Фирма в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях
чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой
темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины
возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и
какова социальная цена её власти, каковы особенности ценообразования
в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику
Украины.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика рынка чистой монополии…………………………………….5
1.1 Сущность и возникновение монополий…………………………………………..5
1.2 Виды монополий …………………………………………………………..………7
1.3 Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная
власть …….11
1.4 Монопольное равновесие………………………………………………………...18
2. Ценообразование в условиях монополии и социальная цена
монополии………….20
2.1 Монопольная цена, лимитирующая цена и дискриминация
цен……………....20
2.2 Общественные издержки монопольной власти…………………………..……..28
2.3 Антимонопольная политика………..………………………………………….....35
3. Монополизм в современных условиях Украины …………………………………… 41
Заключение………………………………………………………………………………...48
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Фирма в условиях чистой монополии.docx

— 162.81 Кб (Скачать)

Фирма в условиях чистой монополии 

 Министерство  образования и науки Украины 

            Севастопольский национальный технический  университет 

                      Факультет экономики и менеджмента 

                       Кафедра экономики и маркетинга 
 
 

                               Курсовая работа

                 на тему: Фирма в условиях чистой  монополии

                       по дисциплине “Микроэкономика” 
 
 

                                Выполнил:  студент группы ЭП-28 
 

                       Зинченко В.А.

                                       Принял:  асс. каф.ЭиМ    Баранов А.Г. 
 
 

Севастополь 
 

2004

                                 Содержание 

   Введение……………………………………………………………………………………3

   1. Общая  характеристика рынка чистой  монополии…………………………………….5

         1.1 Сущность и возникновение монополий…………………………………………..5

         1.2 Виды монополий …………………………………………………………..………7

             1.3 Условия максимизации  прибыли   монополистом  и  монопольная

власть …….11

             1.4 Монопольное равновесие………………………………………………………...18

   2.   Ценообразование   в   условиях   монополии   и   социальная    цена

монополии………….20

          2.1  Монопольная  цена,   лимитирующая   цена   и   дискриминация

цен……………....20

         2.2 Общественные издержки монопольной  власти…………………………..……..28

         2.3 Антимонопольная политика………..………………………………………….....35

   3. Монополизм  в современных условиях Украины  …………………………………… 41

   Заключение………………………………………………………………………………...48

   Список  использованной литературы……………………………………………………..50 
 
 

                                  Введение 

       В конце XIX столетия рынок чуть  ли не впервые за свою многовековую

    историю  развития столкнулся со сложными  проблемами. Возникла реальная

    угроза  для функционирования конкуренции  ( этого необходимого атрибута

    рынка.  На пути конкуренции возникли  существенные препятствия  в   виде

    монополистических  образований в экономике.

       С начала 90-х годов эти проблемы  остро стали перед  Украиной:  без

    принятия  твердых и последовательных  мер   против  монополизма  нельзя

    надеяться   на  успех  экономической   реформы  и  переход  к  рыночной

    экономике.  Успех  экономических  преобразований  в  немалой  степени

    зависит  от взвешенной, выверенной системы  регулирования  государством

    монопольных  процессов  и  конкурентных  отношений.  В  нашей  стране,

    промышленности  которой в наследство  от  командно-административной

    системы  бывшего СССР достался целый   комплекс  гигантов-монополистов,

    особенно  важной  становится  проблема  демонополизации  экономики   и

    недопущения  усиления роли уже действующих  на рынке монополий.

        Рассмотрение  монополизма актуально  для экономики Украины, в   силу

    того, что  каждый сталкивается с этой  проблемой в той или иной  степени

    . актуальность  данной темы также исходит  из того,  что  в  стране,  в

    нынешнее  время  появляется  все  больше   монопольных   объединений,

    вследствие  чего государство принимает активные  меры по  регулированию

    их деятельности .В Украине процесс создания государственного контроля

    по недопущению   недобросовестной  конкуренции   фактически  начался  с

    нуля, так  как  присутствующая  в еще совсем  недавно в управлении

    экономикой  командно-административная   система,    по   своей   сути

    исключала  наличие свободной конкуренции  в хозяйственной деятельности.

    Поэтому   на  данном  этапе  огромное  значение   имеет   создание   и

    усовершенствование  законодательной  базы  по  поводу   регулирования

    монополистических   процессов  и  конкуренции,  понимание   населением

    Украины  необходимости экономических реформ  в данной сфере.

        Целью данной работы является  изучение поведения фирмы   в  условиях

    чистой  монополии. Для всестороннего  и  детального  рассмотрения  этой

    темы  необходимо иметь представление  о том,  каковы  основные  причины

    возникновения  монополий, что представляет собой  монопольная власть  и

    какова  социальная цена её власти, каковы  особенности  ценообразования

    в условиях  чистой монополии и  как   монополизм  влияет  на  экономику

    Украины.

