Теория потребительского поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 19:04, реферат

Краткое описание

Количественный (кардиналистский) подход. Представители этого подхода (У. Джевонс, А. Маршалл) строят поведение индивидуальных потребителей на основе теории предельной полезности. Полезность – это удовлетворение, или удовольствие, которое получает человек от потребления какого-либо товара или услуги. Оно является сугубо субъективным, так как удовлетворение потребности человека имеет индивидуальный характер.В теории предельной полезности различают общую и предельную полезность.

Оглавление

Кардиналистский подход 3

2.Ординалистский подход 4

3.Кривая безразличия 5

4.Карта безразличия потребителя 6

5.Бюджетная линия потребителя 7

6.Задача 7

7.Список использованных источников

Файлы: 1 файл

потребительское поведение.docx

— 53.69 Кб (Скачать)

      Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

      Санкт-Петербургский  имени В.Б. Бобкова филиал

Российской  таможенной академии 

Кафедра экономической теории.

РЕФЕРАТ

на тему:

«Теория потребительского поведения»

      Выполнила: студентка №1 курса

      Экономического факультета  

      Проверил:

       

      Оценка 

      Подпись 

      « » 2010г 

Санкт-Петербург

2010год

Оглавление 

1.Кардиналистский  подход                                                            3

2.Ординалистский  подход                                                            4

3.Кривая безразличия                                                                    5

4.Карта безразличия потребителя                                                  6                                                                                    

5.Бюджетная линия потребителя                                                   7

6.Задача                                                                                          7

7.Список использованных источников                                          9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Кардиналистский подход

При исследовании поведения потребителей используются два подхода:

-количественный (кардиналистский) подход;

-порядковый (ординалистский) подход.

Количественный (кардиналистский) подход. Представители этого подхода (У. Джевонс, А. Маршалл) строят поведение индивидуальных потребителей на основе теории предельной полезности. Полезность – это удовлетворение, или удовольствие, которое получает человек от потребления какого-либо товара или услуги. Оно является сугубо субъективным, так как удовлетворение потребности человека имеет индивидуальный характер.В теории предельной полезности различают общую и предельную полезность. Общая полезность – это удовлетворение потребности человека, которое обеспечивается за счет определенного набора товаров и услуг.

Предельная  полезность – это полезность, равная увеличению общей полезности за счет приобретения дополнительной единицы  данного товара или услуги. Общая полезность – это весь набор книг домашней библиотеки, и она будет возрастать с приобретением каждой новой книги. Предельная полезность – это удовлетворение желания приобрести дополнительно новое сочинение, например Достоевского. Полезность данной единицы блага является предельной полезностью. Для измерения полезности кардиналисты пытались найти абсолютный показатель. В этих целях они предложили условную единицу – ютиль. Если, например, потребитель приобрел 10 единиц товара (книг), тогда общая полезность этих товаров (книг) составит 10 ютилей (V10). В случае если приобретается 11-я единица товара (книга), то общая полезность возрастет и составит 11 ютилей (V11). 
 

Предельная  полезность в нашем случае – это  дополнительная, 11-я единица товара. Полезность ее определяется следующим  образом:

По мере насыщения потребителя каким-либо товаром субъективная полезность этого  товара для потребителя падает.

Отсюда  вывод: если потребление других товаров  остается неизменным, то по мере насыщения  потребности в каком-либо товаре или услуге удовлетворение от потребления  последующей единицы этого блага  падает. Это относится ко всем товарам  и выступает как закон убывающей  предельной полезности. Снижение предельной полезности, при одновременно снижающейся цене, может побуждать потребителя к последующим покупкам этого товара. Понижение цены товара приводит к двум следствиям: «эффекту дохода» и «эффекту замещения».«Эффект дохода»: если цена товара падает, то реальный доход потребителя данного блага увеличивается. В результате на те же денежные средства он может приобрести больше товаров.«Эффект замещения»: снижение цены данного продукта (мяса) означает, что этот продукт (мясо) стал дешевле по отношению ко всем другим товарам. Снижение цены на мясо будет стимулировать потребителя к замещению мясом других продуктов, например хлеба, картофеля. 

Порядковый (ординалистский) подход. 

Ординалисты – сторонники измерения полезности путем сопоставления благ (В. Парето, И. Фишер). Этот подход является более признанным.

Данное  научное направление получило название порядковой теории полезности. Она  основывается на следующих предположениях: 

Аксиома полной упорядоченности. Предпочтения сформированы, потребитель может  сравнивать и ранжировать различные  наборы товаров с точки зрения их предпочтительности.Аксиома транзитивности. Предпочтения транзитивны: если А › B, B › C, то A › C.Аксиома ненасыщенности. Предпочтение всегда отдается большему количеству любого товара.

