Анализ материальных затрат на производство продукции (на примере ООО «Трикколор»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения данной курсовой работы является проведение анализа материальных затрат на производство продукции на примере конкретного предприятия и разработка мероприятий по их снижению.
Достижение цели возможно через решение следующих задач:
- изучение теоретических основ анализа материальных затрат на производство продукции;
- проведение анализа основных технико-экономических показателей деятельности предприятия и анализа материальных затрат на производство продукции;
- выявление резервов снижения суммы материальных затрат и разработка мероприятий по улучшению использования материальных ресурсов предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ
НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

5
1.1. Экономическая сущность материальных затрат, их классификация и методы учета 5
1.2. Методика анализа материальных затрат на производство продукции 11
1.3. Основные направления рационального и экономного использования материальных ресурсов

16

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Трикколор» 21
2.1. Краткая характеристика ООО «Трикколор» 21
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности
ООО «Трикколор»

23
2.2.1. Анализ величины и структуры объема производства и реализации услуг 28
2.2.2. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов 34
2.2.3. Анализ себестоимости продукции, производимой предприятием 42
2.2.4. Анализ прибыли и показателей рентабельности 45
2.3. Анализ материальных затрат на производство продукции 47

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ СУММЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ
НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ ООО «Трикколор»

58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая полностью (3).doc

— 789.00 Кб (Скачать)

      Таблица 2.1.

      Динамика  основных технико-экономических показателей

      деятельности ООО «Трикколор» за 2006 – 2008 гг.

№ п/п Показатели Ед. изм. 2006 2007 2008 Абсолютное  отклонение (+/-) Относительное изменение, %
2007/06 2008/07 2007/06 2008/07
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Объем реализации в натуральном выражении шт. 20793 23942 33839 3149 9897 15,14 41,34
2. Объем реализации в стоимостном выражении (в сопоставимых ценах) тыс. руб. 7978,93 9187,32 12985,0 1208,39 3797,68 15,14 41,34
3. Число работающих, всего; чел. 91 96 98 5 2 5,49 2,08
в т.ч. рабочих 85 90 93 5 3 5,88 3,33
4. Среднегодовая выработка 

1 работающего;

тыс. руб. 87,68 95,70 132,5 8,02 36,8 9,15 38,45
1 рабочего 93,87 102,08 139,62 8,21 37,54 8,75 36,78
5. Фонд заработной платы работающих; тыс. руб. 3166,8 3571,2 4116,0 404,4 544,8 12,77 15,26
рабочих 2906,7 3280,8 3806,4 374,1 525,6 12,87 16,02
6. Среднегодовая заработная плата 

1 работающего;

тыс. руб. 34,8 37,2 42,0 2,4 4,8 6,90 12,90
1 рабочего 34,2 36,45 40,93 2,25 4,48 6,58 12,29
7. Полная себестоимость тыс. руб. 7412,8 9104,7 12725,3 1691,9 3620,6 22,82 39,77
8. Затраты на рубль  реализованных услуг коп. 92,9 99,1 98,0 6,2 -1,1 6,67 -1,11
9. Средняя цена единицы  продукции 

(в действующих ценах)

руб. 434,76 427,28 383,73 -7,48 -43,55 -1,72 -10,19
10. Производственная  площадь; м2 310 310 310 0 0 0,00 0,00
  в т.ч. площадь  цехов 232 232 232 0 0 0,00 0,00
11. Съем продукции  с 1м2 производственной площади тыс. руб. 25,74 29,64 41,89 3,9 12,25 15,15 41,33
12. Прибыль (+), убыток (-) от реализации тыс. руб. +566,13 +82,62 +259,7 -483,51 177,08 -85,41 214,33
13. Рентабельность % 7,64 0,91 2,04 -6,73 1,13 - -

Индексы цен 2007 и 2006 гг. соответственно равны:

I2007 = 383,73 / 427,28 = 0,898076,   I2006 = 383,73 / 434,76 = 0,882625.

