации продукции ООО «Трикколор» позволяет сделать вывод о том, что сезонные спады спроса (с апреля по сентябрь, а в 2008 году – с февраля по сентябрь) негативно сказываются на итоговых финансовых результатах деятельности предприятия. Для успешного функционирования данного предприятия в условиях рынка необходимо проведение ряда мероприятий по сглаживанию сезонных колебаний спроса на его продукцию (например, проведение эффективных рекламных кампаний, внедрение гибкой системы ценообразования и др.).
2.2.2. Анализ
состояния и использования