Фирма в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и какова социальная цена её власти, особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику в целом и экономику Украины в частности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………
1.Общая характеристика рынка чистой монополии…………………………..
1.1Сущность и возникновение монополии………………………………..
1.2Виды монополии…………………………………………………………
1.3Условия max-ции прибыли монополистом и монопольная власть…..
1.4Монопольное равновесие………………………………………………..
2.Ценообразование в условиях монопольной власти и социальная цена монополии………………………………………………………………
2.1Монопольная цена, лимитирующая цена и дискриминация цен…….
2.2Общественные издержки монопольной власти…………………………
2.3Антимонопольная политика……………………………………………
3. Монополизм в современных условиях Украины……………………………
Заключение………………………………………………………………………
Перечень ссылок……………………………

Файлы: 1 файл

курс микро.doc

— 655.00 Кб (Скачать)

  Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции по одной цене. Есть фирмы, которые устанавливают разные цены для разных покупателей на один и тот же продукт. Если цены, установленные для разных покупателей, отражают не различия в издержках фирмы, связанных с индивидуальным подходом к обслуживанию этих покупателей, то фирма осуществляет ценовую дискриминацию.

  Так, театр, устанавливающий цену на билет в 5 долларов для взрослых и 3 доллара для детей, осуществляет ценовую дискриминацию, поскольку издержки театра одинаковы для всех посадочных мест. Иначе обстоит дело, например, на бензоколонке, где цена одного галлона бензина на 4 цента ниже, если клиент платит наличными, а не с помощью кредитной карточки. Здесь просто учитывается разница в издержках при различных видах кассовых операций [10,202].

   Ценовая дискриминация – монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.

    Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии, ибо они устанавливают и контролируют цены. В условиях совершенной конкуренции образуется единая цена на благо и фирма не контролирует цену, а принимает ее как данную, поэтому ценовой дискриминации не возникает.

  Монополисты занимаются ценой дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают свою прибыль. Дискриминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.

  Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться (например, медицинские услуги: если вам сделали операцию по поводу аппендицита, то вы не можете перепродать ее своему другу по более высокой цене).

  Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:

  • продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высокую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, - более низкая;
  • блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с «дешевого» рынка на «дорогой» приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации;
  • покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.

    Ценовая дискриминация может возникать на базе разделения рынка труда по формам собственности, отраслевой принадлежности фирм-производителей или потребителей, а также в зависимости от того, предметом потребления или средством производства является покупаемое благо.

  Понятие ценовой дискриминации ввел в экономическую науку в первой трети в. А. Пигу, но само явление было известно и ранее. Пигу различал три вида (или степени) ценовой дискриминации.

  Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны. Данный вид ценовой дискриминации допускает персональное и межличностное различение цен спроса. Исходя из этого, ее нередко называют совершенной ценовой дискриминацией.

  Ценовая дискриминация первой степени представлена на рис. 2.7

 

Рисунок 2.7.  Совершенная ценовая конкуренция

 

  Оптимальный выпуск монополии находится в точке L при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (MC и MR) и составляет при цене . Излишек потребителей равен площади AL, излишек продавца равен площади . Монополист присваивает себе весь потребительский излишек AL, который при совершенной конкуренции, при объеме производства , был присвоен покупателем.

   Поскольку монополист не может иметь полную информацию о функциях спроса всех возможных покупателей своего блага, то этот вид ценовой дискриминации в чистом виде невозможен. Определенное приближение к чистой ценовой дискриминации возможно при незначительном количестве покупателей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей.

    Ценовая  дискриминация второй степени  имеет место, когда цены блага  одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости  от объема покупок. Следовательно, связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимает нелинейный характер, а цены называются нелинейными, или многоставочным тарифом.

    При  этом виде ценовой дискриминации  блага группируются в определенные  партии, на каждую из которых устанавливаются различные цены. На практике этот вид ценовой дискриминации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ.

    Ценовую дискриминацию второй степени проиллюстрируем на рисунке 2.8.

Рисунок 2.8. Ценовая дискриминация второй степени

 

    На  этом рисунке весь выпуск благ  монополист разделил на три  партии и каждую реализует  по разным ценам. Предположим, что  первые единиц блага будут продаваться по цене , следующие единиц – по цене , следующие единиц – по цене .

    Таким образом, общая выручка монополиста от реализации единиц блага равна площади прямоугольника 0 A , от реализации Q2 единиц – площади фигуры 0P1AKBQ2, от реализации Q3 единиц – площади всей заштрихованной фигуры.

    Из  рисунка видно, что выручка от  реализации Q3 единиц по единой цене P3 равна площади прямоугольника 0P3CQ3, а выручка, обозначенная площадью фигуры P3P1AKBL (потребительский излишек), присвоена монополистом, исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса – это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист.

    Ценовая  дискриминация второй степени  нередко выступает в форме  ценового дисконта, или скидок (на объем поставок; кумулятивные скидки – сезонный билет на железной дороге; дискриминация во времени – различные цены на утренние, дневные, вечерние сеансы в кино; взимание абонементной платы в сочетании с пропорциональной оплатой объема купленного блага).

    Ценовая  дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене.

    Если  при ценовой дискриминации первых  двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой дискриминации третьей степени предполагается разделение самих покупателей на группы или рынки, где устанавливаются свои цены продажи.

    На  рис. 2.9 показана ценовая дискриминация третьей степени на двух рынках.

