Факторы формирования потребительского поведения людей в современых условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение факторов формирования потребительского поведения людей в современных условиях.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

охарактеризовать сущность потребительского поведения индивидов и субъектов хозяйствования в рыночной экономике;
проанализировать факторы формирования потребительского поведения;
изучить потребительский рынок Республики Беларусь и перспективы его развития.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3


1 Потребительское поведение индивидов и субъектов хозяйствования в рыночной экономике……………………………………………………………...5


Содержание категории «потребительское поведение»……………………..5


Кейнсианская модель потребления………………………………………….8


Развитие теории потребления………………………………………………12


2 Анализ факторов формирования потребительского поведения …...............17


2.1 Полезность как основа выбора потребителя………………………….……16


2.2 Выбор потребителя……………………………………………………….….20


2.3 Факторы экономического поведения………………………………………25


3 Потребительский рынок Республики Беларусь и перспективы его развития………………………………………………………………………......30


Заключение……………………………………………………………………….38


Список использованных источников…………………………….……………..40

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 143.56 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

  Учреждение  образования

    «Гомельский государственный  университет 

  имени  Франциска Скорины» 
 

  Факультет экономический 
 

  Кафедра экономических теорий 
 
 
 
 
 

     Факторы формирования потребительского поведения людей

       в современных  условиях 

     Курсовая  работа 
 
 
 
 
 

     Исполнитель:

     студентка группы ФК-21                                                   Стельмах О.С. 
 

     Научный руководитель:

                                                                                                      Сорвиров Б.В. 
 
 
 
 

     Гомель 2010 

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение …………………………………………………………………………..3 

1 Потребительское поведение индивидов и субъектов хозяйствования в                     рыночной экономике……………………………………………………………...5 

    1. Содержание  категории «потребительское поведение»……………………..5
 
    1. Кейнсианская модель потребления………………………………………….8
 
    1. Развитие  теории потребления………………………………………………12
 

2 Анализ факторов формирования потребительского поведения …...............17 

2.1 Полезность  как основа выбора потребителя………………………….……16 

2.2 Выбор потребителя……………………………………………………….….20 

2.3 Факторы экономического поведения………………………………………25 

3 Потребительский рынок Республики Беларусь и перспективы его развития………………………………………………………………………......30 

Заключение……………………………………………………………………….38 

Список  использованных источников…………………………….……………..40 

                      
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 

     Актуальность  данной работы заключается в том, что основной целью функционирования экономики была и остается задача удовлетворения потребностей людей. Потребительский выбор традиционно находится в центре внимания экономической науки, а поведение потребителя действительно выступает решающим фактором экономического развития. Развитие рыночных отношений и теории потребительского поведения и спроса требует разработки моделей, способных описывать потребительский выбор населения с обязательным учетом его вариативности и детерминированности рыночными факторами. Оценка потребительского поведения индивидов и субъектов хозяйствования необходима для более точного прогнозирования рыночного спроса. В макроэкономике многое сделано по теоретическому осмыслению потребления как экономической категории и формированию теории потребления. В данной курсовой работе анализируются факторы, которые влияют на потребителя при выборе им того или иного товара.

     Необходимость изучения функционирования и регулирования  потребительского рынка Республики Беларусь обусловлена быстрым переходом к развитым рыночным отношениям, сложным взаимодействием потребителей и отечественных производителей, проблемами нерационального потребления, последствиями мирового финансово-экономического кризиса, что в свою очередь требует глубокого анализа потребительского рынка, а также составляющих и закономерностей формирования факторов потребительского выбора.

     Целью данной курсовой работы является изучение факторов формирования потребительского поведения людей в современных  условиях.

     Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие  задачи:

  1. охарактеризовать сущность потребительского поведения индивидов и субъектов хозяйствования в рыночной экономике;
  2. проанализировать факторы формирования потребительского поведения;
  3. изучить потребительский рынок Республики Беларусь и перспективы его развития.

     Предметом работы являются экономические отношения  между субъектами хозяйствования, возникающие  по поводу формирования потребительского выбора под влиянием различного рода факторов.

     Объектом  работы является потребительское поведение.

     При изучении поставленных задач в работе был использован системный подход, а также такие общие научные  методы, как индукция и дедукция, агрегирование при рассмотрении сущности категории «потребительское поведение», анализ и синтез при изучении факторов, влияющих на выбор потребителя, исторический и логический методы были использованы при рассмотрении теории потребления. Статистический метод был применён при изучении структуры потребительского рынка Республики Беларусь.

     В качестве методической базы данной курсовой работы были рассмотрены труды отечественных и зарубежных экономистов. Использовались работы И.М. Лемешевского, Л.Ф. Колесникова, Н.Н. Базылева,  Дж. М.Кейнса использовались при написании теоретической части данной работы; идеи С.И. Тихоновича по поводу направлений активизации процессов развития потребительского рынка в РБ; М.В. Петровича при изучении влияния на отечественный потребительский рынок  финансового кризиса. Труды Г. Клейнера, Р.Х. Франка и других авторов были использованы, главным образом, при изучении главного вопроса данной работы – факторов, влияющих на выбор людей в современных условиях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Потребительское поведение индивидов и субъектов хозяйствования в рыночной экономике 
 

    1. Содержание  категории «потребительское поведение»
 
 

     В системе экономических отношений  центральная роль принадлежит потребителю. Он является носителем целевой функции общественного производства, он, воздействуя в режиме обратной связи на производителя, обеспечивает корректировку деятельности последнего в направлении более полного обеспечения общественных потребностей. Кроме того, потребительское поведение в значительной степени детерминирует трудовую, сберегательную и другие виды экономической деятельности, определяет разновидности экономического поведения, которые выступают во многом инструментами, обеспечивающими возможность его осуществления.

