Фирма в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях
чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой
темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины
возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и
какова социальная цена её власти, каковы особенности ценообразования
в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику
Украины.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика рынка чистой монополии…………………………………….5
1.1 Сущность и возникновение монополий…………………………………………..5
1.2 Виды монополий …………………………………………………………..………7
1.3 Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная
власть …….11
1.4 Монопольное равновесие………………………………………………………...18
2. Ценообразование в условиях монополии и социальная цена
монополии………….20
2.1 Монопольная цена, лимитирующая цена и дискриминация
цен……………....20
2.2 Общественные издержки монопольной власти…………………………..……..28
2.3 Антимонопольная политика………..………………………………………….....35
3. Монополизм в современных условиях Украины …………………………………… 41
Заключение………………………………………………………………………………...48
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Фирма в условиях чистой монополии.docx

— 162.81 Кб (Скачать)

    отдельных  компаний, так и всего общества [21].

       Кроме того, монополия может быть  рождена  системой  патентования,

    согласно  которой закрепляется право единоличного  использования какого-

    либо  изобретения, авторской идеи в  течение определенного  срока.  Так

    что   тот,  кто  производит  и   продает   запатентованную   продукцию,

    предстает  как монополист.

       Монополия может возникнуть и  в результате использования   какого-то

    уникального   фактора   производства,   которого   нет    у    других

    товаропроизводителей. Если на  каком-то  участке   земли  производится

    особый  сорт винограда, который нигде  больше не  растет,  то  продавец

    этого  винограда предстает как монополист. Если  из  такого  винограда

    делается  вино  -  совершенно  неповторимое  и  уникальное  по  своим

    свойствам  -то продавец вина также предстает как монополист.

       Здесь мы видим, что в   принципе  монополистом  может   стать  любой

    товаропроизводитель,  который производит уникальный  товар,  непохожий

    на другие  товары. Если  талант  человека  проявляется  в  способности

    создавать  оригинальные вещи или идеи, то  талантливый  человек  может

    тоже  быть монополистом. Таковым, к  примеру, можно считать  художника,

    выставившего свои неповторимые полотна на продажу. Значит,  монополия

    может  быть порождена талантом отдельных людей.

       Итак, мы видим, что монополия  возникает по разным причинам. Однако

    на рынке  выделяются монополии, имеющие  в своей  основе  экономические

    корни,  порожденные самой системой товарно-денежных  отношений.  Именно

    таким  монополиям мы посвятим дальнейший  анализ [16]. 
 
 

       1.2 Виды монополии 
 

       Существуют разные виды монополий,  которые  можно  классифицировать

    на три  основных: естественная, административная и экономическая.

       Естественная монополия возникает   вследствие  объективных  причин.

    Она  отражает ситуацию, когда спрос  на данный товар в  лучшей  степени

    удовлетворяется   одной  или  несколькими   фирмами.  В  ее  основе   (

    особенности   технологий  производства  и   обслуживания  потребителей.

    Здесь  конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить

    энергообеспечение,  телефонные услуги, связь и т.д.  В  этих  отраслях

    существует  ограниченное количество, если не  единственное национальное

    предприятие,  и  поэтому,  естественно,  они   занимают   монопольное

    положение  на рынке.

       Административная   монополия   возникает    вследствие    действий

    государственных   органов.  С  одной   стороны,   это   предоставление

    отдельным  фирмам исключительного права   на  выполнение  определенного

    рода  деятельности. С другой стороны,  это  организационные  структуры

    для  государственных предприятий, когда  они объединяются и подчиняются

    разным  главкам,  министерствам,  ассоциациям.  Здесь,  как  правило,

    группируются  предприятия одной отрасли. Они  выступают  на  рынке  как

    один  хозяйственный субъект и между  ними  не  существует  конкуренции.

    Экономика   бывшего   Советского   Союза   принадлежала   к   наиболее

    монополизированным   в   мире.   Доминирующей   там    была    именно

    административная  монополия,  прежде   всего   монополия   всесильных

    министерств  и ведомств. Более того, существовала  абсолютная монополия

    государства   на  организацию   и   управление   экономикой,   которая

    основывалась  на  господствующей  государственной   собственности   на

    средства  производства.

       Случайная  монополия  имеет   место   тогда,   когда   кто   –   то

    непредвиденно   оказывается  единственным   производителем  уникальной

    продукции.

       Экономическая монополия  является  наиболее  распространенной.  Ее

    появление  обусловлено экономическими причинами,  она  развивается  на

    основе  закономерностей  хозяйственного   развития.   Речь   идет   о

    предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное   положение  на

    рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном  развитии

    предприятия,  постоянном увеличении его масштабов путем концентрации

    капитала.  Второй   (более   быстрый)   основывается   на   процессах

    централизации  капиталов, то  есть  на  добровольном  объединении  или

    поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи

    обеих,  предприятие  достигает  таких   масштабов,   когда   начинает

    доминировать  на рынке.

