Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа
Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях
чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой
темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины
возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и
какова социальная цена её власти, каковы особенности ценообразования
в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику
Украины.
Введение……………………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика рынка чистой монополии…………………………………….5
1.1 Сущность и возникновение монополий…………………………………………..5
1.2 Виды монополий …………………………………………………………..………7
1.3 Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная
власть …….11
1.4 Монопольное равновесие………………………………………………………...18
2. Ценообразование в условиях монополии и социальная цена
монополии………….20
2.1 Монопольная цена, лимитирующая цена и дискриминация
цен……………....20
2.2 Общественные издержки монопольной власти…………………………..……..28
2.3 Антимонопольная политика………..………………………………………….....35
3. Монополизм в современных условиях Украины …………………………………… 41
Заключение………………………………………………………………………………...48
Список использованной литературы……………………………………………
потребитель, которому предназначен
определенный набор, выберет набор,
предназначенный другому потребителю (не
дает потребителю A "прикинуться"
потребителем B чтобы заплатить меньше,
чем он готов).
При ценовой дискриминации второй
степени монополисту хотя и не удается
присвоить весь потребительский излишек,
но достаточно большую долю его он все же
получает и за счёт этого максимизирует
собственную прибыль.
При ценовой дискриминации третьей
степени (third-degree price
discrimination) монополист изначально
может разделить потребителей на группы,
а цена единицы товара будет различаться
для потребителей, принадлежащим к разным
категориям, но не будет изменяться для
каждого из потребителей при покупке им
разного количества товара или услуги [8,
c.725-730]. Такая ценовая дискриминация
также приводит к лишь частичному захвату
потребительского излишка производителем.
Осуществляя ценовую дискриминацию
третьей степени, монополист, как уже
было упомянуто, продает производимый им
товар или услугу разным покупателям по
различным ценам. При этом каждая единица
продукции, продаваемая потребителю из
данной категории, продается по
одинаковой цене. Главное отличие ценовой
дискриминации третьей степени от ценовой
дискриминации второй степени состоит в
том, что продавец изначально может
разделить рынок на n сегментов, т.е.
выделить n групп покупателей, используя
прямые сигналы. Такими прямыми сигналами
могут служить пол, возраст, род занятий
покупателей, их местоположение,
национальность и.т.д.
Зная предпочтения каждой группы
потребителей, монополист может выделить
n сегментов рынка сбыта своей продукции.
Все сегменты будут характеризоваться
разной эластичностью спроса. В
зависимости от эластичности спроса на
каждом из этих n рынков производитель
будет устанавливать различные цены.
Ценовая дискриминация третьей степени
также предполагает, что, хотя
монополисту и известны предпочтения
каждой группы потребителей, информации о
том, каковы предпочтения конкретных
потребителей, и как предпочтения
распределяются внутри групп, у него нет.
Это означает, что производитель не может
осуществлять дополнительно среди
покупателей на каком-либо рыночном
сегменте ценовую дискриминацию ни
первой, ни второй степени. Поэтому на
каждом отдельно взятом сегменте он будет
устанавливать единую для всех
потребителей из данной группы цену. При
этом на рынках с большей эластичностью
спроса будет установлена более низкая
цена, и наоборот, на рынках с меньшей
эластичностью цена
будет выше.
2.2 Общественные издержки монопольной
власти
Монополия, формируя рыночное
равновесие, ведет к перераспределению
ресурсов в отрасли и в экономике в целом
(по сравнению с совершенной
конкуренцией), в результате чего
возникают потери общественного
благосостояния. Эти потери можно
анализировать в рамках различных
концепций и с разных точек зрения.
Рассмотрим различные варианты оценки
потерь общественного благосостояния,
возникающие вследствие монополизации
отрасли.
Рис 1.2.2 - Чистые потери общества от монополии: случай нелинейного
спроса и убывающей
отдачи от масштаба
Вспомним, как отражаются эти потери в рамках модели частичного
равновесия. Рассмотрим функцию спроса, которая не зависит от того,
существует ли на рынке совершенная конкуренция или действует монополист.
Обратим внимание, что эта предпосылка предполагает полное отсутствие
заменителей товара, производимого монополистом.