Ррррррррррррррррррррррррррррррррр155 ррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр

Рисунок 2.9. Ценовая дискриминация третьей степени

 

    Оба графика имеют общую вертикальную ось. Предельные издержки (MC) постоянны. На каждом рынке фирма – монополист, максимизируя прибыль при равенстве MR = MC, устанавливает более высокую цену (P1), по которой спрос на ее блага менее эластичен.

    Ценовая  дискриминация часто применяется  западными фирмами. Во многих  случаях она осуществляется регулярно, фирмы – монополисты систематизируют потребителей по предпочтениям, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и продают свои блага в соответствии с этой градацией.

    Чаще  всего к ценовой дискриминации фирмы – монополисты обращаются в ходе конкурентной борьбы для привлечения дополнительных покупателей.

    Оценка  ценовой дискриминации неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительный аспект заключается  в том, что она дает возможность расширить границы объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой – монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться.

    К  отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно отнести, в частности, неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.

    Во  многих странах некоторые виды  ценовой дискриминации запрещены  законодательно. Так, в США закон не разрешает фирмам – производителям реализовывать свои товары крупным магазинам по ценам, которые ниже цен в розничной торговле, чтобы не допустить разорения мелких магазинов. В Канаде запрещена ценовая дискриминация лишь в тех случаях, когда товары одного качества и количества реализуются по разным ценам [4,151].

    Ценовую дискриминацию часто считают несправедливостью. Многие люди испытывают раздражение, узнав, например, что человек, сидящий впереди них в самолете, заплатил за билет меньше, чем они.

    Законы, запрещающие некоторые виды ценовой дискриминации, были приняты на самых разных законодательных уровнях – от федерального до местных. Наиболее известен из них закон Робинсона-Патмэна.

    На  примере университетских студенческих  стипендий можно тем не менее  убедиться, что ценовая дискриминация в некоторых случаях приносит не только вред, но и пользу. Так, многие студенты из числа тех, кто не может платить за обучение, все-таки посещают колледж. Ценовая дискриминация позволяет студентам покупать билет на самолет

 

 

2.2 Общественные издержки монопольной власти

 

 

   Впервые, количественную оценку ущербу, наносимому монополией, дал американский экономист А. Харберлер в 1954 году [4,145].

  Несмотря на то что рынок в условиях монополии является равновесным, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. Во-первых, в условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов. Во-вторых, объем выпуска в условиях монополии меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокращению общественного благосостояния. Допустим, что функция спроса D линейна, предельные издержки фирмы МС, а средние издержки АС. (Рис. 2.10.) В этом случае монопольный выпуск составит Qm против конкурентного Qk при соответствующих ценах Рт и Рк. Превышение монопольной цены над конкурентной означает, что часть потребительского излишка, равная площади прямоугольника (А), перераспределяется в пользу монополиста и присваивается им в форме монопольной прибыли. Меньший по сравнению с конкурентным объем монопольного выпуска свидетельствует о потере части потребительского излишка, равной площади треугольника (В), и части излишка производителя, равной площади фигуры (С).

    Общие потери благосостояния составят величину, равную сумме потерь со стороны потребителя и производителя, т.е. (—А — В) + (А — С), что даст величину потерь равную (В + С). Следовательно, суть проблемы состоит не в перераспределении благосостояния в пользу монополиста, а в том, что монополизм приводит к чистым потерям общественного благосостояния. Представляющие собою общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социальной ценой монополии. Причем, даже если часть монопольной прибыли будет перераспределена в пользу потребителей посредством ее налогообложения, полной эффективности достигнуто не будет, так как объем предложения в условиях монополии меньше конкурентного.

    Отсюда можно сделать вывод, что монополия, производя меньше оптимального объема и реализуя по ценам, превышающим предельные издержки производства, приводит к чистым потерям общественного благосостояния.

 

 

Рисунок 2. 10– Социальные издержки монополии

 


 

    При линейной функции спроса и неизменных предельных издержках (МС = АС) на уровне конкурентной цены Рк в условиях совершенной конкуренции потребительский излишек составит величину равную Qk(P-PJ/2. В случае с монополией он сокращается до QJP—PJ/2, а монопольная прибыль составит Qm(Pm—PJ- Если монополисту удается установить отдельную цену для каждой единицы продукции, то он перераспределит весь излишек в свою пользу. Однако при монопольном ценообразовании происходит не только перераспределение потребительского излишка, но и его сокращение на величину равную площади треугольника (В), представляющему собою разницу между потерями потребителей и выигрышем монополиста. Разница между потерями потребителей в потребительском излишке и выигрышем монополиста называется потерями «мертвого груза» (W) и определяется как W= (APAQ)/2, где АР = Pm—Pk, &AQ = Qk—Qm- Определив относительную величину монопольной надбавки к цене d — (Pm—PJ/Pk — = АР/Рк и выразив через нее эластичность спроса Ed = (AQ/QJ/fAP/'/PJ = = (AQ/QJ/d, мы можем определить AQ = Edd Qkn АР = Pkd. В этом случае потери «мертвого груза» будут равны W= 1/2 QkPk EdcP.


    Потери «мертвого груза» — не единственная форма снижения эффективности в условиях монополии. Отсутствие давления конкурентных сил позволяет фирме функционировать не в оптимальном режиме, так как возникающую при этом не эффективность она может компенсировать за счет имеющейся рыночной власти. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимальных размеров, называются Х-неэффективностью. Она может проявляться в форме излишних производственных мощностей, чрезмерного управленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу. Главное же в том, что причиной ее является не неспособность оптимизировать производство, а недостаток конкуренции.

Информация о работе Фирма в условиях чистой монополии