Фирма в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и какова социальная цена её власти, особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику в целом и экономику Украины в частности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………
1.Общая характеристика рынка чистой монополии…………………………..
1.1Сущность и возникновение монополии………………………………..
1.2Виды монополии…………………………………………………………
1.3Условия max-ции прибыли монополистом и монопольная власть…..
1.4Монопольное равновесие………………………………………………..
2.Ценообразование в условиях монопольной власти и социальная цена монополии………………………………………………………………
2.1Монопольная цена, лимитирующая цена и дискриминация цен…….
2.2Общественные издержки монопольной власти…………………………
2.3Антимонопольная политика……………………………………………
3. Монополизм в современных условиях Украины……………………………
Заключение………………………………………………………………………
Перечень ссылок……………………………

Файлы: 1 файл

курс микро.doc

— 655.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет

Факультет Экономики и менеджмента

Кафедра Экономики и маркетинга

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Фирма в условиях чистой монополии

 

 

 

 

Выполнил: студентка группы АУ-21з

Наумкина Е.А.__________________

 

’’____’’____________________2009г.

Научный руководитель: к.э.н., _____

’’____’’____________________2009г.

Результат защиты_________________________________________________

Председатель комиссии_________________________(__________________)

Члены комиссии            _________________________(__________________)

                                         _________________________(__________________)

’’____’’______________2009г.

 

 

 

 

 

Севастополь

2009

 

 

 

 

 

Содержание

Перечень сокращений и условных обозначений……………………………….

Введение…………………………………………………………………………

1.Общая характеристика рынка  чистой монополии…………………………..

      1.1Сущность и возникновение  монополии………………………………..

      1.2Виды монополии…………………………………………………………

      1.3Условия max-ции прибыли монополистом и монопольная власть…..

      1.4Монопольное равновесие………………………………………………..

2.Ценообразование в условиях  монопольной власти и социальная  цена                                                            монополии………………………………………………………………

       2.1Монопольная  цена, лимитирующая  цена и дискриминация  цен…….

       2.2Общественные  издержки монопольной власти…………………………

       2.3Антимонопольная  политика……………………………………………

3. Монополизм в современных условиях  Украины……………………………

Заключение………………………………………………………………………

Перечень ссылок…………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 Перечень сокращений и условных обозначений

 

 

НТП - научно-технический прогресс

НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки

ФТК - Федеральная торговая комиссия

АКУ - Антимонопольный комитет Украины

ПФГ - промышленно-финансовая группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение…

 

    Исследование фирмы в условиях чистой монополии необходимо для понимания экономических преимуществ и экономических провалов, связанных с функционированием данного типа рынка, а также для осознания путей преодоления негативных аспектов монополизма.

    Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и какова социальная цена её власти, особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику в целом и экономику Украины в частности.

    Для достижения  данной цели в работе решаются  следующие задачи: рассмотрение условий возникновения и существования монополии, изучение ее экономической сущности, возникновение монопольной власти и ее основные показатели, исследование условий максимизации прибыли и монопольного равновесия, рассмотрение монопольного ценообразования, издержек общества, изучение антимонопольной политики, исследование монополизма в Украине и антимонопольной политики государства.

    Объектом исследования является условия формирования рынка чистой монополии и особенности деятельности фирмы в них.

    Предметом исследования  является особенности рынка чистой  монополии в условиях современной  Украины.

