Фирма в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и какова социальная цена её власти, особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику в целом и экономику Украины в частности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………
1.Общая характеристика рынка чистой монополии…………………………..
1.1Сущность и возникновение монополии………………………………..
1.2Виды монополии…………………………………………………………
1.3Условия max-ции прибыли монополистом и монопольная власть…..
1.4Монопольное равновесие………………………………………………..
2.Ценообразование в условиях монопольной власти и социальная цена монополии………………………………………………………………
2.1Монопольная цена, лимитирующая цена и дискриминация цен…….
2.2Общественные издержки монопольной власти…………………………
2.3Антимонопольная политика……………………………………………
3. Монополизм в современных условиях Украины……………………………
Заключение………………………………………………………………………
Перечень ссылок……………………………

Файлы: 1 файл

курс микро.doc

— 655.00 Кб (Скачать)

    Вопрос: «Как следует производит?»  имеет для монополии еще один  аспект. До сих пор мы исходили  из допущения, что монополист  относится к кривой издержек  как к данности. Если же допустить к рассмотрению возможность предпринимательства, то и технология, и издержки производства немедленно становятся величинами переменными. Отдельные экономисты считают, что по сравнению с фирмой, находящейся в ситуации совершенной конкуренции, у монополиста есть больше побудительных мотивов к тому, чтобы осуществлять инвестиции, исследования и разработки, нацеленные на снижние издержек. В условиях совершенной конкуренции, утверждают эти эксперты, нововведение будет скопировано конкурентами и прибыль от внедрения быстро обратится в ноль. Монополия в силу своего положения располагает большим запасом времени: у нее нет прямых конкурентов. Если это действительно так, то тенденция, в соответствии с которой средние издержки быстрее уменьшаются в условиях монополии, может «перевесить» любую неэффективность. Последняя проистекает из того, что монополия не отдает предпочтения минимизации издержек, как это делает фирма при совершенной конкуренции [5,198].

 

 

2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ  В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ  И СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА МОНОПОЛИИ

 

2.1 Монопольная цена, лимитирующая  цена и дискриминация цен

 

 

    Особого внимания требует  вопрос ценовой политики монополистических  образований. Последние, как уже  говорилось выше, используя свое  монополистические положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены — монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.

    Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует - монополист или монопсонист. В обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную цену. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную "дань", которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.

    Итак, определяющая особенность чистой монополии как модели рынка состоит в том, что одна фирма олицетворяет собою отрасль. В силу этого кривая спроса на продукцию монополиста есть ни что иное как кривая рыночного спроса. Поэтому важнейшей характеристикой, отличающей фирму-монополиста от совершенно конкурентной фирмы, как уже говорилось ранее, является принципиальное различие в ценовой эластичности спроса на их продукцию. Спрос на продукцию монополиста не является абсолютно эластичным. Кривая его средней выручки совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельной выручки будет располагаться ниже кривой рыночных цен. Это означает, что в условиях монополии предельная выручка не равна цене (рис. 2.1).

 

Рисунок 2.1. Спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции и абсолютной монополии

 

    Являясь единственным продавцом, монополист способен оказывать влияние на цену своей продукции. Однако такое влияние не является произвольным. Во-первых, в соответствии с законом спроса цена на продукцию монополиста будет функцией объема его предложения. Поэтому он может регулировать цену лишь посредством изменения объема своего предложения. Во-вторых, сталкиваясь с убывающей кривой спроса, монополист должен так регулировать объем предложения, чтобы оставаться на эластичной части кривой спроса, где изменения цены и предложения сопровождаются ростом совокупной выручки.

 

 

Рисунок 2.2. Краткосрочное предложение фирмы в условиях абсолютной монополии

 

 

    Руководствуясь принципом максимизации прибыли, монополист выберет объем предложения , для которого МR = МС, что при спросе на продукцию монополиста даст цену (рис. 2.2). Как и в случае совершенно конкурентной фирмы, в краткосрочном периоде монополист будет осуществлять предложение до тех пор, пока имеет место некоторое превышение цены над средними переменными издержками. Для фирмы-монополиста это означает, что при кривой спроса, расположенной ниже кривой средних переменных издержек не существует оптимального объема выпуска. При соответствующем спросе на продукцию и данном для этого объема выпуска уровне средних издержек прибыль монополиста составит: - темный прямоугольник.