       Что  является  причиной  появления   и  развития  монополистических

    тенденций?  По этому вопросу в экономической  литературе существуют две

    точки  зрения. По  первой  монополизм  трактуется  как  случайный,  не

    свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой  точки зрения,

    то монополистические  образования определяются как  закономерные.  Один

    из предпочитателей таких взглядов ( английский экономист А. Пигу.  Он

    настаивает  на  том,  что  “монополистическая  власть  не   возникает

    случайно”*.   Она   является   логическим    завершением    стратегии

    предприятий.  Перефразировав известное выражение,  можно  сказать,  что

    все  дороги ведут к монополии. Еще  сформулированный А. Смитом  принцип

    экономической   выгоды   заставляет   предприятия   постоянно   искать

    возможности   увеличения  своих прибылей.  Одной   из   них,   наиболее

    притягательной  и  надежной,   является   создание   или   достижение

    монопольного  положения.  Таким  образом,  можно  сделать  вывод,  что

    монополистические   тенденции   в   экономике   вытекают   из   закона

    максимизации  прибыли[9, с.326].

       Иной движущей  силой действий  предпринимателей в этом  направлении

    является  закон концентрации производства  и  капитала.  Как  известно,

    действие  этого закона наблюдается на  всех  этапах  развития  рыночных

    отношений.  Его движителем является конкурентная  борьба. Чтобы  выжить

    в такой  борьбе, получить большие прибыли,  предприниматели  вынуждены

    вводить  новую технику, увеличивать масштабы  производства. При этом из

    массы   средних  и  малых  предприятий   отделяется  несколько   более

    крупных.  Когда  это  происходит,   у   крупнейших   предпринимателей

    возникает   альтернатива:  или  продолжать   между   собой   убыточную

    конкурентную  борьбу, или прийти к соглашению  относительно  масштабов

    производства, цен, рынков сбыта и  т.д.  Как  правило,  они  выбирают

    второй  вариант, который приводит к  появлению сговора между ними,  что

    является  одним из основных признаков  монополизации  экономики.  Таким

    образом,  напрашивается вывод, что появление   предприятий-монополистов

    обусловлено  прогрессом производительных сил,  реализацией  преимуществ

    крупного  предприятия над малым.

       Современная теория выделяет  три типа монополий:

       1) монополия отдельного предприятия;

       2) монополия как соглашение;

       3) монополия, основывающаяся на  дифференциации продукта. 
 
 

       Наиболее распространенным способом  монополизации какой-то  отрасли

    является  объединение  крупных   компаний.   Компании,   вошедшие   в

    объединение,  на рынке соответствующего товара  предстают  как  единое

    целое,  то  есть  как  монополия.  Такие   объединения   могут   быть

    различными, варьируясь от весьма простых до очень сложных форм.

       Наиболее  простыми   монополистическими   объединениями   являются

    временные  соглашения между отдельными  компаниями, именуемыми  пулами,

    рингами,  конвенциями и т.п. Название  таких  объединений  зависит   от

    предмета  соглашения. Это могут быть соглашения  о цене на производимую

    в отрасли  продукцию, о совместных действиях  в отношении  конкурентов,

    не вошедших в данное  объединение,  о  правилах  поведения  на  рынке

    данного  товара и т.д. Поскольку соглашения  носят временный  характер,

    то такие  монополистические объединения  являются неустойчивыми.

       Более устойчивой формой монополии  является  картель  -  соглашение

    между  отдельными компаниями о  ценах   на  производимую  продукцию,  о

    рынках сбыта этой продукции, о квотах на ее производство. Картельными

    могут  быть соглашения о ценах   на  сырье,  из  которого  производится

    продукция.  Такие соглашения  еще  не  означают  полную  монополизацию

    отрасли,  так как они заключаются между  компаниями, сохраняющими  свою

    производственную  и коммерческую самостоятельность  и  выступающими  на

    рынке в роли продавцов, согласовывающих свои действия друг с другом.

       Качественно   иной    формой    монополии    является    синдикат,

    представляющий собой объединение отдельных компаний  для создания

    совместных  предприятий  по  сбыту  производимой  продукции.  Здесь  в

    полном  смысле  возникает   монополия   в   лице   одного   сбытового

    предприятия,  которое получает возможность  определять условия продажи

    товара, прежде всего цену.

       Следующей, уже завершенной формой  монополии является трест.  Трест

    представляет  собой объединение компаний  не  только  для  совместного

    сбыта,  но и производства каких-то  товаров. Входящие в трест   компании

    лишаются  не только сбытовой, но и производственной  самостоятельности,

    превращаясь,  по существу, в единую компанию.

       В  основе  образования   трестов   лежит   процесс   централизации

Информация о работе Фирма в условиях чистой монополии