      По  данным, представленным в таблице 2.1, можно сделать следующие выводы.

      Объем реализации продукции ООО «Трикколор» характеризуется положительной динамикой. В 2007 году по сравнению с 2006 объем реализации увеличился на 1208,39 тыс.руб. и составил 9187,32 тыс.руб., в 2008 по сравнению с 2007 абсолютный прирост составил 3797,68 тыс.руб. Объем реализации в 2008 году составил 12985,0 тыс.руб. Прирост объема реализации в натуральном выражении в 2007 году по сравнению с 2006 составил 3149 шт. (или 15,14 %), в 2008 году по сравнению с 2007 годом 9897 шт. (или 41,34 %). В целом за анализируемый период темп прироста объема реализации продукции составил 56,48 % (15,14 % и 41,34 % в 2007 и 2008 гг. соответственно).

      Себестоимость изготавливаемой продукции за анализируемый период увеличилась. В  2007 году по сравнению с 2006 абсолютный прирост составил 1691,9 тыс.руб. В 2008 году по сравнению с 2007 абсолютный прирост составил 3620,6 тыс.руб.

      Темп  прироста себестоимости продукции в 2007 году превышает темп прироста объема ее реализации (22,82 %). Этим объясняется снижение прибыли предприятия за 2007 год на 483,51 тыс. руб. (или -85,41 %), что, в свою очередь, повлекло за собой снижение уровня рентабельности на 6,73 процентных пункта (с 7,64 % в 2006 году до 0,91 % в 2007).

      Темп  прироста себестоимости продукции  в 2008 году по сравнению с 2007 составляет 39,77 %, в то время как темп прироста объема реализации продукции 41,34 %. В  этот период наблюдается увеличение прибыли предприятия на 177,08 тыс.руб. (или 214,33 %) и, как следствие, увеличение уровня рентабельности на 1,13 процентных пункта (с 0,91 % в 2007 году до 2,04 % в 2008). Однако, суммарное увеличение себестоимости продукции за анализируемый период составило 62,59 %. Снижение уровня рентабельности за период 2006-2008 гг. составило 5,6 процентных пункта.

      В период 2006-2008 гг. на ООО «Трикколор» наблюдается увеличение численности рабочих. В 2007 году по сравнению с 2006 численность рабочих увеличилась на 5 человек (или 5,49 %), в 2008 году по сравнению с 2007 – на 3 человека (или 3,33 %). Это было вызвано увеличением объема производства продукции на предприятии за анализируемый период.

      В связи с увеличением объема реализации продукции на ООО «Трикколор» наблюдается также рост выработки на одного работающего. Прирост данного показателя в период 2006-2007 гг. составил 8,02 тыс.руб. (или 9,15 %). В связи с более значительным увеличением объема реализации продукции в период 2007-2008 гг. наблюдается рост выработки на одного работающего на 36,9 тыс.руб. (или 38,45 %). Суммарный прирост данного показателя за три года составил 47,6 %. Прирост выработки на одного рабочего составил 8,21 тыс.руб. (или 8,75 %) и 37,54 тыс.руб. (или 36,78 %) в 2007 и 2008 гг. соответственно. В целом за анализируемый период увеличение выработки на одного рабочего составило 45,53 %.

      Значение  производственных площадей на протяжении периода 2006 – 2008 гг. также оставалось неизменным и составляло 310 м2, в т.ч. площадь цехов равна 232 м2.

      На  ООО «Спецодежда» за анализируемый период наблюдается также рост показателя съема (выпуска) продукции с 1 м2 производственной площади. Выпуск продукции с 1 м² производственной площади находится в прямой зависимости от объема реализации продукции и в обратной от производственной площади. Значение производственных площадей на предприятии за анализируемый период оставалось неизменным. Поэтому в связи с увеличением объема реализации выпуск продукции с 1 м² производственной площади в 2007 году увеличился на 3,9 тыс.руб. (или 15,15 %), в 2008 – на 12,25 тыс.руб. (или 41,33 %). Суммарный прирост данного показателя за три года составил 56,48 %, что свидетельствует об эффективном, рациональном использовании производственных площадей и организации производства.

