Поведение фирмы в условиях монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и какова социальная цена её власти, каковы особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику Украины.Объектом данной работы является изучение закономерностей поведения фирмы в условиях монопольной власти.

Предметом исследования является изучения ососбенностей поведения и путей развития фирмы в условиях монополии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………...........................................................................2

РАЗДЕЛ 1. МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА.............................4

1.Характерные черты и виды монополий..........................................................4
2.Монопольная власть: сущность и показатели измерения.........................…9
РАЗДЕЛ 2. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ................11

2.1. Поведение фирмы-монополиста в краткосрочном периоде........................11

2.2. Поведение фирмы-монополиста в долгосрочном периоде..........................15

РАЗДЕЛ 3. МОНОПОЛИЗМ В ЭКОНОМИКЕ УКРАИНЫ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА....................................17

ВЫВОДЫ………………….……...…………..........................................................23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….......................................26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 330.50 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………...........................................................................2

РАЗДЕЛ 1. МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА.............................4

    1. Характерные черты и виды монополий..........................................................4
    2. Монопольная власть: сущность и показатели измерения.........................…9

РАЗДЕЛ 2. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ................11

2.1.  Поведение фирмы-монополиста в краткосрочном периоде........................11

2.2.  Поведение фирмы-монополиста в долгосрочном периоде..........................15

РАЗДЕЛ 3. МОНОПОЛИЗМ В ЭКОНОМИКЕ УКРАИНЫ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА....................................17

ВЫВОДЫ………………….……...…………..........................................................23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….......................................26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Монополия означает существование одного продавца на рынке. Продукт, который он продает, не имеет заменителей. На первый взгляд, монополию довольно легко определить. В реальной жизни это сделать довольно сложно. Концентрация капитала и производства имеет два измерения – абсолютное и относительное. Какими бы впечатляющими ни казались величины абсолютной концентрации экономической мощи, их необходимо соизмерять с размерами рынка.

    Проблемы монополизации в хозяйственной  жизни, конкуренция на товарных рынках  привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев общества.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед  Украиной: без принятия твердых и последовательных  мер  против  монополизма  нельзя надеяться  на  успех  экономической  реформы  и  переход  к  рыночной экономике.Успех  экономических  преобразований  в  немалой  степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования  государством монопольных процессов  и  конкурентных  отношений.  В  нашей  стране, промышленности  которой  в  наследство  от  командно-административной системы бывшего СССР достался целый  комплекс  гигантов-монополистов, особенно  важной  становится  проблема  демонополизации  экономики  и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

        Рассмотрение  монополизма актуально  для экономики Украины, в   силу того, что каждый сталкивается с этой проблемой в той или иной степени актуальность данной темы также исходит из того,  что  в  стране,  в нынешнее  время  появляется  все  больше   монопольных   объединений, вследствие чего государство принимает активные меры по  регулированию их деятельности. В Украине процесс создания государственного контроля по недопущению  недобросовестной  конкуренции  фактически  начался  с нуля, так как  присутствующая  в  еще  совсем  недавно  в  управлении экономикой  командно-административная   система,    по   своей   сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому  на  данном  этапе  огромное  значение   имеет   создание   и усовершенствование  законодательной  базы  по  поводу   регулирования монополистических  процессов  и  конкуренции,  понимание   населением Украины необходимости экономических реформ в данной сфере.

        Целью данной работы является  изучение поведения фирмы   в  условиях монополии. Для всестороннего и  детального  рассмотрения  этой темы необходимо иметь представление о том,  каковы  основные  причины возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть  и какова социальная цена её власти, каковы особенности  ценообразования в условиях чистой монополии и  как  монополизм  влияет  на  экономику Украины.Объектом данной работы является изучение закономерностей поведения фирмы в условиях монопольной власти.

Предметом исследования является изучения ососбенностей поведения и путей развития фирмы в условиях монополии.

РАЗДЕЛ 1

МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА

1.1. Характерные черты и виды монополий

    Совершенная монополия представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

    1. монополист является единственным производителем данного товара;
    2. продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
    3. проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает  рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
    4. степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).

    Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя  и покупателя. По сути дела, на таком  рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать  за товары.

    Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.

          Возможность получения  монопольных прибылей  вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.  

      Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:

    1. естественная
    2. административная
    3. экономическая.

      Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии  являются следующие:

    1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано  с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
    2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной  системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
    3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем  спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей  отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение  тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным  энергоносителем сложно.
    4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

    Существуют  два типа естественных монополий:

а) природные  монополии. Рождение таких монополий  происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом,  (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

      б) технико-экономические монополии. Так  условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

      Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в  квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

      Наиболее  крупномасштабными монополиями  обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести  к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

      Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

      В другой литературе выделяют государственную монополию.

      Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

      В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.

    Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

    Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому  вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают такие взгляды — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”.Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности  увеличения  своих прибылей.  Одной  из  них,  наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли. 

Информация о работе Поведение фирмы в условиях монополии