     Так, Дж. Энджел, Р. Блэкуэлл и П. Миниард указывают, что изучение поведения потребителей «традиционно понимается как выяснение того, почему люди покупают – в том смысле, что продавцу легче разрабатывать стратегии влияния на потребителей, когда он знает, почему покупатели приобретают определенные товары или марки».

     Весьма  плодотворной для понимания сути экономического поведения является, на мой взгляд, концепция лауреата Нобелевской премии Г. Беккера, согласно которой экономическая теория как научная дисциплина более всего отличается от прочих отраслей обществознания не предметом, а своим подходом, предполагающим максимизирующее поведение индивида. Данный подход не предполагает, что индивиды движимы исключительно корыстными интересами и соображениями материальной выгоды. Такое понимание Г. Беккер называет выражением упрощенных представлений об эгоистической природе человеческих интересов. Поведение людей направляется гораздо более богатым набором ценностей и предпочтений. Данный подход предполагает, «что индивиды максимизируют свое благосостояние, каким они его себе представляют, независимо от того, являются ли они эгоистами или альтруистами, лояльными людьми, недоброжелателями или мазохистами» [1, с.583]. Отметим, что в этой связи трудно переоценить роль институтов (в особенности – государства) как особого фактора в формировании у людей представлений о критериях их благосостояния.

     Дж. Энджел, Р. Блэкуэлл и П. Миниард так характеризуют потребительское поведение: «Поведение потребителя – это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними» [2, с.39]. По-видимому, определение потребительского поведения просто как совокупности действий, поступков было бы слишком узким. Можно утверждать, что поведение потребителя – это одна из разновидностей экономического поведения, включающая осознанные действия потребителя в сферах обращения и потребления, направленные на удовлетворение собственных потребностей, предшествующие этому намерения, а также результаты этих действий, выраженные в определенной степени потребительского удовлетворения.

     В соответствии с этим рабочим определением поведение потребителя складывается из нескольких фаз:

  • фаза «преддействия» – формирование настроений, оценок, предшествующее конкретным потребительским решениям и действиям;
  • фаза потребительского действия по обретению благ – покупка рыночных благ или обретение их каким-либо другим способом;
  • фаза получения потребительского удовлетворения (эффекта), включающая процесс производства базовых потребительских благ (подготовка рыночных благ к потреблению и их потребление).

     Поведение потребителей определяется как действия, которые предпринимают люди во время  приобретения, потребления товаров  и услуг, а также освобождения от них. Говоря упрощенно, поведение  потребителей традиционно понимается как выяснение того, «почему люди покупают» - в том смысле, что продавцу легче разрабатывать стратегии  влияния на потребителей, когда он знает, почему покупатели приобретают  определенные товары или марки.

     Содержательную  основу поведения потребителей составляют процессы принятия решений потребителями  и факторы, его определяющие. Исходной точкой поведения потребителей является жизненный стиль. Отмечено, что конечные потребители покупают для того, чтобы  поддержать или улучшить свой жизненный стиль.

     Поведение потребителей можно определить также  как область исследований, сфокусированную  на действиях потребителей. С развитием  этой сферы знания расширялись и  ее границы. Исторически изучение поведения  потребителей фокусировалось на поведении  покупателя или вопросе: «Почему  люди покупают?». В последнее время  исследователи и практики стали  уделять больше внимания анализу  потребления, тому, почему и как люди потребляют. Анализ поведения потребления  представляет более широкую концептуальную основу, чем поведение покупателя, поскольку включает поиск ответов  на вопросы относительно действий людей  и после процесса покупки товаров  или услуг.

     Основным  отличительным признаком потребительского поведения является то, что в качестве его субъектов выступают все  индивиды без исключения. В качестве субъектов потребительского поведения  на микроуровне могут рассматриваться отдельные индивиды или их совокупности, конструируемые по различным признакам: возраст, интересы, уровень доходов, наличие родственных отношений, национальность, место проживания, тендерный признак и т.д. На макроуровне в роли субъекта потребительского поведения может выступать население государства.

     Различные по своей сложности субъекты потребительского поведения микроуровня (индивиды и совокупности индивидов) в целом представляют собой общество, то есть субъект потребительского поведения макроуровня. Действительно, общество состоит из отдельных индивидов, семей, социальных слоев, классов и наций. Каждая из этих составляющих имеет свое место, роль и предназначение в жизни общества.

     Традиционно в качестве субъекта потребительского поведения экономисты рассматривали  отдельного индивида.  Такое положение  вещей Дж. Хикс объясняет тем, что изучение индивидуального спроса является лишь средством для изучения рыночного спроса.  Здесь важно отметить, что в научной литературе достаточно часто встречаются утверждения, согласно которым изучение закономерностей функционирования и развития общества вообще и отдельных явлений в частности возможно лишь соответственно категориям диалектики, то есть от единого к многому, от части к целому, от простого к сложному.

Информация о работе Факторы формирования потребительского поведения людей в современых условиях