      В связи с увеличением численности работающих ООО «Трикколор» наблюдается также рост фонда оплаты труда. Это свидетельствует о грамотной финансовой политике, проводимой предприятием. Прирост фонда оплаты труда работающих  в период 2006-2007 гг. составил 404,4 тыс.руб. (в т.ч. фонд оплаты труда рабочих –  374,1 тыс.руб.), в период 2007-2008 гг. был равен 544,8 тыс.руб. (в т.ч. рабочих –  525,6 тыс.руб.). Суммарный относительный прирост данного показателя за три года составил 28,03 % (в т.ч. прирост фонда оплаты труда рабочих –  28,89 %).

      Положительной динамикой характеризуется также  показатель среднегодовой заработной платы. В связи с увеличением  фонда оплаты труда среднегодовая  заработная плата работающих выросла на 2,4 тыс.руб. и 4,8 тыс.руб. в 2007 и 2008 гг. соответственно. Относительный прирост среднегодовой заработной платы работающих на                     ООО «Трикколор» за анализируемый период составил 19,8 %. Темпы прироста  среднегодовой заработной платы рабочих характеризуются меньшей динамикой; за три года составили 18,87 % (6,58 % и 12,29 % в 2007 и 2008 гг. соответственно).

      Показатель  затрат на рубль реализации находится  в прямой зависимости от себестоимости  производимой продукции и в обратной зависимости от объема ее реализации. В 2007 году затраты на 1 рубль реализации увеличились на 6,2 коп. и составили 99,1 коп. В 2008 году, напротив, показатель затрат на 1 рубль реализации снизился на 1,1 коп. и составил 98,0 коп. Данный показатель характеризует эффективность деятельности предприятия, т.к. показывает величину затрат, приходящуюся на 1 рубль выручки. Поскольку прибыль и себестоимость находятся в обратной зависимости друг от друга, то чем меньше затраты на 1 рубль выручки, тем больше прибыль, полученная предприятием. Так, в период 2006-2007 гг. на                  ООО «Спецодежда» темпы роста полной себестоимости продукции превышают темпы роста объема ее реализации, поэтому наблюдается  рост затрат на 1 рубль реализации на 6,67 %. Это повлекло за собой снижение прибыли с 566,13 тыс.руб. в 2006 году до 82,62 тыс.руб. в 2007 году. В период 2007-2008 гг. наблюдается обратная ситуация – темпы роста объема реализации превышают темпы роста полной себестоимости продукции, что повлекло снижение затрат на 1 рубль реализации, и, как следствие, увеличение прибыли предприятия на 177,08 тыс. руб. (или 214,33 %). В целом за анализируемый период снижение прибыли в абсолютном выражении составило 306,43 тыс. руб.

      Показатель  уровня рентабельности продукции отражает конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Рентабельность продукции находится в прямой зависимости от величины прибыли и в обратной – от себестоимости. В 2007 году наблюдается снижение прибыли предприятия и одновременное увеличение себестоимости, что привело к снижению рентабельности. В 2007 году по сравнению с 2006 рентабельность снизилась с 7,64 % до 0,91 %. В 2008 году прибыль предприятия увеличилась, и себестоимость тоже увеличилась. Темп роста прибыли составил 214,33 %, что больше темпа роста себестоимости (39,77 %), следовательно, рентабельность увеличилась с 0,91 % до 2,04 %. В целом за анализируемый период на ООО «Трикколор» наблюдается снижение уровня рентабельности на 5,6 процентных пункта. Для предприятия это отрицательная тенденция.

      Качественным  изменением можно считать снижение средней цены производимой продукции при одновременном увеличении ее полной себестоимости. В 2007 году она снизилась на 7,48 руб. и составила 427,28 руб.,  в 2008 году она снизилась еще на 43,55руб. (темп прироста равен -10,19 %). Такое изменение могло быть вызвано высокой степенью конкуренции на рынке. Для успешного функционирования ООО «Трикколор» необходимо предпринять меры по снижению себестоимости производимой продукции.