 

Мы получили кривую BAC. Составляющие набора А представлены в I квадранте. Набор А является более предпочтительным, чем набор Е, а набор D – более предпочтителен, чем набор А.

Потребитель одинаково оценивает наборы А, B, C. Если мы соединим эти точки, получим кривую безразличия.

Кривая  безразличия – этомножество потребительских пар, выбор среди которых безразличен для потребителя.Другими словами, все потребительские пары на кривой безразличия обеспечивают потребителю одинаковый уровень полезности. Исследуя потребительские предпочтения более полно, можно построить карту безразличия. 
 
 
 
 

Карта безразличия – это множество  кривых безразличия, которые характеризуются  равными полезностями на одной линии  и разными – на разных линиях.

 

Кривые  безразличия, отстоящие дальше от начала координат, характеризуют наборы с  большей полезностью. Карта безразличия  дает полную информацию о системе  предпочтений потребителя, не требуя абсолютного  количественного измерения полезности.

Свойства  кривых безразличия:

Нисходящий  характер. Для сохранения уровня полезности увеличение потребления одного блага  должно компенсироваться сокращением  потребления другого блага.Кривые безразличия являются вогнутыми, что обусловлено принципом убывающей предельной полезности, согласно которому чем большим количеством блага располагает потребитель, тем меньшим количеством другого блага он готов пожертвовать при обмене.

На индивидуальный выбор влияет покупательная способность  потребителя, которая определяется, с одной стороны бюджетом потребителя, с другой – уровнем цен.

Построим  по точкам таблицы бюджетную линию потребителя

 

Прямая  AF представляет собой бюджетную линию потребителя при заданном доходе в размере 100$, цене развлечений в 10$, и цене еды в 5$ . Линия AF показывает возможные потребительские пары (такие как А,В, С), которые охватывают весь бюджет потребителя, который не может позволить себе комбинации благ, показанные точками, лежащими выше и правее линии (G). Точки, находящиеся внутри бюджетной линии, как, например, K, являются допустимыми, но лежащие на бюджетной линии точки позволяют ей купить больше обоих благ, чем она купила бы в точке K.

Бюджетная линия потребителя отражает покупательную  способность потребителя, его возможности  приобретения желаемых благ при имеющемся  доходе и существующих ценах.

Изменение дохода. Увеличение дохода повышает покупательную  способность потребителя. Бюджетная  линия смещается вправо. При снижении дохода бюджетная линия смещается  влево.

Изменение цен товаров. Если изменяется цена одного товара (продукты питания), то меняется отрезок, отсекаемый бюджетной линией на оси X Оптимальный набор потребителя должен отвечать двум требованиям:

Он должен находиться на бюджетной линии

Набор товаров должен обеспечивать наибольшую потребность.

Задача:

Бетти имеет недельный резерв в размере 6$, который она тратит на комиксы и конфеты. Каждая книга комиксов стоит 2$, а каждая конфета стоит-1$.Полезность для Бетти каждую неделю складывается из полезности от комиксов и полезности от конфет. Две составляющие её функции полезности представляются следующим образом:

Количество

благ

Совокупная  полезность от комиксов Предельная  полезность от комиксов Предельная  полезность от комиксов на доллар Совокупная  полезность от конфет Предельная  полезность от конфет Предельная  полезность от конфет на доллар
0 0 0 0 0 0 0
1 12 12 6 8 8 8
2 22 10 5 13 5 5
3 30 8 4 17 4 4
4 36 6 3 20 3 3
5 41 5 2,5 22 2 2
6 45 4 2 23 1 1
 

А) Показывает ли функция полезности Бетти убывающую  предельную полезность от комиксов?Ответ:По данным таблицы, можно выявить, что функция полезности Бетти показывает убывающую полезность от комиксов.

Б) Покажите ,что для Бетти не оптимальна трата  всего свободного остатка денег  на комиксы.Ответ: При покупке одних комиксов совокупная полезность Бетти от комиксов составляет всего лишь 30 утиль.

С) Покажите, что также  не оптимальна для Бетти трата всего ее резерва на конфеты.Ответ: при покупке только конфет совокупная полезность Бетти равна 23 утилям

Д) Какую  комбинацию благ выберет Бетти?

Ответ: Бетти выберет такую комбинацию благ, совокупная полезность которых  дает наибольшее количество утиль, а  именно Бетти купит 2 комикса, которые  дадут совокупную полезность в размере 22 утиль и 2 конфеты с совокупной полезностью 13 утиль.Таким образом, совокупная полезность от благ составит 35 утиль.

Список использованных источников

  1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. -М.: Омега-Л.1999,-254 с.
  2. Ильин В.И. Поведение потребителей: Учеб. пособ. -Спб.: Питер. 2000,-320с.

Информация о работе Теория потребительского поведения