       Проблема монополий  в экономике  является одной  из  основных   для

    любого  государства, независимо от того, рыночная  ли  это  экономика

    или  же распределительная.

         Задачами курсовой  работы  являются  рассмотрение  экономической

    сущности  монополии,  ее  власти,  издержек  общества;   исследование

    условий  максимизации прибыли и монопольного  равновесия,  рассмотрение

    монопольного  ценообразования,  изучение   антимонопольной   политики,

    исследование  монополизма  в  Украине   и   антимонопольной   политики

    государства.

      Разработкой данной темы занимались  такие известные экономисты как:  Э.

   Дж Долан., Д.  Линдсей,  К.Р.   Макконнелл,  С.Л Брю,  Р.  Пиндайк,  Д.

   Рубенфельд, П. Самуэльсон, С. Фишер, в своих книгах  и научных трудах

   (“Экономикс”, “Микроэкономика”,  “Экономика”). 
 
 

        1. Общая характеристика рынка  чистой монополии

                1.1 Сущность и возникновение монополии 

       Cуть монополии передана  самим словом  «монополия».  По-гречески

    «моно»  -  один,  «полео»  -  продаю.  Это  означает,  что  монополия

    характеризует  ситуацию наличия на рынке  одного продавца. Здесь в силу

    тех  или иных причин продавец обладает  исключительным  правом  продажи

    какого-либо  товара на рынке.

       Наличие такого права дает  ему возможность диктовать   свои  условия

    на   рынке,   прежде   всего   в   области   ценообразования.    Цена

    устанавливается  выше стоимости не потому, что   существует  повышенный

    спрос  на  товар,  а  потому,  что   товар  находится  в  руках   одного

    продавца, который в состоянии определять  предложение товара, а  через

    него  и цену. Такая цена предстает  как монопольно высокая.

       Установление цены  выше  стоимости   из-за  монопольного  положения

    продавца  на рынке означает получение   продавцом  монопольной  прибыли

    как  разницы между  монопольно  высокой  ценой  и  стоимостью  товара.

    Возможность  получения такой прибыли и  побуждает  крупные  компании  к

    установлению  своей монополии на рынке, дающей  право на исключительную

    продажу  товара.

       Подобное право на исключительную  продажу какого-либо  товара  чаще

    всего  является результатом политической  или экономической власти.

       Политическую власть всегда  имело   государство,  и  оно  с   давних

    времен  пользовалось ею, устанавливая  свою  монополию,  например,  на

    продажу  вина, табака, соли, и  за  счет  высоких  цен  пополняя  свою

    казну.  Иногда государство  предоставляло   такую  монополию  отдельным

    торговцам,  становившимся монополистами на  рынках данных товаров.  Это

    называлось  «отдать на откуп» торговлю  каким-то товаром.

       Экономическая  власть  устанавливается   по  мере  роста   размеров

    капитала  и сосредоточения производства  какого-то товара  в  отдельных

    руках.  Такое сосредоточение  является  результатом концентрации  и

    централизации   производства  в   отдельных   отраслях,   победы   над

    конкурентами, обычно более мелкими. С крупными  конкурентами  нередко

    достигается  соглашение о разделе рынков  сбыта производимых товаров, а

    иногда  возможно их  объединение,  так   что  отрасль  оказывается   под

    контролем  одной крупной компании или  объединения  компаний,  то  есть

    монополизируется [16].

       В странах,  где  товарное  хозяйство  достигло  довольно  высокого

    уровня  развития, процессы  создания  монополий   стали  наблюдаться  в

    последней  трети XIX - начале  XX  в.  Эти   процессы  нашли  подробное

    освещение   в  книге  В.И.Ленина  «Империализм   как   высшая   стадия

    капитализма».

       Процессы монополизации происходят  до  сих  пор.  В  результате  к

    настоящему  времени половина  мирового  производства  сосредоточена  в

    руках   примерно  1  тыс.  крупных   компаний,  что  свидетельствует   о

    чрезвычайно  высокой степени концентрации  производства.

       Мы видим, что важнейшим фактором  возникновения монополии  является

    конкуренция.  Она ведет к концентрации и  централизации производства  и

    образованию  на этой основе монополий.

       В  некоторых   отраслях   существование   монополии   может   быть

    обусловлено  отраслевой спецификой. В этом  случае говорят о наличии   в

    них  естественных монополий. К   таким  отраслям  относятся,  например,

    железнодорожный    транспорт,    электроснабжение,     водоснабжение,

    газоснабжение   и  т.п.  Иметь  несколько   железнодорожных   компаний,

    которые конкурировали бы между собой, обеспечивая проезд  пассажиров,

    например, из Челябинска до Уфы,  экономически  невыгодно.  Полученные

    доходы  у этих компаний не смогли  бы  покрыть  издержки  производства.

    Иметь   в  подобных  отраслях  одну  компанию  вполне  естественно   и

    нормально,  то есть экономически выгодно  как с точки зрения  интересов

Информация о работе Фирма в условиях чистой монополии