    Изучением и  разработкой проблем данной темы занимались такие известные ученые и экономисты как Абба Лернер, предложивший в 1934 г. метод определения монопольной власти (так называемый Индекс Лернера). Не менее известным показателем, используемым для измерения монопольной власти, является «индекс Херфиндаля-Хиршмана», предложенный Херфиндалем-Хиршманом, показатель концентрации отраслевого рынка, или, говоря иначе, распределения «рыночной власти» между всеми участниками рынка. Понятие ценовой дискриминации ввел в экономическую науку в первой трети в. А. Пигу, хотя само явление было известно и ранее. Робинсон-Патмэн, ученый, чьим именем назван наиболее известный закон, запрещающий некоторые виды ценовой дискриминации. А.Харберлер, американский экономист, впервые в 1954 году давший количественную оценку ущербу, наносимому монополией. Знаменитый закон Шермана, принятый в 1890 году. Это первый акт антитрестовского законодательства США, являющегося классическим примером антимонопольного законодательства. Закон Клейтона, принятый в 1914 г., не только уточняющий основные понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной деятельности. Уилер—Ли и его закон 1938 г., направленный на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации), Келлер—Кефаувер и его закон 1950 г., обращающий внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов. Ученые экономисты Крендаль и Уинстон, указавшие на серьезные расхождения в содержании и последствиях антимонопольного регулирования, а именно исследование несостоятельности современной антимонопольной политики и законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ

 

1.1 Сущность и возникновение монополии

 

 

    Если у вас есть персональный компьютер, то на нем, возможно, установлена та или иная версия «Windows» операционной системы, созданной корпорацией Microsoft. Разработав первую ее версию, Microsoft зарегистрировала в правительственных органах соответствующие авторские права, предоставляющие корпорации исключительные возможности производить и продавать копии операционной системы. Стало быть, если кто-либо захочет установить на компьютер копию «Windows », у него нет другого выбора, кроме как заплатить Microsoft приблизительно $50. В таких случаях говорят, что Microsoft обладает монополией на рынке операционных систем «Windows».

    Принимаемые корпорацией Microsoft деловые решения не могут быть адекватно описаны при помощи модели конкурентных рынков, в соответствии с которой множество фирм предлагают существенно однородную продукцию, так что каждая из них оказывает ничтожное влияние на цену, принимая ее как данность. Напротив, монополия, такая как корпорация Microsoft, не имеет непосредственных конкурентов, следовательно, она обладает возможностью непосредственно контролировать рыночную цену своей продукции. В то время как конкурентная фирма является принимающей цену, монополия назначает цену на; предлагаемые рынку товары и услуги. Конкурентная фирма принимает цену на произведенную продукцию как данность, после чего выбирает такой объем предложения, при котором цена продукции равна ее предельным издержкам. Напротив, цена, назначаемая монополией, превышает ее маржинальные издержки. В случае с операционной системой «Windows» предельные издержки ее производства — то есть дополнительные издержки, которые несет Microsoft при изготовлении еще одной копии системы на гибких дисках - составляют всего несколько долларов. Следовательно, рыночная цена известной операционной системы многократно превышает маржинальные издержки фирмы-производителя.

    Практика установления монополией высоких цен на продукцию вряд ли вызывает удивление. Может показаться, что у покупателей нет иного выбора, кроме как приобретать товар по той цене, которую установит единственный поставщик. Но если это так, то почему Microsoft не назначает цену в $500? Или $5 тыс.? Причина в том, что если бы корпорация «заломила» слишком высокую цену, число приобретающих ее программный продукт потребителей резко сократилось бы. Покупатели отказались бы от приобретения компьютеров, переключились бы на другие операционные системы или «пиратские» копии. Монополии не имеют возможности достичь любого желаемого ими уровня дохода, так как высокая цена ведет к снижению количества приобретаемого покупателями товара. Хотя монополия и управляет ценой на товары, возможности получения ей прибыли ограниченны.

    Изучая решения монополий об объеме выпуска и назначении цены на товары, можно рассмотреть последствия их существования для общества в целом. Фирмы-монополии, так же как и конкурентные фирмы, преследуют целью максимизацию прибыли. Но движение к одной и той же цели влечет за собой различные последствия. Преследующие исключительно эгоистические интересы покупатели и продавцы на конкурентных рынках независимо от их воли направляются «невидимой рукой» к обеспечению всеобщего экономического процветания. Но поскольку монополии удалось избежать контроля конкуренции, результат функционирования монополистического рынка часто не соответствует интересам общества в целом [10,348].