    Так как кривая предельной выручки монополиста располагается ниже кривой рыночных цен , то, во-первых, назначаемая монополистом цена превышает значения предельных издержек производства для любого объема предложения, что является свидетельством реализации рыночной власти, и во-вторых, выбираемый им объем выпуска меньше оптимального, что говорит о неэффективности производства. Таким образом, хотя в моделях и совершенной конкуренции и монополии фирмы руководствуются одним и тем же принципом оптимизации предложения МR = МС, при аналогичных функциях производства и спроса, результат будет разным. Монопольная цена за единицу продукции выше конкурентной, а объем предложения монополиста меньше конкурентного предложения .

    Наличие у монополиста рыночной власти отнюдь не означает, что наценка над предельными издержками устанавливается им произвольно. Устанавливая цену, он руководствуется правилом, общим для всех обладающих рыночной властью фирм.

(2,1)

    Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки производства на величину обратно пропорциональную эластичности спроса [12,190].

    Тут следует  отметить, что даже обладание большой рыночной властью не означает, что монополист взимает максимально возможную цену, поскольку в условиях убывающего спроса это не обеспечивает ему максимальной прибыли, а также то, что само по себе обладание рыночной властью не является гарантией получения прибыли. Поскольку прибыль зависит не только от цены, но и уровня средних издержек, что при определенном их сочетании (в случае падения спроса) может принести убытки.

    Так как в условиях чистой монополии вход в отрасль других фирм блокирован, то решение монополиста об изменении, масштабов производства зависит только от соотношения кривых рыночного спроса и долгосрочных средних издержек. Причем в отличие от рынков с совершенной конкуренцией, где рыночные силы принуждают фирмы производить с минимальными долгосрочными средними издержками, монополист может выбрать любой объем выпуска, позволяющий извлекать максимальную прибыль. (Рис. 2.3.) Достигая равновесия при MR = LRMC, монополист выберет объем предложения для спроса D и для спроса Поскольку и в том и в другом случае он производит с издержками выше минимальных, то это указывает на неэффективность использования ресурсов. В первом случае из-за неполного использования имеющегося при данном объеме спроса эффекта масштаба, а во втором — из-за действия отрицательного эффекта масштаба.

 

Рисунок 2.3. Долгосрочное предложение фирмы в условиях абсолютной монополии

 

    Так как равновесное количество обусловлено уровнем спроса, то использование всего эффекта масштаба возможно и при монополии ( ). Однако причиной этого является не конкуренция, а уровень спроса, при котором МС = Между тем проблема выбора оптимального, с точки зрения минимизации издержек, масштаба производства стоит и перед монополией, так как при прочих равных условиях позволит получить большую прибыль. Являясь единственным продавцом в отрасли, монополист может увеличить прибыль путем осуществления производства не на одном заводе, а на нескольких, каждый из которых обеспечивает минимальный уровень издержек. Это возможно в том случае, когда спрос, при котором , является кратным выпуску, обеспечивающему минимальные долгосрочные средние издержки. (Рис. 2.4.)

 

Рисунок 2.4. Оптимизация выпуска в условиях монопольного предложения

 

    В случае увеличения рыночного спроса монополист может увеличить предложение до объема Q путем расширения производства на одном заводе. В этом случае, осуществляя производство с минимальными краткосрочными средними издержками , он будет иметь долгосрочные средние издержки на уровне которые значительно превышают их минимальные значения, для объема выпуска равного q. Если характер спроса таков, что позволяет оптимизировать предложение на уровне кратном объему выпуска, дающего минимальные средние издержки, то построив два завода масштаба q, монополист увеличит суммарное предложение до 2q, что будет означать осуществление предложения при минимальных долгосрочных средних издержках, где . В результате, несмотря на снижение рыночной цены с уровня до суммарная прибыль монополиста возрастет как за счет снижения средних издержек производства, так и за счет увеличения предложения. При этом, правда, максимизация прибыли будет достигнута лишь при обеспечении равной эффективности использования факторов производства на обоих заводах.

    В условиях  монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом предложения, не существует. Из всего сказанного следует тот важный вывод, что решение монополиста об объеме предложения зависит не столько от кривых издержек, сколько от характера спроса. При этом главное значение имеют изменения в эластичности спроса, определяющей положение кривой предельной выручки, что для монополиста является решающим. Так как при смещении кривой рыночного спроса его эластичность для данного уровня иены может увеличиться, а может уменьшиться, то однозначного соотношения между ценой и объемом предложения не существует. При одном объеме предложения могут сформироваться разные цены (рис. 2.5), а одному уровню цены могут соответствовать разные объемы предложения (рис. 2.6). Поэтому для монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом предложения, не существует[12,189].