Предельная
выручка монополиста при любом
следовательно, цена, назначаемая им, превышает ту цену, которая возникла
бы на рынке совершенной конкуренции при условии, что предельные издержки
растут с ростом выпуска [20]. От того, что отрасль стала монополией, в
первую очередь, пострадают потребители: теперь им приходится платить
дороже за меньшее количество товара; потребительский излишек сократился
на величину, равную площади фигуры РmРсСМ на рис. 1.2.2 Величина РmРсСМ
представляет собой совокупные потери потребителей от монополии. При этом
часть потребительского излишка (величина РmРсЕМ) трансформировалась в
монопольную прибыль, а другая часть (величина МЕС) представляет собой
чистые потери потребителей от монополии, возникающие из-за разницы между
потенциальной и реальной величиной рынка. Аналогично чистые потери
производителей в результате монополизации отражаются площадью ЕОС.
Таким образом, совокупные чистые потери от монополии составляют
величину МОС и складываются из сумм, которые не достались производителям
и потребителям в результате сокращения выпуска монополистом. Эта
величина носит название «чистых потерь», поскольку она не достается
никому: ни монополии, ни государству в случае регулирования, ни
потребителям, ни производителям. Это чистый недопроизведенный продукт
отрасли.
Заметим,
что измеряя потери от
предельных издержек, мы должны быть очень аккуратными, апеллируя к
сравнению монополии и рынка совершенной конкуренции. В этом случае
следовало бы предположить, что функция предельных издержек монополиста
служит результатом горизонтального суммирования функций предельных
издержек фирм, действующих на рынке совершенной конкуренции. Иначе
говоря, монополист и фирмы на рынке совершенной конкуренции используют
не просто разные технологии производства (с чем можно легко
согласиться), но разные технологии, соотносящиеся строго определенным
образом.
Рис. 2.2.2 Чистые потери от монопольной власти при условии постоянной
отдачи от масштаба в долгосрочном периоде и равенства долгосрочных
средних издержек
монополиста и фирм на рынке совершенной
конкуренции
Более простая модель потерь от монополии основана на предположении о
том, что мы рассматриваем рынок в долгосрочном периоде, при условии
постоянной отдачи от масштаба производства монополиста и фирм на рынке
совершенной конкуренции и равенства долгосрочных средних издержек (рис
3.3). В этом случае величина чистых потерь зависит от эластичности
рыночного спроса. Покажем эту зависимость.
Величина мертвого груза монополии (DWL) в рамках представленной
модели зависит от того, насколько действия монополиста повышают цену и
сокращают объем
продаж по сравнению с рынком совершенной
конкуренции:
Рс)= 0.5?Q?P
Определим ценовую эластичность спроса как Ed= -(?Q/Qm)(Pm/?P), откуда
получим зависимость сокращения объема продаж в результате решения
монополиста от ценовой эластичности спроса ?Q = -EdQm(?P/Pm). Тогда
мертвый груз монополии зависит от эластичности спроса как: DWL = -0,5
EdQm(?P/Pm) ?Р. Домножив выражение на Pm/Pm, получим зависимость мертвых
потерь от общей
выручки монополии и индекса
Лернера монопольной власти:
Итак, чистые потери от монопольной власти тем выше:
1)чем выше эластичность спроса при цене, которую назначает
монополист;
2)чем выше общая выручка
3)чем выше индекс Лернера монопольной власти, отражающий долю
прибыли в
цене.
Эта формула
активно используется в
как она позволяет определять чистые потери на основе объективных данных,
характеризующих рыночный спрос и экономическое положение продавца.
Потери общества от монопольной власти можно определить, используя и
другой показатель положения продавца - сумму экономической прибыли.
Поскольку известно, что индекс Лернера равен величине, обратной ценовой
эластичности спроса на товар монополиста L= -I/Ed, величину чистых
потерь можно
выразить как:
-0,5 Qm?P
Чистые
потери общества от монополии
находятся в прямой
суммы экономической прибыли, которую получает монополист.
Одним из первых исследователей, оценивших величины чистых потерь
монополии, был американский ученый Харбергер, которые в 1954 году
вычислил чистые потери для экономики США (треугольник чистых потерь
нередко называют «треугольником Харбергера» в его честь) [17]. По его
оценкам, чистые потери в обрабатывающей промышленности США составили