      Рост  объемов реализации обусловлен ростом спроса на продукцию, который, в свою очередь, связан, во-первых, со снижением цены, во-вторых, с расширением ассортимента продукции, с улучшением ее качественных характеристик, с хорошо организованной работой маркетинга и сбыта. Анализ основных технико-экономических показателей устанавливает лишь общие тенденции, сложившиеся в деятельности предприятия, тенденции, выявление которых позволяет определить приоритеты, наметить направления дальнейшего экономического анализа.

 

       2.2.1. Анализ величины и структуры объема производства и реализации услуг 

      Проведем  анализ динамики объема реализации продукции.

Таблица 2.2.1.1.

Динамика  объема реализации продукции ООО «Трикколор» в сопоставимых ценах

№ п/п Годы Объем реализации (в сопоставимых ценах), тыс.руб. Абс. прирост (снижение), тыс.руб. Темп  роста,

%

Темп  прироста,

%

Абс. значение 1% прироста (снижения), тыс.руб.
      к пред. к базов. к пред. к базов. к пред. к базов. к пред. к базов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1. 2006 7978,93 0 0 100,00 100,00 0 0 - -
2. 2007 9187,32 1208,39 1208,39 115,14 115,14 15,14 15,14 79,81 79,81
3. 2008 12985,00 3797,68 5006,07 141,34 162,74 41,34 62,74 91,86 79,79
 

     По  данным, представленным в таблице, можно  сделать вывод о том, что объем  реализации продукции за три года увеличился на 5006,07 тыс. руб. (или 62,74 %). Темп прироста объема реализации в 2008 году значительно выше темпа его прироста в 2007 году (41,34 % против 15,14%). Это свидетельствует об эффективной сбытовой деятельности предприятия. Абсолютное значение 1 % прироста объема реализации составило 79,81 тыс. руб. и 91,86 тыс. руб. в 2007 и 2008 гг. соответственно.

     Рассчитаем  среднегодовой темп роста реализации продукции по следующей формуле:

     ТРП =n-1√Т123,       (2.1)

     где Т1,2…n – цепные темпы роста, переведенные в коэффициенты.

     Так, среднегодовой темп роста объема реализации продукции ООО «Трикколор» за анализируемый период равен:

     ТРП = √1,0*1,1514*1,4134 = √1,62738876 = 1,2757 или 127,57 %.

     Тогда среднегодовой темп прироста объема реализации продукции составил:

     ∆ТРП = 127,57 – 100 = 27,57 %.

     Таким образом, наблюдается непрерывный  рост объема реализации продукции ООО «Трикколор». Для предприятия это положительная тенденция.

     Далее следует определить влияние различных  факторов на изменение объема реализации продукции ООО «Трикколор». Для этого используем следующую факторную модель:

     V = K * Ц,       (2.2)

     где К – количество реализованных  изделий, шт.;

     Ц – цена реализованных изделий, руб.

     Оценку  влияния факторов проводим с помощью  способа абсолютных разниц.

     Исходные  данные для оценки влияния различных  факторов на изменение объема реализации представлены в таблице 2.2.1.2.

     Таблица 2.2.1.2.

     Исходные  данные для оценки влияния различных  факторов

     на  изменение объема реализации

№ п/п Показатель 2006 г. 2007 г. Отклонение 2007 от 2006

(+/-)

2008 г. Отклонение 2008 от 2007 (+/-)
1 2 3 4 5 6 7
1. Объем реализации в действующих ценах, тыс.руб. 9040,0 10230,0 1190,0 12985,0 2755,0
2. Объем реализации в натуральном выражении, шт. 20793 23942 3149 33839 9897
3. Средняя цена единицы  продукции в действующих ценах, руб. 434,76 427,28 -7,48 383,73 -43,55

Информация о работе Анализ материальных затрат на производство продукции (на примере ООО «Трикколор»)