 

 

                        Рисунок 2.5.                                                Рисунок 2.6.

Зависимость цены и предложения монополиста от эластичности спроса

 

    Итак, рассмотрев долгосрочное равновесие в случае открытой монополии, можно сказать, что пока что фирма является единственным поставщиком продукции на рынок. Но она не защищена от конкурентов ни теми относящимися к издержкам преимуществами, которые есть у естественной монополии, ни законодательными барьерами, делающими возможность вход в отрасль – вотчину закрытой монополии. Как защищаться ей от возможных соперников? Какие варианты оптимального поведения находятся в ее распоряжении? Во-первых, она может взвинтить цену до уровня, обеспечивающего получение краткосрочной максимальной прибыли, и получать чистую экономическую прибыль до тех пор, пока цены вновь не упадут. Фирма должна примириться с тем, что рано или поздно на рынке появятся конкуренты и часть прибыли будет доставаться им. Очень часто фирмы именно так и поступают. Много примеров подобного рода можно найти в отраслях, производящих бытовую электронику. Фирма, впервые выбрасывающая на рынок компакт-диски, стереотелевизоры и т. д., практически всегда устанавливает на них высокую стартовую цену. Вскоре на рынок выходят фирмы, предлагающие аналогичную продукцию. Рынок превращается в олигополию, где фирме – лидеру может принадлежать все-таки весьма значительная доля. Однако рыночная цена будет уже существенно ниже начальной. В случае удачи, к моменту полного исчезновения чисто экономической прибыли исследовательский отдел предложит какой-нибудь новый вид продукции, который вновь позволит фирме пожать плоды временной монопольной прибыли. Нередко надежда даже на весьма краткосрочную монопольную прибыль становится мощным двигателем инновационного прогресса.

   Однако в ситуации открытой монополии у фирмы есть и иной выбор. Вместо того, чтобы устанавливать цену на уровне, дающем возможность получения краткосрочной максимальной прибыли, фирма может установить несколько меньшую цену. В этом случае прибыль будет умеренной по размерам, но зато рынок станет менее заманчивой мишенью для потенциальных конкурентов. Такая стратегия носит название лимитирующего ценообразования, поскольку она ограничивает краткосрочную прибыль с целью затруднения входа в отрасль возможных конкурентов.

   Анализ лимитирующего ценообразования связан с серьезными трудностями. Такая стратегия наиболее привлекательна для тех монополистов, которые имеют преимущества перед возможными конкурентами во всем, связанном с издержками. Например, компания, впервые выходящая на рынок, должна понести безвозвратные издержки на создание дилерской сети в целях ознакомления потребителей с новым торговым знаком. Может создаться и такая ситуация, при которой фирма-лидер сумела методом проб и ошибок достичь настолько низкого уровня издержек производства, который в принципе недостижим для любой фирмы – преследователя. Обладая таким преимуществом в издержках, фирма-лидер может получить чистую экономическую прибыль при столь невысокой цене, которая практически исключает опасность появления новых фирм в отрасли.

   Совершенно не обязательно, чтобы перед фирмой стоял абсолютно жесткий выбор: либо максимизация краткосрочной прибыли, либо лимитирующее ценообразование. Фирма вполне может установить промежуточную цену, которая будет усложнять и тормозить процесс появления новых фирм в отрасли (не исключая саму возможность такого появления). Фирма может вывести свою продукцию на рынок по высокой цене, а затем «скользить вниз вдоль кривой спроса» по мере того, как новые фирмы будут появляться на рынке. Число вариаций такого рода бесконечно. По мере того, как внимание руководства фирмы переключается с простеньких расчетов предельных издержек и предельного дохода, составляющих весь нехитрый катехизис «простого» монополиста, на поиск направления стратегических ударов и контрударов по потенциальным конкурентам, рыночная структура, названная нами открытой монополией трансформируется в олигополию [10,199].

   Модель  простой монополии построена  исходя из допущения, что все  единицы продукции, продаваемые  на протяжении определенного  периода времени, реализуются по  одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации, когда возможна перепродажа продукции. Например, весьма маловероятно, чтобы книжный магазин, расположенный на территории университетского городка (типичная монополия), стал вдруг продавать учебники по экономике студентам старших курсов по одной цене, а всем остальным – с 25%-й скидкой. Если даже он и попытается так сделать, то какой-нибудь сметливый второкурсник вскоре начнет покупать эти книги для их последующей перепродажи старшекурсникам по сходной цене. Вскоре продажа книг в этом магазине по исходной цене упадут до нуля.

Информация о работе Фирма в условиях чистой монополии