    Монополия — это тип рыночной структуры, при котором весь объем отраслевого предложения концентрируется у одного продавца, реализующего продукт, не имеющий близких заменителей, а появление в отрасли других продавцов заблокировано. Такое положение возможно только в случае наличия чрезвычайно высоких, непреодолимых барьеров проникновения в отрасль или выхода из нее, что и является причиной существования монополий. Способствующие формированию таких барьеров факторы являются источниками монопольной власти.

    Монополия — это безусловное доминирование на рынке одного продавца, способного оказывать влияние на рыночную цену. В качестве источника монопольной власти могут выступать исключительные права, предоставляемые производителю на ведение определенного рода деятельности или применение определенного способа производства. Такие права могут предоставляться органами государственной власти, как, например, в отношении предоставления услуг почтовой связи, производства опасных товаров и веществ, или муниципалитетами, как в случае с предоставлением прав на деятельность в сфере коммунального хозяйства или торговли. Субъектом установления исключительных прав может быть и фирма, как в случае с франшизой, когда она предоставляет другой фирме монопольные права на осуществление определенной деятельности в рамках установленной территории. Часто источником монопольной власти, хотя и ограниченной во времени, являются авторские права, контролирующие продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора (книги, музыкального произведения, программы для ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в течение 25 лет после его смерти в интересах его наследников). Реализуясь через патенты и лицензии, они позволяют их владельцу занимать монопольное положение на рынке какого-либо товара (услуги) или в применении в производстве некоей технологии [12,186].

    Лицензия — это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на данном рынке.

    Товарные знаки — это специальные символы, позволяющие узнавать («идентифицировать») товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, путающие потребителя.

   Патент — свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента. Конечно, патентовладелец может продать свою технологию или вообще ее не использовать, но это его право. И только получение патента на альтернативную технологию позволит конкурировать с фирмой-монополистом [11,121].

    Эффект законов и положений по патентному и авторскому праву очевиден. Поскольку они наделяют производителя монопольными правами, на рынке устанавливается более высокая в сравнении с конкурентной цена на товар. С другой стороны, легализация высоких цен (соответственно высоких прибылей) монопольных производителей побуждает компании и индивидов к деятельности в интересах общества. Возможность получения патента фармацевтическими компаниями стимулирует их к продолжению исследований; авторские права писателей поощряют их к созданию новых превосходных произведений. Таким образом, законы, регулирующие патентные и авторские права, несут с собой как выгоды, так и издержки. Положительный эффект законов — дополнительное стимулирование творческой активности, которое отчасти нивелируется издержками монопольного ценообразования [10,350]. Следует заметить, что именно патенты сыграли решающую роль в становлении таких гигантов, как «Ксерокс», «1ВМ», «Сони» и др[13,119].

    Источником монопольной власти может также служить контроль над производственными ресурсами. Если фирма обладает собственностью на весь объем предложения ключевого для производства какого-то товара ресурса, то это обеспечит ей и монополию на рынке данного товара.[12,186].

    Классическим примером монополии, возникающей вследствие обладания ключевым ресурсом, является южноафриканский алмазный синдикат DeBeers, контролирующий от 80 до 85% мирового предложения алмазов и бриллиантов. Хотя доля компании на рынке не достигает 100%, она достаточно велика, чтобы оказать существенное влияние на рыночную цену алмазов.

    Сколь велика власть над рынком, отчасти зависит от существования близких товаров-субститутов. Если люди рассматривают изумруды, рубины и сапфиры как вполне достойные заменители бриллиантов, власть DeBeers над рынком относительно ограничена. В таком случае любая попытка компании добиться повышения цен на алмазы приведет к тому, что потребители переключатся на приобретение других драгоценных камней. Но если люди считают, что эти камни значительно уступают алмазам, DeBeers получает возможность существенно влиять на рыночную цену последних.

Информация о работе Фирма в условиях чистой монополии